Содержание

Развитие самостоятельности у детей до года

Развитие самостоятельности у детей до года

Казалось бы, какая самостоятельность у ребенка может быть до года? Но именно в этом возрасте формируется ее основа. Поэтому важно не упустить момент.

Начиная где-то с трех месяцев, ребенок начинает осознавать себя как личность, а не как часть мамы. Кроха рассматривает свои руки, пальцы, и понимает, что это его тело. И именно сейчас он вступает на путь самостоятельности.

Возможности ребенка с каждым днем будут становиться все шире. Для всех сейчас главное направлять малыша, показывать, на что он способен и не тормозить его развитие.

Не забывайте, что самостоятельность – приобретенная черта, и зависит она, в первую очередь , от готовности родителей постепенно “отпускать” кроху.

По мнению психологов, самостоятельность ребенка должна основываться на привязанности. То есть, чтобы стать независимым, какое-то время нужно побыть зависимым. Когда малыш понемногу начнет отдаляться от вас, он будет спокоен, ведь он знает, что за спиной надежная защита.

Помните, малыш очень чувствителен к вашему мнению. Если его принимают здоровым, то и чувствует он себя соответственно, если больным – наоборот. Поэтому, не забывайте как можно чаще хвалить ребенка, даже за небольшие достижения. Это даст понять малютке, что он все делает правильно. Поступая таким образом, вы повышаете самооценку малютки, стимулируя его интерес к новым экспериментам и одержанию новых побед.

С чего начать развитие самостоятельности у ребенка

В первую очередь постарайтесь отказаться от пустышки. Конечно, она не раз выручала вас, когда нужно было успокоить кроху. Но если при возникновении любой проблемы во рту у малыша оказывается соска, вряд ли это добавит ему самостоятельности. Наоборот, двигательная активность снизится, ребенок станет более пассивным. Более подробно о том, стоит ли давать ребенку пустышку, читайте в статье “ Давать ли ребенку соску?”.

Не менее важно научить ребенка жевать. Ведь то, как он ест – это важный показатель его самостоятельности. У многих возникает вопрос: какая связь между консистенцией пищи и самостоятельностью? Но на самом деле это важно. Если вы упустите нужный момент и продолжите измельчать продукты даже после года, малышу будет гораздо труднее перестроиться. Ведь раньше за него все делал кухонный комбайн, так зачем что-то менять? Поэтому через несколько месяцев после введения овощного прикорма начинайте учить кроху жевать. Для начала разминайте овощи вилкой, а после – просто мелко нарезайте.

Еще одна вещь, которую вы обязательно должны сделать – это научить ребенка пить из чашки. Первую попытку можно предпринять уже в 6 месяцев, тем более, что для малютки это очень интересный опыт. К тому же это нужно не только для правильного формирования прикуса, но и для развития самостоятельности. Ведь ребенку нравится все делать «по-взрослому».

Чего делать не нужно при развитии самостоятельности:

пользоваться ходунками. По мнению ортопедов малыш в подвешенном состоянии учится ходить намного медленнее и, соответственно, его развитие тормозится.

выбрасывать любимую игрушку, даже если она потрепалась. Любимая игрушка всегда может развеселить или успокоить кроху. К тому же с ней малыш намного быстрее научится засыпать самостоятельно.

Консультация «Развитие самостоятельности у детей»

Орещишина В.В
Консультация «Развитие самостоятельности у детей»

Что же такое самостоятельность?

Прежде всего, это умение человека самому, без посторонней помощи,распоряжаться и управлять своей жизнью. Принимать решения и нести ответственность за их последствия. Вопрос детской самостоятельности особенно актуален для родителей, чьи дети пошли в школу. Но начинать воспитывать в ребёнке самостоятельность нужно значительно раньше, постепенно в соответствии с возрастом.

Первые признаки самостоятельности появляются у малышей в 1-2 года. Но ярче всего это проявляется к трём годам, во время так называемого » кризиса трёх лет. » В этот период у ребёнка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей, он осваивает различные движения, учиться не только ходить, но и исследовать, открывать, закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями, стремятся всё делать сами. В это время в речи ребёнка появляется:» Я сам!». Если родители наберутся терпения и дадут ребёнку делать то, на что он способен, не торопят его, что он владеет своими мыщцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность. Но если родители проявляют нетерпение и спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, то в дальнейшем это может неблагоприятно отозваться на самостоятельности как подростка, так и взрослого человека.

Очень важное условие развития самостоятельности — совместная деятельность. Знаменитым русским психологом Львом Выготским было введено такое понятие, как » зона ближайшего развития. » В него входит то, что ребёнок сначала делает вместе со взрослым, а потом, научившись сам. Так вот, чем больше ребёнок делает вместе с мамой, тем больше он будет уметь, когда вырастет. И наоборот. Малыши любят помогать мамам, и если она проявляет терпение, не торопит его, не препятствует, не критикует его неумелые действия, то ребёнок будет заниматься этим с удовольствием. Но как часто вместо слов поддержки ребёнок слышит: » Быстрей! Не мешай! Не смей! Неумеха! Ты не сможешь! Руки не из того места растут! Давай я сама! » После этого у него пропадает желание что либо делать. А потом мы ещё и удивляемся, почему наш подросший ребёнок не хочет помогать, не знает, чем себя занять, не может разогреть себе обед, не несёт ответственности за свои поступки.

Даже у маленького ребёнка в семье могут быть постоянные поручения, соответствующие его возрасту. Он может убирать свои игрушки, поливать цветы, помогать маме накрыть на стол и т. д. Самостоятельность также предпологает умение занять себя, не привлекая к этому взрослых. Важным моментом воспитания самостоятельности является возможность встретиться с отрицательными последствиями своих действий.

Необходимо помнить не надо делать за ребёнка то, что он может сам сделать. Не надо спешить на помощь, если он об этом не просит. Всячески поощряйте его самостоятельность, подбадривайте ласковым голосом, хвалите, гордитесь им!

Консультация «Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста» Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО Чужанова Мария Сергеевна, воспитатель,.

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей» В мире бытует ошибочное мнение о том, что ребенок, достигнув определённого возраста всему научиться сам. Все навыки приобретённые ребенком.

Консультация «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности» Театр — это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир. С. И. Мерзляков Требования ФГОС ДО направлены на.

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраст» Самостоятельность – ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо.

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей» Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей» Период раннего детства является благоприятным для развития самостоятельности.

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей». Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей». Когда ваш ребёнок ещё совсем маленький и не может обойтись без вашей.

Консультация «Развитие самостоятельности детей 2 –4 лет» в детском саду Структурное подразделение «Детский сад № 16 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального.

Развитие самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного возраста Е. П. Попова г. Усолье-Сибирское, МБДОУ «Детский сад №39» Публикация «Развитие самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Консультация «Воспитание самостоятельности у детей» Формирование самостоятельности очень важно, но не все родители придают этому значение. Необходимо вырастить ребенка так, чтобы в будущем.

Воспитание самостоятельности ребенка до года.

Недавно я писала в своем блоге, что столкнулась с мнением общественности, что я приучаю ребенка к рукам, а в дальнейшем не смогу его отучить от них. Вот я и решила написать статью, посвященную воспитанию самостоятельности ребенка до года.

Сегодня я хотела поговорить о слингоношении, да и вообще о ношении ребенка на руках, кормлении по требованию, совместном сне в грудничковом возрасте и прочих вещах, которые должны обязательно привести к тому, что ребенок пожизненно будет держаться за мамкину юбку и с рук вообще никогда не слезет.

Читать еще:  Шевеления плода норма по неделям таблица

Действительно ли все эти вещи мешают в воспитании самостоятельности у ребенка в будущем?

Какая потребность ребенка до года? Чтобы выжить, грудничку нужна мама. Ведь именно она его защита и пропитание. Чувствовать маму рядом — это базовая потребность ребенка до года, обуславливающаяся чисто биологическими причинами, считайте это инстинктом.

Грудничок чувствует себя спокойно и уверенно, если мама рядом, если он слышит ее голос, а лучше сердцебиение, которое слышал 9 месяцев в утробе. Малышу нужно чувствовать мамины прикосновения, и запах, ведь именно осязание и обоняние являются ведущими органами восприятия у ребенка до года.

Давайте разберем два сценария развития событий:

1. Полное удовлетворение потребности в близости и воспитание самостоятельности

И вот мама носит ребенка на руках, показывая ему окружающий мир, такой страшный и совсем непонятный. Мама кормит ребенка тогда, когда он проголодается. Мама берет его на руки, если у него что-то болит или ему страшно и одиноко. Она иногда отлучается, и малыш чувствует тревогу, но большую часть времени мама рядом, и он чувствует ее защиту.

Ребенок растет и учиться познавать мир сам, но он знает, что мама всегда рядом и защищает его. И постепенно он перестает на нее оглядываться и искать взглядом, потому что знает, что она рядом всегда, потому что доверяет ей.

Таким образом формируется базовое доверие к миру. Ведь именно через маму ребенок знакомиться с окружающим миром. А если ребенок чувствует себя защищенным в этом мире, то зачем цепляться за мамину юбку?

2. Воспитание самостоятельности с пеленок.

Ребенка с рождения лишний раз не берут на руки, чтобы не приучать к рукам.

Ребенка кормят по часам, если он хочет есть раньше, чем положено, его отвлекают, дают воду. Для успокоения грудь тоже не дают, могут использовать соску. Ребенка активно приучают спать одного. И стараются, чтобы ребенок играл сам, учился сам себя занимать.Получается, что очень мало времени ребенок проводит в тесном контакте с мамой. Он с рождения такой самостоятельный…

Только базовая детская потребность не удовлетворяется, не угасает к году, она переносится на следующий возрастной этап. Малыш рыдает, если мама пытается закрыть дверь в туалете, он боится, когда она уходит, не идет один играть в песочнице, все время тревожно ищет взглядом маму. А мама удивляется, почему так получается, ведь она воспитывала самостоятельность с пеленок…

К чему я веду? Между этими двумя сценариями, безусловно, есть множество промежуточных. И я не агитирую всех к совместному сну и слингоношению, не подумайте. Ярик спит в своей кровати, но после утреннего кормления остается спать со мной, т.к. Мне лень его перекладывать. Нам так удобнее.

Удовлетворять потребность ребенка в тактильном контакте с мамой можно по-разному. Но ее нужно удовлетворять с момента рождения ребенка. Не бойтесь приучать ребенка к рукам, ведь это то, в чем он нуждается. Через доверие ребенка к маме формируется базовое доверие к миру, т.е. восприятие мира, как безопасного места.

Что происходит, когда базовое доверие к миру не формируется? Как это влияет на воспитание самостоятельности?

Разберем на примере самого серьезного сбоя при формировании базового доверия к миру, который, например, присущ деткам- отказникам. Отсутствие мамы с самого рождения приводит к тому, что ребенок относится к жизни, как к борьбе за выживание, он всегда напряжен и насторожен, ждет подвоха отовсюду, боится всего и вся.

Такие детки как ежики, они часто чувствуют себя недостойными любви и теплоты, просто не верят, что их могут просто любить… Но при этом потребность в любви все еще требует удовлетворения. Ребенок постоянно ищет защитника, т.е. маму. Часто такие дети оказываются ведомыми и легко внушаемыми.

Может ли быть чрезмерное удовлетворение потребности в близости? И как это влияет на воспитание самостоятельности ребенка до года?

Отвечу на вопрос, которые мне часто задавали раньше, и чем меня сейчас пугают. Потом будет тяжело отучить ребенка от совместного сна? Он так и будет «ездить» на маминых руках?

При гармоничном развитии детско-родительских отношений ребенку будет неинтересно сидеть у мамы на руках, когда можно ползать/ходить и трогать все вокруг. Потребности сменятся, приоритет перейдет на предметную деятельность, познание мира. Да и начнет развиваться личное пространство, ребенок начнет отделять себя от мамы.

Но бывают случаи, когда мама мешает сепарации (отделению) ребенка. И тогда-то возникают проблемы!

Ну, самый просто и понятный пример: чрезмерная опека и паника в случаях, когда ребенок пытается что-то самостоятельно сделать. «Аааа, не трогай это! Это грязь!» «Не ходи туда, там опасно!» «Куда ты все лезешь?!» Ребенок от такого маминого поведения понимает, что мир — это опасное место и лучше держаться поближе к маме.

Так как же воспитывать самостоятельность у ребенка до года?

Парадоксально, но при помощи приучения к ручкам Не бойтесь быть со своим ребенком столько, сколько ему требуется. Для малыша до года мама — это часть его тела. Как бы вы чувствовали себя, если бы не видели и не чувствовали свою руку? Вот и малыш чувствует тоже в отсутствии мамы.

Детский психолог, сказкотерапевт, автор серии печатных книг издательства Питер.
Специалист по гармонизации детско-родительских отношений.

«Дети — лучшая мотивация для самосовершенствования!

Развитие самостоятельности у детей до года

То есть, самостоятельность не появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.

И относиться к развитию этого сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.

Видео: Как воспитать самостоятельного ребенка?

Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

  • 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
  • 3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.
  • 4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.
  • 5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
  • 6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.
  • 7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.
  • 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было. Как оставлять ребенка одного дома?
  • 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты. Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.
  • 11-15 лет. Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

Просто дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.
Читать еще:  Виды операций по удалению геморроя

Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет – готовимся к школе и осваиваем новые горизонты

Дошкольник, а потом — ученик младших классов.

Ваш карапузик уже вырос из пинеток, малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, когда вы берете его за руку при друзьях, и нарочито грубо ворчит «Ну, маааам, иди уже, я сам!»

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
  • Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра. Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.
  • Всегда будьте готовы помочь . Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.
  • Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
  • Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.
  • Чаще давайте взрослые поручения , которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
  • Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности . Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.
  • Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
  • Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы

Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.

12 лет – это черта, за которой начнутся сильные влюбленности (более серьезные, чем в детском саду и первом классе), первые истерики, прогулы в школе и даже, может быть, попытки сбежать из дому, потому что «родители не понимают и достали».

Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.

Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.

  • Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому . Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
  • Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
  • Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
  • Будьте корректны : брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
  • Подбрасывайте больше заданий и задач , в которых ребенок сможет себя проявить.
  • Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек , научите пользоваться кредитной картой и наличными.
  • Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.

Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности у детей – советуют психологи и опытные мамы

Воспитывая самостоятельного (как мы считаем) человечка, мы иногда совершаем ошибки, которые не только не приближают ребенка к этому личностному свойству, но и портят наши с ребенком отношения в будущем.

Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

  1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
  2. Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность , не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.
  3. Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».
  4. Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
  5. Не влезайте со своей помощью и советами , если вас о том не просят.
  6. Не забывайте хвалить ребенка , когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.
  7. Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
  8. Не переделывайте работу ребенка при нем . Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново. Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

И не забывайте, что самостоятельность – не просто приобретенные навыки, а способность думать, анализировать и быть ответственным.

Например, когда ребенок научился не просто дверь закрывать на ключ, но еще и глубоко прятать ключи, чтобы они не выпали на улице.

Проявление самостоятельности у ребенка и ее развитие

Это идеальный период для того, чтобы привить карапузу самостоятельность в выполнении каких-либо действий, и тем самым прекрасная возможность его чему-то научить.

На этапе формирования самостоятельности родителям нужно запастись терпением, ведь это процесс постепенный: вспомните себя, когда вам нужно сделать что-то, что вы никогда до этого не делали, с первого раза не все и сразу может блестяще получится даже у взрослого, не говоря уже о малыше, который только всему учится — все приходит с опытом. Поэтому так важно поддерживать ребенка в его самостоятельности. Большая ошибка многих родителей ставить все под запреты: «Не трогай это!», «Ты делаешь не правильно!», «Ты слишком долго одеваешься, я сама тебя одену!», «Зачем ты сюда лезешь!» и т.п. а спустя время ждать, когда же ребенок наконец станет делать все самостоятельно, не обращаясь к помощи посторонних.

Как правильно научить ребенка самостоятельности? С какого возраста следует прививать самостоятельность малышу? Что и в каком возрасте ребенок должен уметь делать сам? Все родители желают вырастить своего ребенка самостоятельным, но задумываются о том, что это такое, только тогда, когда ребенок отправляется в школу. В его жизни в это время происходят большие перемены, и сразу выясняется, готов ли он к ним и насколько самостоятелен.

Самостоятельность в общем смысле – это способность человека принимать решения и совершать независимые поступки, а также нести за них ответственность, адекватно оценивать себя и управлять своей жизнью, распоряжаться ею. В детском возрасте на каждом этапе развития самостоятельность имеет особое значение. Например, для грудного ребенка проявлением самостоятельности будет засыпание в кроватке, а не только у мамы на руках, способность обойтись некоторое время без ее присутствия. Для детей до 3 лет признаком самостоятельности является умение поиграть наедине с собой, хотя бы короткое время обойтись без взрослых. Чем ребенок становится старше, тем более емким становится для него определение самостоятельности.

В него входит:

1) способность проявлять инициативу и действовать, замечая необходимость личного участия в каком-либо деле;

2) навыки самообслуживания;

3) умение выполнять простую домашнюю работу без помощи и контроля со стороны взрослых;

4) умение действовать с учетом предлагаемых условий или сложившихся обстоятельств;

5) способность совершать обдуманные действия в незнакомой ситуации (для этого необходимо уметь ставить перед собой цель, учитывать имеющиеся условия, планировать и получать результат);

6) навыки самоконтроля и оценивания результатов своей деятельности;

7) умение использовать имеющийся опыт в новой ситуации (перенос освоенных действий). Основа для превращения ребенка в самостоятельную личность закладывается в раннем детстве. До того как ребенок пойдет в школу, самостоятельность у него связывается обычно с хорошим поведением и только позднее становится одним из его личностных качеств.

Читать еще:  Дыхание при родах и схватках

Для развития самостоятельности взрослым (особенно родителям) необходимо:

1) знать потребности ребенка, на основе которых формируются детские интересы;

2) способствовать творческому развитию малыша, вовлекая его в игровую деятельность;

3) больше общаться с ребенком как на вербальном (словесном), так и на невербальном (мимика, жесты, позы, голосовые интонации) уровне;

4) предоставлять малышу возможность действовать самому в посильной деятельности и постепенно усложнять ее;

5) закреплять навыки самостоятельных действий.

Развитие самостоятельности у детей происходит в 3 этапа. Каждый из них завершается кризисом, а затем относительной стабилизацией личности. Затем ребенок развивается дальше, накапливает новый опыт, получает новые знания, и вновь возникает потребность изменить свое положение в обществе (в семье) и проявить себя. Максимального выражения потребность в самостоятельности достигает в подростковом возрасте. Подросток уже многое умеет делать без помощи других, он ответственен за свои поступки, может планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия и их последствия. Он понимает, что существуют определенные границы свободы (общепринятые нормы и законы).

Этапы развития самостоятельности.

1. Формирование физической и бытовой самостоятельности. Этот этап продолжается до 3 лет. Ребенок в этот период ко всему проявляет любопытство, часто повторяет «Я сам!» и приобретает навыки самообслуживания. Он учится самостоятельно есть, пользоваться горшком, сам моет руки, одевается и обувается, пробует помогать родителям в домашних делах. Важно именно в этот период позволить ребенку проявить свою самостоятельность.

2. Формирование учебной самостоятельности. Этап начинается в 6-7 лет и продолжается до кризиса по др осткового возраста (до 12 лет). С самообслуживанием и бытовыми делами ребенок уже хорошо справляется и начинает вырабатывать самостоятельность в учебе. Он привыкает ходить в школу, выполняет новые обязанности (собрать с вечера портфель и др.), в том числе домашнее задание. У него изменяется режим дня и повышается уровень ответственности.

Для выработки учебной самостоятельности приходится развивать силу воли, прилагать усилия, чтобы достигать цели (выучить правило или стихотворение, чтобы хорошо ответить на уроке) и придерживаться нового распорядка дня. В этом ему сначала помогают родители, а затем он и сам справляется с учебной деятельностью, без напоминаний выполняет домашнее задание, собирает учебные принадлежности в портфель, так как понимает, что уроки важнее мультфильмов. Если ребенок с трудом выполняет домашнее задание и без напоминаний и помощи взрослых не справляется, значит необходимо вызвать у него интерес к учебе.

3. Формирование личностной самостоятельности. Ребенок уже имеет бытовую и учебную самостоятельность и подходит к тому, чтобы самостоятельно принимать решения. Если ранее родители считались с его мнением, предлагали самому делать выбор, то у ребенка есть все предпосылки для успешного прохождения этого этапа. В 11-12 лет ребенок уже может иметь свое мнение и принимать решение в разных жизненных ситуациях. В этот период жизни необходимо предоставлять ему больше свободы. Если он обращается за помощью, так как не знает, как поступить в сложившихся обстоятельствах, то в первую очередь предлагайте ему самому подумать, только потом выражайте свое мнение или принимайте решение сообща. Если ребенок выскажет свой вариант разрешения проблемы, то отнесется затем к его выполнению более ответственно.

Если предыдущие этапы формирования самостоятельности пройдены у подростка не полностью, то преодолеть третий без помощи психологов и настойчивой работы над собой ему уже не удастся. Самостоятельную личность начинают воспитывать с самого рождения. Для этого необходимо вызвать к ней интерес, сформировать представление о ней. Можно побеседовать с ним на эту тему и спросить: «Что такое самостоятельность, как ты ее понимаешь? Кто, по-твоему, самостоятельный человек?». Ребенок может дать разные ответы, например, сказать, что самостоятельность – это способность самому делать уроки, помогать маме. В зависимости от полученного ответа развейте с ребенком эту тему, спросите, зачем нужно быть самостоятельным, самостоятелен ли он сам и др. Таким образом вы создадите условия для того, чтобы он нашел мотив для проявления самостоятельности. В каждом деле у него может быть несколько мотивов, например, он может мыть посуду в мыльной воде, чтобы поплескаться и поиграть с пеной или чтобы помочь маме. Важно предоставить ему возможность выбрать мотивацию самому. Родителям нужно понимать, какой мотив интересен ребенку, но ни в коем случае не следует пытаться его изменить, а только использовать для выработки интереса к самостоятельной деятельности.

Часто родители оказываются не готовы принять самостоятельность ребенка и стремятся его оградить от жизненных проблем и попыток их разрешить. В этом случае он может протестовать, бороться за свою независимость или примириться со сложившимся обстоятельствами и стать инфантильным.

Родителями, не желающими способствовать развитию самостоятельности у ребенка, обычно движут страхи. Они опасаются, что он сделает что-то неправильно и им это не понравится, они боятся, что самостоятельный ребенок станет непослушным, и очень сильно бояться, что станут ненужными ему. Стоит понять, что если помогать ребенку стать самостоятельным и воспринимать его как свободную личность, то как раз менее вероятным окажется, что такие страхи сбудутся, а вот все попытки удержать его рядом, под контролем, как раз к ним и приводят.

В воспитании самостоятельности родители обычно проявляют себя в одном из трех вариантов:

1) хотят, чтобы он подольше оставался малышом;

2) торопят ребенка быстрее повзрослеть;

3) адекватно воспринимают потребность ребенка в развитии самостоятельности и его возможности в этом.

Самостоятельность у ребенка в первые годы жизни проявляется в основном как подражание взрослым. Ребенок хочет, как мама, варить суп, месить тесто; как папа, стучать молотком, поднимать гантели. Очень важно с доброжелательностью приобщать его к совместной деятельности.

Для формирования самостоятельности у ребенка психологи рекомендуют предпринять следующие действия:

1) при обучении уходу за собой и самообслуживанию показывать ребенку все не торопясь, с объяснениями, медленно самому выполнять подобные действия, чтобы он увидел и попробовал сам;

2) проявлять терпение и позволять ему все доделывать до конца, только потом показывать еще раз, как правильно, и предоставлять шанс на вторую попытку;

3) поощрять к самостоятельным действиям и поступкам;

4) не осуждать ошибки ребенка, а подсказывать варианты действий и критерии для выбора;

5) понятно объяснять, что хорошо и что плохо, а также устанавливать правила;

6) научить самообслуживанию (чистить зубы, умываться, ходить в туалет, есть, одеваться, определять по часам время и др.) и самостоятельному засыпанию;

7) научить играть наедине с собой;

8) как можно чаще предоставлять возможность выбора и понемногу учить планировать свои занятия;

9) в меру опекать ребенка;

10) научить общаться и знакомиться с другими;

11) научить принимать решения в жизненных ситуациях с помощью ролевых игр;

12) приобщать к домашнему труду и принимать его помощь;

13) спокойно воспринимать ошибки и промахи, вместе их разбирать, рассказывать о своем опыте;

14) научить ребенка проявлять ответственность и объяснять ее меру, поощрять ее проявления;

15) способствовать выработке уверенности и чувства собственного достоинства;

16) общаться с ребенком как с равной личностью, в общении учитывать его эмоции, расспрашивать о событиях, интересоваться его мнением;

17) не использовать в качестве способа воздействия на ребенка давление;

18) научить справляться с конфликтами, возникающими при общении с другими детьми;

19) проводить сексуальное воспитание;

20) верить в возможности ребенка стать самостоятельным и вызвать у него ощущение защищенности;

21) не ограничивать самостоятельность в тех делах, с которыми он уже сталкивался.

Материал подготовлен по данным: Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем самостоятельность». Читайте так же на нашем сайте: «Как проявляется самостоятельность?», «Как научить ребенка самостоятельно делать уроки?» , «Как научить ребенка самостоятельной игре?»

Материалы предоставлены Первым семейным клубом « Абахаба ».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

Читайте также

Теплыми остановками в морозы воспользовались тысячи омичей

Горожане оценили их удобство.

Губернатор Александр БУРКОВ: Строительство пропускных пунктов на границе и увеличение перевозок по Иртышу — ключевые решения форума

Глава региона поделился своими впечатлениями от переговоров России и Казахстана в Омске.

Альфа-Банк в Омске открыл новое отделение в Советском округе

В Омске в городке Нефтяников состоялось торжественное открытие отделения Альфа-Банка по обслуживанию юридических и физических лиц.

Хочешь автограф губернатора Омской области в свой дневник?

Участвуй в акции «Комсомолки»!

У юных омских борцов появился новый «Свято-Георгиевский Борцовский Клуб».

Это произошло благодаря помощи мецената, который помог.

Хочешь автограф губернатора Омской области в свой дневник?

Участвуй в акции «Комсомолки»!

Хочешь автограф губернатора Омской области в свой дневник?

Участвуй в акции «Комсомолки»!

Хочешь автограф губернатора Омской области в свой дневник?

Участвуй в акции «Комсомолки»!

Хочешь автограф губернатора Омской области в свой дневник?

Участвуй в акции «Комсомолки»!

Как лучше оформить передачу прав на имущество

Договор дарения, завещание, договор ренты – что выбрать, когда в этом возникнет необходимость?

Хочешь стать лицом стильной оптики Vidial, получать именную стипендию, быть известным и узнаваемым?

Принимай участие в конкурсе «Видиальное лицо».

Возрастная категория сайта 18+

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector