Развитие опорно двигательной системы ребенка

Особенности опорно-двигательного аппарата ребенка

ТЕМА №3

Рост и развитие скелета.

К системе органов движения относятся кости, связки, суставы и мышцы.

Кости, связки и суставы являются пассивными элементами органов движения.

Активной частью аппарата движения являются мышцы.

Система органов движения — единое целое: каждая часть и орган формируются в постоянной связи и взаимодействии друг с другом.

Скелет — опора мягких тканей, а там, где соединенные кости образуют полости, выполняет защитную функцию (череп, грудная клетка, таз). Скелет состоит из отдельных костей, соединенных между собой соединительной тканью, а иногда и непосредственно кость с костью.

Сустав. Различают два основных типа соединений костей скелета: прерывное и непрерывное.

Непрерывное соединение характерно тем, что кости соединены друг с другом сплошной прослойкой ткани и пространства между ними нет. Движения в таком случае ограничены или исключены. К непрерывным соединениям костей относят череп, таз, позвоночник, соединение ребер с грудиной.

Прерывное соединение, или суставы, характеризуется наличием между концами костей небольшого пространства. Сами же концы заключены в специальное герметическое образование, называемое сумкой сустава. При этом концы костей покрыты слоем гладкого суставного хряща, а сумка изнутри выстлана специальной оболочкой, называемой синовиальной. В суставной сумке сохраняется постоянное давление, оно ниже атмосферного. Внутри суставной сумки есть небольшое количество жидкости, снижающее трение поверхностей друг о друга.

Суставные поверхности костей обычно по форме соответствуют друг другу, иесли одна имеет головку, то вторая — впадину для нее.

Снаружи, а иногда и внутри суставов есть связки, укрепляющие сочленение поверхностей. Такие внутрисуставные связки имеются в тазобедренном, коленном и других суставах.

Череп.В скелете головы — черепе различают лицевой и мозговой отделы.

В мозговом отделе черепа располагается головной мозг и высшие органы чувств (зрение, слух, обоняние и др.), а в лицевом — верхние дыхательные пути и начальный отдел пищеварительной системы.

Все кости черепа, кроме нижней челюсти и подъязычной кости, имеют непрерывное соединение швами. Места соединения хорошо видны на черепе. Различают зубчатый, чешуйчатый и плоский швы

Зубчатым швом называют такое соединение, когда выступы края одной кости заходят между выступами другой, например шов между лобной и теменной костями. Когда край одной кости накладывается на край другой, соединение называют чешуйчатым швом, например соединение височной кости с теменной. Иногда гладкие края срастающихся костей соединяются между собой без всяких выступов. Это — плоское соединение костей, например соединение носовых костей, верхних челюстей и т. д. .. Нижняя челюсть с височными костями имеет прерывное соединение посредством двух подвижных комбинированных нижнечелюстных суставов. Они образованы головками суставных отростков нижней челюсти и впадинами височных костей.

У младшего школьника череп отличается от черепа взрослого относительно большой величиной. Этот признак у детей раннего возраста и дошкольников особенно заметен. Кроме того, ему свойственно преобладание мозгового отдела над

Развитие мозгового отдела черепа зависит от роста и развития головного мозга, а лицевого — от прорезывания зубов, развития челюстей и особенно от акта жевания.

В развитии черепа выделяют четыре периода. Первый период — от рождения до семилетнего возраста. Череп растет равномер­но. Зарастают роднички. Черепные швы срастаются к 4 годам. К концу периода основание черепа и большое затылочное отверстие достигают почти постоянной величины.

Второй период — с 13 до 15 лет. Это время интенсивного роста лобных костей, преобладание развития лицевого черепа над мозговым. Складываются общие черты лица, которые в последующем почти не изменяются.

Третий период—от наступления половой зрелости до 30 лет, когда швы крыши черепа делаются почти незаметными.

У младших школьников и подростков отмечается значительная тонкость костей черепа с неясно выраженными местами прикрепления мышц. У них же недостаточно развит сосцевидный отросток височной кости.

Скелет туловища.Позвоночник, или позвоночный столб состоит из отдельных сегментов — позвонков, накладывающихся друг на друга, и прослоек хряща — межпозвонковых дисков, придающих позвоночнику гибкость и оказывающих противодействие нагрузке по его продольной оси. Насчитывают 33—34 позвонка.

Позвоночник является осью и опорой скелета, защищает находящийся внутри него спинной мозг, принимает на себя тяжесть верхних и нижних конечностей.

По мере развития позвоночника хрящевая ткань уменьшается. Окостеневает позвоночник постепенно.

У позвоночника взрослого ясно видно 4 физиологических изгиба: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцовокопчиковый кифоз.

Изгибы позвоночника обеспечивают правильное положение центра тяжести и возможность прямостояния.

Поднятие тяжестей, непосильных для младшего школьника, увеличивает поясничный лордоз. Грудной кифоз школьника более резко формируется при сидении за партой, особенно у детей с ослабленной мускулатурой спины и шеи. Подвижность позвоночника и его пружинящее свойство зависят от толщины межпозвонковых хрящей, их упругости, а также от состояния связок позвоночника. Эти аппараты у детей наиболее эластичны, а поэтому их позвоночник весьма подвижен.

Грудная клетка состоит из грудины и ребер, соединенных сзади с позвоночником

Грудинная кость состоит из трех частей (рукоятки, тела и мечевидного отростка). У детей эти части соединены хрящевыми прослойками. Тело грудинной кости состоит из сегментов губчатой кости. Оно довольно долго у детей сохраняет хрящевые прослойки. Так, нижние сегменты срастаются с телом только к 15—16 годам, а верхние — к 21—25, гораздо позже прирастает к грудине мече­видный отросток (после 30 лет).

Рукоятка грудины прирастает к телу еще позже, чем мечевидный отросток, а иногда и совсем не прирастает. Наибольший годичный прирост грудинной кости в целом падает на 8-й год жизни как у мальчиков, так и у девочек.

Двенадцать пар ребер, имеющих вид узких, сильно изогнутых пластинок, сочлененных задними концами с позвоночником, их передние концы (кроме двух нижних ребер) сочленены с грудиной.

Скелет конечностей.

Верхние конечности представлены костями плечевого пояса и свободной верхней конечностью

Плечевой пояс на каждой стороне состоит из двух костей: лопатки и ключицы. , Они соединены между собой связками и хрящевыми сращениями, а с туловищем — мышцами и их сухожилиями.

Соединение же костей плечевого пояса с костями свободной конечности осуществляется благодаря суставам, суставным сумкам и связкам, укрепляющим соединение.

Подвижное соединение костей плечевого пояса с грудной клеткой и позвоночником, а также со свободной верхней конечностью увеличивает объем движений конечности.

Лопатки младших школьников не только меньше по размерам, но имеют меньшую вогнутость позвоночной поверхности, которая не соответствует изогнутости ребер, а поэтому у детей отмечается некоторое выпячивание лопаток. Это можно наблюдать с недостаточным развитием подкожного жирового слоя и слабым развитием мышечной системы.

Ключицы имеют более круглое тело, они меньше по разме­рам, более нежные по строению и содержат значительное количество хряща в лопаточных концах. Окостенение ключиц заканчивается к 20—25 годам.

Окостенение лучевой кости заканчивается к 21—25 и локтевой к 21—24 годам. Окостенение сесамовидных костей (т. е. лежащих в сухожильных образованиях) у мальчиков начинается в 13—14 лет, а у девочек в 12—13, т. е. в период полового созревания. Окостенение концов (эпифизов) трубчатых костей верхних конечностей заканчивается в 9—11 лет, основных фаланг пальцев и головок запястных костей — в 16—17 лет, а окостенение кисти — к 6— 7 годам. По окостенению определяют «костный возраст».

Нижняя конечность каждой стороны состоит из тазовой кости и костей свободной нижней конечности.

Тазовая кость с правой и левой стороны соединяется с крестцовой костью у взрослых, а у младших школьников с крестцовыми позвонками, образуя таз.

Тазовая кость ребенка состоит из трех отдельных костей: подвздошной, седалищной и лонной, соединенных между собой хрящевой тканью. Срастание их начинается с 5—6 лет и заканчивается к 17—18 годам. На месте срастания трех костей образуется утолщение с наличием в нем значительного углубления для головки бедренной кости, называемого вертлужной впадиной.

Таз в целом играет защитную роль для органов таза и опорную для всей вышележащей части тела.

Женский и мужской таз имеет отличительные половые признаки Женский таз значительно шире и ниже мужского, его кости более тонкие и гладкие. Крылья подвздошных костей у женщин более отвернуты, мыс меньше выступает, а лонный угол более тупой, чем у мужчин. Седалищные бугры у женщин более широко поставлены друг от друга. Все признаки женского таза связаны с детородной функцией. Они становятся особенно заметными с 11 — 12 лет, хотя лонный угол уже хорошо заметен с 5-летнего возраста.

Деформация костей таза у детей, особенно у девочек-подростков, наступает от ношения обуви па высоких каблуках. Это приводит к сужению выходного отверстия из малого таза, что затрудняет роды.

К тазовым костям присоединяется сочленение костей свободной нижней конечности, состоящей из бедренной, большой и малой берцовых костей и костей стопы. В основном это длинные трубчатые кости.

Окостенение нижней конечности начинается еще во внутриутробном периоде, а заканчивается в разные сроки .

С 7-летнего возраста у мальчиков ноги растут быстрее, чем у девочек. И по отношению к туловищу они достигают наибольшей длины у девочек к 13 годам, а у мальчиков к 15.

Тела трубчатых костей нижних конечностей и их концевые отделы в младшем школьном возрасте построены из костной ткани. И только на местах соединения (срастания) имеются хрящевые зоны, которые начинают уменьшаться с 12—14 лет и полностью исчезают в 18—24 года, превращаясь в костную ткань.

Все кости стопы образуют свод, который заметен при наличии связочного аппарата на стопе. Стопа выполняет опорную и рессорную функцию, опорной является наружный край, а рессорную — внутренний, в котором имеется свод.

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Развитие опорно двигательной системы ребенка

Возрастные особенности скелета туловища. Позвонки, форми­рующие позвоночный столб, развиваются как вторичные кости, т. е. они проходят хрящевую стадию. Ядра окостенения в них появляются на 2-м месяце внутриутробного развития. Процесс окостенения позвоночного столба происходит в строго определен­ном порядке. Очаги окостенения сначала появляются в грудных позвонках, и.затем окостенение распространяется по направлению к шейному отделу и копчиковому.

На 40—50-е сутки внутриутробного развития ядро окостенения появляется в теле 12-го грудного позвонка, к концу 4-го месяца тела всех грудных позвонков, шейных, поясничных и двух первых крестцовых имеют ядра окостенения. В этот же период появляются ядра окостенения в дугах позвонков. Слияние ядер окостенения правой и левой половин дуг позвонков происходит только после рождения. Позвоночник новорожденного открыт сзади по линии всех дуг позвонков. Только к 7 годам все дуги оказываются за­крытыми. Исключением может быть лишь дуга первого крестцо­вого позвонка. Иногда она закрывается позднее. Передняя дуга атланта может оставаться открытой до 9 лет.

Читать еще:  Воспаление уха у ребёнка

В 8—11 лет появляются ядра окостенения в эпифизарных хря­щевых дисках, ограничивающих позвонки сверху и снизу. С 15 до 24 лет происходит срастание костных эпифизарных дисков с телом позвонка. Раньше всего это происходит в грудном отделе позво­ночника, затем в шейном и поясничном. Полное срастание отрост­ков с телом позвонка осуществляется в возрасте 18—24 лет.

Тела позвонков у новорожденных сплющены так, что их по­перечный диаметр больше продольного и соотношение между диа­метрами равно 5:3. В период полового созревания это соотноше­ние становится равным 4:3, а у взрослого — 3:3. В целом на весь период развития длина позвоночника увеличивается в 3,5 раза. Первые 2 года рост позвоночника очень интенсивен,,затем он за­медляется и вновь становится более интенсивным в период поло­вого созревания увеличивается в 3,5 раза.

Рис. 94. Изгибы позвоночника:

А — форма позвоночника взрослого; Б — появление изгибов у детей: / — в связи с держанием головы; 2 — при сидении; 3 — при стоянии.

Первые 2 года рост позвоночника очень интенсивен,,затем он за­медляется и вновь становится более интенсивным в период поло­вого созревания.

Позвоночный столб новорожденного имеет только небольшой крестцовый изгиб (рис. 94). Первым появляется шейный изгиб в возрасте 2,5—3 месяцев, когда ребенок начинает держать го­ловку. Изгиб, направленный выпуклостью вперед, называют лор­дозом. Следовательно, первым появляется шейный лордоз. В воз­расте около 6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть, возникает изгиб в грудном отделе, направленный выпуклостью назад. Такие изгибы, направленные выпуклостью назад, называют кифозами. К моменту начала ходьбы формируется поясничный изгиб. Это сопровождается изменением положения центра тяжести, что пре­дотвращает падение тела при переходе к вертикальному положе­нию. Таким образом, к году имеются уже все изгибы позвоночника. Сначала образовавшиеся изгибы не фиксированы и исчезают при расслаблении мускулатуры. Фиксация изгибов в шейном и грудном отделах позвоночника происходит в 6—7 лет, а в поясничном — к 12 годам.

Окостенение грудины происходит вторичным способом, причем первые ядра окостенения появляются в рукоятке и теле ее еще во внутриутробном периоде развития. В мечевидном отростке ядро окостенения возникает лишь в 6—12 лет.

Полное срастание всех костных участков грудины осуществля­ется после 25 лет.

Окостенение хрящевых ребер начинается на 6—8 неделе внутри­утробного развития. Раньше всего появляются ядра в средних ребрах. Вторичные ядра возникают в 8—11 лет. Слияние костных частей ребра происходит в возрасте 18— 19 лет, а головки и тела ребра — в 20—25 лет.

У новорожденных грудная клетка имеет форму колокола или груши. Верхняя часть груд­ной клетки узкая, нижняя из-за высокого расположения внутренних органов расширена, передне-задний диаметр ее больше попереч­ного (рис. 95). С развитием легких, которые начинают занимать большое пространство, верхние ребра, располагавшиеся косо, начинают занимать гори­зонтальное положение.

Рис. 95. Различные формы грудной клетки:

А — у новорожденных; Б — у взрос­лых.

В связи с этим грудная клетка принимает бочкообразную форму. Верхний край грудины у грудного ребенка находится на уровне первого грудного позвонка. Изогнутость ребер невелика. Угол между ребрами и позвоночником, так же как и между ребрами и грудиной, большой. Так, реберно-позвоночный угол у новорожденного составляет 82°, а в 3 года — 62°. Форма грудной клетки в этот период соответствует фазе максимального вдоха. Отсюда понятно, что дыхание в этом возрасте осуществляет­ся в основном за счет диафрагмы. К 3—4 годам верхний край гру­дины опускается до уровня 3—4-го грудного позвонка (как у взрос­лых) . Вместе с грудиной опускаются ребра, увеличивается их изог­нутость, уменьшаются реберно-позвоночный угол и угол между реб­рами и грудиной. Это приводит ко все большей зависимости акта дыхания от изменения объема грудной клетки. Эта зависимость уже отчетливо проявляется у 3-летнего ребенка.

Форму взрослого грудная клетка приобретает к 12—13 годам.

Возрастные особенности скелета конечностей. Все кости пояса верхних конечностей, за исключением ключицы, проходят дряще-вую стадию. В ключице предхрящевая ткань сразу замещается костной. Процесс окостенения, начавшись в ней на 6-й неделе внутриутробного развития, почти полностью заканчивается к мо­менту рождения. Лишь грудинный конец ключицы не имеет ядра окостенения. Оно появляется только к 16—22 годам, а срастание его с телом происходит к 25 годам.

В большинстве костей свободных верхних конечностей первич­ные ядра окостенения возникают в течение 2—3 месяцев эмбрио­нального развития. В костях запястья они появляются после рожде­ния: в головчатой и крючковатой — на 4—5-м месяце, а в осталь­ных — в период от 2 до 11 лет. Сращение первичных и вторичных ядер окостенения в костях пояса заканчивается к 16 — 25 годам.

Почти во всех костях пояса нижних конечностей первичные ядра окостенения появляются также в эмбриональном периоде раз­вития. Лишь в костях предплюсны (ладьевидной, кубовидной и клиновидных) они образуются в период от 3-х месяцев после рож­дения до 5 лет.

Таз у новорожденного имеет форму воронки. Его переднезадний размер больше поперечного. Нижнее отверстие таза очень мало. Плоскость входа расположена значительно более вертикально, чем у взрослого. Таз новорожденного состоит из отдельных, несросшихся костей. Ядра окостенения в подвздошной, седалищной и лобковой костях появляются в период от 3,5 до 4,5 месяцев внутриутробного развития. С 12 до 19 лет появляются вторичные ядра окостенения. Срастание всех трех костей таза происходит в 14—16 лет, а вто­ричные ядра соединяются с ранее сформировавшимися и срос­шимися костями таза только к 25 годам.

В постнатальном периоде происходит изменение формы и раз­мера таза под влиянием самых различных факторов: под влиянием давления, оказываемого массой тела и органами брюшной полости,

под воздействием мышц, в результате давления головки бедренной кости, под влиянием половых гормонов и т. д. В результате этих разнообразных воздействий увеличивается переднезадний диаметр таза (с 2,7 см у новорожденного до 8,5 см в 6 лет и 9,5 см в 12 лет), возрастает его поперечный размер, который в 13—14 лет становит­ся таким же, как и у взрослых. Плоскость таза в поперечном диа­метре становится в этом возрасте овальной.

После 9 лет отмечается разница в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и более узкий, чем у де­вочек.

Таким образом, не только в дошкольном возрасте, но и в школь­ном рост и развитие скелета далеко еще не закончены. Об этом следует помнить педагогам, воспитателям, родителям и стараться выполнять все те гигиенические требования, которые предъявляются к организации условий жизни ребенка. Мебель, не соответствующая росту ребенка, плохая освещенность помещения во время его за­нятий, неудобная обувь, обувь на высоком каблуке, ограничение двигательной активности, недостаточное пребывание на свежем воздухе, неправильная в количественном и качественном отноше­нии организация питания могут явиться причиной тех или иных нарушений формирования скелета, что в свою очередь может быть причиной патологии внутренних органов. Так, резко выраженный кифоз (сутулая спина) нередко приводит к расстройству деятель­ности органов дыхания. Деформация грудной кости может отрица­тельно влиять на работу сердца и т. д. Иногда возникают боко­вые искривления позвоночника — сколиозы. Они также могут быть причиной нарушения работы органов грудной полости.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКЕЛЕТНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Изменения макро- и микроструктуры скелетных мышц с воз­растом. Формирование скелетных мышц происходит на очень ран­них этапах развития. На 8-й неделе внутриутробного развития раз­личимы уже все мышцы, а к 10-й неделе развиваются их сухо­жилия. Связь первичной закладки мышц с соответствующими нервами обнаруживается уже на 2-м месяце развития. Однако двигательные нервные окончания впервые появляются лишь на 4-м месяце внутриутробного развития.

Созревание мышечных волокон связано с увеличением коли­чества миофибрилл, появлением поперечной исчерченности, увели­чением числа ядер. Оно осуществляется в разных мышечных во­локнах с неодинаковой скоростью. Раньше всего дифференцируются волокна мышц языка, губ, межреберных мышц, мышц спины и диафрагмы. Затем — мышцы верхней конечности и в последнюю очередь — мышцы нижней конечности.

У новорожденных масса мышц составляет 23,3% (у взрослых — 44,2%) от массы всего тела. Сухожильная часть мышцы развита слабо и составляет меньшую, чем у взрослых, часть от всей длины мышцы; фасции и сухожилия широких мышц очень тонки, непрочны, легко от них отделяются. Соединительная ткань, которая образует внутримышечные перегородки, отличается от соедини­тельной ткани мышц взрослого большим количеством клеток и меньшим числом волокон. Поперечнополосатые мышечные волокна характеризуются очень большим числом ядер, которые имеют овальную форму. Продольный диаметр относится к поперечному, как 2:1. Различные мышечные волокна у новорожденных мало отличаются по своему диаметру. Сарколемма начинает выявляться к 6-му месяцу внутриутробного развития. У новорожденного она отчетливо выражена и’ характеризуется наличием большого коли­чества тонких волоконец, в расположении которых не отмечается никаких признаков упорядоченности.

В процессе постнатального развития происходят дальнейшие изменения как макро-, так и микроструктуры скелетных мышц. Созревание различных мышц и даже различных пучков волокон одной и той же мышцы происходит с разной скоростью. Эта ско­рость определяется функцией, которую выполняет данное анатоми­ческое образование на том или ином возрастном этапе. Как пра­вило, раньше всего созревают функционально активные мышцы. В целом масса мышц за весь период развития увеличивается примерно на 21%. К 8 годам масса мышц по отношению к массе всего тела становится равной 27,2%, к периоду полового созре­вания— 32,6%, а в 17—18 лет — 44,2%. Отсюда следует, что на­иболее интенсивная прибавка массы происходит в период полового созревания. К моменту рождения ребенка наибольшего развития достигают мышцы туловища, головы, верхних конечностей. Их масса составляет около 40% от массы всех мышц (у взрослых — до 30%).

Масса мышц верхних конечностей по отношению к массе мышц всего тела возрастает от рождения до 23—25 лет, когда закан­чивается онтогенетическое созревание мышц, всего лишь на 2%. Следовательно, к моменту рождения они уже обладают достаточно большой массой, и дальнейшее увеличение ее шло в полном соот­ветствии с увеличением массы всего тела. В то же время масса мышц нижних конечностей по отношению к массе тела увеличи­вается за весь период развития более чем на 16%. В мышцах верхних конечностей особенно резко увеличивается в дошкольном и младшем школьном возрасте масса тех из них, которые вызывают движения пальцев. Масса мышц-разгибателей увеличивается ин­тенсивнее, чем сгибателей, так как к моменту рождения сгибатели, обусловливающие в период внутриутробного развития характерную позу плода, уже значительно развиты. Разгибатели, обеспечиваю­щие вертикальное положение тела, интенсивно созревают после рождения ребенка.

Читать еще:  10 нельзя для ребенка

Мышцы, которые обусловливают большой размах движения, интенсивно растут в длину, а мышцы, функция которых требует сокращений большой силы, увеличиваются в диаметре. Развитие их характеризуется ростом степени перистости.

Опорно-двигательный аппарат у дошкольников.
консультация

Консультация для родителей

« Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников».

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников».

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Понаблюдайте внимательно за ребенком : как он сидит, ходит, держит голову, какова его фигура. Каждый из нас хотел бы видеть своего ребенка стройным, ловким, здоровым. Следует знать, что гармоничность строения тела зависит от осанки, которая формируется в период роста и развития организма дошкольника. Правильная осанка не только эстетична, но и создает оптимальные условия для работы сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем, благотворно влияет на самочувствие ребенка.

Осанка — это приобретенное человеком в процессе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. При хорошей осанке мышцы, удерживающие позвоночник в правильном положении, оптимально напряжены, голова и туловище удерживаются ровно, плечи на одном уровне и отведены назад, спина прямая, живот подтянут, ноги в коленных суставах прямые.

Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до 6-7 лет. Структура костной ткани позвонков еще не завершена, позвоночный столб очень эластичен. Из-за неблагоприятных условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые характеризуются такими признаками : голова опущена, спина согнута , плечи отведены вперед и т. д.

В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения могут привести к искривлению позвоночника. Установление начальных форм нарушений осанки и их профилактика наиболее эффективны именно в дошкольном периоде.

Дефекты осанки в основном возникают из-за недостаточного внимания родителей к физическому развитию детей. Нередко бывает, что недостатки обнаруживаются с большим опозданием, когда они приобретают стойкую форму. Лечение в этом случае может длиться годами и не всегда дает положительный результат.

Предупредить дефекты осанки значительно легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в семье и дошкольном учреждении в двух направлениях: создание оптимальных гигиенических условий (хорошее освещение, систематическое проветривание помещения, соблюдение режима дня, соответствующая росту ребенка мебель) и целенаправленная воспитательная работа. Такие средства физической культуры, как общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения спортивного характера, закаливающие процедуры способствуют формированию правильной осанки.

На протяжении дошкольного возраста ребенка учат правильно сидеть, стоять и спать в соответствующей позе.

Для детей 4-7 лет желательно оборудовать рабочее место (стол, стульчик, полочку). Рабочее место должно быть достаточно просторным, чтобы ребенку было удобно разложить на столе или полочке книжки, бумагу, карандаши.

Подбирая мебель для дошкольников, руководствуются рекомендациями гигиенистов.

Для предупреждения нарушения осанки необходимо следить за позой ребенка во время игры, просмотра телевизора, во время принятия пищи, рисования, во время сна.

Во время прогулки ребенку следует выполнять различные задания: достать ветку над головой, подбросить мяч, поймать его. Эти упражнения способствуют выпрямлению туловища и укреплению мышц – разгибателей.

В дошкольном возрасте у ребенка формируются навыки ходьбы и бега, правильное положение туловища, координация рук и ног. Дети должны усвоить, как нужно стоять: голову держать ровно, спину прямо, живот подтянут, стопы ног параллельно, чтобы на каждую из них равномерно распределялась нагрузка тела.

Чтобы дети научились во время ходьбы сохранять правильную позу они должны выполнять такие упражнения : ходьба с предметом на голове ( 2-3 м.), ходьба с гимнастической палкой за спиной (2-4м). Во время ходьбы туловище следует держать ровно, голову не опускать .

Часто можно наблюдать, как родители ведут ребенка за руку, при этом у него одно плечо высоко поднято, а другое опущено. Такая поза отрицательно отражается на осанке. Только при переходе улицы следует брать детей за руку, а все остальное время они должны идти возле взрослых, свободно размахивая руками.

Стойкий навык сохранять правильную осанку формируется у ребят в школьные годы. Однако уже в дошкольном возрасте ребенку важно привить желание иметь хорошую осанку. Для этого следует чаще приводить ему наглядные примеры.

На формирование осанки значительное влияние оказывает статикодинамическая функция стопы. Даже незначительное изменение ее формы может стать причиной нарушения правильного положения таза, позвоночника и как следствие этого –патологических дефектов осанки.

Любое патологическое изменение стопы отрицательно сказывается на опорной функции нижних конечностей. Дети быстрее утомляются, ухудшается их самочувствие, снижается работоспособность. Дошкольники, страдающие плоскостопием, во время ходьбы сильно топают ногами , походка у них неуверенная и напряженная. Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что плоскостопие взрослых можно было бы предотвратить профилактическими мерами и своевременным лечением в детстве.

Родителям следует обращать внимание на обувь ребенка. Тесная обувь, с узким носком, высоким каблуком, толстой подошвой, которая не дает возможности согнуть стопу, может привести к плоскостопию. Невысокий (1-2 см) и широкий каблук способствует оптимальному углу разгибания в голеностопном суставе. Тапочки и кеды удобны для занятий физической культурой, но не пригодны как повседневная обувь. Войлочная обувь также не целесообразна для постоянного ношения, т. к. в ней перегреваются ноги , что приводит к ослаблению мышечно- связочного аппарата стопы.

Детям, имеющим склонность к плоскостопию, рекомендуется носить супинаторы ( ортопедические стельки ).

Для укрепления и развития мышц и связок стопы рекомендуют массировать ее, обливать ноги прохладной водой, ходить на носках и внешней стороне стопы, ходить босиком по траве или песку, по бревну боком и в продольном направлении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитывать сознательное отношение к занятиям;усваивать и закреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног;обучать навыкам принимать и фиксировать правил.

Проблема нарушений костно-мышечной системы у детей актуальна уже в дошкольном возрасте. Поэтому необхождимо просвещение родителей об особенностях формирования скелета, мерах профилактики сколиозов и д.

1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д.

Методика «Игры с клейстером» адресована учителям-дефектологам, педагогам-психологам, родителям. Рекомендуется для работы с дошкольниками с двигательными нарушениями и (или) отклонениями в поведении (т.

В консультации отраженны игры и упражнения для профилактики опорно — двигательного аппарата дошкольников.

Особенности строения опорно-двигательного аппарата дошкольников (осанка). Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного нап.

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у.

Особенности развития опорно-двигательной системы у детей: ранний, дошкольный, школьный возраст

Доброго времени суток, уважаемые читатели блога «Воспитуля». Опорно-двигательная система у детей, её состояние, оказывает большое влияние на общее развитие организма. Именно этому посвящена эта небольшая статья.

У ребенка раннего возраста кости содержат большое количество воды и только 13% минеральных солей. Кости мягки, податливы и способны легко менять свою естественную форму. Обилие хрящевой ткани, гибкость скелета оберегает костный аппарат от ломкости, но в то же время может быть причиной различных искривлений.

К 11-12 годам строение костей по химическому составу уже приближается к строению костей взрослого человека. В дальнейшем завершение окостенения ведет к постепенному прекращению роста тела в длину.

С ростом меняются пропорции тела. Так, у новорожденного относительно большая голова, короткие руки и ноги; у взрослого по отношению к общей массе тела она относительно небольшая, туловище короткое, руки и ноги длинные.

По сравнению с размерами новорожденного у взрослого человека длина головы увеличивается в 2 раза, туловище — в 3 раза, руки — в 4 раза, ноги — в 5 раз.

Это в значительной мере определяет физические возможности растущего организма на разных этапах его развития.

Мышечная система играет большую роль в жизнедеятельности ребенка. Новорожденный уже имеет все мышцы, необходимые человеку, но мышечные волокна составляют лишь 20-22% веса его тела. С возрастом мышцы сильно изменяются.

Правильная организация утренней гимнастики для дошкольников оказывает влияние на дальнейшее развитие опорно-двигательной системы. Примерные варианты утренней гимнастики для детей 3-4 лет смотрите в этой статье, а для 5-6 летних детей тут.

Например, у восьмилетнего мышцы составляют уже 27% веса тела, у пятнадцатилетнего — 33%, у восемнадцатилетнего — до 45%. наряду с увеличением объема изменяется и химический состав мышц. Растет их подъемная сила, скорость сокращения, улучшается способность к длительному напряжению.

Автор: Информация с учебника «Родителям о физическом воспитании детей»

Редактор Г. В. Хотянова / Оформление художника И. П. Борисова / Художественный редактор А. Е. Золотарёва / Технический редактор А. А. Доценко / Корректор В. А. Гейшин / Издательство «Физкультура и спорт», Москва, М. Гнездиковский 3

Развитие опорно двигательной системы ребенка

Возрастные особенности скелета туловища. Позвонки, форми­рующие позвоночный столб, развиваются как вторичные кости, т. е. они проходят хрящевую стадию. Ядра окостенения в них появляются на 2-м месяце внутриутробного развития. Процесс окостенения позвоночного столба происходит в строго определен­ном порядке. Очаги окостенения сначала появляются в грудных позвонках, и.затем окостенение распространяется по направлению к шейному отделу и копчиковому.

На 40—50-е сутки внутриутробного развития ядро окостенения появляется в теле 12-го грудного позвонка, к концу 4-го месяца тела всех грудных позвонков, шейных, поясничных и двух первых крестцовых имеют ядра окостенения. В этот же период появляются ядра окостенения в дугах позвонков. Слияние ядер окостенения правой и левой половин дуг позвонков происходит только после рождения. Позвоночник новорожденного открыт сзади по линии всех дуг позвонков. Только к 7 годам все дуги оказываются за­крытыми. Исключением может быть лишь дуга первого крестцо­вого позвонка. Иногда она закрывается позднее. Передняя дуга атланта может оставаться открытой до 9 лет.

В 8—11 лет появляются ядра окостенения в эпифизарных хря­щевых дисках, ограничивающих позвонки сверху и снизу. С 15 до 24 лет происходит срастание костных эпифизарных дисков с телом позвонка. Раньше всего это происходит в грудном отделе позво­ночника, затем в шейном и поясничном. Полное срастание отрост­ков с телом позвонка осуществляется в возрасте 18—24 лет.

Читать еще:  Загар для детей

Тела позвонков у новорожденных сплющены так, что их по­перечный диаметр больше продольного и соотношение между диа­метрами равно 5:3. В период полового созревания это соотноше­ние становится равным 4:3, а у взрослого — 3:3. В целом на весь период развития длина позвоночника увеличивается в 3,5 раза. Первые 2 года рост позвоночника очень интенсивен,,затем он за­медляется и вновь становится более интенсивным в период поло­вого созревания увеличивается в 3,5 раза.

Рис. 94. Изгибы позвоночника:

А — форма позвоночника взрослого; Б — появление изгибов у детей: / — в связи с держанием головы; 2 — при сидении; 3 — при стоянии.

Первые 2 года рост позвоночника очень интенсивен,,затем он за­медляется и вновь становится более интенсивным в период поло­вого созревания.

Позвоночный столб новорожденного имеет только небольшой крестцовый изгиб (рис. 94). Первым появляется шейный изгиб в возрасте 2,5—3 месяцев, когда ребенок начинает держать го­ловку. Изгиб, направленный выпуклостью вперед, называют лор­дозом. Следовательно, первым появляется шейный лордоз. В воз­расте около 6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть, возникает изгиб в грудном отделе, направленный выпуклостью назад. Такие изгибы, направленные выпуклостью назад, называют кифозами. К моменту начала ходьбы формируется поясничный изгиб. Это сопровождается изменением положения центра тяжести, что пре­дотвращает падение тела при переходе к вертикальному положе­нию. Таким образом, к году имеются уже все изгибы позвоночника. Сначала образовавшиеся изгибы не фиксированы и исчезают при расслаблении мускулатуры. Фиксация изгибов в шейном и грудном отделах позвоночника происходит в 6—7 лет, а в поясничном — к 12 годам.

Окостенение грудины происходит вторичным способом, причем первые ядра окостенения появляются в рукоятке и теле ее еще во внутриутробном периоде развития. В мечевидном отростке ядро окостенения возникает лишь в 6—12 лет.

Полное срастание всех костных участков грудины осуществля­ется после 25 лет.

Окостенение хрящевых ребер начинается на 6—8 неделе внутри­утробного развития. Раньше всего появляются ядра в средних ребрах. Вторичные ядра возникают в 8—11 лет. Слияние костных частей ребра происходит в возрасте 18— 19 лет, а головки и тела ребра — в 20—25 лет.

У новорожденных грудная клетка имеет форму колокола или груши. Верхняя часть груд­ной клетки узкая, нижняя из-за высокого расположения внутренних органов расширена, передне-задний диаметр ее больше попереч­ного (рис. 95). С развитием легких, которые начинают занимать большое пространство, верхние ребра, располагавшиеся косо, начинают занимать гори­зонтальное положение.

Рис. 95. Различные формы грудной клетки:

А — у новорожденных; Б — у взрос­лых.

В связи с этим грудная клетка принимает бочкообразную форму. Верхний край грудины у грудного ребенка находится на уровне первого грудного позвонка. Изогнутость ребер невелика. Угол между ребрами и позвоночником, так же как и между ребрами и грудиной, большой. Так, реберно-позвоночный угол у новорожденного составляет 82°, а в 3 года — 62°. Форма грудной клетки в этот период соответствует фазе максимального вдоха. Отсюда понятно, что дыхание в этом возрасте осуществляет­ся в основном за счет диафрагмы. К 3—4 годам верхний край гру­дины опускается до уровня 3—4-го грудного позвонка (как у взрос­лых) . Вместе с грудиной опускаются ребра, увеличивается их изог­нутость, уменьшаются реберно-позвоночный угол и угол между реб­рами и грудиной. Это приводит ко все большей зависимости акта дыхания от изменения объема грудной клетки. Эта зависимость уже отчетливо проявляется у 3-летнего ребенка.

Форму взрослого грудная клетка приобретает к 12—13 годам.

Возрастные особенности скелета конечностей. Все кости пояса верхних конечностей, за исключением ключицы, проходят дряще-вую стадию. В ключице предхрящевая ткань сразу замещается костной. Процесс окостенения, начавшись в ней на 6-й неделе внутриутробного развития, почти полностью заканчивается к мо­менту рождения. Лишь грудинный конец ключицы не имеет ядра окостенения. Оно появляется только к 16—22 годам, а срастание его с телом происходит к 25 годам.

В большинстве костей свободных верхних конечностей первич­ные ядра окостенения возникают в течение 2—3 месяцев эмбрио­нального развития. В костях запястья они появляются после рожде­ния: в головчатой и крючковатой — на 4—5-м месяце, а в осталь­ных — в период от 2 до 11 лет. Сращение первичных и вторичных ядер окостенения в костях пояса заканчивается к 16 — 25 годам.

Почти во всех костях пояса нижних конечностей первичные ядра окостенения появляются также в эмбриональном периоде раз­вития. Лишь в костях предплюсны (ладьевидной, кубовидной и клиновидных) они образуются в период от 3-х месяцев после рож­дения до 5 лет.

Таз у новорожденного имеет форму воронки. Его переднезадний размер больше поперечного. Нижнее отверстие таза очень мало. Плоскость входа расположена значительно более вертикально, чем у взрослого. Таз новорожденного состоит из отдельных, несросшихся костей. Ядра окостенения в подвздошной, седалищной и лобковой костях появляются в период от 3,5 до 4,5 месяцев внутриутробного развития. С 12 до 19 лет появляются вторичные ядра окостенения. Срастание всех трех костей таза происходит в 14—16 лет, а вто­ричные ядра соединяются с ранее сформировавшимися и срос­шимися костями таза только к 25 годам.

В постнатальном периоде происходит изменение формы и раз­мера таза под влиянием самых различных факторов: под влиянием давления, оказываемого массой тела и органами брюшной полости,

под воздействием мышц, в результате давления головки бедренной кости, под влиянием половых гормонов и т. д. В результате этих разнообразных воздействий увеличивается переднезадний диаметр таза (с 2,7 см у новорожденного до 8,5 см в 6 лет и 9,5 см в 12 лет), возрастает его поперечный размер, который в 13—14 лет становит­ся таким же, как и у взрослых. Плоскость таза в поперечном диа­метре становится в этом возрасте овальной.

После 9 лет отмечается разница в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и более узкий, чем у де­вочек.

Таким образом, не только в дошкольном возрасте, но и в школь­ном рост и развитие скелета далеко еще не закончены. Об этом следует помнить педагогам, воспитателям, родителям и стараться выполнять все те гигиенические требования, которые предъявляются к организации условий жизни ребенка. Мебель, не соответствующая росту ребенка, плохая освещенность помещения во время его за­нятий, неудобная обувь, обувь на высоком каблуке, ограничение двигательной активности, недостаточное пребывание на свежем воздухе, неправильная в количественном и качественном отноше­нии организация питания могут явиться причиной тех или иных нарушений формирования скелета, что в свою очередь может быть причиной патологии внутренних органов. Так, резко выраженный кифоз (сутулая спина) нередко приводит к расстройству деятель­ности органов дыхания. Деформация грудной кости может отрица­тельно влиять на работу сердца и т. д. Иногда возникают боко­вые искривления позвоночника — сколиозы. Они также могут быть причиной нарушения работы органов грудной полости.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКЕЛЕТНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Изменения макро- и микроструктуры скелетных мышц с воз­растом. Формирование скелетных мышц происходит на очень ран­них этапах развития. На 8-й неделе внутриутробного развития раз­личимы уже все мышцы, а к 10-й неделе развиваются их сухо­жилия. Связь первичной закладки мышц с соответствующими нервами обнаруживается уже на 2-м месяце развития. Однако двигательные нервные окончания впервые появляются лишь на 4-м месяце внутриутробного развития.

Созревание мышечных волокон связано с увеличением коли­чества миофибрилл, появлением поперечной исчерченности, увели­чением числа ядер. Оно осуществляется в разных мышечных во­локнах с неодинаковой скоростью. Раньше всего дифференцируются волокна мышц языка, губ, межреберных мышц, мышц спины и диафрагмы. Затем — мышцы верхней конечности и в последнюю очередь — мышцы нижней конечности.

У новорожденных масса мышц составляет 23,3% (у взрослых — 44,2%) от массы всего тела. Сухожильная часть мышцы развита слабо и составляет меньшую, чем у взрослых, часть от всей длины мышцы; фасции и сухожилия широких мышц очень тонки, непрочны, легко от них отделяются. Соединительная ткань, которая образует внутримышечные перегородки, отличается от соедини­тельной ткани мышц взрослого большим количеством клеток и меньшим числом волокон. Поперечнополосатые мышечные волокна характеризуются очень большим числом ядер, которые имеют овальную форму. Продольный диаметр относится к поперечному, как 2:1. Различные мышечные волокна у новорожденных мало отличаются по своему диаметру. Сарколемма начинает выявляться к 6-му месяцу внутриутробного развития. У новорожденного она отчетливо выражена и’ характеризуется наличием большого коли­чества тонких волоконец, в расположении которых не отмечается никаких признаков упорядоченности.

В процессе постнатального развития происходят дальнейшие изменения как макро-, так и микроструктуры скелетных мышц. Созревание различных мышц и даже различных пучков волокон одной и той же мышцы происходит с разной скоростью. Эта ско­рость определяется функцией, которую выполняет данное анатоми­ческое образование на том или ином возрастном этапе. Как пра­вило, раньше всего созревают функционально активные мышцы. В целом масса мышц за весь период развития увеличивается примерно на 21%. К 8 годам масса мышц по отношению к массе всего тела становится равной 27,2%, к периоду полового созре­вания— 32,6%, а в 17—18 лет — 44,2%. Отсюда следует, что на­иболее интенсивная прибавка массы происходит в период полового созревания. К моменту рождения ребенка наибольшего развития достигают мышцы туловища, головы, верхних конечностей. Их масса составляет около 40% от массы всех мышц (у взрослых — до 30%).

Масса мышц верхних конечностей по отношению к массе мышц всего тела возрастает от рождения до 23—25 лет, когда закан­чивается онтогенетическое созревание мышц, всего лишь на 2%. Следовательно, к моменту рождения они уже обладают достаточно большой массой, и дальнейшее увеличение ее шло в полном соот­ветствии с увеличением массы всего тела. В то же время масса мышц нижних конечностей по отношению к массе тела увеличи­вается за весь период развития более чем на 16%. В мышцах верхних конечностей особенно резко увеличивается в дошкольном и младшем школьном возрасте масса тех из них, которые вызывают движения пальцев. Масса мышц-разгибателей увеличивается ин­тенсивнее, чем сгибателей, так как к моменту рождения сгибатели, обусловливающие в период внутриутробного развития характерную позу плода, уже значительно развиты. Разгибатели, обеспечиваю­щие вертикальное положение тела, интенсивно созревают после рождения ребенка.

Мышцы, которые обусловливают большой размах движения, интенсивно растут в длину, а мышцы, функция которых требует сокращений большой силы, увеличиваются в диаметре. Развитие их характеризуется ростом степени перистости.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector