Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным

Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться?

Детская самостоятельность – это необходимость.

Об этом знают практически все родители, при этом частенько пренебрегают этим правилом. Почему? Мы взрослые часто спешим, не хватает времени, а иногда и терпения: «Ну что ты копошишься?! Давай я быстро тебя одену, обую, а то опаздываем!» Знакомо? И вот ребенок растет, возможно, он уже одевается сам, но за него решают родители задачку по математики, потому что давно пора уже ложиться спать. Готовят портфель на завтра и одежду, потому что обязательно он что-то забудет.

В результате такой «помощи» ребенок трудно адаптируется к школе, а еще трудней к изменяющимся ситуациям. Можно застраховаться заранее от таких нежелательных последствий? Конечно, если с раннего детства (1,5 – 3 года) следовать определенным правилам:

Даже если ребенок трудно справляется сам в какой-то ситуации, но имеет уже определенные навыки, спокойно даем ему время для решения своей задачи. Споткнулся и упал, реакция родителей, не — о, ужас! Какой плохой ковер, давай его побьем, а мудрая.

— Давай, поднимайся малыш. Ты уже можешь сам.

Если вам не нравится, что делает ребенок, вместо поучительного «ну что ты натворил!» стоит вовлекаться в процесс и сменить деятельность ребенка незаметно, играючи.

Самостоятельность развивается, когда пробуждается интерес к окружающему миру методом «посмотри», «потрогай», «пощупай», «погладь».

И самый главный момент, научитесь доверять своему ребенку. С ранних лет даем установку: «Ты у меня молодец!», «Хорошо справляешься!», «Классно, оригинально у тебя получилось!»

Самостоятелен ребенок тот, кто способен сам ставить свои цели и сам их достигать, способный решать свои проблемы за свой счет: понятно, в соответствии со своим возрастом.

Две главные стороны самостоятельности — это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу.

В 3 года самостоятельный ребенок сам завязывает себе шнурки, в 7 лет может сам сделать себе завтрак и постирать свои вещи, в 8 лет самостоятельно может качественно делать свои уроки.

Первое и самое простое в воспитании самостоятельности — это не воспитывать несамостоятельность. Да, к сожалению, многие родители, и чаще мамы, делают это весьма настойчиво. Несамостоятельность воспитывается так же, как и любое другое умение и черта характера: в первую очередь с помощью внушений и подкрепления несамостоятельного поведения.

«Не ходи! Не бегай! Да кто тебя спрашивает, бестолочь! Тебе ничего нельзя доверить» — ну и что ждать после такого?

Если мама всего боится, ее ребенок самостоятельным не вырастет. И что делать? Признать, что мужское воспитание более продуктивно, перестать ему препятствовать и, напротив, поддерживать воспитательную активность мужа.

Рассказ участницы летних тренингов в Синтоне. Рядом с нами в палатке живет мальчик Данила, ему 6 лет, всегда живой, энергичный и самостоятельный. Я его спрашиваю: «- Слушай, Данила, а ты можешь дров нарубить? — Конечно, могу. — А сестру Настю накормить? — Я и так ее кормлю. — А палатку поставить? — И палатку поставить могу, мне папа уже доверял. — Данила, почему же ты все можешь? — Ну, я же мужчина!

Данила уверен в себе и самодостаточен. Спрашиваю маму, как она этого добилась? Она говорит: «Я отношусь уже не к проблемным родителям, но еще и не к продвинутым. Данилу воспитывает в первую очередь мой муж, за что ему большое уважение с моей стороны. Моя задача – не саботировать, просто идти за ним, не мешать». А что такого делает с ребенком муж? «Он делает две вещи, которые трудно делать мне: он не боится давать ребенку большую свободу и одновремено учит его беспрекословному послушанию. Я боюсь разрешать Даниле играть большим острым ножом или рубить дрова для костра, а Костя ему разрешает. С другой стороны, Данила меня слушает не всегда, а команды Кости он выполняет сразу, и это меня успокаивает».

Важный момент самостоятельности — привычка и способность принимать самостоятельные решения. Да, но вместе с этим родителям нужно, чтобы ребенок принимал нужные решения. Как это совместить?

Я росла самостоятельной. Сейчас понимаю, что самостоятельность, конечно, была подконтрольной. И тем не менее, меня с детства приучали все делать самой. А еще всегда давали выбор, создавая иллюзию того, что я сама принимаю решение. Да, выбор часто был безальтернативным и я, освоив это на уровне подсознания, сейчас пользуюсь таким выбором со своими детьми: «Катя, ты будешь рисовую кашу или гречневую?», «Катя, мы идем гулять в парк или в лес?», «Катя, ты пойдешь кататься на коньках или на лыжах?».

Читать еще:  Венарус при геморрое

«Учить плавать, бросая ребенка в воду» — тактика ошибочная. Этапы становление навыка самостоятельности: 1. Ребенок участвует в деле, которое делают старшие, помогая им и под полным контролем старших. 2. Ребенок делает новое дело совместно с родителями. 3. Ребенок делает дело, родители ему помогают. 4. Ребенок делает все самостоятельно!

Важнейший вопрос — разделение ответственности: в каких ситуациях родители должны помогать ребенку, а в каких — ставить его перед фактом необходимости самому решать свои проблемы?

Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственное желание ребенка. 2. Препятствие на пути к предмету желания, которое ребенок может преодолеть. 3. Длящееся вознаграждение! Эта идея гениальна, но как ее осуществить в жизни, не всегда понятно сразу.

Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:

  • Приучить детей к послушанию. Это звучит парадоксально, но это именно так: надежнее всего вы вырастите своего ребенка самостоятельным, если вначале приучите его вас слушаться. См.→
  • Увлекать самостоятельностью. Если перед глазами ребенка будут красивые и яркие примеры самостоятельных, успешных детей, ребенок захочет быть на них похожим.
  • Создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам. Отдайте ребенку на откуп какие-то области, в которых он может осваивать незнакомые непривычные для него действия. Как будем эти области намечать, например, для ребенка пяти лет? Записываете, что ваш ребенок должен уметь делать самостоятельно и хорошо в шесть лет. Например, накрывать на стол, содержать в порядке игрушки и так далее… Тем самым вы создаете ему возможность самостоятельно это делать изо дня в день и оттачивать умение до состояния, когда эту область новых для него действий ребенок сможет контролировать полностью сам.
  • Создавать ситуации, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной,
  • Создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена. Детей нужно просто приучать ко взрослой жизни, ответственности и самостоятельности, включая во взрослую жизнь, дела и заботы. В Африке дети пасут скот с 3 лет, как только научаются хорошо ходить. В деревне дети имеют взрослые обязанности лет с 5-7. «Какой тебе годик? — Седьмой миновал. » (Некрасов, Мужичок с ноготок).

Основные меры коррекции — лишение психологического инфантила привычных для него уютных удобств, помещение его в ситуацию реальных трудностей, выставление к нему все нарастающих требований. Прекратить (или последовательно уменьшать) денежное содержание, потребовать (обязать) учиться и работать, обслуживать себя (сходить в магазин, приготовить себе еду, прибирать за собой вещи). Заботиться о близких и родных. — Все это вещи предельно простые, житейские, но именно из этого и состоит взрослая жизнь и именно выполнение этих дел начинает превращать инфантила во взрослого человека.

Как помочь ребенку стать самостоятельным

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий? См. →

Свободное воспитание и воспитание самостоятельности

Вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность — это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?

Армейский стиль воспитания и воспитание самостоятельности

Одним из отработанных в культуре путей воспитания самостоятельности является армейский стиль воспитания. См.→

Освоение дома: план дел самостоятельному мужчине

Письмо молодому человеку, решившему начать учиться самостоятельной жизни: «Я шлю тебе план того, что тебе, по моему мнению, нужно выполнять каждый день. Ты можешь скорректировать его с учетом других своих обстоятельств. После этого твоя задача – каждый день выполнять все пункты. И каждый день в письменном виде подводить итоги: что сделал, что не сделал. » См.→

Позвольте ребенку быть самостоятельнее.

Один из способ выражения любви к ребёнку — это предоставление ему свободы, самостоятельности, права выбора и ответственности за себя и свою жизнь.

Ребёнок уже самостоятельная личность. И нам, родителям, порой нужно научиться принимать этот факт и с уважением относиться к своему малышу. Чтобы научиться любить своего ребёнка именно так, нужно его сначала отпустить, отвязать от себя. Увидеть его самого, как он есть. С его потребностями и интересами. С его особенностями. Чтобы позволять ему жить, выбирать свой путь и свою судьбу. При этом, конечно, оставаясь рядом, чтобы оберегать, направлять, помогать и поддерживать.

Читать еще:  Разновидности сосудистых лекарственных средств

Порой постулат о самостоятельности ребёнка может вызвать протест среди взрослых. «Что значит, он самостоятельный? Ребёнок не может быть сам по себе, ведь он зависим от родителей. Что значит, он сам принимает решения? Да он ещё мало что понимает! Не может 3ёхлетка быть самостоятельным, если многие и в 18 лет ещё не в состоянии нести ответственность за свою жизнь!» и пр.

Самостоятельность личности проявляется в способности по собственному организовывать деятельность, ставить цели, в случае необходимости вносить в поведение изменения. Самостоятельная личность не ждет подсказок, указаний от других людей, активно отстаивает свои взгляды, может быть организатором, повести за собой к реализации цели.

Как это реализуется в отношении ребёнка? Прежде всего, предоставлением права выбора в тех ситуациях, где это возможно, права на ошибку, права на выражение собственного мнения. Терпеливым отношением к неудачам ребёнка, не навязыванием своей воли, а направлением и поддержкой, не решением всех проблем ребёнка, а помощью в решении проблем, не предложением готовых ответов, а их совместным поиском.

Это не значит, что главой семьи является ребёнок. И что взрослые должны, так сказать, плясать под его дудку. Иерархия в семье должна быть обязательно. И не ребёнок в ней главный, а родитель.

Но самостоятельно — это такая вещь, что если её не предоставлять ребёнку в 3 года, в 5, в 10, то в 18 он вдруг самостоятельным не станет. Если изначально рассматривать ребёнка бесправным и зависимым созданием, то он и не вырастет в ответственную личность, принимающую решения и несущую за них ответственность. Если же давать ему возможность с самого маленького возраста принимать пусть маленькие, но уже решения, ставить перед собой пусть маленькие, но очень важные цели и добиваться их, заботиться о себе, пусть в малом и неумело, но самостоятельно, то к зрелому возрасту ребёнок созреет и духовно. Психика не созревает, если не приобретает свой опыт.

Помогать ребёнку следует лишь тогда, когда он сам об этом просит. И пусть ошибки и неудачи лучше происходят в 2 года на наших глазах, когда малыш может прийти к маме за поддержкой. Чем он столкнётся с неумением преодолевать трудности и переживать неудачи в подростковом возрасте, когда к маме бежать уже несолидно, а опыта столкновения и взаимодействия с миром мы ему
не предоставили.

Личность следует воспринимать самостоятельной изначально.Тогда не будет потерянных и не имеющих представления о жизни «взрослых».

«Как научить ребёнка быть самостоятельным»
материал

Данный материал будет полезен всем родителям дошкольников, которые заинтересованы в том, чтобы воспитать самостоятельность у ребёнка.

Предварительный просмотр:

«Как добиться того, чтобы ребёнок стал более самостоятельным».

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в нужное время превратился в самостоятельного человека, стоит учесть несколько советов.

1. Создайте распорядок дня

Детям необходим хороший баланс между четким распорядком и свободой, который будет способствовать развитию у них самостоятельности. Чем больше вы позволяете ребенку думать за себя, тем более самостоятельным, он станет.

Попросите ребенка складывать в стирку свою одежду и дайте ему возможность самостоятельно одеваться утром.

Пусть сам выбирает себе перекус и убирает тарелку после еды.

Переложите столовые приборы и одежду ребенка на более низких уровнях, чтобы он мог сам их доставать, когда это нужно.

2. Научите самостоятельно решать проблемы

Если у вашего ребенка возникла какая-то проблема, вместо того, чтобы тут же бросаться спасать его, дайте ему возможность решить ее самостоятельно.

Соперничество с братом или сестрой – это распространенная проблема в таком возрасте.

Ролевые игры – один из самых эффективных способов развития навыков самостоятельного решения проблем.

3. Ошибка – это не конец света

Нет ничего плохого в ошибках! Возможно, вам может быть сложно позволить ребенку совершать ошибки. Однако именно они позволяют ему чему-то научиться.

Например, он может забыть сделать домашнее задание и столкнуться с последствиями в школе.

Ошибки – это часть процесса обучения, ошибившись однажды, в следующий раз ребенок вспомнит и завершит свою задачу.

Не ругайте, если он пролил молоко, когда наливал его в стакан. Просто подскажите, как вытереть его и напомните, что нужно быть осторожным.

4. Будьте чуткими

Ребенок должен знать, насколько вы беспокоитесь о нем, однако вы хотите, чтобы он решал свои проблемы самостоятельно.

Пусть знает, что вы всегда рядом, что бы ни случилось.

Аккуратно объясните ребенку, что вы хотите, чтобы он разрешал конфликты самостоятельно, а не постоянно искал помощи.

Хотя вы должны поощрять его быть самостоятельным, следите за тем, чтобы он не причинил себе ущерба!

Читать еще:  О чем говорит показатель гематокрит

5. Научите ребенка быть настойчивым

Позвольте ребенку иметь собственное мнение. Вот то, что вы можете сделать:

Если вы заказываете еду в ресторане или кафе дайте ему возможность самостоятельно заказать еду для себя.

Если вы наряжаетесь, позвольте ему самому выбрать себе одежду.

Спросите его, что он хотел бы на полдник.

6. Предлагайте разумный выбор

Чтобы помочь вашему ребенку думать самостоятельно, предлагайте ему разумный выбор.

К примеру, позвольте ему выбрать между пиццей и пастой.

Пусть решает, займется ли он вначале садоводством или домашним заданием.

Установите ограничения. Он должен быть хорошо осведомлен о его границах и знать, что именно от него ожидают.

7. Давайте совет, но не вмешивайтесь

Если ребенок пытается решить проблему, не спешите ему на выручку. Вот что вы можете сделать вместо этого:

Дайте совет, а не решение.

Позвольте вашему ребенку подумать над тем, как найти выход из этой проблемы.

Вы можете быть приятно удивлены, увидев, как он нашел решение.

8. Пусть у него будут свои обязанности

Если вы упаковываете чемоданы перед поездкой, позвольте ребенку самому собрать свои вещи. Вы всегда можете научить его, как это сделать, первые несколько раз.

Включите его в процессе планирования поездки, чтобы ребенок понимал все о приключении и самостоятельности.

Попросите его самостоятельно нести свой багаж (или везти в тележке) в аэропорту и доставить его домой после поездки.

Весь процесс становления самостоятельным может быть медленным, но важно, что вы будете направлять ребенка в каждом его движении.

Желаем успехов в воспитании детей.

воспитатель высшей квалификационной категории

Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным?

Вы, конечно, волнуетесь за ребенка: не упадет ли он, когда будет учиться ходить, получится ли у него самостоятельно одеться и т. д. Но постарайтесь ограничить свои переживания. Дайте крохе немного свободы.

Тест, который представлен ниже, поможет вам определить, насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным, а насколько мешаете ему.

1. Вы с трехлетним карапузом играете на детской площадке, к вашему малышу подходит ровесник и зовет его пойти поиграть в песочнице, которая расположена достаточно далеко. Как вы отреагируете:

а) скажете ребенку, что общаться с другими детьми и находить новых друзей – это хорошо, и он непременно должен пойти;

б) запретите ему далеко отходить от вас;

в) дадите возможность малышу самостоятельно сделать выбор.

2. Трехлетний малыш увидел, как вы шьете и ему тоже захотелось научиться. Что вы сделаете:

а) не разрешите ему попробовать, ведь это довольно опасно;

б) дадите крохе попробовать сделать хотя бы один стежок;

в) в ближайшие дни купите иголку и ножницы с тупыми кончиками и будете его учить.

3. Двухлетний ребенок хочет сам ходить в туалет. Ваши действия:

а) поддержите его решение;

б) согласитесь, но предложите немного помочь вначале;

в) скажете, что он еще маленький и пока будет пользоваться горшком.

4. Малыш вернулся с прогулки, и показывает грязные руки. Ваша реакция:

а) помоете и вытрете ему руки;

б) включите воду и объясните, как это сделать самостоятельно;

в) просто отведете его ванную и предоставите полную свободу действий.

5. Вы с трехлетним ребенком переходите дорогу с интенсивным движением. Как вы поступите:

а) возьмете его на руки, несмотря на то, что он уже достаточно большой;

б) разрешаете ему перейти улицу, даже не держа его за руку;

в) держите его за руку и вместе переходите дорогу.

Подсчитайте количество баллов:

5-9 баллов. Вы предоставляете малышу много свободы, при этом недостаточно его контролируете, полагая, что ничего страшного не случится. Конечно, вам хочется быстрее научить кроху самостоятельности, но постарайтесь немного больше контролировать его. Ведь он еще совсем маленький и некоторые задачи ему решить достаточно сложно. А частые неудачи могут привести к тому, что ребенок разочаруется в своих силах.

10-12 баллов. Вы прекрасно понимаете, что для того, чтобы воспитать малыша независимым человеком, ему нужна самостоятельность. Вы всегда оцениваете возможности крохи, перед тем как дать ему задание. Старайтесь разрешать многое, но в разумных пределах. И ваш ребенок вырастет уверенным в себе человеком.

13-15 баллов. Вы слишком заботливая мама. Приходите крохе на помощь в любой ситуации и не учитываете, что он – самостоятельная личность. Конечно, вы боитесь, что с малышом что-то случится, но этот страх ограничивает любую инициативу. Дайте ребенку немного свободы и он докажет, что многие действия способен выполнить сам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector