Развитие слухового восприятия у детей до 3 х лет

Развитие слухового восприятия, внимания, памяти у детей 2-3 лет

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед), неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами. Такие упражнения помогают развивать у детей младшего дошкольного возраста слуховое восприятие, слуховое внимание и память и это является базой развития фонематического слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слов. Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха.

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени: словарным запасом, грамматическим строем, тормозит развитие связной речи, вызывает затруднения при дифференциации акустически близких звуков (В-Вь, Б-П, С-Ш). У детей с нарушенным фонематическим слухом с трудом формируются навыки звуко- слогового анализа и синтеза слова (определение места, количества и последовательности звуков в словах), дети не могут подобрать слово с определенным звуком, с определенным количеством слогов и т. д.

Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могу правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.

Работу по формированию фонематического восприятия с детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется начинать с развития слухового внимания и памяти, используя игры на развитие неречевого и речевого слуха.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, для обучения малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо, воспроизводить звукоподражания.

Воспринимаемые ребенком слуховые сигналы сопровождаются показом игрушек, картинок так или иначе связанных со слышанными звуками или выполнением действий при которых слышны те или иные звуковые сигналы. Дети раннего возраста различают звуки:

— по способу воспроизведения (хлопки, притопы),

-по темпу (быстрые постукивания – «сильный дождь», медленные – «небольшой дождик»),

— по ритму (ритмичное звучание – «детки идут», сбитый ритм – «лошадка скачет»)

— по силе звучания (громкие звуки – «идет медведь», тихие — «крадется кошка»).

Работа по формированию слухового восприятия, внимания памяти проходит поэтапно:

  1. Нахождение и узнавание источника звука
  2. Способность к дифференцировке слуховых сигналов, где широко используются звучащие игрушки, погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны и другие игрушки. Начинать работу надо с пар игрушек с резко контрастным звучанием.

Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание игрушек, начиная с 2 – 3лет. Малыш показывает что звучало, при возможности называет игрушку, обязательно сам извлекает звуки с помощью игрушки.

Играя со звучащими игрушками ребенок исподволь учится различать звуки: по продолжительности звучания (долгие – короткие), по высоте звучания (высокие – низкие), по громкости (громкие – тихие). Так же ребенок учится передавать элементарный ритмический рисунок, темп, силу звучания.

Игры для развития слухового восприятия ребёнка 2- 3 лет

Игры на развитие слухового восприятия необходимы для совершенствования умения сосредоточиваться на звуке. Без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь. Как можно чаще пойте ребенку простые песенки, отбивая ритм ладошками или топая ногой. Обыгрывайте сюжеты песен, вовлекая в игру ребенка, пойте, меняя тембр и силу голоса, напевайте знакомые мелодии без слов.

Старайтесь вести все разговоры дома спокойно, не повышая голоса. Многолетний опыт показывает, что если в доме высокий уровень шума (разговоры на повышенных тонах, постоянная музыка, работающий телевизор), то способность ребенка воспринимать на слух страдает в значительной степени.

Что ты слышишь?

Игра развивает остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию

Необходимый инвентарь: различные игрушки.

◈ Шепотом с расстояния 2-3 метра позовите ребенка. Затем давайте шепотом краткие и простые задания, например: принеси мне куклу, подними мишку.

◈ Говорите тихо, но очень четко.

Молоточек

Игра способствует развитию слуха, освоению понятии «громко», «тихо»

Необходимый инвентарь: детский молоточек.

◈ Предложите ребенку поиграть в плотника. Дайте ему молоток.

◈ Объясните, что сейчас вы будете забивать маленький гвоздик, поэтому стучать надо тихо. Продемонстрируйте, как нужно стучать тихо.

Читать еще:  Геморрой без боли но с кровью

◈ Потом забейте большой гвоздь. Для этого стучать надо сильно и громко.

◈ Отдайте крохе молоток, а сами руководите игрой, повторяя: «Маленький гвоздик, большой гвоздь».

Где я?

Игра способствует развитию внимания, слухового восприятия

Необходимый инвентарь: бубен или колокольчик.

◈ Попросите малыша закрыть глаза. Отойдите в сторону и постучите в бубен. Ребенок должен, не открывая глаз, показать рукой то место, откуда исходит звук.

А можешь ли ты?

Игра способствует разбитию навыков аудирования

◈ В игровой форме давайте ребенку различные задания, начиная свою фразу словами: «А можешь ли ты два раза прыгнуть, подойти к столу, изобразить зайку».

◈ Предложите ребенку поменяться ролями.

Отвернись и угадай

Необходимый инвентарь: карандаш или ручка.

◈ Возьмите карандаш и постучите вместе с малышом по разным предметам: по столу, по ножке стула, по мячу, по коробке, по стакану, по баночкам.

◈ Попросите ребенка отвернуться и отгадать, по какому предмету вы стучите.

◈ Поменяйтесь ролями: пусть кроха стучит, а вы угадываете.

«Раз-два!»

Игра развивает чувство ритма

Необходимый инвентарь: барабан.

◈ Покажите малышу, как можно маршировать под стук барабана. Побуждайте его повторять ваши действия.

◈ Во время марша можно считать: «Раз-два, левой! Раз-два, правой!», стараясь подстроить ритм под шаг ребенка.

◈ Если барабана нет, то подойдет любая коробка или, на худой конец, стол.

Внимание!

Игра способствует развитию слухового восприятия, внимания

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Предложите малышу поиграть в мяч. Просите его совершить то или иное действие после того, как вы скажете: «Внимание!». Например: «Внимание! Кати мяч».

Игра способствует развитию внимания, слухового восприятия

◈ Для того чтобы играть в эту игру, вам понадобится помощь одного или нескольких членов семьи.

◈ Игра также подходит для детского коллектива.

◈ Выберите ведущего. Он отворачивается (или закрывает глаза), а кто-нибудь из остальных игроков имитирует голос какого-либо животного (мычит, лает, мяукает). Ведущий должен угадать, голос какого игрока он слышал.

Развитие слуха ребенка от 1 до 3

Развитие слуха ребенка от1 до 3-лет, как и развитие зрения, состоит из двух взаимосвязанных частей: слухового восприятия и слуховой памяти.

Слуховое восприятие

Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия улавливаются текущие звуковые события, настраивается слуховой аппарат на лучшее восприятие: находит источник звука, позволяет реагировать на изменения в звуковой среде.

Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, реже — замирание.

Постепенно развиваются внимание к звукам, способность к локализации источника звука. В целом к 6-ти месяцам слуховая чувствительность достигает уровня взрослых.

Однако, в отличие от чувствительности, у ребенка должно сформироваться осмысленное отношение к звукам, что успешно развивается к 3-м годам жизни.

Основная деятельность детей в раннем возрасте, связанная с восприятием звуков, — речевое общение. Как правило, к трем годам дети уже воспринимают все звуки родного языка.

Значительно медленнее развивается у ребенка от 1 до 3-х лет звуковысотный слух — восприятие соотношения звуков по высоте. Для того чтобы развить эту способность, нужно восприятие высоких звуков включать в привлекающие ребенка задания и показывать, как равные по высоте звуки связаны со знакомыми ребенку предметами. Так, дети третьего года жизни легко обучаются воспринимать сравнительно небольшое различие звуков по высоте, если более высокий из них звучит, как «голос» маленького игрушечного животного, а более низкий — как «голос» большого.

Говоря о слуховом восприятии, трудно разделить понятия «слуховая память» и «восприятие», т.к. сложно развести в исследовании, воспринял ли ребенок сигнал и уже успел забыть его или не воспринял. Ведь именно благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого.

Слуховая память

Различают речевую, неречевую и музыкальную слуховую память. Каждая из них имеет свои особенности и развивается относительно независимо. Мир неречевых звуков исключительно богат и разнообразен: шум дождя, шелест листьев, тиканье часов, голоса людей и т.д. Этот «язык» легко становится понятным уже в раннем возрасте. Для развития понимания речи, как и музыки, необходим многолетний опыт.

К году малыш уже владеет большим набором неречевых и речевых «маяков», облегчающих ориентировку в происходящем вокруг. К 14-18-ти месяцам в его памяти может храниться несколько коротких стихотворений. Малышу нравится их слушать, вставляя в некоторых местах междометие или отдельное слово. В 18-24 месяца ребенок знает несколько сотен слов и устойчивых словосочетаний, понимает простые предложения.

К 3-м годам ребенок в общих чертах усваивает грамматический строй родного языка.

В целом возрастные критерии слуховой памяти приведены в таблице 3.

Игры на развитие слухового восприятия у детей 1-3 лет

Игры, развивающие слуховое восприятие у детей группы раннего возраста

Цели: учить различать громкие и тихие, а также характерные звуки; определять направление, откуда идет звук.

«Узнай по звуку»

Оборудование и материалы: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (по выбору взрослого).

Описание игры. Ребенка посадить спиной к себе. Производить шумы и издавать звуки различными предметами: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет, перелистывать книгу, рвать или мять бумагу и т.д. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и, не оборачиваясь, сообщает об этом. За каждый правильный ответ наградить ребенка цветной фишкой или маленькой звездочкой.

«Кто внимательный?»

Читать еще:  Нервная система новорожденного

Оборудование и материалы: кукла, игрушечный мишка, машинка.

Описание игры. Игрушки положить на стол. Ребенка посадить на расстоянии 2 — 3 м от себя, предупредив: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы все было слышно. Будь внимательней!»

• возьми мишку и посади в машину;

• возьми мишку из машины;

• посади в машину куклу;

• покатай куклу в машине.

Задания нужно давать краткие и простые, произносить их нужно тихо, но четко. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды.

«Беги на носочках»

Оборудование и материалы: бубен.

Описание игры. Предложить ребенку выполнять движения соответственно звучанию бубна. Постучать в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно, под тихий звук ребенок идет на носочках, под громкий — полным шагом, под очень громкий — бежит.

«Где позвонили?»

Оборудование и материалы: звоночек.

Описание игры. Встать слева (справа, сзади) от ребенка (глаза у него закрыты) и позвонить в звоночек. Ребенок, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он указывает верно, констатировать: «Правильно!» Попросить ребенка открыть глаза, показать ему звоночек. Если ребенок ошибся, предложить ему отгадать еще раз. Игру повторяют 4—5 раз.

Примечание. Необходимо следить, чтобы ребенок во время игры не открывал глаза, а, указывая направления звука, повернулся лицом в ту сторону, откуда слышен звук. Звонить нужно не очень громко.

«Мы топаем!»

Описание игры. Предложить ребенку совершать описываемые в песенке движения.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой. (2 раза)

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки отпускаем,

Мы ручки подаем

И бегаем кругом.

«Угадай, кто это?»

Оборудование и материалы: детские музыкальные инструменты (бубен, свистульки, дудочки).

Описание игры. Показать ребенку, как топает медведь под звуки барабана, как порхают птички под звуки свистульки, как летают комарики под звон колокольчиков. Затем по звучанию того или иного инструмента предложить ему угадать, кто пришел (прилетел), и изобразить этот персонаж.

Примечание. Во время игры менять высоту, громкость звуков, темп звучания.

Развитие ребенка в 3 года: слуховое восприятие

Чем старше становится ребенок, тем интереснее ему изучать окружающий мир, тем сильнее у него это желание. Его интересует практически все и звуки, шумы также входят в это число. Занятия по развитию ребенка в 3 года должны включать в себя не только изучение свойств предметов, их цветов, но и звуков, которые они могут издавать. От нас (родителей) требуется предоставить ему все необходимое для того, чтобы малыш мог услышать максимальное количество разных звуков, помочь ему запомнить их, а также научить малыша различать и воспроизводить их.

[su_spoiler title=»Развитие слухового восприятия ребенка в 3 года: что выбрал мишка?» open=»no» style=»fancy» icon=»plus» anchor=»Развитие слухового восприятия ребенка в 3 года: что выбрал мишка?» class=»»]

Для этой игры вам необходимо приготовить несколько музыкальных инструментов (конечно же игрушечных). Это может быть барабан, какая-то пищалка, гармошка и т.д. Также приготовьте ширму или что-то, что сможет выполнять её роль, и любого игрушечного героя. В нашем случае это будет мишка.

Сначала разложите все инструменты перед малышом и вместе с ним их изучите, прослушайте. После этого скажите о том, что каждая игрушка имеет свой голос. Скажите, что одна звучит протяжно (это будет гармошка), другая издает свист (свистит) и это пищалка, а третья стучит «бум-бум» (конечно же барабан).

Позвольте ребенку самостоятельно поиграть с инструментами, пусть он извлечет звук из каждой. После этого поставьте перед малышом ширму, чтобы он не мог заглянуть за неё, и попросите его угадывать предмет, на котором будет играть мишка. Если малыш отгадает, то выгляньте из-за ширмы и снова сыграйте на том же инструменте.

В следующих играх можно добавить колокольчики, бубен, погремушку и т.д. Кстати, если взять обычную банку и наполнить её чем-то, что она, в зависимости от содержимого, может греметь, шуршать, звенеть и т.д. Это еще одни звуки, с которыми будет полезно познакомить вашего малыша для его развития.

[su_spoiler title=»Развитие слухового восприятия ребенка в 3 года: тихо или громко?» open=»no» style=»fancy» icon=»plus» anchor=»Развитие слухового восприятия ребенка в 3 года: тихо или громко?» class=»»]

Набор и количество исходных предметов для этой игры зависят полностью от вашей фантазии. Можно брать любые предметы, имеющиеся у вас дома, которые могут каким-либо образом звучать: деревянные и железные ложки, крышки от кастрюль, стеклянные баночки разного размера (в них еще можно насыпать разной крупы), пластиковые бутылочки и т.д.

Возьмите любой предмет и потрясите его или постучите по нему чем-то. К примеру, по жестяной баночке можно постучать деревянной ложкой. После предложите малышу сделать тоже самое, только обязательно проговорите: «Ты берешь баночку и трясешь ею, она гремит».

Когда ваш малыш научится и будет извлекать звуки при помощи предметов уже самостоятельно, его можно познакомить с понятиями «тихо» и «громко». Для этого возьмите две пластиковых бутылочки, наполните одну мелкими предметами, а вторую крупными. После этого потрясите первую и скажите: «Вот такой звук громкий», потрясите вторую и скажите: «Вот такой звук тихий». Обязательно дайте бутылочки малышу, чтобы он сам попробовал издавать с их помощью звуки. Попросите его извлечь громкий / тихий звук.

Вечером, после игры, когда малыш ложиться спать, спросите его, как ему спеть песенку: тихо или громко.

Больше материалов по развитию ребенка в 3 года вы найдете в разделе «Развитие от года до 3 лет» нашего клуба родителей Тумми.

Читать еще:  Влияние различных видов алкоголя на уровень холестерина

Публикации по теме:

Любой родитель мечтает видеть своего малыша веселым, способным и умным. Радоваться вместе с ним его успехам достижениям, его уверенности в.

Многие из нас (родителей) сталкиваются с таким неприятным явлением, как детская ревность. Проявляться она может к брату и/или сестре, к.

Замечательная, веселая игра «Шлеп-Шлеп» поможет научить пальчики малыша стучать, ходить и даже разговаривать! Попробуйте, ведь необходимо приготовить только 10 наперстков.

Иногда идеям по использованию самых привычных для нас (родителей) вещей можно только удивляться. К примеру, если взять два обычных шарфика.

Трехлетнему малышу интересно буквально всё! Ему нравится пробовать все новое, изучать предметы (пусть и последствия этого изучения для родителей не.

По достижению малышом трехлетнего возраста, мы (родители) чаще всего наблюдаем очень даже существенные изменения в развитии его навыков, его умений.

В этой статье приведены дополнительные игры-занятия, которые позволят и помогут развить у вашего ребенка различные творческие способности. С первой частью.

Если малышу предложить создать своих собственных, уникальных зверей, то это может порадовать не только его, но и вас. Игра «Смешные.

По достижению ребенком трехлетнего возраста крайне важно в играх с ним уделять внимание и развитию его творческих способностей. Для этого.

Звуки окружающего мира ребенок воспринимает практически с рождения. В первый год наша задача, как родителей, знакомить его с новыми звуками.

Развитие слухового восприятия у детей до 3-х лет

По мнению неонатологов и психологов, мелодичное окружение создает благоприятные условия для активного развития слухового восприятия у ребенка. Это не означает, что нужно круглосуточно слушать музыку, но и «стерильной» тишины быть не должно.

Каждый звук головной мозг получает в виде импульсов. И чем больше будет таких раздражителей, тем активнее происходят мыслительные процессы.

Но не все звуки одинаково полезны. Попробуйте составить список лучших, на первое место с уверенностью можно поставить голоса родителей и родственников. Далее идут классическая музыка и мелодичные песни.

Как развить слуховое восприятие у ребенка

Хорошо развивают слуховое восприятие у ребенка звуки природы. Когда на улице идет дождь, откройте окно, пусть кроха учится различать мелодии в шуме дождя. Дети вообще любят слушать, что происходит вокруг них, будь то пение птиц или голоса играющих рядом малышей.

В принципе, для развития слухового восприятия ничего сверхъестественного делать не нужно. Просты игры и занятия принесут отличный результат. Люди, у которых хорошо развит слух, отличаются стойким восприятием, аналитическим складом ума, нестандартным мышлением и замечательной памятью.

Вы наверняка обращали внимание, как отличается реакция новорожденного на различные звуки. Колыбельная помогает крохе успокоиться, расслабиться и быстро заснуть. Громкая музыка или неожиданный звонок телефона могут напугать малютку. Такие звуки заставляют срабатывать безусловные рефлексы. Если хлопнуть в ладоши около манежа, малыш разведет руки в стороны, разожмет кулаки и обхватит себя.

Первым шагом в развитии слухового восприятия у ребенка является умение находить источник звука. Уже в 3 месяца малютка поворачивает голову на ваш голос и начинает улыбаться. Это проявляется так называемый «комплекс оживления».

Сейчас самое время купить погремушку с мелодичным звуком. Она поможет не только закрепить новое умение, но и развить слуховое внимание. Периодически устраивайте и занятия по развитию слуха у ребенка. Потарахтите погремушкой слева или справа, снизу или сверху над головой крохи. Пусть он определит источник звука и тянется к нему руками.

Одна из рекомендаций по развитию слухового восприятия у ребенка (также это касается и развития речи) – как можно больше с ним разговаривать. Когда малютка слышит родную речь, когда мама с ним разговаривает, он смотрит, как общаются взрослые, у него создается речевая карта. Постепенно происходит понимание, как соединяются звуки. Поэтому нужно совершенствовать восприятие речи. И помогут вам в этом игры.

Для игры можно использовать что угодно: музыкальный молоточек, жестяную банку, наполненную фасолью, часы… Дайте малышу возможность послушать, какой звук издает каждый предмет. После чего пусть он отвернется и угадывает, какой из звуков слышно сейчас. На улице также обращайте внимание на разные звуки: сигнал автомобиля, пение птиц, скрип снега под ногами, шум ветра.

Английские исследователи говорят, что музыкальные игрушки: маракасы, барабан, ксилофон, мини-рояль помогают развивать слуховое восприятие у ребенка и музыкальный вкус. Поэтому не нужно ограничивать малютку. Лучше помогите ему и сыграйте пару простейших мелодий.

Наверняка у вас дома неплохая музыкальная коллекция, но ребенок растет, и у него формируются свой вкусы. Чтобы учесть их, сходите вместе в магазин и выберите то, что понравится ему. И ничего страшного, если он предпочтет классике современную музыку.

Если есть возможность, посетите филармонию. Там вы познакомите кроху со звуками разных инструментов.

Показатели развития слухового восприятия у ребенка

1,5-3 месяца – когда слышит голоса родных, оживляется.

4-5 месяцев – в ответ на общение с ним начинает гулить.

6 месяцев — 1 год – поворачивает голову в сторону источника звука. На расстоянии до метра реагирует на тиканье часов. Реагирует на оклик из другой комнаты.

1,5 года – словарный запас содержит около 15 слов. Копирует голоса животных. Откликается на обращение к нему (без повышенного голоса и жестикуляции).

2 года – словарный запас расширяется до 150 слов. Слышит, когда к нему обращаются с расстояния 5 метров. Не видя источника, определяет, что издает звук.

3 года – начинает говорить сложными предложениями. Может отличить похожие мелодии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector