Содержание

Развитие памяти у детей

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Развитие памяти у детей – это неотъемлемая часть формирования личности. Благодаря обширному комплексу функций памяти, человек способен не только накапливать информацию, но и использовать её в будущем. Память играет большую роль в становлении мышления, психической зрелости, речевой активности и восприятии ребенка, поэтому необходимо вовремя начинать стимуляцию развития памяти. Вопрос о корректной помощи в развитии памяти у детей дошкольного возраста ложится на плечи педагогов и родителей. В данной статье мы расскажем об особенностях развития памяти, основных методиках, а также поделимся практическими руководствами к действию.

Дети дошкольного возраста ежедневно открывают для себя новые особенности окружающей их среды, а также узнают о собственных возможностях в этом мире. Вся полученная информация накапливается, а впоследствии воспроизводится при первой же необходимости. Этот процесс полностью отображает работу памяти. Сопоставление информации полученной в прошлом и теперешнем времени запускает работу мышления и восприятия, очередной раз доказывая, что развитие памяти непрерывно связано с иными познавательными процессами развития ребенка.

Стоит отметить, что сбор и обработка информации, оставшейся в памяти ребенка, имеет различия. Связано это с работой нескольких видов памяти. Каждый из видов памяти играет значимую роль на каждых этапах запоминания информации. Благодаря комплексной работе всех видов памяти человек имеет возможность обучаться новому, усовершенствуя знания полученные ранее.

Давайте разберемся в основных видах памяти и их особенностях

  • Зрительная память – это умение фокусировать внимание на определенных событиях, явлениях и образах, фиксируя полученную информацию в памяти.
  • Слуховая память – это способность запоминать информацию посредством слуховых образов.
  • Обонятельная память – образная память, напрямую связанная с работой обонятельных анализаторов.
  • Осязательная память – это психофизиологический процесс сохранения информации путем тактильных анализаторов.
  • Вкусовая память – работа вкусовых анализаторов, направлена на запоминание вкусов.

Исходя из типа и характеристики психической деятельности ребенка память делится на:

  • Двигательную — ориентирована на запоминание различных движений, их систематичности. Для детей данная память выполняет важную функцию в формировании двигательных навыков (ходьба, бег, моторика пальцев).
  • Образную — умение фиксировать информацию посредством шести основных органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный анализатор). Считается, что именно образная память главенствует в развитии детей дошкольного возраста.
  • Эмоциональную — память на эмоциональные ощущения. Дети дошкольного возраста особенно ярко выражают свои эмоции, в особенности, полагаясь на полученные ранее переживания (ощущения радости, огорчения, страха и другие).
  • Словесно-логическую — это вербальная память. Ребенок запоминает определения, высказывания, заключения.

Полученная ребенком дошкольного возраста информация может делиться на кратковременную память, так и долговременную, и оперативную.

Оперативная память позволяет зафиксировать определенные знания до того момента, когда они понадобятся для осуществления поставленных задач.

Кратковременная память характеризуется сохранением и воспроизведением информации сразу после ее получения.

Долговременная память отличается способностью накапливать информацию на неопределенное количество времени.

Также существует деление на произвольную и непроизвольную память. Их отличие в том, что непроизвольная заключается в поглощении информации путем погружения в процесс без приложения усилий, а произвольное запоминание – это умение старательно изучать информацию при помощи определенных черт характера (усидчивость, умение абстрагироваться, выделять главное).

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Дошкольный период является одним из наиболее благоприятным периодом для развития памяти. Характеризуется рядом особенностей – развитием мышления, восприятия, целевой определенности, количеству впитываемой информации, временем ее хранения и воспроизведения. У детей дошкольного возраста превалирует непроизвольная память, когда они запоминают лишь то, на что направлено их внимание, а также то, что вызывает наибольшую эмоцию.

В этот период дети отличаются развитием речевой активности, происходит накопление новых слов и выражений, что влияет на качество впитывания новой информации. Отсюда точные воспроизведения стихотворений, отрывок сказок, речи родителей и прочее. Важную роль отыгрывает ассоциативный способ запоминания, когда новый полученный опыт сравнивается с предыдущим, формируя новые знания и понятия.

Именно дети дошкольного возраста способны запоминать конкретные ситуации, а позже детализировано их рассказывать. Это и есть активная работа образной памяти, которая является сильным инструментом общего развития ребенка. Помните, что без должной поддержки, а также стимуляции педагогов и родителей, ребенку будет непросто развить в себе достойные характеристики запоминания. Старайтесь заинтересовывать ребенка в исследовании окружающего мира и получения новой информации, предлагая ему включать всевозможные виды памяти.

Так, исследование новых предметов будет развивать зрительную и осязательную память, чтение сказок или прослушивание музыки – слуховую, а рассказы взрослых – словесно-логическую.

Большую роль в развитии памяти дошкольника имеет его личная заинтересованность к событиям, явлениям и объектам. В связи с этим педагоги стараются создавать развивающуюся атмосферу на основе игры, придумывая различные мотивации. Например, предлагая ребенку довести сказочного героя до пункта назначения, останавливаясь у светофора, и изучая названия цветов.

Не забывайте про соблюдение дневных режимов, а также выбирайте способы развития памяти исходя из умений ребенка, чтобы не перегружать его. Чрезмерное поглощение информации не сделает ваше чадо гением, а лишь отобьет желание обучаться новому.

Итак, что необходимо для полноценного становления памяти у детей дошкольного возраста:

  • Поток свежей информации о событиях, явлениях, объектах, предполагающих запоминание.
  • Создание условий, которые располагают ребенка к деятельности, предполагающей задействование всех видов памяти (как самостоятельной, так и с наставником).
  • Подбор материала, для включения функций запоминания, исходя из интересов самого ребенка.

Проведите вашему ребенку тест на развитие долговременной и кратковременной памяти

Вам понадобится дидактический материал, стимулирующий память. Подготовьте 10-15 карточек, на которых изображены предметы, ранее изученных ребенком. Это может быть изображение транспорта, цветов, строений, кухонной утвари и прочее.

Разложите карточки перед ребенком и попросите запомнить их (время для запоминания 30-40 секунд). После чего соберите карточки и попросите назвать предметы, которые запомнились вашему ребенку.

Если ребенок назвал семь и более карточек – отличный результат работы кратковременной памяти.

Спустя 7-10 минут разложите перед ребенком карточки, которые он не назвал сразу (время для запоминания 30-40 секунд). Предоставьте ребенку возможность заниматься своими делами, а спустя час, попросите назвать предметы на карточках, которые ему запомнились. Это позволит оценить работу долговременной памяти. Шесть и более названых карточек говорят о высокой оценке долговременной памяти.

Тест на развитие образной памяти у детей дошкольного возраста

Подготовьте для проведения теста 6 карточек с изображениями, а также лист (поле), разделенный на 18 клеток, равных размеру карточек. Каждой карточке с изображением соответствует три поля, но изображения могут отличаться между собой:

  • 100% копия карточки с изображением;
  • изображение с одной отличительной деталью;
  • изображение, схожее лишь цветом или предназначением.

Суть состоит в том, что взрослый показывает оригинальную карту, а ребенок должен отыскать идентичную на карте (поле) из 18 клеток. За каждый правильный ответ (идентичная картинка) ребенку зачисляется три балла. За ответ, где изображение отличается одной деталью – 2 балла. За ответ, где изображение, схожее лишь цветом или предназначением – 1 балл. Другое — 0 баллов.

До 15 Б – низкий уровень образной памяти.
От 15 Б до 20 Б – средний уровень.
От 20 Б – высокий уровень.

Игры и упражнения на развитие памяти у детей дошкольного возраста

Отличное игровое упражнение для развития двигательной памяти — повторяй-ка.

Взрослый показывает движения, а ребенок повторяет. Начните с одного движения, но с каждым последующим разом увеличивайте нагрузку. Например, обернитесь вокруг своей оси в первый раз, а во второй не просто обернитесь, но и присядьте.

«Слово за слово». Упражнение развивает кратковременную механическую память. Взрослый называет одно слово и просит ребенка повторить его. С каждым разом к слову прибавляется еще одно, образуются словосочетания, которые ребенок должен повторять.

Читать еще:  Показания и правила проведения МРТ сосудов головы

«Хожу по следам». Взрослый и ребенок выбирают игрушку или предмет (можно несколько), который взрослый будет прятать в комнате. Важно выбирать определенную комнату для игры, не распространяясь на все комнаты жилища. Задача ребенка – найти игрушку.

Развить образную память поможет игра «Кого потеряли?»

Подготовьте карточки, на которых изображены предметы, или сами предметы (например, карточки с изображениями животных, цветные карандаши, столовые предметы и прочее). В зависимости от умений вашего ребенка, разложите перед ним 3 -6 карточек или предметов, дайте запомнить их, поговорите об их назначении, пользе и преимуществах, а потом попросите закрыть глаза. Уберите одну карточку или предмет, попросите ребенка открыть глаза и задайте вопрос: «Посмотри внимательно, кого потеряли? Кого здесь не хватает?».

«Нарисуй меня». Предложите ребенку повторить нарисованные вами фигурки, но не забывайте убирать с его поля зрения ваш листочек. Ребенок должен повторить рисунок так, чтобы он был максимально похож на ваш.

Развить слуховую память поможет упражнение «Что за звуки?»

Для проведения упражнения вам понадобятся игрушки или подручные предметы, способные издавать звуки (погремушки, крупы в банках, музыкальные инструменты). Расскажите и покажите ребенку эти вещи, пусть он послушает, как они звучат. После чего попросите его отвернуться спиной к вам, начните бить в барабан, например. Задача ребенка – назвать, какая игрушка или что издает этот звук.

«Что за запах?». Отличное упражнение для развития образной памяти, которое включает работу обонятельных анализаторов. Предложите ребенку сконцентрироваться на запахах, которые он ранее встречал в своей жизни. Вы можете предложить ребенку ощутить аромат цветка, фруктов, овощей, мыла, духов. Изучите каждый аромат вместе с ребенком, потом попросите его закрыть глаза, поднесите предмет к носу так, чтобы он почувствовал запах и назвал сам предмет.

Развить эмоциональную память помогут не только интересные упражнения и игры, но и положительные слова, направленные на ребенка (похвала, поощрение, слова любви и прочее). Практикуйте совместные игры в кукольный театр, чтение сказок, запоминание небольших стихотворений и песенок с эмоциональной окраской.

Тренировать ассоциативное мышления можно при помощи игры в ассоциации. Вы говорите ребенку слово (например, вкусно, тепло, круглый), а ребенок должен назвать собственные ассоциации, связанные с этим словом. Например, «вкусно»: мороженное, клубника, конфета, булочка, морковка. Подбадривайте ребенка, помогая ему придумать как можно больше слов.

10 простых способов улучшить память ребенка

Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться.

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их. Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.

Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

Читать еще:  Как распознать инсульт у женщины

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка. опубликовано econet.ru

Автор: Наталья Обрядина

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Развитие памяти у детей

Автор: admin · Ноябрь 14, 2019

Для того чтобы развить память у своего ребенка казалось бы не многое и нужно, всего-то знание правильных методик свободное время родителей, которое они могут посвятить обучению. Но для начала нужно разобраться, что, же такое память.

Итак, памятью называется процесс записи и хранения информации.

На таком языке это определение звучит гораздо понятнее.

Память бывает двух видов, это непроизвольная и произвольная . Первый тип памяти характеризуется тем, что человек запоминает что-то не специально, ведь например, часто, видя одну и ту же рекламу, мы начинаем запоминать ее слова, свершено не думая об этом. И произвольная память, когда человек что-то запоминает, специально используя свою волю. Память может влиять на процессы личности.

Кроме того память может делиться еще и по другой классификации, например, зрительная . Это когда человек держит у себя в голове определенную картинку, слуховая . Когда люди могут что-то заучивать, повторив это несколько раз, или опять же запоминание рекламы и двигательная память, когда человек без труда запоминает какие-то танцевальные движения.

Также память можно разделить на кратковременную и долговременную . Первый тип памяти держит в голове какие-то фразы несколько секунд, а второй тип памяти может запоминать целые предложения.

На самом деле существует еще несколько разновидностей памяти, но было сказано о самых основных.

Развитие памяти у детей – особенности, методы.

Как известно, что новорожденные дети памятью не обладают, но она развивается со временем, и проявляется, прежде всего, в узнаваемости. Если говорить о детках дошкольного возраста, то память у них развита на уровне автоматического запоминания, именно это время считается лучшим для изучения какого-то иностранного языка. Ведь основой изучения языка являются слова и словосочетания, которые запомнить дошкольнику удается быстро.

Что касается развития памяти у детей, то приступать к этому процессу нужно как можно раньше. Но такая задача ложится не только на плечи родителей, но и на плечи воспитателей и учителей. Многие подростки используют мысленные действия, чтобы о чем-то не забыть, наверное, все мы не раз ставили крестик на руке, чтобы совершить какое-то важное действие.

Стоит отметить и такой факт, что развитие речи дошколенка может зависеть от того насколько развита его память.

Существует много игр, которые помогают развивать мышление и память у детей. Самой распространенной игрой являются картинки. На несколько секунд ребенку нужно показать картинку, а потом убрать ее. Декам же предлагается описать, что на ней было изображено, лучше всего брать сюжетные картинки, или те на которых изображен пейзаж.

Не менее распространенной игрой является, найти различи между двумя картинками. Эту игру можно усложнить. Например, показывать не сразу две картинки, а поочередно.

Множество картинок на любой возраст «Найди отличия»

Также, наверное, все играли в игру, когда перед человеком лежит несколько предметов, он смотрит на них в течение тридцати секунд, потом отворачивается. А люди меняют местами предметы, и когда человек поворачивается, он должен рассказать какие предметы поменялись местами. Это довольно сложная игра, что порой не каждый взрослый сможет с ней справиться.

Эти игры могу развивать еще и внимание, и усидчивость у ребенка.

Как бы это не показалось странным, но для хорошей памяти ребенка нужно правильно питаться и вести здоровый образ жизни. Итак, ребенок должен каждое утро делать зарядку, и уделять ежедневно несколько минут физической активности. Также дошкольник должен спать не менее девяти часов в сутки. Для того чтобы развивался мозг и память у ребенка, организму необходимо чтобы расширялись его сосуды, а соответственно и улучшался кровоток.

Нужно часто кормить ребенка, не менее пяти раз в день, но порции должны быть небольшими. Такой режим питания будет поддерживать мозг в тонусе. В рационе ребенка обязательно должны быть следующие продукты: орехи, каши, овощи, фрукты, бобовые и рыба. Для того, чтобы улучшить память нужно принимать рыбий жир в любом виде, лучше в капсулах и кушать салаты заправленные растительным маслом, так как витамин Е хорошо влияет на память.

Сегодня написано очень много книг и рекомендации как можно улучшить память ребенка. Всех этих советов нужно придерживаться, так как они составлены умными людьми и являются действительно эффективными. Кроме того все рекомендации совершенно не сложные, и выполнять их не составит труда.

Отличная книга для занятий с ребенком. Интересно почитать.

Большая книга по развитию внимания, памяти и речи для малышей

Красочное развивающее пособие поможет развить речь, внимание и память ребёнка, расширить и обогатить его словарный запас, а также сделать каждое занятие интересным, познавательным и полезным. Крупные иллюстрации и игровые задания, разработанные на основе наглядных и словесных методов обучения, дадут возможность малышу легко запомнить названия различных предметов и их предназначение, научиться сравнивать и находить отличия, соединять часть и целое, подбирать слова-определения, слова-действия, близкие по значению слова, образовывать множественное число, составлять из отдельных слов предложения и небольшие связные рассказы по картинкам, пересказывать тексты, а также выучить наизусть замечательные стихотворения известных детских поэтов.
Адресовано заботливым родителям и любознательным малышам.

Смотрите так же:

  • КАК РАЗВИТЬ ВНИМАНИЕ
    У ДЕТЕЙ
    ПЕРЕЙТИ
  • ЗАПОМИНАЕМ БЫСТРО И НАДОЛГО
    МНЕМОТЕХНИКА В ПОМОЩЬ
    ПЕРЕЙТИ
  • ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ
    ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)» href=»https://promany.ru/igry-dlya-rebenka/dobbl-nastolnaya-igra» target=»_blank»>ЛУЧШАЯ НАСТОЛЬНАЯ ИГРА
    ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ
    ПЕРЕЙТИ

Виды памяти у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит развитие памяти. Чем старше ребенок становится, тем больше информации он усваивает. Тренировать память дошкольника можно при помощи простых методик, которые включают различные упражнения и игры.

Основные виды памяти

В психологии под памятью имеют виду ряд способностей, которые фиксируют полученный опыт, удерживают его в активном состоянии, для воспроизведения в будущем. В процессе задействованы механизмы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Развитие памяти влияет на становления личности ребенка.

Информация поступает к дошкольнику через органы чувств:

  • зрительные — запоминание видимых образов;
  • слуховые — все, что дошкольник воспринял через органы слуха;
  • вкусовые — воспоминания о вкусовых качествах съеденных продуктов;
  • обонятельные — запоминание различных ароматов;
  • тактильные — ощущения, которые были полученные вовремя контакта с предметом.

Важно! Каждый из вышеперечисленных видов необходимо развивать отдельно, путем задействования соответствующих органов чувств.

По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:

  1. Кратковременная. Информация задерживается в мозге на короткий период, через некоторое время исчезает. Может длиться всего 20-30 секунд.
  2. Долговременная. Полученный опыт сохраняются на протяжении длительного срока. Бывает механическим или смысловым.

Память дошкольника может быть, как непроизвольной (информация сохраняется сама по себе), так и произвольной (чтобы что-то запомнить, необходимо приложить усилия).

Какая память преобладает у дошкольном возрасте

Каждый этап развития памяти в дошкольном возрасте, имеет свои особенности:

  • У детей от 0 до года быстро развивается моторная память. Проявляется в виде условных рефлексов. В этот период малыш наблюдает за действиями своих родителей, и пытается повторить их. Запоминание будет эффективным, если обучение сопровождается яркими эмоциями.
  • От года до двух лет развивается Центральная Неравная Система. В этом возрасте преобладает образное запоминание. Малыш узнает лицо мамы и папы, делает первые шаги.
  • В 2-4 года припадает на быстрое развитие механической памяти у детей. Ребенок начинает запоминать слова и логически мыслить.
  • У дошкольников 4-6 лет лидирует непроизвольное запоминание. Они обычно усваивают ту информацию, которая кажется им интересной.

Со временем у малышей укрепляются механизмы запоминания, и улучшается качество мышления. Дети становятся более способными к обучению.

Специфика особенностей запоминания в дошкольном возрасте

Механическая память

У дошкольников хорошо развита механическая память. Они без особого усилия запоминают, а затем воспроизводят то, что увидели или услышали. Главное чтобы информация вызывала интерес. Иногда ее называют «зубрежкой», смысловая часть материала отходит на второй план. Словесный запас быстро усовершенствуется и увеличивается.

Зачем необходимо развивать память дошкольников

Крохе совсем не обязательно все знать и помнить. Но, все же благодаря хорошей памяти, ему будет легче учиться, и жить. Развитие памяти у детей дошкольного возраста улучшает работу таких процессов как: внимание, мышление, воображение. Чем старше ребенок становиться, тем процессы запоминания работают лучше. Все это и за того, что ребенок совершенствует технику усвоения новой информации.

Важно! Тренировать память нужно самого раннего возраста, это даст возможность в будущем применять полученные навыки и умения.

Читать еще:  Лечение геморроя после родов при грудном вскармливании

Методики развития разных видов памяти у дошкольников

Память один из главных психических процессов, без которых невозможно развитие интеллекта малыша. Этой теме посвящено много дипломных работ,курсовых, а также рефератов. Специалисты разрабатывают новые приемы и методики, которые улучшают когнитивные способности ребенка.

Тренировать и улучшать зрительную процессы запоминания нужно с раннего возраста. Суть применяемых методик в запоминании и в дальнейшем узнавании изображений животных, птиц, растений, цветов. Для детей постарше могут выбирать карточки с изображением букв и цифр. Тренировать память дошкольника можно при помощи простых методик, которые включают различные упражнения и игры.

Упражнение «что здесь не так». На столе лежит от 4 до 7 картинок, ребенку необходимо запомнить, что изображено на ней. Затем кроха оборачивается, воспитатель или родитель убирает одну картинку. Малышу необходимо понять, что изменилось.

Упражнение «что здесь не так»

Развитие слуховой памяти можно начать с изучения, звучания музыкальных инструментов. Хорошо усваивается информация во время прочтения стихов, поговорок. Новые слова со временем войдут в активный словарь ребёнка.

Для тренировки долговременной памяти можно поиграть в «вспомнить все». Пусть малыш припомнит и расскажет о событиях вчерашнего дня. Рассказ должен быть максимально подробным.

Методики развития произвольной памяти у дошкольников

Произвольная память направлена на запоминание определенной информации, ребенок ставит перед собой задачу сначала запомнить, а затем вспомнить.

Важно! Развитие произвольной памяти, одна из предпосылок готовности ребенка к усвоению и обучению в школе.

Развитие произвольной памяти включает такие этапы:

  • выделение цели;
  • внимательно выслушать задание;
  • активное запоминание нужной информации.

Для тренировки можно зачитать дошкольнику десять не связанных по смыслу слов. Затем после прочтения ребенок должен воспроизвести их. Засчитываются только правильные ответы. Данная методика позволяет наблюдать затем, как развиваются умственные способности ребенка за определенный период времени.

Для занятия понадобится пять разноцветных карточек. В течение пятнадцати минут малыш должен запомнить, где и как лежат карточки. После чего они закрываются листом бумаги. Малыш должен самостоятельно разместить, цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходником.

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем

Память дошкольников характеризуется развитием наглядно-образного запоминания.Маленьким детям свойственная фотографичность, что видят то и помнят. Это значит, что наглядный материал воспринимается лучше вербального. Чтобы запомнить стих, ребенку необходимо несколько раз его повторять. Чтобы дети не потеряли интерес к стихотворению, можно использовать картинки по смыслу. После завершения прослушивания, малыш легко воспроизведет то что увидел. Такой метод ускоряет изучение стихотворения.

Картинно-графическая схемы к потешке «Наша Маша» Н.Бурачевской

Успех методики заучивания стихов на основе картинно-графических схем зависит от формирования смысловой связи между строками стиха и картинкой. Изображение помогает малышу, осмыслит и повторить услышанное. Две или четыре строчки сопровождаются определенным рисунком.

Важно! Заучивание стихов при помощи картинок подходит для занятия с детьми с нарушениями речи и задержкой психического развития (ЗПР). Особенностью методики, является усовершенствования долговременного запоминания и развития речи.

Развитие образной памяти у детей

Образная память тесно связана с запоминание и воспроизведением прошлого опыта. Детям трех — шести лет легче запомнить именно образы, они могут быть как единичными, так и множественными.

К методам развития образной памяти относят:

Успех данных методик зависит способность вызывать интерес у малышей. Для игр стоит выбирать объекты сложных форм, ярких цветов, различных оттенков.

Тренировка образной памяти

Эффективнее всего будут групповые занятия. Создать группу можно из членов семьи или привлечь детей со двора.

Существует несколько вариантов тренировок:

  1. «Бросай-лови». Дошкольники делятся напары. Каждому игроку дают мяч. После того как прозвучит слово стоп или цифра, дети бросают другу мяч, цель поймать его.
  2. «Назови слово». Взрослый называет букву, ребенок должен придумать слово на нее. Если малыш не знает или ищет кратчайший путь, может воспользоваться подсказкой других участников.

Полезны также индивидуальные занятия. Собираясь на прогулку, кроха может перечислять одежду, прежде чем надеть ее. Малыш, не видит вещей, должен назвать цвета и наименования.

Важно! Можно продемонстрировать рисунки с различными ситуациями. На одном рисунке изображена реальная ситуация, на второй вымышленная. Дошкольник должен назвать вымышленную ситуацию. Ребенку зачитываются 10 или 12 слов, из которых необходимо составить осмысленный рассказ.

Как облегчить заучивание новой информации

Ребенку без хорошей памяти трудно добиться успехов. Приемы легкого запоминания облегчат заучивания новой информации:

  1. Совместное чтение книг с родителями. Затем идет предсказывания текста, обсуждение героев. Такой прием развивает любознательность и улучшает процесс заучивания в краткие сроки.
  2. Пусть ребенок учит стих по паре строчек, но каждый день, пока не выучит весь.
  3. Яркие презентации облегчают процесс заучивания.
  4. Организация режима сна и отдыха помогает усвоению информации. Это значит, чем больше надо запомнить, тем качественней должен быть сон. Ребенок должен проводить не менее 2-3 часов на свежем воздухе.
  5. Некоторые продукты улучшают память. В рационе ребенка должны присутствовать, яблоки, виноград, авокадо и молочные продукты.

Процесс усвоение новой информации во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют своему чаду. Наиболее ранние воспоминания включаются процесс становления личности, именно в этом периоде у дошкольников преобладает внимание и память. Развивающие игры, чтение книг, рисование и пение все это способствуют развития запоминания.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Развитие памяти у детей

Примерно на четвертом месяце жизни у ребенка начинает проявляться начальная форма образной памяти — узнавание знакомых лиц и предметов. В возрасте от одного года до трех лет развивается способность непроизвольного запоминания. Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста, впервые, в связи с активным участием в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, и, во-вторых, в связи с постепенным привлечением дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших.’

Ошибочно считать, что дошкольникам свойственно лишь меаническре запоминание. Наоборот, для них более характерно •осмысленное запоминание: прежде чем что-нибудь запомнить, дети Стараются понять то, что от них требуется. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. В дошкольном возрасте словеснологическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

В связи с поступлением в школу происходит значительная перестройка, и, развитие памяти. Память постепенно становится все более организованной, регулируемой и управляемой психической деятельностью. Процессы памяти все более и более приобретают характер произвольных процессов, постепенно развивается и совершенствуется словесно-логическая память, хотя в младшем школьном возрасте наглядно-образная память еще продолжает сохранять большое значение.

Приступая к обучению в школе, дети уже способны к произвольному и осмысленному запоминанию. Однако эта способ> вдеть у них еще развита* слабо. Поэтому учителю необходимо ‘.особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники научились произвольно и осмысленно запоминать учебный материал. Этому, в частности, способствует достоянное соотнесение, связывание нового материала с усвоенным ранее. Тогда новые знания усваиваются осмысленно, в соответствующей последовательности и системе. Однако без помощи учителя младшие школьники самостоятельно не справляются с этой задачей.

Важно воспитывать у школьника установку на длительное сохранение в памяти учебного материала, что связано с постоянной и систематической проверкой знаний не только по изучаемому в данное время материалу, но и по тому материалу, который изучался раньше.

При организации учебной деятельности школьника необходимо учитывать влияние на успешность запоминания интересов, эмоционального отношения к учебному материалу, активной работы с ним. При преподнесении учебного материала следует по возможности адресоваться к различным анализаторам (зрительному, слуховому и двигательному), так как это благоприятствует лучшему закреплению и так как в каждом классе встречаются учащиеся различных типов памяти.

Надо систематически знакомить учащихся с приемами рационального запоминания, о которых речь шла выше, не рассчитывая на то, что школьники по мере приобретения опыта учебной работы сами найдут их.

И наконец, учителю важно знать индивидуальные особенности ‘памяти своих учеников: это даст ему возможность, с одной стороны, опираться на более сильные стороны их памяти, а с другой — целеустремленно работать по совершенствованию слабых сторон памяти учащихся.

Вопросы для повторения

1. Что называется памятью?

2. В чем заключаются физиологические механизмы памяти?

3. Охарактеризуйте различные виды памяти. . Предложимте учащим*» в течение 30 «екун-д рассмотреть рисунок и, убрав его, попросите нарисовать те фигуры, которые дети запомнили (воспроизведение). Потом покажите рис. 23,6 и предложите узнать на этом рисунке те фигуры, которые они видели на р.ис. 23,а (узнавание). Сравните полученные результаты.

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector