Содержание

Развитие тактильной памяти у ребенка

Тактильная память у детей. Для чего развивать.

Процесс формирование тревожности у школьников. Методы и инструменты психотерапевтической коррекционной работы с детьми. Значение кинестетики в формировании психики ребенка. Упражнения для развития тактильной памяти.

Процесс формирование тревожности у школьников

В процессе взросления ребенка его психика проходит несколько стадий развития, сопровождающиеся возрастными кризисами. На нервную систему ученика оказывают влияние такие факторы как:

  • информационная нагрузка,
  • большое количеством контактов со сверстниками,
  • требования учителей и родителей

Ситуативная тревожность в этом случае носит характер естественной реакции ребенка. При совпадении ряда факторов тревожность становится устойчивым личностным образованием. У некоторых детей эти эмоциональные состояния приводят к нарушению психологического самочувствия.

Методы и инструменты психотерапевтической коррекционной работы с детьми.

Занятия с шерстью, травами и другими природными материалами обладают ярко выраженным терапевтическим эффектом воздействия на психику и организм человека

В нашем объединении «Основы гончарного ремесла» мы занимаемся с глиной. В качестве материала для психотерапевтической коррекционной работы глина имеет сразу несколько преимуществ. Этот материал не травмоопасен, легко принимает любую форму.

Одна из причин нарушения развития ребенка, это наличие многочисленной готовой печатной и игровой продукции. Мозг человека не домысливает, не стремится создать что-то новое. Развивающийся мозг должен придумывать, фантазировать. Глина именно тот материал, который заставляет придумывать не только образ, но и объем. У детей высокая чувствительность, отсутствие внутреннего цензора. Включается фантазия без ограничений, а это значит, что в изображение ребенок вкладывает свое внутреннее содержание, свои эмоции. Глина, как материал содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива.

С глиной ребенок легко может играть. Способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые напряжены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению.

Значение кинестетики в формировании психики ребенка

Кинестетика очень важна в становлении человека, ведь лишенное такой возможности существо не сможет выжить, так как было бы не в силах уберечь себя от ощущений, которые болезненны и опасны.

Исследованием кинестетики активно занимались ученые параллельно с проведением экспериментов в группе детей с умственными отклонениями. Психологи доказали, что малыши, страдающие шизофренией, имеют нарушения в тактильной сфере. Соответственно есть взаимосвязь формирования тонкой моторики и воображения, эмоциональной сферы и внимания.

Упражнения по развитию тактильных ощущений.

Тактильные ощущения можно тренировать.

Способность распознавать и запоминать ощущение через прикосновения называется тактильной памятью.

Упражнений для развития тактильной памяти множество:

  • Угадай предмет,
  • опиши предмет,
  • найди меня,
  • нарисуй меня,
  • запомни форму.

Упражнение «тактильные карточки».

Суть упражнения в следующем: мы подготавливаем 10 карточек, на которые наклеиваются разные предметы – бумагу, ткань, бусинки, нитки и т.п.

Каждую из этих карточек пронумеровываем.

На первом этапе ребенок должен назвать предметы, наклеенные на карточки.

Затем упражнение усложняется – теперь ребенку нужно завязать глаза и дать ему возможность на ощупь определить приклеенный к карточке предмет, назвать его характеристики.

И последний этап: перед ребенком с завязанными глазами выкладываются карточки в соответствии с номерами (их порядок можно записать в дневник развития памяти), ребенок по очереди называет характеристики предметов на карточках, и по памяти выкладывает их в том же порядке, как они подавались. Количество ошибок записываем в дневник.

Это упражнение ребята любят делать в паре, контролируя и помогая друг другу.

Развитие тактильной памяти важный этап в эволюции человека. Такой вид памяти формируется в младшем возрасте, когда малыш еще не умеет разговаривать. Воспитание начинается с прикосновений – именно через прикосновения и объятия развивается эмоциональная сфера, идет подготовка к самостоятельному выживанию.

Тактильная память: характеристика и особенности развития

Иногда, чтобы поднять себе настроение, достаточно погладить любимую кошку, подержать руки у камина или, наоборот, взбодриться, опустив пальцы в холодную воду. Такую возможность нам даёт тактильная память. Не стоит её недооценивать, поскольку этот вид памяти появляется одним из первых и сохраняется на протяжении всей жизни.

Что это такое?

Тактильная память или память тела остаётся у человека после того, как он физически соприкасается с чем бы то ни было. Её ещё называют памятью осязательной. Она хорошо развита у каждого, ведь первые тактильные воспоминания мы получаем ещё в младенчестве — тепло маминых рук даёт ощущение безопасности, первый контакт с острой иглой активирует инстинкт самосохранения, и мозг запоминает, что острое — это потенциальная опасность.

И если большинство из нас даже не задумывается над тем, как она действует, поскольку работает тактильная память «в фоновом режиме», то есть люди, которым такой вид памяти жизненно важен. В первую очередь речь идёт о слепых или слабовидящих. Для них тактильная память — альтернатива зрению.

Такая память имеет большое значение. Например, она очень помогает тем, кто быстро набирает текст на клавиатуре. У них со временем развивается блистательная осязательная память, позволяющая выполнять эти действия практически вслепую. При управлении автомобилем тактильная память нам часто помогает, особенно в непредвиденных дорожных ситуациях. Для спортсменов эта способность — немалый вклад в будущие олимпийские победы.

Но важнее всего она, пожалуй, в детском возрасте. Именно малыши тянутся ко всему, что видят, и таким способом получают свои первые знания и представления о мире.

Если их тактильная память развита хорошо, то единожды дотронувшись до горячего чайника, они больше не прикасаются к нему. А наткнувшись на острый угол, в следующий раз стараются его обойти. В учебниках по психологии говорится, что дети с хорошей осязательной памятью лучше учатся, у них более богатое воображение и развитая речь.

Как это работает?

Мудрые китайцы ещё во II веке до нашей эры поняли, что активность рук и пальцев влияет на функционирование головного мозга, более того, позволяет достичь психологического баланса между разумом и физической оболочкой. Японцы же нашли этому убедительные доказательства. Именно в Стране восходящего солнца обнаружили, что на ладонях имеется множество активных точек, электроимпульсы от которых быстро передаются напрямую в центральную нервную систему.

Современные же специалисты-физиологи уверяют, что активность и чувствительность рук напрямую связана с тем, как идёт развитие ЦНС. К примеру, знаменитый психиатр Владимир Михайлович Бехтерев в своих трудах отмечал, что несложные упражнения руками помогают снять умственную усталость и стресс. Что касается детей, то, по мнению учёного, мелкая моторика помогает улучшить произношение многих звуков и развить речевой аппарат. Другой видный научный деятель, знаменитый педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что «разум ребёнка начинается с пальцев».

Так как же работает такой вид запоминания? Информация, которую человек, в том числе и очень маленький, получает осязательно, мгновенно попадает в корковую область мозга и начинает взаимодействие с другими его участками. В особенности со зрительным центром, а также областью, которая отвечает за мышечную чувствительность. В результате мы и получаем этот вид запоминания и можем различать предметы на ощупь.

Анализируя всё вышесказанное, можно утверждать, что взрослому человеку развивать тактильную память необходимо только в случае чрезвычайной жизненной ситуации, например, в случае внезапной потери зрения. А вот для ребёнка заниматься этим жизненно необходимо, причём регулярно.

Да и развивается она у малышей куда лучше, чем у взрослых. В связи с этим специалисты настоятельно рекомендуют заниматься с ними развитием тактильной памяти. Делать это нужно хотя бы раз в день. Для этого подойдут специальные упражнения.

Читать еще:  Брадикардия сердца у ребенка

Способы развития

Способов развить тактильную память у ребёнка существует довольно много. Рассмотрим лишь некоторые примеры.

Перенос изображения

Эта техника подходит детей, которые уже владеют навыками рисования. Его можно использовать как на групповых, так на индивидуальных занятиях. Предложите ребёнку потрогать тот или иной предмет с закрытыми глазами, а потом нарисовать то, что он «запомнил» своими руками.

Идентификация

Такая игра требует предварительной подготовки реквизита, хотя при желании его можно купить в магазине, благо сейчас торговых точек с развивающими игрушками предостаточно. На небольшие кусочки картона или дощечки приклеиваются различные материалы: ткань, шерсть, пластик и так далее. Задача ребёнка — определить материал с закрытыми глазами. Ещё одна разновидность упражнений на идентификацию – ребёнок должен угадать, чем наполнен предмет. Предложите ему на выбор мяч, плюшевую игрушку, деревянный кубик.

Предварительно, конечно, объясните, почему один предмет на ощупь тугой, а другой мягкий.

Воспроизведение ощущений

Для этой игры нужно собрать несколько ребятишек вместе. В неё можно играть как в детском саду, так и организовать игру-тренировку в качестве развлечения во время детских праздников. Участникам раздаются карточки, на которых написано название предмета и его описание. Например, деревянный стул, железный забор, горячий утюг и так далее. Задача ребёнка – описать попавшийся ему предмет, не называя его напрямую, чтобы другие дети отгадали его по рассказу.

Есть и другие упражнения, игры и конкурсы, можно придумать их и самим. Главное — заинтересовать ребёнка, и таким образом развивать не только тактильную память, но и способность мыслить.

Методическая разработка «Умные пальчики» (развитие тактильной памяти у детей с помощью «специальных» дощечек)

Методическая разработка «Умные пальчики»

(развитие тактильной памяти у детей

с помощью «специальных дощечек»,

все возрастные группы)

воспитатель высшей квалификационной категории

Не обязательно быть специалистом в области психологии, чтобы заметить, какое значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения . Рука, пальцы, ладошки ребёнка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей . В работе с дошкольниками можно использовать тактильные дощечки .

Тактильная память — это способность запоминать ощущения от прикосновения с как-либо предметом.

Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти .

Изготовить их очень просто, главное – дощечка не должна быть больше детской ладошки. Я работаю по этой методике более 10-ти лет, первые дощечки делала на картоне , потом на пенопласте, а сейчас на кусочках МДФ, чем современнее материал, тем дольше использование дощечек . На дощечки наклеила различные крупы, кусочки кожи, меха, зубочистки и т. д.

Обследование окружающих предметов с называнием качества предметов : (мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т. д;)

сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами :

(пушистый, как снег, а вы как думаете?. колючий, как? (ежик, елочка, цветок) гладкий, как? (мамина ладошка, лед, стекло) ;

-нахождение дощечки по описанию , например, я назову качество, а вы назовите материал : шероховатая -зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, пух, мех.

Игра «Прятки» Цель игры : совершенствовать тактильное восприятие .

Ребенку дается в руки одна тактильная дощечка для «ощупывания» , затем она прячется в «Чудесный мешочек» , и ребенок, на ощупь должен найти свою дощечку .

Найди пару Цель игры : совершенствовать тактильное восприятие .

Предложить детям рассмотреть дощечки , потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.

Усложнение : искать одинаковые дощечки внутри непрозрачного мешка.

Детям предлагают найти пушистую дощечку , колючую дощечку .

На что или кого похожа данная дощечка ? Cравните колючую и пушистую дощечки . Подумайте, кого вы гладите, чувствуя под ладошкой пушистую дощечку , до кого вы дотрагиваетесь, чувствуя под ладонью колючую дощечку ?

«Найди непохожие дощечки »

Цель : Найти непохожие по тактильным ощущениям предметы .

Предложить детям найти противоположные сочетания : пушистые — гладкие,

колючие – мягкие и т. д.

Январь Учить соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.

Найди такую же дощечку . Разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности и т. п. Найди дощечку , похожую на котика, на мышку, на ежика и т. д. Какое животное напоминает эта дощечка ? Какую вещь? Найди самую злую дощечку , самую добрую, самую грустную и т. п.

Какая дощечка тебе больше нравится, какая меньше, какая не нравится?

Учить составлять рассказы с опорой на « тактильные дощечки » и тактильные ощущения , давать оценку своему эмоциональному состоянию.

Жил-был пушистый зайчик (подбирается дощечка ) под колючей елкой ( дощечка ) . А рядом росла мягкая, шелковистая трава ( дощечка , в которой ползали маленькие муравьи ( дощечка ) . В гости к пушистому зайчику иногда приходили пушистая белка ( дощечка ) и колючий ежик ( дощечка ) . И они все вместе шли гулять по ровной дорожке ( дощечка ) .

Составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь.

Жил-был пушистый зайчик ( дощечка ) под старым дубом ( дощечка ) . А под дубом росла мягкая, шелковистая трава ( дощечка , в которой ползали маленькие муравьи ( дощечка ) . В гости к зайчику (ребенок вспоминает, какую дощечку он выкладывал на слово «зайчик» , берет ее и кладет на новое место, иногда проходили пушистая белка ( дощечка ) и колючий ежик ( дощечка ) и тогда они все вместе : зайчик (берется ранее выложенная дощечка , которая соответствовала «зайчик» , белка (ребенок берет дощечку , которую он уже выкладывал на слово «белка» , еж (берется ранее выложенная дощечка ) начинали кувыркаться в мягкой, шелковистой траве (берется ранее выложенная дощечка , где ползали маленькие муравьи (берется дощечка , которая соответствует «муравьям» ) под могучим (берется ранее выложенная дощечка ) .

Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по « тактильным дощечкам » .

Был теплый, солнечный денек ( дощечка ) . Солнышко на небе улыбалось ( дощечка ) . На поляне веселились цыплята ( дощечка ) . Вдруг солнышко нахмурилось ( дощечка ) . Оно увидело что-то нехорошее ( дощечка ) . Оказывается, в кустах пряталась хитрая лиса ( дощечка ) . Но цыплята увидели лису и убежали к маме-курице. Хитрая лиса ( дощечка ) и ушла голодная. Какое у нее было настроение? Солнышко снова улыбалось ( дощечка ) . А веселые цыплята вернулись на полянку ( дощечка ) .

Еще один пример : Злой волк ( дощечка ) крадется по лесу ( дощечка ) на поляну ( дощечка , где прыгают, веселятся пушистые зайчата ( дощечка ) .

Составление рассказов о себе.

Я добрый ребенок ( дощечка ) . Когда я вижу, что кого-то обижают, то у меня такое настроение ( дощечка ) . Про добрых людей я думаю, что они такие ( дощечка , а про злых думаю, что они вот какие ( Дощечка ) . Когда я играю в любимую игру, то у меня вот такое настроение ( дощечка ) . Когда меня обманывают, то у меня вот такое настроение ( дощечка ) .

Показать детям картинку, на которой изображен волк. Волк какой? Злой (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку ). Какие зубы у волка? Острые (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку ). Какой нос у волка? Гладкий, холодный (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку ). Затем опираясь на тактильные дощечки , дети могут дать простейшее описание медведю.

«Кошка на прогулке в лесу»

Однажды пушистая кошка решила пойти в лес на прогулку. Она надела на ножки гладкие туфельки и вышла на улицу. Сначала кошка шла по ровной дорожке, затем по ребристой дорожке. Когда кошка пришла в лес, пошел дождь и дорожка стала скользкая.

Если дети выкладывают дощечки с закрытыми глазами , то подчеркнутые слова повторяются два раза для усиления внимания на те слова, к которым следует подбирать дощечки .

Психологический аспект (из опыта работы учителя-дефектолога

На занятиях с использованием « тактильных дощечек » необходимо выяснять, почему ребенок выбрал именно ту или иную дощечку . Это даст возможность определить, понимает ли ребенок данное задание, а также оценить его эмоциональное состояние (в семье, детском саду, в разные временные отрезки, разных ситуациях) . Можно предложить детям выложить сюжет «Моя семья» . И выяснить, почему каждому члену семьи соответствует именно эта дощечка . Можно предложить ребенку выложить дощечки , которые соответствуют его друзьям, выбрать ту дощечку , которая подходит к его настроению, когда он утром пришел в детский сад и т. д.

Но необходимо учитывать, что однократные тесты не дают полной картины психологического состояния ребенка : сегодня себя или своих близких он сопоставляет с одними тактильными ощущениями , а в следующий раз – с другими. Следовательно, проводить тесты с использованием « тактильных дощечек » необходимо многократно или в совокупности с другими тестами.

Читать еще:  Потливость во время беременности

«Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильной дощечки»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память.

Тактильная память — это способность запоминать ощущения от прикосновения с как-либо предметом.

Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти.

Предварительный просмотр:

« Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильных дощечки»

Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в себя зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и тактильную (кожно-кинестетическую) память. Тактильная память — это способность запоминать ощущения от прикосновения с как-либо предметом.

Кожно-кинестетическая чувствительность занимает особое место среди других видов чувствительности. Биологическая значимость её более важна, чем специальные виды чувствительности — зрение, слух, обоняние, вкус. Если представить себе существо, лишённое способности воспринимать мир через кожно-кинестетическую рецепцию, то оно просто не смогло бы остаться в живых, не имея возможности уберечься от вредных и опасных для жизни воздействий, о которых сигнализируют болевые ощущения.

Потеря или снижение кожно-кинестетической чувствительности затрудняет обучение и развитие детей, потому что возникают проблемы с восприятием предмета на ощупь. Дети правильно воспринимают предмет и его форму зрительно, но не узнают при ощупывании с закрытыми глазами. Некоторые имеют затруднения при определении качества объекта: шероховатость, гладкость, мягкость, твёрдость и т.д.

Воспитатели и учителя-дефектологи, которые широко используют в своей работе игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, добиваются значительных результатов в психофизическом развитии ребёнка. На практике подтверждаются положения учёных о том, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Игры с пальчиками, мелкими предметами (мозаикой, различными конструкторами, волчками, бусами, ниточками и верёвочками и т.д.), ощупывание специально подобранных по форме и качеству предметов развивают речевую активность детей, способствуют развитию у них терпения, концентрации внимания и стимулируют фантазию, а работа с дощечками — ещё и творческие способности.

Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти .

Условия работы с тактильной дощечкой

Работа проводится индивидуально.

Осуществляется постоянный контроль за правильностью выполнения задания, есть возможность его дифференцировать с учётом психофизического развития ребёнка.

Перед работой с тактильной дощечкой желательно сделать ребёнку массаж пальцев и кистей рук (1—2 мин).

Цель: развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности;

учить обследовать сектора в дощечке подушечками пальцев и всей ладошкой;

обогащать словарный запас качественными прилагательными;

развивать внимание, способность работать не спеша, сосредоточенно.

Координация зрительных тактильных анализаторов;

Развитие восприятия и воображения;

Стимуляция зрительных и тактильных ощущений;

Развитие мелкой моторики

Активация развития познавательных процессов

  • Рассмотреть и ощупать сектора в лабиринте — провести птичек к фруктам.
  • Охарактеризовать свойства секторов в лабиринте (мягкая, пушистая, тёплая, жёсткая, шершавая, холодная, ворсистая, твердая, колючая, гладкая и т.д.).
  • Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами :

(пушистый, как снег, а вы как думаете?. колючий, как? (ежик, елочка, цветок) гладкий, как? (мамина ладошка, лед, стекло) .

нахождение дощечки по описанию , например, я назову качество, а вы назовите материал : шероховатая, зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, пух, мех.

Задание 3. « Найди пару»

Цель игры : совершенствовать тактильное восприятие .

Предложить детям рассмотреть дощечки , потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.

Детям предлагают найти пушистую дощечку , колючую дощечку .

На что или кого похожа данная дощечка ?

Cравнить колючую и пушистую дощечки . Подумайте, кого вы гладите, чувствуя под ладошкой пушистую дощечку , до кого вы дотрагиваетесь, чувствуя под ладонью колючую дощечку ?

Задание 4. «Найди непохожие дощечки »

Цель : Найти непохожие по тактильным ощущениям предметы .

Предложить детям найти противоположные сочетания : пушистые — гладкие, колючие – мягкие и т. д.

Учить соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.

Найди такую же дощечку . Найди дощечку , похожую на котика, на мышку, на ежика и т. д. Какое животное напоминает эта дощечка ? Какую вещь? Найди самую злую дощечку , самую добрую, самую грустную и т. п.

Какая дощечка тебе больше нравится, какая меньше, какая не нравится?

Учить составлять рассказы с опорой на « тактильные дощечки » и тактильные ощущения , давать оценку своему эмоциональному состоянию.

Жил-был пушистый зайчик (подбирается дощечка ) под колючей елкой ( дощечка ) . А рядом росла мягкая, шелковистая трава ( дощечка , в которой ползали маленькие муравьи ( дощечка ) . В гости к пушистому зайчику иногда приходили пушистая белка ( дощечка ) и колючий ежик ( дощечка ) . И они все вместе шли гулять по ровной дорожке ( дощечка ) .

Составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь.

Жил-был пушистый зайчик ( дощечка ) под старым дубом ( дощечка ) .

А под дубом росла мягкая, шелковистая трава ( дощечка ), в которой ползали маленькие муравьи ( дощечка ) .

В гости к зайчику, иногда проходили пушистая белка ( дощечка ) и колючий ежик ( дощечка ) и тогда они все вместе : зайчик, еж и белка начинали кувыркаться в мягкой, шелковистой траве, где ползали маленькие муравьи под могучим дубом .

Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по « тактильным дощечкам » .

1) Был теплый, солнечный денек ( дощечка ) . Солнышко на небе улыбалось ( дощечка ) . На поляне веселились цыплята ( дощечка ) . Вдруг солнышко нахмурилось ( дощечка ) . Оно увидело что-то нехорошее ( дощечка ) . Оказывается, в кустах пряталась хитрая лиса ( дощечка ) . Но цыплята увидели лису и убежали к маме-курице. Хитрая лиса ( дощечка ) и ушла голодная. Какое у нее было настроение? Солнышко снова улыбалось ( дощечка ) . А веселые цыплята вернулись на полянку ( дощечка ) .

2) Злой волк ( дощечка ) крадется по лесу ( дощечка ) на поляну ( дощечка , где прыгают, веселятся пушистые зайчата ( дощечка ) .

3)«Кошка на прогулке в лесу» .

Однажды пушистая кошка решила пойти в лес на прогулку. Она надела на ножки гладкие туфельки и вышла на улицу. Сначала кошка шла по ровной дорожке, затем по ребристой дорожке. Когда кошка пришла в лес, пошел дождь и дорожка стала скользкая.

Составление рассказов о себе.

Я добрый ребенок ( дощечка ) . Когда я вижу, что кого-то обижают, то у меня такое настроение ( дощечка ) . Про добрых людей я думаю, что они такие ( дощечка , а про злых думаю, что они вот какие ( Дощечка ) . Когда я играю в любимую игру, то у меня вот такое настроение ( дощечка ) . Когда меня обманывают, то у меня вот такое настроение ( дощечка ) .

Показать детям картинку, на которой изображен волк. Волк какой? Злой (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку ). Какие зубы у волка? Острые (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку ). Какой нос у волка? Гладкий, холодный (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку ). Затем опираясь на тактильные дощечки , дети могут дать простейшее описание медведю.

На занятиях с использованием « тактильных дощечек » необходимо выяснять, почему ребенок выбрал именно ту или иную дощечку . Это даст возможность определить, понимает ли ребенок данное задание, а также оценить его эмоциональное состояние (в семье, детском саду, в разные временные отрезки, разных ситуациях) . Можно предложить детям выложить сюжет «Моя семья» . И выяснить, почему каждому члену семьи соответствует именно эта дощечка . Можно предложить ребенку выложить дощечки , которые соответствуют его друзьям, выбрать ту дощечку , которая подходит к его настроению, когда он утром пришел в детский сад и т. д.

Но необходимо учитывать, что однократные тесты не дают полной картины психологического состояния ребенка : сегодня себя или своих близких он сопоставляет с одними тактильными ощущениями , а в следующий раз – с другими. Следовательно, проводить тесты с использованием « тактильных дощечек » необходимо многократно или в совокупности с другими тестами.

Читать еще:  Можно ли сельдерей детям

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактической игры на развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста и представлена подборка дидактических игр на развитие зрительной, слуховой и объема кратковременной зрител.

Развитие логической памяти на основе обобщающих понятий — классификации предметов.

Игра в дошкольном возрасте — ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспит.

Консультация для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи лепки».

Стастья адресована для педагогов, логопедов и психологов дошкольного образования.

В материале освещается необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Приводятся примеры нетрадиционных техник рисования, способствующих развитию мелкой моторики.

Игры и упражнения для развития памяти детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это время, когда активно развиваются все познавательные процессы. Каждый день малыш узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. С помощью простых игр и упражнений Вы сможете научить малыша легко запоминать и воспроизводить информацию.

Виды памяти

Память – это сложный психический процесс. В зависимости от того, какого рода информацию необходимо запомнить, каким образом это происходит, какое время информация хранится в памяти, различают различные виды памяти.

Критерий

Виды памяти

По сроку хранения информации

Мгновенная (0,1 – 3 сек.)

Кратковременная (3 -30 сек)

Долговременная (может храниться годами)

По объекту запоминания

По форме хранения информации в памяти

По участию воли в процессах памяти

Произвольная (необходимы усилия)

Непроизвольная (информация запоминается сама по себе)

По участию мышления в процессах памяти

Механическая (простое заучивание)

Логическая (запоминание смысла)

У каждого из нас одни виды памяти развиты лучше, а другие хуже. Например, кто-то хорошо воспринимает информацию на слух, а у кого-то фотографическая память. Занимаясь с малышом, нужно стараться уделять внимание всем видам памяти, так как в дошкольном возрасте психические процессы пластичны и развиваются легче, чем у взрослых.

Особенности памяти дошкольников

У детей младшего дошкольного возраста преобладает образная память. Малыши могут запоминать лица людей, голоса, мелодии, вкусы и запахи. Информация запоминается ими, в основном, механически, непроизвольно. То есть маленький ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи информации. С развитием речи увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. В дошкольном возрасте также активно развивается двигательная память. Многократно повторяя одни и те же действия (например, разучивая танец или работая с ножницами), ребенок постепенно запоминает их.

Не стоит забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому информацию, которую необходимо запомнить, лучше преподносить малышу в игровой форме.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Однако для этого необходима мотивация, то есть ребенок должен понимать, зачем ему нужно что-то запоминать. Произвольная память развивается активнее, если побуждать малыша воспроизводить накопленный опыт: спрашивайте у ребенка, что происходило в течение дня, просите его рассказывать сказки по картинкам и так далее.

Игры для развития зрительной памяти

  • «Что изменилось?» Разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один их них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось.
  • «Вспомни и нарисуй». На 1 минуту покажите крохе картинку (чем больше на ней мелких деталей, тем задание сложнее), а затем попросите нарисовать то, что он запомнил.
  • «Опиши соседа». Эта игра подходит для группы детей. Малышам дается задание запомнить, как выглядит сосед. После этого его просят отвернуться и по памяти описать внешность и одежду товарища.

Чтобы ребенку было интересней, в этой и других подобных играх можно предложить ему «побыть фотоаппаратом». Малыш может жестами изображать, как он делает снимки, а также озвучивать щелчок затвора. Игровая ситуация должным образом мотивирует ребенка и мобилизует его способности.

  • «Дорога домой». Во время прогулки с малышом, находясь довольно далеко от дома, попросите ребенка показать Вам, как вернуться к дому. По дороге обращайте внимание крохи на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.
  • «Мемори». Эта игра состоит из парных карточек или фишек. Перед началом они все перемешиваются и кладутся на стол «рубашкой» вверх. Игроки поочередно переворачивают по две фишки, и если они одинаковые, забирают их себе и открывают следующие. Если фишки не совпали, то ход переход к сопернику. Цель игры — набрать как можно больше парных фишек.

Упражнения для развития слуховой памяти

  • «Слова». Эта игра очень похожа на всем известную игру «Города». Она не только развивает память ребенка, но и способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, а также улучшает фонематический слух. Итак, назовите слово и попросите малыша придумать слово на его последнюю букву. Затем уже это делаете Вы, и так по кругу. Другой вариант этой игры – называть слова на одну заранее выбранную букву.
  • «10 слов». Предложите малышу запомнить 10 слов, которые не связаны по смыслу. Читайте слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу.
  • Пересказы.
  • Заучивание песен и стихотворений.
  • «Вспомни, как прошел день».

Развиваем ассоциативную память малыша

  • «Я знаю пять…». Игра заключается в том, чтобы повторять названия чего-либо, отбивая мяч. Например: «Я – знаю – пять – городов: Москва – раз, Санкт-Петербург – два, Вологда – три… и так далее».
  • «Назови пару». Назовите ребенку 5-6 пар слов, связанных друг с другом по смыслу (например, суп – ложка, зима – снег, телевизор – мультики). Затем попросите малыша вспомнить второе слово из каждой пары в ответ на первое. Постепенно количество пар слов можно увеличивать.

Игры для развития двигательной и тактильной памяти

  • «Руки помнят». Положите в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите малыша пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.
  • «Графический диктант». Нарисуйте на листе в клеточке несложный узор, попросите ребенка его продолжить. Затем дайте малышу чистый лист и предложите воспроизвести узор, который он рисовал ранее.
  • «Марионетки». Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.

Подробно о развитии двигательной памяти смотрите на видео:

Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Перечисленные нами игры и упражнения, безусловно, приносят большую пользу малышу. Но не стоит забывать о простых жизненных правилах, которые следует регулярно соблюдать:

  • Правильное питание;
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Физическая активность;
  • Соблюдение режима дня;
  • Здоровый сон.

Эти факторы благотворно влияют не только на развитие памяти детей дошкольного возраста, но и на их познавательные способности в целом.

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольное и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами игры, Вы сможете развить у ребенка слуховую, зрительную, тактильную и моторную память. Но не стоит забывать, что детство – это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка постоянными упражнениями не нужно.

Заключение

В детском Монтессори-клубе «Созвездие» к каждому малышу относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Наши педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector