Развитие ребенка 12 месяцев

Развитие ребенка в 12 месяцев: что должен уметь делать ребенок

За 12 месяцев развития ребенок претерпевает удивительные изменения: из совершенно беззащитной и неумелой крохи он превращается в маленького смышлёного и любопытного человечка. У малыша развиваются характер и вкусы, предпочтения и интересы. Двенадцатый месяц становится в некотором роде переходным, как в развитии малыша, так и в отношение родителей к своему чаду. Самым важным в жизни ребенка остается познание и изучение окружающего мира, на которое он уделяет все свои силы и время.

Рост и вес в 12 месяцев

Ребенок остается очень активным и тратит уйму энергии на изучение окружающего мира, поэтому прибавка в весе в этом возрасте остается небольшой: около 400 грамм. Рост увеличивается в пределах одного сантиметра.

Средними росто-весовыми показателями в 12 месяцев являются вес около десяти килограмм и рост от 71 до 79 сантиметров. Стоит отметить, что нет точных показателей роста и веса для всех детей в этом возрасте. Из-за особенностей разных организмов, наследственности и условии роста изменения роста и веса ребенка могут разниться от ребенка к ребенку и небольшие несовпадения со нормальными показателями не большая проблема.

Умения и навыки в 12 месяцев

  1. В этом возрасте малыши могут ходить, держа за руку родителей или опираясь на мебель. Некоторые дети начинают ходить самостоятельно, однако часть предпочитает передвигаться на «четвереньках». Не стоит волноваться, что малыш ещё не начала ходить, возможно его организм его не готов к этому.
  2. Умело манипулирует руками. Ребенок может удерживать несколько предметов, используя как одну руку, так и обе. Может передать предмет, взять или удерживать.
  3. Ребенок способен самостоятельно встать или присесть, не опираясь на мебель или стены.
  4. Малыш умело играет с более сложными игрушками. Например, может построить пирамидку, надевая колечки на палку.
  5. Осваивает навыки невербального общения. Жестами может поздороваться, подозвать, поблагодарить или попрощаться. Легко изучает новые жесты и повторяет за родителями.
  6. Пытается есть самостоятельно с помощью столовых приборов. Лучшим вариантом будет приобрести специальные столовые приборы из мягких и износостойких материалов, которыми будет удобно пользоваться ребенку.

Появление первых зубов

В год у малышей обычно уже есть верхние и нижние центральные резцы. В возрасте двенадцати месяцев начинают расти верхние и нижние боковые резцы, а также могут появится первые коренные зубы. Как правило, процесс появления зубов у девочек начинается несколько раньше и проходит быстрее чем у мальчиков.

Некоторые дети не проявляют никаких внешних признаков роста зубов, и их появление может быть обнаружено лишь по белым следам на деснах малыша. Однако большая часть малышей при росте зубов переносит некоторые болезненные симптомы, среди которых обильное слюновыделение, покраснение и опухание десен, постоянное желание покусать предметы и почесать небо, а также продолжительное повышение температуры до 37-38 градусов.

Чтобы помочь ребенку перенести дискомфорт от прорезывания первых зубов можно проводить небольшой массаж десен. Делается он хорошо вымытым пальцем. Также эффективны будут специальные игрушки-прорезыватели из резины, геля или силикона.

При появлении первых зубов необходимо начать гигиенический уход за ними. Лучшими способами будет использование салфеток с напальчником с безопасным антисептиком ксилитом или дентальные салфетки. Также хорошим вариантом является чистка полости рта бинтовым или марлевым тампоном, смоченным в слегка подсоленной кипяченой водой. Гигиенической обработка рта следует делать дважды в день: утром и перед сном.

Психико-эмоциональное развитие в 12 месяцев

  1. Малыш знает и произносит около двадцати слов. Обычно в эти слова входят названия окружающих его предметов, имена людей или частые события. Произношение ещё далеко от идеального, но большинство слов не составит труда понять. Некоторые слова ребенок может использовать в искаженном смысле или вкладывать в их значение больше, чем есть на самом деле.
  2. Малыш с интересом знакомится и общается с другими детьми. Но следует быть осторожными, так как в таком возрасте часто происходят конфликты.
  3. Ребенок понимает разницу между взрослыми, и кто как к нему относится. Он может быть более капризным и непослушным в обществе доброй мамы и бабушки и наоборот вести себе гораздо сдержаннее со строгим папой или дедушкой.
  4. Ребенок проявляет характер в играх. Он придумывает новые правила, пытается сделать всё по-своему. Из-за этого общения ребенком может немного усложнится.
  5. Начинает развиваться долговременная память. Ребенок запоминается всё, что было с ним вчера, три дня назад или даже неделю спустя.
  6. Ребенок с интересом слушает музыку и играет под неё. Некоторые дети пытаются подпевают, другие танцуют.
  7. Ребенок продолжает осваивать юмор. Теперь для него важно не только смеяться самому, но и попытаться рассмешить или обрадовать родителей. Развитое чувство юмора может быть признаком высокого интеллекта
  8. Может ответить на вопросы да/нет кивком головы, попрощаться и поприветствовать взмахами руки. Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти.

Кризис первого года

В этом возрасте у детей начинается переходный период, сопровождаемый большими переменами в характере и поведении ребенка. Он становится агрессивнее, часто перестает слушаться родителей и взрослых, очень легко обижается, часто плачет и капризничает, проявляет повышенную самостоятельность.

Причиной таких изменений в поведении несколько. Во-первых, у ребенка появляется своя воля. Из-за желания её проявить возникает конфликт с родителями. Во-вторых, ребенок хочет продолжить познавать мир, а любые запреты (даже во благо ребенка) от родителей понимаются им как препятствие к развитию. В-третьих, малыш становится гораздо увереннее в себе и пытается совершать действия, на которые ещё не способен. Из-за неудач он начинает сильно нервничать и переживать.

Проверка темпов развития в 12 месяцев

Один год – это важная дата в развитии ребенка, его первое день рождение. Его развитие продолжать идти огромными шагами, но важно понимать, что малыш уже умеет и может делать, а с чем ему необходима помощь. Чтобы удостоверится в необходимом уровне развития вашего малыша, можно провести ряд несложных наблюдений и тестов на общее физиологическое и интеллектуальное развитие.

  1. Ребенок может подняться и стоять, опираясь на что-либо. Некоторые способны сделать самостоятельные шаги.
  2. Малыш должен использовать как минимум пару простых жестов.
  3. Произносить и понимать несколько простых слов.
  4. Малыш может самостоятельно пить из своей кружечки и пытаться есть с помощью ложки. Также он должен пытаться копироваться движения взрослых, например, расчесывание.
  5. Ребенок должен уметь собирать небольшую башенку из кубиков (два-три кубика в высоту).
  6. Может определить объекты по описанию и указать на них.

Постарайтесь обратить пристальное внимание на поведение ребенка. Проявление некоторых особенностей может означать небольшие отклонения в развитии. К там особенностям можно отнести следующее:

  1. Активно не взаимодействует с новыми объектами окружения и игрушками.
  2. Не отвечает не своё имя, а также медленно реагирует на раздражающие звуки или голоса близких родственников.
  3. Стоя не способен выдержать свой вес.
  4. Слишком спокойный

Питание в 12 месяцев

Питание в этом возрасте мало чем отличается от прошлого месяца. В целом, в 12 месяцев можно начать приучать малыша к общей повседневной пищи. Однако если малыш есть за общим столом, то вся еда должна либо вариться, либо тушиться, либо быть приготовлена на пару; в ней не должно быть приправ, соли и сахара. Пища должна быть разделена на мелкие порции, чтобы малышу было удобно жевать.

В этом возрасте ребенок также должен есть пять раз в день. Отличными вариантами для включения в рацион ребенку будут нежирные супы, разные злаковые каши и овощные пюре, кусочки вареного мяса и пшеничного хлеба. Кисломолочные продукты следует оставлять на вечер, особенно полезно будет кормить домашним творогом.

Если у ребенка появились первые зубы, то нужно стимулировать жевательные рефлексы, включая в обеды небольшие кусочки мягких и хорошо проваренных овощей и мягких фруктов. Также можно готовить каши и пюре не в блендере, а вилкой, позволяя ребенку прожевывать мелкие кусочки пищи.

Режим дня в 12 месяцев

Небольшую проблему в 12 месяцев может принести смена распорядка дня ребенка. Некоторые дети ложатся спать днем в 2-3 часа и спят до 5 вечера, то есть вместо двух коротких дневных снов остается один, но длиннее. Из-за этого ночью они засыпают только после 10 и просыпаются не раньше 9 часов утра. Также это становится причиной смена распорядка питания: вместо пяти раз ребенок в течение дня есть лишь четыре раза.

Развивающие игры в 12 месяцев

Главным навыком в 12 месяцев является ходьба – именно её развитию необходимо уделять как можно больше времени. Нет смысла насильно заставлять ребенка ходить – это лишь создаст лишние негативные ассоциации. Лучше мотивировать ребенка самому подниматься и ходить. Один из способов – это поставить игрушки или интересные малышу предметы на уровне его роста. Сначала, после две предмета через небольшое расстояние друг от друга. Ребенок захочет сам встать и пройтись за ними.

При обучении ходьбе могут возникнуть два препятствия. Во-первых, малыш продолжит активно передвигаться на «четвереньках». Он считает, что так гораздо быстрее и удобнее. Скорее всего причина в продолжении ползанье – это неподготовленность организма ребенка к прямой ходьбе. Второй проблемой может быть страх перед прямохождением. Чтобы преодолеть его помогайте малышу подняться, делайте первые шаги, придерживая его за руки. Также хорошим вариантом будет показать вашему малышу, как ходят другие дети. Его это воодушевит и придаст уверенности в своих силах.

Особое внимание в одиннадцать месяцев уделяйте развитию речи. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, описывайте окружающий мир, комментируйте свои действия, разговаривайте об играх. Не забывайте, что ребенок уже человек, не надо сюсюкаться, ваша речь должна быть четкой, эмоциональной и литературной, чтобы ребенок мог её повторить.

Хорошим вариантом развития речи являются речевые игры. Играя с малышом старайтесь использовать больше повседневных слов и давайте малышу возможность повторять за вами. Если ребенок произносит слово неправильно, произносите слово вновь.

Ребенку 1 год (календарь развития)

Время бежит незаметно. Совсем недавно ваш карапуз появился на свет, и вы носили на руках маленький комочек. Теперь его не узнать: малыш кардинально изменился внешне, он многое умеет и понимает. Развитие ребенка в 12 месяцев еще больше направлено на познание окружающего мира. Этот период является переходным, поэтому в некоторой степени сложен для малыша и родителей.

Что нового в физическом развитии годовалого малыша?

В 12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и длины тела существенно не отличается от предыдущего месяца.

Что умеет нового в двенадцать месяцев ваш малыш?

  1. Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках.
  2. Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть.
  3. Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев.
  4. Малыш уже может приседать или садиться без опоры.
  5. Моторное развитие ребенка в годик позволяет ему построить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку.
  6. Малыш продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в 10 и 11 месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее.
  7. В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.
Читать еще:  Симптомы позднего токсикоза при беременности

Что нового в психическом развитии:

  • К году ребенок понимает более 20 слов и знает названия предметов, которые видит вокруг каждый день. Произношение слов пока отдаленно напоминает должное, могут переставляться местами слоги, не все буквы выговариваются. Малыши вкладывают несколько значений в одно слово.
  • Ребенок в 12 месяцев начинает тянуться к другим ребятишкам, но пока не умеет общаться без конфликтов.
  • Теперь кроха хорошо понимает, как и с кем в семье можно себя вести. Он чувствует мягкость матери и позволяет себе шалить или даже манипулировать ею. Знает, что с папой такое не прокатит.
  • С ребенком к 12 месяцам становится все сложнее играть, он может устанавливать какие-то свои, не приемлемые для вас, правила в играх и упорствовать в том, что делать нельзя: кидаться песком, дергать за хвост кошку.
  • У детей примерно с этого возраста начинает проявляться долговременная память. Малыши могут запомнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Есть люди, которые уже будучи взрослыми, способны вспомнить себя в годик.
  • Когда малыш слушает музыку, то пытается подпевать, а стоя – пританцовывать.
  • Выполняет простые просьбы. (см. ребенок в 11 мес.)
  • Приблизительно, начиная с 9-го месяца, но чаще всего в один год, у детей может наступить трудный переходный момент, когда они становятся будто не похожими на себя и кардинально меняются – это кризис первого года. Как он проявляется:
    • Трудновоспитуемость (непослушание, упрямство);
    • Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи);
    • Обидчивость и плаксивость;
    • Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).

У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:

  • У ребенка постепенно формируется воля, которая все чаще начинает сталкиваться с волей взрослого, из-за чего возникает протест со стороны малыша.
  • Мироощущение ребенка с 12 месяцев полностью меняется: он осознает первые признаки того, что он отдельная личность, что родители – это взрослые, которым позволено больше, чем ему.
  • С приобретением все большего количества навыков, у ребенка растет уверенность в себе, и он все больше проявляет самостоятельность. В то же время, малыш пока не может оценивать адекватно свои возможности, распределять силу, предвидеть ситуацию. Поэтому ребенок как бы переоценивает себя и из-за этого терпит неудачи, которые, конечно же, выводят его из себя. Ребенок не может принять мысль: «что у него не получается сделать то, что хочется, ведь мама это умеет».
  • Запреты воспринимаются ребенком как препятствие взрослыми к познанию им мира.

Тест на развитие детей в 12 месяцев:

  • Малыш уже должен уметь ползать, стоять с поддержкой и сделать несколько шажков, если вы держите его за ручки.
  • Ребенок в 12 месяцев должен использовать 1 – 2 жеста: махать ручкой, кивать «да» или «нет».
  • Ребенок должен говорить хотя бы одно осмысленное слово: мама, папа.
  • Должен уметь выполнить простые просьбы: дай, возьми.
  • Кроме того, должны присутствовать навыки, полученные в предыдущих месяцах. (см. ребенок в 10 и 11 мес.)
  • К концу первого года у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна – свидетельство того, что зубик растет.

Если хоть по одному из пунктов теста результат отрицательный, то обязательно нужно посетить детского врача.

Развитие ребенка по месяцам. 1 год / 12 месяцев видео

Режим – сон и питание

Родители многих годовалых детей сталкиваются со сменой режима. Приходится это делать потому, что теперь ребенка становится трудно уложить днем в такое же время, поэтому дневной сон приходится отодвигать. Так проявляют себя «совы», которые утром просыпаются в 9 – 10 часов, а днем укладываются в 14 – 15 часов. Таким образом, получается, что такие дети начинают спать днем один раз по 2 – 3 ч, примерно с 14 до 17 часов, а ночной сон у них начинается только в 22 часа или даже позднее.

В связи с этим приходится приучать малыша к другому режиму питания. Если ребенок перешел на один длинный дневной сон, то пять раз покормить его не получится. Такие малыши кушают 4 раза, например: завтрак в 9.00, в 13.00 — обед, в 17.00 – полдник и ужин в 21.00.

Если режим вашего малыша не подвергся изменениям, то все остается по-прежнему. (см. ребенок в 11 мес.)

Как помочь малышу развиваться

  • Продолжайте периодически носить ребенка на руках. (см. «холдинг» ребенка в 10 мес.)
  • Развитие ребенка в годик все так же направлено на совершенствование речи и мелкой моторики, поэтому продолжайте занятия, которые развивают эти функции. (см. ребенок в 10 и 11 мес.)
  • Самый главный навык, который сейчас приобретает ваш кроха – это ходьба. Как бы вам не захотелось, чтобы ребенок начал ходить, важно, чтобы он был к этому готов. Если малыш освоил ползание и с легкостью передвигается, то можно подталкивать его к тому, чтобы он начинал ходить, но отучать ползать его не нужно. Для этого:
    • Поместите любимые игрушки малыша на доступную для него высоту. Как только вы заметите, что малыш встал и тянется за предметом, перенесите его чуть подальше от ребенка, чтобы кроха проделал несколько шагов сторону цели. Не торопите малыша, опорно-двигательный аппарат постепенно привыкает к новым нагрузкам. Увеличивайте расстояние постепенно.
    • Когда ребенок научится проделывать самостоятельно подряд несколько шажков от опоры до опоры, создайте ему несколько таких целей в виде игрушек. Пусть малыш переходит от одной опоры до другой: от стула к кроватке, от кроватки к креслу.
    • Очень часто малышу мешает сделать первый шаг чувство неуверенности и страх потерять равновесие. Дайте малышу в руки игрушку для равновесия, отойдите на пару шагов и попросите принести вам предмет. Многим деткам этого достаточно, чтобы осмелиться ходить самостоятельно.
    • Когда ходите гулять с ребенком, обращайте внимание ребенка на других детишек, которые уже ходят. Чужой пример заразителен.
    • Не злоупотребляйте ходунками, они могут сформировать неправильную осанку (ЗА и ПРОТИВ ходунков). Лучше использовать игрушки-каталки или вожжи. Поддерживайте малыша за предплечья или кисти, но не за подмышки. Когда кроха сможет делать несколько шагов самостоятельно, можно страховать сзади, поддерживая за капюшон. Теперь старайтесь меньше пользоваться коляской.
    • Падения – важная составляющая в процессе обучения ходьбе. Не бросайтесь к нему сразу же после падения, пусть малыш сам попробует встать. Помогайте, если ребенок действительно не может встать или ударился и заплакал.
    • Если у вас есть, где походить по травке, по песку или просто по земле, то будет полезным выпускать погулять ребенка босиком. По жесткому полу учить ходить малыша нужно только в специальной детской обуви. Причина в том, что при ходьбе в стопе напрягаются определенные группы мышц, что происходит только при передвижении по естественным поверхностям (земля, песок, камушки). Когда ребенок ходит по жесткому полу, то стопа расслаблена или не полностью напряжена, что приводит к различным нарушениям в походке и голеностопе. Следует заметить, что первые башмачки должны быть не просто тапочками или нарядными босоножками, а ортопедически правильными ботинками. Желательно, чтобы они были на шнуровке и с высоким задником — для устойчивой фиксации голеностопа и с каблучком 5 мм — для профилактики плоскостопия. Конечно, не нужно держать постоянно ребенка в ботинках, но когда малыш учится ходить – одевайте.

Играйте с детьми в сюжетные игры: все, что вы увидели на прогулке можно обыгрывать дома с помощью игрушек, например: вы смотрели, как грузовик разгружал кузов. Дома можете это повторить с детской машинкой и кубиками. Или устраивайте ребенку сказки-спектакли при помощи пальчикового детского театра или матрешек в виде героев сказки.

Пришло время перестроить отношения с ребенком. Организуйте свои игры и занятия с ним так, чтобы они проходили совместно, но в то же время вы позволяли малышу самостоятельно сделать то, что он умеет. Между вами и ребенком должно быть искреннее доверие, только в этом случае кроха сможет учиться у вас и полноценно развиваться.

Что должен уметь ребёнок в 12 месяцев?

И вот этот день настал! Год назад появление на свет этого маленького человечка было для вас самым настоящим чудом. Это время было непростым для семьи, особенно если младенец у родителей первый. Новые обязанности, много новой информации, целый новый мир открывается за это время новоиспечённым мамам и папам. Дни складываются в недели, недели в месяцы, незаметно лето и зима сменяют друг друга. Не успеешь обернуться – прошел год. Беззащитный новорождённый становится вполне осознанным человеком. Со своим характером и темпераментом.

Что должен уметь ребёнок в год?

1. Безусловно, малыш отлично сидит и ползает.

2. Ребёнок самостоятельно стоит. Из положения стоя сам садится и может встать.

3. В 12 месяцев ребёнку под силу самому ходить.

4. Малыш осмысленно произносит несколько простых слов – «мама», «папа», «ляля», «баба» и тому подобное. Но даже если этого нет, не стоит сразу бить тревогу.

5. Ребёнок удерживает кружку двумя руками, сам пьёт из неё, ставит на место. Пытается или уже держит ложку.

6. Складывает небольшую башню из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку, перелистывает страницы книги.

7. Выполняет по просьбе простые действия – найти игрушку, взять куклу, покормить мишку, найти пирамидку и прочее.

8. Реагирует на появление других детей.

9. Знает, как зовут близких, поворачивает голову в сторону человека, чьё имя было названо.

Для ребёнка в 12 месяцев закономерно проявлять свой характер. Родители таких деток отмечают, что малыш перестал слушаться (хоть и понимает слово «нельзя»), часто упорствует, настаивает на своём, капризничает, отказывается выполнять просьбы взрослых. Это связано, что развитие ребёнка 12 месяцев подходит к новому этапу развития личности, связанному со становлением воли и опробованием на прочность собственных границ. Детские психологи называют это кризисом одного года.

Физическое развитие

Масса тела ребёнка к двенадцатому месяцу утраивается. То есть, если при рождении масса тела малыша была 4200, то в год она должна быть около 12500 граммов.

За год младенец вырастает на 25 сантиметров.

Эти значения приблизительны, и незначительные отклонения не должны тревожить родителей.

Питаются дети уже практически за взрослым столом. Жареные, маринованные, копчёные и пряные блюда, естественно, исключаются.

С года при хорошей переносимости лактозы и белка коровьего молока можно начинать давать цельное коровье молоко. Также приемлемо расширить рацион за счёт заморских фруктов и ягод – цитрусовых, арбузов, дынь, персиков и абрикосов.

Смесь после года можно постепенно заменить детским молоком или последующей смесью «3».

Грудничков желательно кормить грудью и после года. Вопреки мнению многих педиатров, в грудном молоке остаются те же полезные вещества, что и были, а содержание отдельных даже повышается. Грудное молоко после года – уже еда, это правда. Это защита здоровья малыша и матери, источник глубокой связи между ними.

Игры с годовалым ребёнком

1. Вождение коляски

Прекрасно стимулирует малыша ходить. Во-первых, ему это интересно, ведь ребёнок чувствует свою важность. Во-вторых, коляска являет собой дополнительную опору, страхуя от падений из-за неустойчивости.

Читать еще:  Какие витамины нужны для здоровья сердца

Вместо коляски можно использовать игрушки-каталки.

2. Прятки

С малышом, который уже неплохо ходит, будет интересно играть в прятки. Покажите ребёнку, где можно спрятаться, научите его в процессе поисков ориентироваться на ваш голос.

3. Сенсорная коробка

Для её создания возьмите коробку, по размерам сравнимую с детской обувной. Наполните её различными предметами, безопасными для ребёнка. Для этого подойдут сырые макароны крупных размеров, большие пуговицы, плоды каштанов. Среди этого разнообразия можно спрятать маленькую игрушку или детскую ложку и попросить малыша её отыскать.

Наполняя коробку различными предметами, вы создаёте неиссякаемый источник игр для ребёнка.

4. «Найди только…»

Разложите на ковре различные игрушки и предметы. Попросите малыша собрать только мячики (кубики, куколки, колечки). Таким способом можно изучать цвета, собирая в отдельные кучки предметы определённого цвета, а затем давать ребёнку задание отыскать их среди прочих.

5. Совместное чтение

В процессе чтения устройтесь так, чтобы ребёнок видел страницы. Читайте и показывайте, про что идёт речь.

6. Пальчиковый детский театр

Знакомить детей со сказками можно не только читая вслух. Ещё интересней смастерить или приобрести уже готовых героев сказки. Малыш от такого развлечения будет в восхищении ещё не один год.

7. Изучение частей тела

Показывайте крохе, где его ручки, ножки, глазки. Демонстрируйте на себе и на нём.

8. Игры с музыкальными инструментами

Для таких занятий прекрасно подойдут колокольчики, бубны, барабаны и детские гусли.

9. Рисование

В год более интересны для малыша пальчиковые краски. Есть раскраски, где нарисовано цветное изображения и на нём специально оставлены пустые белые кружки, которые необходимо закрасить пальчиками.

10. Игры с куклой

Покажите, как можно кормить куклу и укладывать её спать. Годовалый малыш уже может её одевать и раздевать с вашей помощью.

Не отказывайте малышу, если он просится на ручки. Обнимайте почаще, общайтесь, рассказывайте об окружающем мире. Ребёнок говорит ещё мало, но понимает намного больше. Терпение, понимание и родительская любовь помогут преодолеть любые возрастные кризисы малыша и станут прочным фундаментом для дальнейших отношений.

Развитие ребенка в 12 месяцев

12 месяцев – очень важный и значимый рубеж в жизни ребенка и его родителей. Первый год жизни прожит, ваш малыш изменился и подрос, из беспомощного младенца он превратился в забавного и любопытного карапуза. В возрасте одного года ребенок уже обладает многими навыками и умениями, но на этот этап развития приходится и первый психологический кризис.

Физическое развитие ребенка в 12 месяцев

По достижению первого года жизни скорость роста у малыша заметно снижается. Средняя прибавка веса в 12 месяцев составляет около 350-400 г, за весь первый год малыш набирает 7-8 кг. На фоне снижения набора веса отмечаются значительные психологические и эмоциональные изменения, повышается время бодрствования и двигательная активность ребенка.

Каждый малыш развивается индивидуально, невозможно для всех детей определить жесткие границы и требования. Предполагаемые навыки, как и физические параметры, являются весьма условными. Если ваш малыш чего-то не умеет, это еще не повод беспокоиться. Физические параметры и развитие ребенка одного года во многом определяются аспектами беременности и рождения. Пределы нормы, принятые в педиатрии, приведены в таблице.

Окружность груди, см

Окружность головы, см

Физические навыки и умения, как и темпы роста ребенка в 1 год, также обусловлены многими факторами, включая наследственные особенности. Большинство малышей в этом возрасте уже умеют:

  • ходить самостоятельно, или с опорой и за руку со взрослым;
  • садиться и вставать без опоры;
  • уверенно сидеть на корточках;
  • совершать наклоны;
  • брать, носить, подавать предметы;
  • брать одновременно несколько предметов, используя обе руки и подмышки;
  • перекладывать предметы из руки в руку;
  • подниматься и спускать по лестнице, держась за руку или за перила;
  • выполнять различные действия с игрушками – бросать, толкать, катать, качать.

Особое внимание стоит уделить навыкам мелкой моторики годовалого малыша. В процессе игры он уже умеет построить башню или пирамидку из кубиков, нанизать на основу кольца пирамиды, открыть шкаф, повернуть кран, держать в руках чашку и столовые предметы. Самостоятельно кушать малышу пока еще сложно, но это умение уже начинает развиваться. Это же относится и к гигиеническим процедурам, сам ребенок еще не может правильно умываться, но глядя на взрослых, уже делает такие попытки.

Познавательные способности

Малыши первого года жизни очень любопытны, что в сочетании с активным развитием интеллекта и двигательной активностью дает поразительные результаты. Главным признаком познавательного развития выступает наблюдение и повторение манеры поведения взрослых.

Малыш уже хорошо чувствует и понимает реакцию взрослых на различные действия, движения, звуки. У него хорошо развита мимика, он хорошо выражает свои эмоции, иногда делает это намеренно, чтобы вызвать соответствующую реакцию окружающих. Он очень радуется, если ему удается насмешить родителей. В ход идут движения (танцы, наклоны, забавные позы), мимика (ужимки, смешные гримасы).

У ребенка в 12 месяцев уже начинают проявляться зачатки творческих наклонностей. Стоит понаблюдать за малышом – что ему нравится? Некоторые малыши очень активно реагируют на музыку, сразу начинают ритмично двигаться. У других проявляется пристрастие к рисованию. Обычно детям в этом возрасте подходят пальчиковые краски. Большинство детей первого года жизни любят движение, игры в догонялки, легкие доступные физические занятия.

Одним из важных этапов познавательного развития ребенка в 12 месяцев выступают первые признаки инстинкта самосохранения. Например, это проявляется в страхе высоты. Поднявшись слишком высоко по детской лестнице, ребенок ищет опору или руку матери. У некоторых малышей инстинкт самосохранения проявляется в виде страха посторонних людей, например, врачей. Очень важно на этом этапе показать малышу, что он в безопасности, а также поставить границы доступных развлечений, но при этом не испугать его.

Ребенок первого года жизни постепенно изучает свойства предметов. В процессе игры он узнает, что значит твердое и мягкое, горячее и холодное, сухое и мокрое. Ребенок в этом возрасте очень любопытен и активно познает окружающий мир. Наиболее интересны и понятны для него животные. Чтобы помочь малышу развиваться, можно показывать ему картинки с животными, попутно демонстрируя, какие звуки они издают. Главное – нужно помнить, что любая информация должна подаваться в игровой форме.

К факторам познавательного развития относятся социальные навыки ребенка. Малыши в этом возрасте с удовольствием общаются друг с другом, активно контактируют со взрослыми. Они любят играть в игры (прятки, догонялки, хороводы, создание простых конструкций из кубиков). Безусловно, социализация ребенка зависит от индивидуальных особенностей характера, но в большинстве случаев дети в 1 годик любят играть с ровесниками.

Психическое и интеллектуальное развитие

В 1 год у малыша замедляется процесс роста и набора веса, зато интеллектуальное и эмоциональное развитие становится более интенсивным. Более продолжительный период бодрствования позволяет ребенку больше времени играть. Основные способы познания у детей в 12 месяцев – сенсорные. Тактильные ощущения развивают память. Прикасаясь к определенным предметам, малыш запоминает их особенности и свойства. Например, мячик круглый и прыгает, машинка с колесами и может ездить, кубик твердый и из него можно строить.

Психические и интеллектуальные особенности годовалого малыша отмечены такими достижениями:

  • Активное речевое развитие. Многие малыши к 12 годам уже имеют в своем лексиконе несколько слов. Основными, конечно, являются «мама», «папа», «баба», «дед», «дай», «пить». Произношение слов может быть довольно своеобразным, некоторые дети путают звуки, коверкают слова, выражаются одним слогом. Это естественный процесс развития речи, постепенно произношение придет в норму.
  • Большинство детей в возрасте 1 года понимают обращенные к ним простейшие просьбы. В памяти малыша уже хранится более 20 слов, которые он понимает, и с каждым днем этот объем увеличивается.
  • Маленький человек уже эмоционально хорошо чувствует, как можно вести себя с членами семьи. Мама – добрая и ласковая, с ней можно покапризничать, пожаловаться, она всегда пожалеет. В этом возрасте начинаются первые попытки манипулировать взрослыми. И кроха хорошо понимает, что проходит с мамой, не удается с папой.
  • В возрасте 1 года у ребенка начинает развиваться долговременная память. Детки уже могут помнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Они могут запоминать и узнавать не только близких родственников, но и чужих людей. Например, если детки часто вместе гуляют на улице, они уже узнают друг друга, радуются встрече.
  • Одним из факторов эмоционального развития ребенка будут первые проявления упрямства, настойчивости в своих желаниях. Малышу уже сложнее доказать, что некоторые вещи делать нельзя. К примеру, он может упорно кидаться песком, подбирать предметы на улице, тянуть кошку за хвост.
  • У ребенка появляется чувство юмора и сопереживания. Он начинает реагировать смехом на смешные игры, забавные ситуации. Малыш начинает понимать и реагировать на чужую боль. Он может пожалеть зайку, который упал с дивана или плачущего малыша.

Годовалый малыш каждый день удивляет своих родных новыми умениями. Главное – поддерживать, помогать развиваться, разговаривать, играть, петь, регулярно гулять, учить общаться с окружающим миром и людьми. Детские психологи рекомендуют ничего не навязывать ребенку, любые занятия должны проходить в виде игры при хорошем настроении малыша.

Кризис первого года

Склонность к обидчивости, плаксивости, упрямству – это признаки первого психологического кризиса. Психологи объясняют его тем, что у малыша заканчивается период младенчества и начинается раннее детство. Этот процесс проходит непросто:

  • У малыша формируется собственная воля. Столкновение с запретами со стороны взрослых вызывает бурный протест. Он активно сопротивляется любым указаниям, проявляет свои желания в форме капризов и истерик. На этом этапе важно научиться ставить ребенку границы.
  • У ребенка в 12 месяцев меняется ощущение мира. Он начинает понимать, что он – отдельная личность. Тот факт, что взрослым разрешено больше, чем ему, также вызывает недовольство малыша.
  • Чем больше умений приобретает ребенок, тем более он уверен в себе. В этом возрасте начинают проявляться первые признаки самостоятельности. Однако неумение адекватно оценивать свои возможности часто приводит к неудачам. То есть, малыш что-то пытается сделать сам, у него не получается и это раздражает его. Ведь он пока не может принять мысль, что взрослые умеют то, что недоступно ему.
  • Запреты любого характера воспринимаются малышом как препятствие, которое мешает ему заниматься тем, что интересно и хочется.

Как пережить кризис первого года

Если у вашего малыша появились первые признаки кризиса первого года, не расстраивайтесь и не паникуйте. Наберитесь терпения и проявите понимание. Очень важно найти золотую середину – не проявлять агрессию по отношению к ребенку и не потакать его капризам. Известный педиатр доктор Комаровский рекомендует родителям выработать тактику поведения с малышом, опираясь на ряд правил.

  • Запрещайте избирательно. Выработайте четкие правила – что можно, а что категорически нельзя. Ни в коем случае нельзя все разрешать или все запрещать. Запретов не должно быть слишком много, но они должны быть постоянны.
  • Разрешайте малышу делать доступные вещи самостоятельно, при необходимости помогите ему, но пусть инициатива остается за ним. Такой подход укрепит уверенность в себе.
  • Многие дети в этом возрасте отказываются есть. Не кормите насильно, подождите, пока малыш проголодается и сам попросит кушать.
  • По мере возможности выполняйте просьбы ребенка. Внимание и уверенность в помощи родителей повышает доверие ребенка к миру.
  • Просите помощи у ребенка. Возможность помочь маме приносит малышу радость и удовольствие. Похвала от близких людей – важный эмоциональный фактор развития ребенка.
  • Если ваш ребенок плачет и не хочет остановиться, оставьте его ненадолго одного, без зрителей это станет ему неинтересно. То же самое касается истерик на улице. Малыш упал и не желает подниматься, не кричите и не пытайтесь его поднять. Просто спокойно постойте рядом или отойдите на безопасное расстояние. Поняв, что манипуляция не действует ребенок встанет сам.
Читать еще:  Слинг шарф намотка для новорожденных

Многие родители сталкиваются с проблемой, какую одежду купить подвижному и вечно пачкающемуся годовалому карапузу. При выборе одежды стоит обратить внимание на качество материала, он должен быть безопасным, натуральным, но при этом легко стираться. Одежда для улицы должна побираться по сезону, на осень и весну лучше всего выбирать куртки и штаны из непромокаемой ткани.

Важным требованием к одежде для активного ребенка выступает хороший крой и качественный пошив. Одежда не должна сковывать движений и в то же время выдерживать нагрузки. В нашем магазине вы можете выбрать одежду для детей на любой возраст. Мы отвечаем за качество нашего товара и гарантируем, что вашему малышу будет комфортно двигаться и легко познавать окружающий мир

Развитие ребенка в 10-12 месяцев

10 месяцев

Вес: + 300-450 гр. (общий вес 8,5-10 кг)

Рост: + 1-1,5 см. (общий рост 71-75 см)

Сон: Общий сон – 12-14 часов, ночной сон – 10 часов.

Физическое развитие:

– уверенно и долго ползает на четвереньках;

– садится из положения стоя/лежа без поддержки;

– ребенок поднимается на ножки и стоит с опорой или без. Если взять его за руки предпринимает попытки передвигаться; Некоторые дети начинают ходить самостоятельно.

– хорошо берет и держит предметы обеими руками. Полностью освоил щипкое хватание;

– пора учить ребенка правильно слазить с дивана – поворачиваемся попой к краю и свешиваем ножки;

– копирует движения взрослых – открывает/закрывает ящики и дверцы.

Познавательное развитие:

– активно подражает взрослым – качает куклу, подносит к уху телефон, тянет ложку в рот и т.д.

-Совершает действия с предметами (Умеет катать машинку, мяч в заданном направлении)

– сознательно раскидывает игрушки, рушит и собирает пирамидку;

– ищет спрятанный предмет, помнит, где лежат его игрушки;

– ищет глазами предмет/человека, если спросить «Где?».

– способен манипулировать несколькими предметами сразу;

– нравится держать/перебирать мелкие предметы

– если дать в руки карандаш, малыш будет пытаться подражая взрослым рисовать.

Эмоционально-социальное развитие:

– понимает запреты и похвалу;

– может крутить головой показывая согласия или несогласие.

– интересуется другими детьми – тянет к ним ручки, пытается потрогать;

– при общении использует простые жесты: обнимает, машет ручкой, протягивает ручки;

– указывает пальчиком на интересующий его предмет;

– появляется чувство ревности к другим детям;

– выполняет простейшие просьбы – «дай», «возьми».

Развитие речи:

– в этом возрасте малыш может произносить некоторые слоги и короткие слова;

– «речь» малыша должна быть эмоционально окрашена, а не однотонна;

– в обращенной к нему речи понимает интонации. Если слышит неодобрение- расстраивается;

– понимает слово «нельзя».

Игры/Занятия/Упражнения:

– позволяйте ребенку кидать игрушку столько, сколько он пожелает;

– занимайтесь лепкой и рисованием;

– читайте сказки, рассматривайте картинки

– продолжайте развивать моторику ребенка – рисуйте на манке, рвите бумагу и т.д

– научите малыша показывать на себе части тела;

– продолжайте развивать речь. Разговаривайте с ребенком так, как будто он все понимает – отвечайте на его лепет, избегайте длинных, сложных предложений и не разговаривайте с ребенком чересчур быстро;

– развивайте у ребенка чувство юмора – он уже способен понимать шутки;

– пойте малышу песенки – это положительно отражается на его психологическом развитии и стимулирует речевые навыки;

– занимайтесь на фитболе

– выделите пространство для ползания

– делайте гимнастику каждый день: сгибание и разгибание ножек в положении лежа, ходьба с поддержкой за руки, приседание и вставание с поддержкой.

Несмотря на то, что малыш начинает ползать и ходить (в связи с этим обеспечьте малышу безопасность), ему все так же важна близость мамы – поэтому не переставайте носить ребенка на ручках, качать на коленях и т.д.

– Пирамидка с крупными кольцами.

– Сортеры и игрушки с прорезями.

-Коробки с крышками и мелкие бытовые предметы.

-Разнообразные машинки и паровозики.

-Ксилофон, барабан и другие музыкальные инструменты.

-Пластиковые и деревянные кубики, большой строительный набор.

– Игрушки-вкладыши на деревянных досках с ручками.

-Резиновые и пластиковые животные,

– магниты на холодильник.

-Матрёшка и стаканчики-вкладыши.

-Яркие книжки с картонными страницами.

-Игрушки для ванной (посуда, брызгалки, резиновые животные, лейка и ведро)

11 месяцев

Вес: + 300-400 гр. (общий вес 8,5-11кг)

Рост: + 1-1,5см. (общий рост 71-77см)

Сон: Общий сон – 12-14 часов, ночной сон – 10 часов. Многие карапузы переходит на 1 дневной сон, вместо двух.

В этот период активно развивается речь, мышление ребенка, в плане физического развития идет совершенствование ранее приобретенных навыков.

Физическое развитие:

– уверенно стоит, может самостоятельно сделать несколько шажков;

– держит ложку, пытается есть;

– до соприкосновения с предметом раскрывает пальчики настолько, насколько этого требуют его размер и форма;

– из положения сидя или на четвереньках встает самостоятельно, придерживаясь за мебель; встает с корточек, наклоняется;

– умеет залазить и слазить с дивана, взбирается на небольшие предметы.

Познавательное развитие:

– игры ребенка становятся сложнее (построить башенку, собрать пирамидку и т.д.), наблюдаются первые признаки сюжетно-ролевой игры;

– развитие мышления – ребенку доступны такие понятия как обобщение и конкретизация (если у вас есть кукла Маша, Даша и Миша, при просьбе принести куклу – ребенок принесет любую из них, а если попросить куклу Машу – то ребенок принесет именно ее);

– малыш становится сообразительным: может достать один предмет с помощью другого, перевернуть коробку с игрушками, чтобы достать все сразу;

– знает части тела;

– знает предназначение некоторых предметов: расчёска, ложка, полотенце.

– указывает пальцем на предметы по просьбе взрослого.

Эмоционально-социальное развитие:

– пищевое поведение: пьет из кружки, способен пережевывать и глотать кусочки, пробует самостоятельно есть ложкой;

– малыш стал понимать, что мамой можно манипулировать. Если на плач мама приходить быстрее, то он может специально захныкать. При этом, в глазах ребенка вы заметите «хитринку»

– настойчиво добивается своей цели, повторяя попытки несколько раз;

– есть любимые игрушки;

– эмоции ребенка подкреплены действиями (радуется – хлопает в ладоши, сердится – дерется);

– пытается копировать действия взрослых.

Развитие речи:

– «автономная речь» – речь малыша, понятная только членам семьи;

– активное звукоподражание – как лает собачка, как мяукает кошка и т.д.

– многие малыши радуют мам и пап первыми осознанными словами – «дай», «на» и т.д.

– активное реагирует на свое имя;

– обозначает действия звуками

Игры/Занятия/Упражнения:

– играйте в речевые игры;

– развивайте мелкую моторику (пересыпания, игры с водой, занятия с пластилином и рисование, пальчиковая гимнастика);

– продолжайте укреплять мышечный корсет и делайте массаж и гимнастику.

Гимнастика с крохой

Заниматься общеразвивающей гимнастикой с ребенком в 11 месяцев можно ежедневно или через день. Комплекс упражнений поможет малышу научиться контролировать свое тело с младенческого возраста. Правильно выполняемая гимнастика активно развивает и укрепляет детский организм.

Упражнение «Бокс»

Дайте ребенку в ручки пластмассовые или резиновые колечки, удобные для захвата. Держась за них, разгибайте и сгибайте руки ребенка. Необходимо выполнить 5-6 раз каждой рукой.

Упражнение «Тачка»

Ребенок лежит на животе. Приподнимите его и поддерживайте только за бедра – пусть малыш попробует опереться только на руки. Положите перед крохой игрушку и побуждайте малышу переставлять ручки, чтобы приблизиться к ней.

Упражнение с наклонами

Поставьте ребенка спиной к себе на твердую поверхность (например на стол). Ладонью левой руки придерживайте его колени, чтобы они не сгибались, а свою ладонь правой руки положите крохе на живот. Поставьте перед малышом привлекающий его предмет/игрушку, и попросите: «Наклонись и достань кубик (мячик, машинку)». Важно следить за тем, чтобы ребенок наклонялся, не приседая.

Игра «Сюрприз»

Приготовьте ведерко со сложенными в него 3-5 мелкими предметами. Пусть малыш вынимает их по очереди, а вы в это время произносите вслух название каждого «сокровища». Потом, на глазах у ребенка, закройте один из предметов ладонью, и спросите, куда же исчезла вещь. Эта игра развивает у детей зрительное восприятие и учит соотносить слова с предметами.

Игра «Разрушитель»

Постройте башню из пластмассовых стаканчиков или кубиков, и дайте малышу её радостно разрушить. Такое простое занятие доставит младенцу много счастливых, полных озорства минут, и в то же время эта игра просто отлично развивает внимание.

Игра «Ложки-поварешки»

Принесите с кухни ребенку разнообразные ложки – из металла, пластика, дерева. Дайте малышу вволю постучать ими по разным поверхностям. Таким образом в игре вы развиваете с крохой все типы сенсорного восприятия, крупную и мелкую моторику рук.

12 месяцев

Сон: Общий сон – 11-13 часов, ночной сон – 9-10 часов.

В районе годика у ребенка наступает первый переходный момент – кризис первого года.

Как он проявляется:

– Трудновоспитуемость (непослушание, упрямство);

– Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи);

– Обидчивость и плаксивость;

– Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).

Он связан с тем, что у малыша к этому времени формируется воля, ребенок начинает осознавать, что он отдельная личность, с развитием самостоятельности растет его уверенность в себе. Но зачастую ребенок себя переоценивает, многое еще не получается, поэтому он злится, любая попытка запретить что- то расценивается как препятствие к познанию окружающего мира.

Физическое развитие:

– может взять несколько маленьких предметов одной ручкой, а несколькими – горсть;

– ходит, держась за мебель; некоторые дети уже уверенно ходят.

– приседает и садится без опоры;

– ползает по лестнице вверх и вниз;

– шагает по лестнице с поддержкой взрослого;

– карабкается на диваны, кресла, стулья, спускается с них;

– пытается кушать ложкой самостоятельно.

Познавательное развитие:

– открывает и закрывает крышечки;

– подражает игровым действиям сверстника – сыплет, ломает, тянет;

– проводит разные действия с одной игрушкой – кормит, причесывает;

– умеет толкать игрушку вперед на колесах;

– берет предмет в рот или подмышку, чтобы взять что-то еще;

– знает название нескольких действий;

– строит башенки, собирает пирамидку.

Эмоционально-социальное развитие:

– необходимо общение с другими детишками, но пока не обходится без конфликтов;

– устанавливает свои правила игры, которые бывают непонятны;

– отстаивает свои границы, упорствуя в том, что делать нельзя;

– развивается долговременная память – могут вспомнить, что они делали вчера;

– слушая музыку, пытается пританцовывать или подпевать;

– к году ребенок понимает более 20 слов, в одно слово вкладывают несколько значений;

– появляются первые признаки способности сопереживать – ребенок может «пожалеть» зайку;

– подражает мимике взрослого. При непонятной ситуации, смотрит на взрослого воспросительно;

– активно выражает негативные эмоции;

– выполняет простые просьбы.

Речь:

– говорит несколько простых слов;

– понимает несколько имен близких людей;

– подражает слогам и простым словам.

Игры/Занятия/Упражнения:

– Продолжайте развивать мелкую моторику, речь.

– Поощряйте прямохождение, если малыш еще ползает, но не запрещайте ему этого.

– Активно играйте в сюжетные игры – повторяйте увиденное на улице, используйте пальчиковый театр.

– Организуйте совместное чтение – читайте вслух, рассматривайте вместе картинки, рассказывайте о чем идет речь.

ИГРУШКИ

– Пирамидки с бОльшим количеством колечек

-Коробки с крышками и мелкие бытовые предметы.

-Разнообразные машинки и паровозики.

-Ксилофон, барабан и другие музыкальные инструменты.

-Пластиковые и деревянные кубики, большой строительный набор.

– Игрушки-вкладыши на деревянных досках с ручками.

-Резиновые и пластиковые животные,

– магниты на холодильник.

-Матрёшка и стаканчики-вкладыши.

-Яркие книжки с картонными страницами.

-Игрушки для ванной (посуда, брызгалки, резиновые животные, лейка и ведро)

Все вышеперечисленные игрушки вы найдете в магазине умных игрушек “РАЗВИВАЙ-КА”

Наш адрес: г. Алдан, ул. Октябрьская 2 (ТК Медведь) 2 этаж.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector