Развитие внимания у детей в возрасте 2–3 лет

Развитие внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет

Вы, конечно же, обращали внимание на то, как новорожденный вздрагивает от резкого звука и поворачивается в направлении его источника. Малыш пытается определить источник опасности, чтобы защититься. Таким образом у ребенка проявляется врожденный рефлекс, который со временем перерастает во внимание.

Но в этом процессе не обойтись без помощи взрослых. По мнению педагогов и детских психологов, родители должны приложить максимум усилий, чтобы создать все условия для развития внимания у ребенка.

Это связано с тем, что все физиологические и психические реакции запускает или притормаживает именно внимание. И результатом хорошо развитого внимания могут быть уникальное образное и логическое мышление, феноменальная память, железная сила воли. Рассмотрим процесс развития внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет.

В два года ребенок делает только то, что ему нравится, и внимание в таком случае называется непроизвольным (пассивным). Зависит оно от того, чем заинтересовался малыш. Чем интереснее объект, тем дольше он задержит внимание крохи. Не стоит удивляться, если ребенок вдруг оставит интересующее его занятие и займется чем-нибудь другим. Просто внимание в таком возрасте еще не стойкое.

В два с половиной года ситуация немного меняется. Малыш много разговаривает, и теперь с помощью речи вы сможете привлечь и удержать внимание малютки. Если сейчас кроха научится внимательно слушать, в школе ему будет намного легче. Поэтому, начинайте читать ребенку вслух, и просите пересказать услышанное.

Ваша главная задача способствовать превращению непроизвольного внимания в произвольное (активное). Чтобы вам легче было обучать карапуза, объясните ему, что каждое упражнение имеет цель. Расскажите ему, что требуется в итоге. При этом постарайтесь, чтобы результат заинтересовал малютку. Тогда малыш будет тренироваться, пока не достигнет поставленной цели. Обязательно хвалите ребенка за каждую победу.

Еще одно достижение на третьем году – умение переключать внимание. Проверить это очень просто. Подберите момент, когда кроха занят игрой, и спросите его о чем-нибудь. Возможно, вам придется повторить вопрос несколько раз, пока малыш его услышит. И если ребенок ответил вам и продолжает играть, значит, у него начало формироваться двухстороннее мышление. Уже в ближайшем будущем кроха с легкостью будет справляться с двумя занятиями одновременно.

В этом возрасте ребенок начинает понимать смысл сказок, песен и стихов о вещах, которых сейчас нет рядом. Это еще один шаг к развитию внимания у ребенка. Теперь, увидев на улице собаку, попросите малыша вспомнить, где он еще видел такое же животное. Можете поменяться местами: пусть кроха спрашивает, а вы отвечайте, и «случайно» ошибайтесь. Пусть он поправляет вас. Такие упражнения способствуют развитию активного внимания у ребенка.

Показатели развития внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет

2 года. Если вы укажите ребенку на какой-нибудь предмет (рукой или словом), он его внимательно рассматривает (опосредованное внимание).

2,5 года. Пытается заканчивать начатые игры. Происходит формирование привычного внимания – переходная стадия между пассивным и активным.

3 года. Может рассказать о предметах, которых в данный момент нет рядом. Ориентировочный рефлекс постепенно заменяется волевым усилием.

Игры на развитие внимания у детей раннего возраста

Игры на развитие внимания у детей 1-3 лет

Цель: развитие зрительного и слухового внимания.

«Зайчик и белочка»

Оборудование и материалы: картинки (по 4—5 штук) с изображениями морковок и орехов, две игрушки — зайчик и белочка.

Описание игры. Показать ребенку игрушки, затем посадить их в разных углах комнаты и напомнить, что зайчики любят морковку, а белочки — орешки. Дать ребенку «продукты» и попросить отнести зайчику все морковки, а белочке — орешки. Когда он справится с заданием, поблагодарить его от имени игрушек.

Примечание Аналогичную игру можно провести с другими персонажами.

«Кто что услышит?»

Оборудование и материалы: ширма, различные звучащие предметы (звонок, молоточек, трещотка с камушками или горохом, труба, звонок, бубен и т.д.).

Описание игры. За ширмой постучать молоточком, позвенеть в звонок, постучать в бубен и т.д. и предложить ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть четкими, чтобы ребенок легко мог их угадать.

«Угадай, что надо делать»

Оборудование и материалы: бубен, два флажка.

Описание игры. Дать ребенку по флажку в каждую руку и предложить слушать бубен. Если бубен звенит громко, ребенок должен поднять флажки вверх и помахать ими, если бубен звучит тихо — опустить флажки. Чередовать громкое и тихое звучания бубна не более 4-х раз, чтобы ребенок мог легко выполнить упражнение.

Примечание. Следить за правильной осанкой ребенка и точным выполнением движений.

«Солнце или дождик?»

Оборудование и материалы: бубен, картинки с изображением прогулки детей на ярком солнце и при дожде (дети бегут под навес).

Описание игры. Сказать ребенку: «Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда я стучу в него».

Читать еще:  Тромбоз глубоких вен

Повторить игру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.

«Вещи на столе»

Оборудование и материалы: разнообразные предметы (игрушки, книги и т. п.).

Описание игры. Разложить на столе или на ковре несколько предметов. Предложить ребенку внимательно посмотреть и постараться запомнить, в каком порядке они лежат. Затем смешать предметы и попросить ребенка разложить все как было.

«Угадай, на чем играю?»

Оборудование и материалы: музыкальные игрушки (барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и др.).

Описание игры. Показать ребенку поочередно музыкальные инструменты и спросить, как они называются. Если ребенок затрудняется ответить, нужно назвать инструменты и познакомить с их звучанием. Убедившись, что ребенок усвоил названия инструментов и запомнил их звучание, убрать их за ширму. Повторить игру на разных инструментах уже за ширмой. Попросить ребенка по звуку угадать, «чья песенка слышна». Если он легко справляется с заданием, его можно усложнить.

«Кто в домике живет?»

Оборудование и материалы: бумажные или картонные разноцветные домики (желтый, красный, синий, зеленый), 16 карточек с изображениями, соответствующими каждому цвету (по 4 предмета на каждый: например, желтый цыпленок, красный помидор, синий колокольчик, зеленый листок).

Описание игры. Положить перед ребенком два домика, например красный и желтый, и все карточки, соответствующие красному и желтому цветам. Предложить: «Давай назовем каждый предмет, его цвет и покажем домик, в котором он будет жить». С каждым новым заходом число домиков и, соответственно, карточек можно увеличивать.

«Делаем коллаж»

Оборудование и материалы: лист бумаги, клей, вырезанные из цветной бумаги картинки, сухие головки цветов, ленточки и т. п.

Описание игры. Сначала нужно продемонстрировать, как увлекательно делать коллаж. Прежде чем приклеивать картинки и цветы, красиво разложить их на бумаге. Показать разные варианты оформления. Предложить ребенку попробовать изготовить коллаж самостоятельно.

«Мини-пазл»

Оборудование и материалы: крупная картинка из журнала.

Описание игры. Дать ребенку картинку, чтобы он ее рассмотрел и запомнил. Затем разрезать на две части. Предложить ребенку собрать картинку заново. Если он успешно справляется, игру можно усложнять, используя две и более картинок: разрезать их пополам, перемешать и попросить ребенка собрать верно.

«Лото»

Оборудование и материалы: большая карта с изображениями знакомых ребенку предметов (посуда, одежда, игрушки), маленькие карточки с изображениями тех же предметов.

Описание игры. Предложить ребенку рассмотреть большую карту с изображениями предметов. Затем показать маленькую карточку и спросить: «Что здесь нарисовано? Правильно, грибок. А где здесь нарисован грибок? (Показать на большую карту.) Правильно, положи карточку на эту картинку». Затем показать следующую картинку и спросить: «А куда положим эту картинку?» (И т.д.)

Постепенно число больших карт и соответствующих картинок можно увеличить.

Особенности развития внимания у ребенка

Формирование внимания ребенка

По мнению психологов, существует 6 стадий формирования внимания у детей:

Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.

Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.

Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.

Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.

Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.

Произвольное и непроизвольное внимание

В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»

Читать еще:  Признаки образования тромбов

Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.

Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.

Игры на развитие внимания

Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.

Как развить внимание у детей, по возрастам

  • 0.0 Рейтинг
  • 757 Просмотров
  • Обсудить

Внимание является одной из функций, необходимых детям для полноценного развития, поскольку во многом влияет на память, мышление и речь. Педагоги и детские психологи уверены, что начинать развитие внимания нужно с пеленок. В этой статье мы поговорим о том, как развить внимание у ребенка с рождения и до 7 лет.

Развитие внимания у младенца

Пока ребенок совсем маленький, удерживать его внимание могут разнообразные яркие и музыкальные (издающие звук) предметы. Они могут быть журчащими, шуршащими или гремящими, с мигающими или просто светящимися лампочками, движущимися (к примеру, заводные машинки, танцующие либо поющие зверушки).

Для стимуляции внимания младенца немаловажную роль играет интерьер. Если малыша постоянно окружает одна и та же обстановка, его внимание не тренируется. Постарайтесь время от времени менять расположение детской кроватки, чтобы взору крохи открывался другой вид. Если это делать сложно, можно менять окружающие младенца предметы: допустим, картину на стене заменить цветастым панно. Кроме этого, вешайте на кроватке перед малышом разнообразные яркие и звучащие игрушки, меняйте постельное белье – если сейчас однотонное, то пусть через неделю будет, например, с каким-нибудь интересным рисунком.

На развитие внимания у детей, особенно до года, большое влияние оказывает музыка. К тому же она является одним из самых мощных стимуляторов нервной системы. Включайте крохе песенки из мультфильмов, ритмичные и спокойные мелодии, а также классические композиции Вивальди, Моцарта, Чайковского. Однако избегайте грустной и угнетающей музыки. Песни могут быть не только на русском. Если вы планируете с ранних лет обучать ребенка, к примеру, английскому языку, включайте ему также англоязычные песенки.

Игры на внимание для детей

Прежде чем мы перейдем к самим играм, рассмотрим некоторые правила, которые родителям следует соблюдать во время занятий с ребенком. Итак:

игры на развитие внимания нужно проводить, когда у малыша хорошее настроение и самочувствие, когда он не сонлив и не голоден;

для занятий важна концентрация внимания ребенка, поэтому проводите их в спокойном месте, без посторонних шумов и других отвлекающих моментов;

занимаясь с малышом, будьте доброжелательны и терпеливы, проявляйте восторг и интерес;

давая ребенку задание, убедитесь, что оно понятно для него, если нет, спокойно объясните.

Как развить внимание у ребенка в 2 – 3 года

В этом возрасте ребенок имеет уже достаточный словарный запас, многое понимает, даже если еще не все может сказать и объяснить. Малыши часто отвлекаются, поэтому для них нужны динамичные и яркие игры.

Встаньте напротив чада на расстоянии примерно 1 метра. Возьмите в руки мячик. Объясните ребенку, что он должен ловить мячик, когда вы говорите слово, обозначающее какое-нибудь животное. Если слово обозначает растение (дерево, цветок), мячик нужно просто отбивать рукой.

Разложите перед ребенком несколько рисунков, на которых изображены знакомые ему предметы. Быстро поднимите один из рисунков и подержите его перед глазами дитя секунды три. Затем спросите, что было изображено на рисунке, и попросите описать этот предмет.

Найдите несколько одинаковых предметов: пуговицы, маленькие мячики, варежки и т. д. Сложите все в одну коробку. Пусть малыш рассортирует все эти вещи, отыскав одинаковые предметы.

Как развить внимание у ребенка 3 – 4 лет

Для деток этой возрастной категории важна эмоциональная вовлеченность того, кто с ними играет. Поэтому проводя игры на развитие внимания, не скупитесь выражать свои эмоции и подбадривать ребенка.

Возьмите несколько предметов, знакомых малышу. Пусть их будет сначала три, например, мячик, кукла и чашка. Ребенок сначала должен внимательно на них посмотреть, затем отвернуться. Вы в этот момент убираете какой-нибудь из предметов. Когда малыш повернется, он должен определить, что поменялось. Можно также менять предметы местами. Когда ваше чадо будет лучше справляться с заданием, увеличьте количество предметов.

Вам понадобятся разные музыкальные игрушки: свистелка, дудочка, мини-пианино, барабан и т. д. Ребенок должен отвернуться, а вы в этот время играете на одном из инструментов. Пусть малыш угадает, что именно звучит. Можно добавить также другие звуки, например, шелест бумаги, звон ложки в стакане.

Читать еще:  Наследственные и приобретенные виды гемолитических анемий

Найдите яркие красочные картинки, к примеру, из детских журналов или книг. Попросите ребенка внимательно посмотреть на рисунок и описать, что он видит. Пусть малыш постарается рассказывать более подробно, в деталях. Дайте ему задание: пускай он найдет на рисунке некую мелкую деталь, которая не находится в центре и не бросается в глаза (это может быть капля на листочке или маленькая бабочка на цветке).

Как развить внимание у ребенка в 5 — 6 лет

Для данной возрастной категории детишек можно использовать предыдущие игры на развитие внимания, а также немного усложнить задания.

Гуляя с ребенком по парку, посещая магазин или другие места, попросите его присматриваться к тому, что он видит вокруг. Пусть малыш замечает разные детали: цвет лавочек, количество ступенек на лестнице и т. д.

Сложите в мешочек различные предметы: пуговицы, небольшие игрушки, кубики, ложку, книжечку и т. д. Ребенку следует засунуть руку в мешочек и на ощупь определить предмет, который ему попадется. Когда все предметы окажутся снаружи, пусть малыш разложит их в той последовательности, в которой их доставал.

Вы и ребенок должны стать напротив друг друга. Показывайте малышу разные физические упражнения: поднятие рук, ног, приседания и прочие. Начните сначала с 3-х несложных движений и попросите ребенка повторить их. По мере успехов ребенка задания можно усложнять.

Как развить внимание у ребенка 6 – 7 лет

Для развития внимания детей дошкольного возраста используйте более сложные игры.

Усложните предыдущую игру с физическими упражнениями, добавив к движениям звуки, цифры или слова.

Возьмите небольшую газетную статью, в которой ребенку нужно найти и вычеркнуть все буквы «а». Затем усложните задание: пусть малыш одновременно ищет и вычеркивает 2 или больше указанные вами буквы.

Играйте с ребенком в разные настольные игры: шашки, шахматы, крестики-нолики, домино и другие. Они также отлично развивают внимание дошкольников.

Развитие внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет

Каждый из нас замечал то, как новорожденный вздрагивает и пугается от громкого звука и резко поворачивается в сторону его происхождения. Так малыш реагирует, дабы определить опасность и защититься. Так у него появляется врожденный рефлекс, который плавно переходит в рефлекс внимания.

Но ребенок –это чистый лист, и без нашей помощи ему будет трудно развивать этот процесс. Мы, родители, должны приложить все усилия, чтоб у малыша правильно развивалось внимание, с этим согласны и педагоги и психологи.

Внимание запускает и тормозит все психические и физиологические реакции. Хорошего результата при развитии внимания можно достичь с помощью логики (логического мышления), образное мышление, память феноменальная и, конечно же, сила воли.

Давайте подробнее рассмотрим сам процесс развития внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет.

В 2 года малыш делает все по-своему, так, как ему нравится, и внимание в этом случае непроизвольное (пассивное). Все зависит от того, чем занят и что заинтересовало ребенка. Интересное занятие привлекает большее внимание ребенка. Но не удивляйтесь, если малыш вдруг бросает одно и хватается за другое, более увлекательное, для него, занятие. Это связано с тем, что внимание в таком возрасте довольно не стойкое.

немного все меняется. Ребенок начинает много болтать, с помощью разговоров можно подольше удержать внимание ребенка. Вам важно научить малютку внимательности и умению слушать, в таком случае, в школе, вашему ребенку будет намного легче. Начинайте в этом возрасте чаще читать сказки, книги, стихи вслух и просите малыша рассказать то, о чем вы прочитали.

Главная наша задача: способствовать превращению внимания из пассивного в активное. Для облегчения обучения, нужно объяснять, что каждое упражнение имеет свой результат, расскажите, что должно получится в итоге, но так, чтоб результат заинтересовал ребенка. В таком случае, малыш будет заниматься с интересом, и будет стремится достичь оставленной цели. Не забывайте хвалить за каждую победу, даже маленькую и не значительную.

у чится переключать свое внимание. Хотите проверить, умеет ли ваш ребенок это делать? Это очень просто! В момент, когда малыш чем-то увлечен, например игрой, спросите его о чем-нибудь. Если малыш сразу вам не ответил и не обратил внимания – не беда, повторите вопрос еще раз, пока вы не увидите реакцию. Если ребенок ответил вам, но продолжает заниматься своим делом, значит процесс начался и у малыша развивается двухстороннее внимание. Значит очень скоро он будет с легкостью совмещать два-три дела одновременно.

В три года ребенок начинает понимать смысл, прочитанного вами произведения, книги, сказок. Начинает понимать вещи, которых нет рядом в поле видимости. Вот еще один шаг к развитию внимания.

Гуляя , увидев на улице кошку, спросите ребенка напомнить вам, где он еще видел такое же животное. Можете поменяться местами: пусть кроха спрашивает, а вы отвечайте, и как бы «случайно» ошибайтесь. А он пусть поправляет вас. Такие упражнения способствуют развитию активного внимания у ребенка.

Показатели развития внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет

2 года. Вы указываете ребенку на любой предмет (жестом или словом), он его внимательно рассматривает.

2,5 года. Пытается заканчивать начатое занятие. Происходит формирование привычного внимания – это переходная ступень между пассивным и активным.

3 года. Ребенок может рассказать о предметах, которых в данный момент нет рядом. Ориентировочный рефлекс постепенно сменяется волевым усилием.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector