Содержание

Ребёнок дерётся с родителями в садике школе

Консультация для родителей «Дерется ребенок, или что делать с детскими драками»

Елена Зеленова
Консультация для родителей «Дерется ребенок, или что делать с детскими драками»

Дерется ребенок, или что делать с детскими драками. Консультация для родителей.

Дети дерутся и дерутся в первую очередь между собой. Кто-то у кого-то что-то отнял, не то сказал, толкнул, задел. Возникает вопрос: почему дети дерутся?

Причин множество: -Дети не умеют решать разногласия между собой мирным способом.

-Для более взрослых и для тех кто побоевитее драка дает возможность выигрыша и получения благ: отнять игрушку или настоять на своем, возвысить себя и унизить врага.

-Дети дерутся иногда в некотором отношении для взрослых, например чтобы отомстить взрослому, который не желает слушать, иногда чтобы проверить границы дозволенного.

— Самая интересная причина, в том,что драка для здоровых детей — форма развлечения. Это им прикольно, интересно, увлекательно. Даже когда ребенок после драки плачет, его драка по-прежнему притягивает. Дети любят драться.

Что делать не надо при детских драках? Если вы застали дерущихся детей, не стоит делать следующие вещи:

-Не бить за драку! (пример заразителен)

-Не внушать ребенку, что он драчун, плохой. Внушение должно быть позитивным.

-Не заставлять старшего, уступать младшему. Младший быстро учиться использовать свою слабость, делая жалобные глаза, а старший не хочет быть старшим. Эффективным является поддержка старшего: Он сказал – ты сделал. Старшего нужно слушать. А если считаешь,что старший не прав, сначала сделай как он сказал, а потом расскажи взрослому.

Как действовать родителям.

-Избегайте заступаться. (вставать на сторону одного из детей)

-Успокойте дерущихся детей.

-Опишите на словах, что вы видели во время драки, (прокомментируйте).

-Отнеситесь с пониманием и сочувствием к их злости по отношению друг к другу.

-Помогите им договориться так, Чтобы обе стороны остались при своих интересах.

-Научите ребенка умению присоединяться к компании играющих детей.

-Научите ребенка культурно общаться, уважительно относясь к собеседнику.

-Дайте своим детям понять, что они сами по себе цельные и совершенные натуры. Что они любимы вами.

-Научите их меняться играми и сменять друг друга в каких-то делах.

-Научите проявлять инициативу в стремлении приходить на помощь друг другу если они попали в беду.

-Поощряйте ребенка за то, что он делает все, на что способен. Не развивайте в нем дух соперничества.

-Избегайте выносить приговор в споре, создавайте обеим сторонам одинаковые условия.

Истоки агрессивного поведения ребенка.

Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желания ребенка по какой-то причине не выполняются. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничение со стороны взрослого. Ребенок хочет получить куклу или конфету, хочет спрыгнуть со шкафа, — разнообразие желаний не знает границ. Только малая часть их может осуществлена без неприятных последствий для самого ребенка и для взрослого.

Во всех остальных случаях прихоти ребенка ограничены и вот появляется реальная возможность конфликта между ребенком и взрослым.

Как себя вести в данной ситуации?

Попробуйте перевести активность ребенка в другое русло. Предложите ребенку какую-либо игру. Отвлеките от предмета желания, и вы убедитесь, что избежать конфликта возможно.

Встречаются ситуации, когда агрессия ребенка является частью протеста действиям взрослых принуждающих к чему-либо. Это встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-то действий, которые они считали необходимыми. Они заставляли ребенка что-то делать, вызывая реакцию протеста.

Большое значение для проявления агрессии в дошкольном возрасте имеет популярность ребенка в группе сверстников. Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремиться занять лидерское место. Для этого имеют значение: развитие речи, интеллектуальное развитие, физическое развитие, ловкость, овладение различными видами деятельности. Ценятся среди сверстников внешний вид, красивая одежда, общительность, готовность делиться игрушками.

Но доминирующим значением имеет то, насколько ребенок овладел навыками игры, как он умеет организовать игру, придумать сюжет, распределить роли.

Таким образом, агрессивность может быть средством переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием.

Если вы замечаете у своего ребенка проявления агрессивности, необходимо тщательно анализировать ее причины, выявлять трудности, испытываемые ребенком и по возможности устранять их. Важно формировать у ребенка недостающие навыки, умения, а так же установки в отношении других людей. Внимание и огромное терпение со стороны взрослого – обязательное условие успеха.

Принципы общения с агрессивными детьми.

— Запрет и повышение голоса – неэффективные способы преодоления агрессии.

-Дайте возможность ребенку выплеснуть агрессию, сместив ее на другие объекты.

-Показывайте ребенку личный положительный пример.

-Не стесняйтесь лишний раз обнять и приласкать ребенка. Сказать ему о том, что вы его любите и он важен для вас.

Упражнения и игры для снятия агрессии.

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыканий. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет».

Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

Совместные настольные игры.

Например: игра «Конструктор». Предлагается одному, двум, трем детям построить что-либо. По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проиграть и разобрать ситуацию конфликта с нахождением выхода.

Из группы выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать в шуточной форме этого ребенка.

Выбирается лучший рисунок. Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «просмотреть на себя со стороны».

Предлагаем детям слепить сказку. Нужно выбрать такую, где много деревьев и героев. Сказка «три медведя» например. Каждый ребенок лепит один персонаж. Перед лепкой обсуждаем сказку, обговариваем детали. Работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака».

Разминая пластилин, ребенок направляет на него свою энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенно реализовать агрессивные чувства. Игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности.

Дети встают друг за другом, держатся за плечи впереди стоящего. Так они преодолевают препятствия:

-подняться и сойти со стула,

-обогнуть «широкое озеро»,

-пробраться через «дремучий лес»

На протяжении упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Упражнение способствует развитию сплоченности группы.

Когда вы замечаете, что агрессия накопилась, и если ребенку удалось ее выплеснуть, он снова становится спокойным. Значит нужно дать возможность ребенку выплеснуть ее на какой-то объект. Используется специальная, вами сшитая кукла «Бобо». Ее можно сшить из подушки, поролона, пришив руки, ноги, «лицо».Такую куклу ребенок может бить, пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства.

Дети сидят и по кругу передают клубок с нитью, передавая можно говорить о чувствах и желать другим что-либо. Игру начинает взрослый, при возвращении ему клубка, он предлагает детям закрыть глаза и представить, что они единое целое, что каждый значим и важен. Упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию людьми друг друга.

Формирует чувства ценности других и повышения самооценки.

Литература для чтения

Кэтрин Кволс. Драки и ссоры детей. Как действовать родителям.

Анна Кравцова. Мама купи! Или как ходить с ребенком по магазинам без слез и истерик.

Януш Корчаг. Как любить ребенка.

Алла Баркан. Ультрасовременный ребенок.

Алла Баркан. Дети нашего времени.

Консультация для родителей «Детская ложь» Помните, что ребенок честен со своими родителями, если: Не боится их гнева, быть отвергнутым ими; Уверен – что.

Детская библиотечка дома. Консультация для родителей Как правильно организовать дома детскую библиотечку? Дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве,.

Консультация для родителей «Детская агрессия начинается с песочницы» Что заставляет ребенка злиться и конфликтовать? Могут ли родители исправить такое поведение? Детская агрессия – явление частое и опасное.

Консультация для родителей «Детская ложь и родители» Консультация для родителей «Детская ложь и родители». Подготовила воспитатель разновозрастной группы МБДОУ МО г. Краснодар » Детский сад.

Консультация для родителей «Как работает детская лупа» Увеличительное стекло, или как его чаще называют, лупа, это вещь, с помощью которой можно рассмотреть то, что не видно простому глазу. Большинство.

Консультация для родителей «Лево руля!». Советы родителям, у которых дети — левши Ко мне в группе подошла мама Славика Д. и спросила: «Если мой мальчик левша, то он какой – то «неправильный»? Я объяснила, что леворукость.

Консультация для родителей — «Нужно ли давать ребенку музыкальное образование. Советы родителям выпускников детского сада» Все люди мыслят по разному,со временем,появились градации мышления. Мышление бывает-Наглядно-действенное – данный вид мыслительной деятельности.

Консультация для родителей «Советы родителям: наказание или диалог» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Калинка» Консультация для родителей «Советы родителям:.

Консультация для родителей «Что такое детская ложь?» Консультация для родителей, воспитание малыша «Если ваш ребёнок врёт…» Психологи дают такое определение детской лжи: это намеренное желание.

Памятка для родителей. Советы родителям, чьи дети изучают английский язык в детском саду. Памятка для родителей. Советы родителям, чьи дети изучают английский язык в детском саду. Изучение английского языка в дошкольном возрасте.

Ребенок дерется — что делать? Советы психолога.
консультация на тему

В любом периоде развития ребенка, большинство родителей сталкиваются с детской агрессией.

Предварительный просмотр:

Ребенок дерется — что делать? Советы психолога.

Читать еще:  Симптоматическая или вторичная артериальная гипертензия

В любом периоде развития ребенка, большинство родителей сталкиваются с детской агрессией. Это ситуативные эмоциональные эпизоды, когда малыш может драться, кричать, причем не только на сверстников, родных и близких — но и на родную маму. Согласитесь, такое обстоятельство легко может ввести Вас в ступор, если не шокировать, но главный вопрос, который Вы должны задать себе в этот момент: «Что Я делаю не так?». Ведь все модели поведения, которые демонстрирует Вам Ваш ребенок — он считывает с окружающих его людей, чаще всего именно с Вас.

Итак, что делать, если ребенок дерется, проявляет агрессию:

Золотое правило, применяемое абсолютно во всех спорных моментах: Вам необходимо набраться терпения и воздействовать на ребенка только с чуткостью к нему, с искренним уважением и безусловной любовью.

Советы по профилактике детской агрессии:

1) Подавайте ребенку только положительный личный пример:

В Вашей семье обязательно нужно исключить следующее:

— оскорбление и унижение ребенка,

— применение физических наказаний.

Помните, в эти моменты малыш впитывает все, что делают и говорят взрослые, берет на вооружение эти примеры, как МОЖНО обращаться к окружающим с агрессией.

И, напротив, нужно как можно чаще проявлять к нему:

— принятие его таким, какой он есть,

— внимание и уважение к его личности,

— любовь, выражаемую теплыми словами, телесными объятиями.

2) Нельзя запрещать ребенку выражать свои негативные эмоции:

Если с самых малых лет , Вы будете запрещать ребенку выражать свою агрессию: ругать его за это, требовать: «Не кричи! Не дерись! Не злись!», то он, безусловно, усвоит — «злиться — это плохо». Но какая у него альтернатива? В напряженных негативных ситуациях просто — ничего не чувствовать. Но что ему делать? Особенно при условии, если он тут же видит, что сами родители позволяют себе кричать или применять физическую силу — к нему, или даже друг к другу. Когда он осознает, что слова родителей расходятся с их действиями.

Если у малыша хватит сил разрешить в себе этот внутренний конфликт — он неизбежно придет к подавлению своих чувств, нередко, к депрессии. И даже к неискренности и враждебности по отношению к родителям.

Поэтому для родителей (и близких людей) важно научиться соизмерять свои слова с делом, и не требовать от малыша невозможного — сдерживать в себе злость. Нужно принять, что злость — это прежде всего негативная эмоция, реакция защиты, и важно позволить ребенку дать выход этой энергии, но не подавлять ее в себе. Поэтому:

3) Учим малыша реагировать правильно:

Часто дети проявляют свои негативные переживания — именно в физической агрессии. Это происходит потому, что они просто не знают, как можно отреагировать по-другому.

И вот ребенок кричит, пытается Вас ударить, что делать?

Обнимите и крепко прижмите его к себе. После того, как постепенно он успокоится, скажите ему, что когда ему плохо — Вы готовы его выслушать.

Порассуждайте вместе с ребенком (без свидетелей), к чему может привести такое его поведение в дальнейшем. К примеру: «Милый мой, сейчас ты отобрал игрушку у Пети, он обиделся, и потом не захочет с тобой играть «.

Всегда (даже, когда, казалось бы не хватает времени) — подробно объясняйте малышу, почему Вы запретили ему что-то делать. В любых случаях, требование, предъявляемое к нему, должно быть разумным, и на его выполнении нужно настаивать. Таким образом — Вы ясно дадите своему чаду понять, чего от него ждете.

Научите ребенка, (и постоянно напоминайте ему об этом) — что есть замещающие способы реагировать в напряженной ситуации, не причиняя другим людям вреда. Например:

а) Действие заменить словом , объясните ребенку, что о своих эмоциях можно говорить, и, что «драться» — это не правильно. Научите его формировать, так называемые, «Я-сообщения»: «я злюсь, потому что. «, «я обиделся, потому что. «, «я расстроился, потому что. «.

Помогите ему постепенно освоить этот «язык чувств», и ему будет проще выразить свои эмоции, не пытаясь привлечь Ваше внимание плохим поведением. В доверительной беседе, без нравоучений, дайте малышу понять, что он может всегда Вам рассказать о своих переживаниях, и Вы всегда будете готовы его выслушать.

б) Покажите ребенку безопасные примеры, как можно «выпускать пар», когда он очень зол: комкать и рвать бумагу, газету, бить и колотить специальную «злую подушку », а также кусать и кричать в нее, можно так же кидать со всей силой мягкие мячики в угол.

в) Злость можно нарисовать, слепить из пластилина (Вы лепите свою, а ребенок свою) — и когда она будет готова, покажите как можно ее трансформировать в спокойствие, доброту к окружающим .

Очень важно также «тренировать» ребенка разным способам выхода из конфликтов , придумайте их вместе с ним. В дополнение, можно чаще читать ребенку добрые сказки , где «Добро всегда побеждает зло», а главные герои ведут себя достойно, инсценировать с игрушками сценки, проигрывающие безопасные пути выхода из конфликтных ситуаций, включать и разучивать позитивные песни , подобные: «Улыбке» и «Дорогою добра».

4) Возьмите Агрессию – под свой чуткий контроль:

— Эмоциональную разрядку, так необходимую ребенку — он может получить в двигательных нагрузках: на прогулке (для которой нужно увеличить время) — дайте ему возможность вволю набегаться, танцуйте вместе с ним, делайте зарядку по утрам.

— Не перегружайте его психику просмотром телевизора , полностью исключайте просмотры передач и мультфильмов с насилием.

Вы скажете: «Я не могу постоянно ограждать ребенка от зла, оно повсюду в нашей жизни». Вы правы, но все-таки, в раннем детстве — есть смысл уберегать неокрепшую детскую психику от «агрессивных вторжений». Хотя бы для того, чтобы у него не создавалось впечатление, что обижать кого-то, делать кому-то больно – это обыденно, и может даже, признак силы и авторитета. Наоборот же, Ваш ребенок должен научиться в будущем противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

— Отмечайте успешные действия Вашего ребенка! Все свои силы сосредоточьте на формировании правильных поступков своего малыша, но не на искоренении нежелательных. Когда он ведет себя должным образом — закрепите эти усилия похвалой, скажите: «Я горжусь тобой, за то, что ты так поступил(а)». Покажите, что Вы действительно довольны им.

Что делать, если ребенок дерется в садике:
советы психолога

Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье мы разберёмся с таким вопросом, как детская агрессивность. Вы узнаете причины того, почему ваше чадо бьёт детей и как с этим бороться. Подобная реакция ребёнка может проявиться в разном возрасте. У кого-то в 5 лет, у кого-то в 6 лет, иногда такие события происходят ещё в более раннем возрасте.

Почему ребёнок бьёт детей?

Агрессия в какой-то период развития детей является для них одним из способов показать то, что им необходима помощь. Цель родителей – разобраться и определить, в чём именно ребёнку нужна помощь.

Причины агрессивного поведения детей

  • Возможно, дело в состоянии здоровья. Высокая возбуждаемость, разрядку которой ребёнок совершает в виде агрессии на других людей, может быть вызвана повышенным внутричерепным давлением. Давно ли ребёнок проходил обследование? Возможно, есть повод сходить к врачам.
  • Дети подражают поведению родителей. Если в вашем доме давление, враждебность – в порядке вещей, если ребёнка наказывают физической силой старшие члены семьи, тогда он не видит иного способа наказания, кроме распускания рук, и было бы удивительно ждать от своего чада несхожей манеры поведения. С ранних лет ребёнок привыкает к правилу «сильный — значит, прав и значим».
  • Дети часто копируют поведение героев мультиков и различных видеоигр. Ведь очень легко – доверить своё чадо монитору, чтобы оно не отвлекало вас от важных дел. Многие родители применяют такой способ, и они даже не догадываются, какое количество насилия выплёскивается на ребёнка с телеэкрана или компьютера.
  • Дети чувствуют себя одинокими. Вас беспокоит лишь мысль о том, чтобы они были сытыми, одетыми и своевременно ложились в постель. А поболтать? Узнать, сегодняшние впечатления, радости или печали? Ведь для маленького человека общение также важно и необходимо, как и для взрослого. Поэтому он и лезет в драку, чтобы привлечь ваше внимание, спровоцировать неравнодушие.
  • Вашего малыша отвергают товарищи в детском саду. Кого-то могут даже обидеть. Бывали ситуации, когда ребёнка обижают и не хотят с ним играть другие дети, из-за ношения им очков, из-за не очень хорошего произношения слов или по многим другим не серьёзным причинам. Дракой он пробует убедить их, что может быть принят в группе детей, которые его отвергают. Однако ребёнок не понимает, что таким образом он делает только хуже, с ним никто не хочет общаться после его агрессии.
  • Ваш ребёнок слишком энергичен. В него будто вживили маленький мотор, который не останавливается ни на секунду – такой уж у него характер. Как ему справляться со своей высокой активностью, энергией и напористостью, он просто не представляет. Так и распускаются ручки. Такое дитя, само не осознавая, может за мгновение одарить ссадинами двух товарищей, самое главное — абсолютно нечаянно.
  • Дети могут воевать за тёплое местечко. Внимание воспитателей, лучшие игрушки, всё это не достаётся одному ребёнку, как он привык дома, в детском саду вашему чаду приходиться соперничать с другими детьми.
  • Возможен и такой вариант, что ваши дети просто плохо воспитаны. Они не понимают, что дозволено, а чего нельзя, что такое плохо, а что такое хорошо. Поэтому он поступает так, как ему вздумается.

Дерётся ли ребёнок в вашем присутствии?

Какое поведение ваш отпрыск позволяет себе дома? Частая перемена настроения, от бурного веселья до горьких слёз? Может замахнуться или даже ударить кого-то из семьи или друзей при вас? Утвердительные ответы, скорее всего, свидетельствуют о том, что ваше чадо вошло в возраст, в котором ему важно познать свою силу и узнать размеры своих допустимостей.

Раздувать из мухи слона, конечно, не надо, но показать правильную реакцию на такую агрессию нужно непременно:

  • Запретить чаду бить кого-либо;
  • Смотря прямо в глаза, уверенным и твёрдым голосом произнесите свой запрет;
  • Даже если дитя сопротивляется и норовит ускользнуть, той же интонацией продублируйте свои слова;
  • Возможно, вам придётся повторить свою реакцию неоднократно;
  • В будущем придумайте, как в правильном ключе направить энергию вашего ребёнка на его же развитие, в этом вам помогут совместные игры, в которых он сможет от души побегать, попрыгать и покричать.
Читать еще:  Чай с мятой при беременности

Поднимает ли руку на вас?

Когда дети начинают ходить, примерно в 1 год, то в его жизни появляется не только свободное для изучения пространство, но и множество запретов. Так хочется залезть повыше, потянуть в рот все, что попадется под руку. А слышит лишь «Не бери! Не ходи сюда! Нельзя!». Естественной реакцией на них будут укус мамы, удар, крик или плачь. Драка с мамой в знак недовольства — для дитя практически инстинктивная реакция.

Важно показать, что такие поступки в семье не допускается. Нужно перехватить его ручку в этот момент. Если он ударил вас — сказать, что вам больно и обидно. Показать и объяснить ему, как он может другим способом выразить свое недовольство. Так же стоит постараться уменьшить количество запретов, оставив только самые необходимые. Например, поставить блокираторы на ящики, чтобы ребенок не смог сам открыть шкафчики и комод. Заткнуть розетки специальными заглушками.

Мама и папа – самые близкие люди для малыша, и на вас он «опробует» способы реагирования на те или иные жизненные обстоятельства. Когда вы, улыбаясь, ругаете ребёнка, потому, что он вас ударил: «Ничего себе, какой ты сильный!» — вам нужно быть готовыми, что такие действия могут закрепиться, и в дальнейшем он сможет ударить и сильнее даже других людей.

Как отучить драться?

У каждого родителя, чей ребёнок агрессивен, возникает вопрос: как себя вести, если ребёнок конфликтует с другими детьми? Ответить на данный вопрос помогут опытные психологи, которые имеют положительный опыт в коррекции поведения детей.

  1. Самое основное — нужно избавиться от конфликтов в доме. Малыш должен знать, как добиваться результата без применения агрессии, своим примером вам надо показать это.
  2. Нужно объяснить ребёнку, как он может выражать свою злость, не причиняя вреда другим при этом. Можно попробовать отвести любимому чаду специальное место, где у него будет возможность порвать бумагу, заплакать, закричать и потопать ножками. Таким образом, вы дадите ему понять, что свою агрессию можно держать под контролем и не нужно причинять ущерб другим детям.
  3. Как себя вести при чрезмерной активности вашего ребёнка? Может, он не знает, куда направить свою активность. В таком случае нужно занять ребёнка подвижными играми на улице, интеллектуальными занятиями дома, для того чтобы у него не было времени обижать других детей.
  4. Предположим, вы стали очевидцем того, что ваше дитя обидело другого ребёнка, в такой ситуации необходимо объяснить, что он поступил не правильно. Вам нужно сказать, чтобы ребёнок попросил прощения у своей жертвы, придя домой обстоятельно обсудить с ним эту ситуацию и потребовать впредь вести себя хорошо.
  5. В вашем доме заведено наказывать малыша? Лучше уйти от этого. Вы можете разозлить и обидеть ребёнка, а если он не поймёт, за что понёс наказание, вы рискуете потерять его доверие. Ребёнок способен уйти в себя и допускать агрессию уже в другом месте, втайне от вас. Чтобы избежать подобных ситуаций, рекомендуем наказывать временным запретом на общение с другими детишками.
  6. Если вашему чаду уже более 6 лет, и он ходит в школу, тогда нужно побеседовать о его агрессивных действиях с педагогом, узнать, что вы сможете сделать вместе с учителем для исправления поступков ученика.
  7. Бывает и такое, что ребёнок начинает бить других детей после того, как его самого обижали сверстники. Для того чтобы быть в курсе того, что происходит с вашим малышом в школе, чтобы он сам вам рассказывал, необходимо полное доверие между ребёнком и родителями. Это позволит вовремя заметить странности в поведении вашего отпрыска. Такое доверие позволит избежать многих проблем, вы сможете обратить внимание на малейшие изменения в поведении школьника.
  8. Не допускается поощрение агрессии даже в качестве самозащиты.

Как научить ребёнка выплёскивать негативные эмоции?

А что помогает лично вам справиться со своей злостью? Вы считаете до 10? Или вам надо сходить в спортзал и поколотить грушу? Поделитесь своим личным опытом с ребенком. Он будет самым ценным для него.

Приведём ещё примеры некоторых техник: Когда я злой, я могу сильно сжать кулаки и затопать ногами. Вот как сильно я сейчас злой! Я могу побить подушку! Сильно-сильно. Всю злость выплеснуть на нее. Я могу изобразить свою злость, она цветная и агрессивная, а затем порвать ее на мелкие куски и превратить в красочное конфетти. Я могу рычать и кричать, как неукротимый лев, когда он зол. Это все приемлемые способы разрядки.

Также выплескиванию и разряжению агрессии способствуют физические нагрузки, занятия разными видами спорта, игры в войнушку, а для более младших (4 года и младше) детей — игры в кошки-мышки, где родители и дети играют как в роли охотника или нападающего, так и в роли жертвы или убегающего и т.д.

Что делать,если ребенок дерется. Рекомендации родителям и педагогам.

Рекомендации родителям и педагогам для коррекции поведения детей дошкольного возрастаРебенок дерется? Что делать?

Очень распротсраненная ситуация, когда ребенок-дошкольник проявляет агрессию по отношению к маме,к детям,к животным. Родители не знают почему и что они делают не так, воспитатели, в очередной раз жалуются на ребенка и восклицают :»Поговорите с ребенком!».

Проявления детской агрессии могут быть обусловлены различными причинами, в этой статье , я предлогаю рассмотреть неадекватную поведенческую модель на уровне физиологии развития!

Почему ребенок дерется (кусается)?

Пока малыш младенец,вся его физиологическая природа нацелена на поглащение информации из окружающего мира, наблюдая за поведением близких (которые часто думают «Да он еще такой маленький ничего не понимает»), за видеосообщениями по телевизору или «горе-развивалок» через планшет (телефон) ребенок формирует первичные понятия нормы, которые и лягут в основу его будущего поведения, общения и взаимодействия с миром. Итак:

Поведение маленького человека формируется, по мере его взросления из двух составляющих:

1) заимствованный от окружающих пример (все что «Я» вижу, слышу)

2) личный (жизненный) опыт, накопленным путем проб и ошибок по мере взросления.

Таким образом, ребенок взрослея,перенимает модель общения, поведения своих родителей,соседей,экранных образов и т.п. и использует эту модель поведения во всех ситуациях -дома, на горке, в детском саду. При этом навыков взамодействия у него еще пока нет, есть только личный опыт (например, Я дома брал у брата машинку и ничего, мама сказала «поделись ,он же еще маленький»)

В бихевиаризме (поведенческий подход в психологии),схематично это выглядит так: SRQ где S- это стимул, R- реакция, Q- результат.

Представьте себе ситуацию, ребенок в садик принес машинку, она новая и поэтому интересна почти всем детям. Тот ребенок, которому эта игрушка будет особенно интересна, непременно попытается ее взять посмотреть, поиграть, если хозяин разрешает -конфликта нет, но если не разрешает, то интерес плюс природный эгоцентризм заставит ребенка идти по известному ему пути, т.е. отнять….(ведь есть личный опыт, где было сказано, что так можно. )

В таком случае наша схема будет выглядеть так:

стимул — хочу эту игрушку

реакция — решение:либо беру и играю,либо отнимаю

результат — делаю попытку взять иргушку.

т.о.,получается, если личный опыт ребенка таков, что у него так же брали-отнимая его вещи, если он видит, что все вокруг так делают,или что это позволялось,под предлогом «Он маленький», то ребенок машинально запоминает этот путь как единственный и нормальный, поэтому порицания со стороны взрослых, так же как и их недовольство непонятны ребенку.

Слова вообще в таком случае не имеют смысла (у них слишком мало интеллектуального опыта, чтобы представить как это могло бы быть), дети не слышат слов им нужен визуальный пример и положительный результат –только тогда модель поведения принимается и запоминается как вариант для использования!

Цель коррекции поведения заключается в том, чтобы показать ребенку какие альтернативные пути приведут не только к желанному результату, но и к одобрению со стороны.

СТИМУЛ — это одобрение, исполнение желаемого;

РЕАКЦИЯ — ищу варианты (попрошу, отнему,поменяюсь, договорюсь поиграть после него);

РЕЗУЛЬТАТ -выбираю один или два варианта и действую, получаю положительный опыт, запоминаю.

Самым важным условием коррекции поведения является спокойный тон несмотря ни на что, уважительное отношение и понимание тех процессов которые управляют поведением в данный момент. Без соблюдения этих условий коррекция будет безуспешной!

1.Сценарий коррекции для детского сада: представьте себе описанную выше историю с машинкой, в детском саду. Как себя вести воспитателю?

В острый момент конфликта лучше убрать эту машинку на полку со словами- «машинка наказана, за то что вас поссорила», когда дети успокоятся необходимо проиграть эту ситуацию в 3-х лицах, не сравнивая героев игры с поссорившимися детьми.(т.е. не называя имен)

Например: «дети сегодня нам предстоит стать волшебниками и помирить зайчика и мишку. (Игрушки даем в руки двум любым детям) У Зайчика был шарик, а Мишке очень хотелось с ним поиграть. Но он не знал, как вежливо попросить шарик и напугал зайчика, когда отнимал шарик. Они поссорились, им обоим теперь грустно. Давайте мы взмахнем руками как волшебной палочкой и покажем волшебство вежливости своим примером. Давайте предложим Мишке попросить чуть-чуть подержать шарик, сказав волшебные слова «Пожалуйста и спасибо» А как поступит Зайчик? (ждем предложений от детей, в случае необходимости предлагаем свой вариант).

Все дети аплодируют друг-другу, а воспитатель всех хвалит.

В итоге, дети получают конкретный поведенческий пример и завершенным положительным концом.

Память человека так устроена, что положительный опыт при неоднократном повторении вытесняет негативную поведенческую модель как менее состоятельную. Коррекция считается успешной!

Ситуация: ребенок кричит, пинается, пытается вас ударить, что делать?

-Присядьте, чтобы быть на уровне ребенка. (Даже если это просто каприз!)

— крепко, но не больно возьмите малыша за плечи, прижмите его к себе, пока не успокоится…

Читать еще:  Ребенку не хватает молока

Теперь, продолжая держать за плечи, смотрите глаза-в глаза и спокойно, тихо говорите.. (Например «Я вижу, ты расстроен, тебе плохо, ты растроился потому, что…)Вы слушаете что говорит ребенок. Повторяете его слова правильно ли вы его поняли (м-д активного слушания) и когда КОНТАКТ УСТАНОВЛЕН И ребенок уже успокоился, и готов слушать договариваетесь о возможных вариантах.

Помните, эмоциональный фон ребенка только формируется, «переламывая» его не давая объяснений, вы рушите фундамент, на котором будет стоять вся его психика в дальнейшем.

  • · учите ребенка с детства «выпускать пар»

-можно нарисовать злость на бумаге, сделать из нее самолетик и запустить в окно;

-можно слепить из пластилина и приделать смешные уши и хвост своей злости.

-в качестве релаксации хорошо рвать цветную бумагу (это можно делать коллективно)на мелкие кусочки, разбросать ее, а потом разделившись на 2 команды, под музыку весело собирать эти кусочки, кто быстрее.

Чего делать категорически нельзя!

  • не допускайте двойных стандартов (говорю как надо, делаю как хочу. Или ситуация,когда в садике говорят «нельзя толкаться», а дома «толкнули и ты толкни, давай сдачу»)
  • Никогда, не ругайте ребенка прилюдно! Отведите в отдельную комнату и разговаривайте только приватно. Это хоть и маленький, но уже человек у которого только формируется чувство собственной значимости и самооценка!
  • Не кричите, даже когда очень хочется. Отведите ребенка в комнату, а сами подышите кислородом 10-20 минут и только потом разговаривайте. При этом разговор лучше начинать с выражения своих чувств.
  • Агрессия пораждает агрессию. А для маленького человечка это еще и заимствованнаямодель будущего «нормального» поведения. (Раз папа так делает, значит и мне можно!)

Маленький тиран: почему ребенок дерется в детском саду и что с этим делать?

Попадая в детский садик, малыш начинает адаптироваться к новому коллективу. Не всегда этот период проходит спокойно и успешно.

Бывают случаи, когда ребенок начинает проявлять агрессию либо подвергаться негативному отношению со стороны других детей. Такую ситуацию нельзя игнорировать, так как это может привести к нарушениям в психике.

Если ребенок дерется в садике, советы психолога могут помочь родителям решить такую проблему.

Причины детской агрессии в садике

Некоторые родители сталкиваются с проблемой агрессивного поведения ребенка в детском саду. Воспитатель может жаловаться на то, что малыш кусается, инициирует драки, ругается. Существуют разные причины того, почему дети дерутся в детском саду.

Все они объединяются в две группы: внутренние и внешние. Первые связаны с переживаниями, особенностями темперамента и нервной системы, характера, психики, вторые – с негативным влиянием факторов окружающей среды.

Среди внутренних причин детской агрессии в учебно-воспитательном заведении, стоит выделить:

  • кризис возраста. Малыши, подрастая, осознают, что могут совершать многие действия самостоятельно. Если не давать им проявлять инициативу, то они начинают показывать свое недовольство. У одних детей это выражается в плаче, у других – в агрессивном поведении;
  • дефицит физической активности;
  • страх и тревога. В этом случае агрессия выступает в качестве защитной реакции;
  • индивидуальные особенности психики. Человек может иметь низкий уровень активного торможения. Любая неприятная ему ситуация быстро выводит его из себя;
  • недостаток внимания. Проявлением агрессии малыш может привлекать к себе внимание;
  • неумение адаптироваться в коллективе, выражать свои эмоции. Если ребенка не научили общаться со сверстниками и взрослыми людьми, он будет вести себя неправильно, невоспитанно;
  • внутренний конфликт, обида. В таком случае детсадовец может бить и обзывать более слабых. Этим он выплескивает свои негативные эмоции.

К внешним причинам агрессии у дошкольников относятся:

  • развод родителей;
  • конфликт в семье;
  • негативное влияние СМИ (компьютерных игр, фильмов, передач);
  • плохое отношение воспитателя, детей. Путем агрессивного поведения малыш пытается добиться признания, стабилизации. Он защищает себя;
  • инициирование драки другим ребенком;
  • гипо- или гиперопека со стороны родителей;
  • ребенка в семье постоянно бьют. Малыш понимает, что все проблемы следует решать путем применения физической силы;
  • непоследовательность родителей в формировании у малыша нравственных ценностей.

Как правило, к агрессии предрасположены такие категории детей:

  • инвалиды;
  • эгоистичные малыши;
  • с наличием психических патологий;
  • с завышенной самооценкой;
  • из неблагополучных семей.

Чтобы понять, почему ребенок ведет себя в садике агрессивно, необходимо проанализировать его поведение, отношение со сверстниками, особенности характера. Выяснить причину частых драк может грамотный психолог.

Что делать родителям?

Агрессия не всегда является негативной. Она способствует формированию таких черт характера, как целеустремленность, самоуверенность. Такой ребенок умеет постоять за себя, защитить свою территорию, интересы.

Также агрессия обеспечивает выход негативных эмоций, в результате чего пропадает напряжение. Но человек должен понимать, что конфликты решаются не только путем физической силы.

Если не обращать внимания на агрессивное поведение малыша, то он вырастет жестоким, безжалостным к окружающим, неспособным слышать и понимать других, находить компромисс.

Многие родители не знают, что делать, если ребенок дерется в садике. Важно уметь перевоспитать малыша, если он проявляет агрессию в отношении других детей и взрослых. Также надо понимать, как помочь ребенку, если его бьют в садике.

Если дерется ваш ребенок

Если малыш часто дерется в садике, то нужно установить четкий запрет на агрессивное поведение. Для этого надо поговорить с ребенком, постараться ему донести, что при использовании физической силы – проблема лишь усугубляется. Следует показать, что агрессию можно проявлять другими, более безобидными способами.

Например, побить кулачками, похлопать в ладоши. Если ребенок часто ругается, обзывается, то можно заменить такие слова на названия фруктов, животных либо овощей. Любое агрессивное поведение малыша нужно сдерживать. Например, если он занес руку, чтобы кого-то ударить, необходимо сразу его окликнуть.

Нельзя родителям предпринимать такие действия:

  • наказывать молчанием;
  • говорить малышу, что больше его не любят;
  • бить ребенка в ответ;
  • кричать;
  • чрезмерно наказывать;
  • делать акцент на негативном поведении, постоянно напоминать малышу, где и как плохо он поступил.

Следует выяснить, почему ребенок дерется в садике.

Для этого нужно поговорить с малышом, узнать, что его беспокоит, какие отношения у него в коллективе. Также следует пообщаться с воспитателем. Это поможет узнать, как ребенок ведет себя в обществе, как воспринимают его сверстники.

Ребенок может драться, если его обижают. Родителям рекомендуется выяснить, в чем причина плохого отношения к малышу. Если она заключается в невоспитанности, то нужно привить моральные ценности. Если ребенок гиперактивный, то стоит заинтересовать его подвижными или интеллектуальными играми.

Психологи и педиатры дают такие советы родителям:

  • избавиться от конфликтных ситуаций в семье;
  • перестать бить ребенка;
  • показать, что из конфликта можно выходить путем обсуждения проблемы;
  • научить снимать эмоциональную нагрузку;
  • продемонстрировать поддержку и понимание. Критика и гнев могут лишь усугубить ситуацию.

Если самостоятельно решить проблему родителям не удается, то стоит записаться на прием к психологу, психотерапевту либо невропатологу. Вероятно, проблема кроется в душевных переживаниях, патологиях нервной системы или психики.

Если бьют вашего малыша

Бывают ситуации, когда малыша бьют в семье. Такие дети могут быть замкнутыми. Неуверенность и слабость, окружающие хорошо чувствуют. Поэтому такого малыша постоянно обижают.

На нем будут срывать злость чужие дети. В этом случае не обойтись без помощи психолога. Родителям важно показать свою любовь, поддержку, понимание, готовность защищать и помогать.

Если малыша обижают из-за того, что он неопрятно одет, то нужно лучше ухаживать за вещами ребенка, уделять внимание гигиене. Родителям рекомендуется приобрести ребенку какую-нибудь популярную игрушку. Одногодки, наверняка, захотят подружиться с малышом, чтобы поиграть вместе.

Если причина постоянных конфликтов в коллективе заключается в наличии какого-нибудь дефекта во внешности, то нужно его устранить. Например, если у девочки некрасивые уши, то можно их скрыть при помощи правильного подбора прически.

Если мальчик толстый, то стоит предпринять меры по снижению веса до уровня нормы. Для этого лучше записаться к диетологу. Дефекты речи необходимо устранять при помощи логопеда.

Если ребенка обижают из-за того, что он менее развит в физическом плане, чем его одногодки, тогда эту проблему можно решить, записав его в спортивную секцию (на плавание, гимнастику, хоккей).

Также стоит научить малыша спокойно реагировать на неприятные слова, отвечать однообразно. Детский коллектив поймет, что ребенок не обижается, поэтому утратить интерес к издевательству над ним.

Советы психолога, как отучить ребенка драться

Помочь отучить ребенка драться может опытный психолог. Поэтому стесняться или бояться посещать специалиста не стоит.

Для того чтобы решить проблему, психологу нужны такие факты из жизни ребенка:

  • на кого обычно нападает малыш (на младшего, слабого);
  • как часто повторяется агрессия;
  • как выражается гнев;
  • качество отношений со сверстниками, воспитателями;
  • какие обстоятельства провоцируют агрессию;
  • атмосфера в семье;
  • как к малышу относятся его родители (как они проявляют любовь, как наказывают);
  • кто является инициатором конфликта.

На основании этой информации специалист определяет причину плохого поведения, разрабатывает план отучения от агрессии. В каждом случае метод подбирается индивидуально. Многое зависит от возраста ребенка. С детьми 1-1,5 лет нужно разговаривать.

Малышу следует сказать, что драться нельзя. Двухлетнего ребенка еще можно остановить, взяв за руку и отведя от объекта либо субъекта, вызвавшего агрессию. Трехлетние дети уже все понимают. Поэтому с ним нужно разговаривать, объяснять правила поведения в коллективе.

Воспитательные беседы необходимо вести, когда малыш находится в спокойном состоянии. Более взрослые дети становятся самостоятельными. Если родители их плохо воспитывали, то объяснить что-либо им, остановить их, будет сложно.

Психологи дают такие общие рекомендации касательно отучения ребенка от драк в садике:

  • проанализировать родителям свое поведение;
  • завоевать доверие малыша, найти с ним общий язык;
  • проявлять ласку, любовь и внимание. В то же время противопоказана вседозволенность. Ребенка следует воспитывать, но без применения физической силы, криков и обидных слов;
  • объяснять, что другим людям больно, когда их бьют;
  • перевести агрессию в другое русло.

Видео по теме

Что делать, если ребенок дерется в детском саду? Советы психолога в видео:

Таким образом, если ребенок дерется в садике, то стоит выяснить причину плохого поведения. Поняв, почему малыш проявляет агрессию, будет легче решить проблему. Если не получается отучить от драк, то требуется обратиться к детскому психологу, невропатологу или психотерапевту. Бывает, что повышенная агрессивность обусловлена патологическим состоянием.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector