Массаж для недоношенных детей

Массаж недоношенному ребёнку

  • Пациент: В.
  • Пол: женский.
  • Возраст: 4 месяца.
  • Диагноз, жалобы: недоношенность, ребёнок родился на 5 месяце вынашивания, дисплазия легочной ткани, быстрая утомляемость.

Первый курс массажа проводится в возрасте 4-месяцев от рождения, ребёнок слабый, сложности с дыханием из-за сильно сниженной емкости легких, отдышка, быстро устаёт. Физиологический гипертонус. Плохо держит голову.

Основные задачи курса: снизить гипертонус, укрепить мышцы шеи и организм в общем.

Начинали сеансы массажа с 15 минут с добавлением по несколько минут к процедуре с каждым последующим сеансом. Ребенок переносил массаж удовлетворительно, иногда мог заплакать, но не на долго. Делали массаж и гимнастику по возможностям организма. Всего за первый курс сделали 10 процедур примерно по 4-5 сеансов в неделю.

Упражнения: из активной гимнастики перевороты.

Пассивная — бокс ручками, сгибания, разгибания, вращение конечностями в крупных суставах, плавательные движения лежа на животе.

Рефлекторная — ползание на животе (Бауэра), лицо ребёнка в маминой ладони, т.к. малыш неуверенно держит голову.

Результаты по окончании курса массажа

Ребёнок физически окреп, стал более выносливым, о чём свидетельствует способность переносить более длительную процедуру до 40 минут. Движения в конечностях стали менее скованными, хотя тонус ещё присутствует, просто он снизился. Мышцы шеи окрепли, девочка стала лёжа на животе выше поднимать голову, и дольше удерживать её в таком положении.

Рекомендации: Повторить массаж с гимнастикой до года 2-3 раза.

Второй курс делал другой массажист.

Третий курс, ребёнку год.

Ребёнок уже ползает, встает у опоры, сама не садится и не сидит, хорошо присаживается из положения лёжа на спине, держась и подтягиваясь за руки взрослого. Есть напряжение латеральной группы мышц голени, пронирует стопы. Немного напряжены сгибатели голени.

Задачи на третий курс массажа: Укрепить мышцы туловища, боковые и спину. Тренировка вестибулярного аппарата, для лучшего равновесия. Расслабить пронаторы стоп, и сгибатели голени. Научить садиться и сидеть.

Процедура: состоит из массажа и гимнастики, длительность 45-50 минут. Ребёнок переносит процедуру хорошо, гулит, улыбается.

Упражнения:

Для укрепления мышечного корсета — наклоны, балансирование, подтягивание за две и одну ручку.

Для ножек и спины — вставание с коленочек через одну ногу, приседания.

Чтобы ребенок не вставал на носок при ходьбе — ходьба вприсядку.

Пассивные: для расслабления — растяжки мышц бедра (задней поверхности), латеральных мышц голени, чередование с вибрацией.

Упражнение, чтобы ребёнок научился садиться — присаживания, из положения стоя на четвереньках, поджимая поочередно правую или левую ногу, в зависимости, на какую ягодицу присаживается малыш, опора руками на стол. Присаживаемся, подтягиваясь за ручки.

Упражнение, чтобы ребёнок научился сидеть — балансируем сидя.

Результаты массажа ребёнку с недоношенностью после 10-й процедуры

  • спина окрепла, массируем руки сидя, ребёнку значительно легче сидеть, если в начале курса малышка с трудом и недолго сидела с поддержкой болтаясь во все стороны (до 1 минуты), то на 10 процедуре массаж ручек делаем полностью сидя, она играет свободной ручкой и не сосредотачивается на поддержании позы.
  • при выполнении упражнений сама поднимает туловище при наклонах.
  • ребёнок впервые сам сел после восьмой процедуры.
  • при ходьбе с поддержкой уже не стремиться встать на носок, пронация стопы заметно уменьшилась, ещё работаем над этим.

14-я процедура: последняя в этом курсе. Ребёнок встаёт у опоры, сама садится, но неохотно, и редко. Пронаторы стопы расслаблены.

Массаж недоношенному ребёнку отзыв:

  • Автор отзыва: Наталья
  • Массажист: Алексей Владимирович Матросов
  • Возраст детей: 1 год и 4 года.
  • Метро: Тропарёво, улица Островитянова.

Отзыв:
Спасибо большое Алексею за проведённый массаж для моих детей. Внимательное отношение, настойчивость при выполнении упражнений, уникальные методы детского массажа, очень важные. Варвара, глубоко недоношенная девочка, через несколько сеансов уверенней встала, держась за диван. Для нас это достижение. Спасибо большое, рекомендуем Вас с большим удовольствием.

Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?

Массаж для недоношенных детей

Массаж для недоношенных детей позволяет младенцу развиваться наравне со сверстниками. Развитие плода в утробе матери происходит в течение 40 недель. Нормальным считается, если роды происходят на 2 недели раньше или позже. Но бывают ситуации, когда малыш появляется на свет значительно раньше положенного срока. Такие дети называются недоношенными и им нужно уделять особое внимание, так как их организм слаб и подвержен болезням.

Правила проведения массажа

Многие мамочки могут легко овладеть техникой массажа для своего чада. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила.

  • Занятие массажем должно происходить за полчаса до еды младенца или через час после кормления. Желательно, чтобы время проведения занятий было одно и то же каждый день.
  • Во время массажа организм ребенка активизируется, поэтому не рекомендуется выполнять упражнения перед сном.
  • Помещение для занятий должно хорошо проветриваться, комфортным для нахождения
  • Максимум для начальных занятий – пять минут. Но повторять их в течение дня необходимо от 2 до 5 раз.
  • Помните, что недоношенные малыши больше подвержены болезням, поэтому нужно частично раздевать малыша. Массируя ножки, оставьте его одетым в распашонку. При массаже тела и ручек, прикройте ножки пеленочкой.
  • Контактируйте с малышом на протяжении всего занятия. Сопровождайте упражнения песенкой или ласковой речью. Можете рассказать малышу, какие упражнения вы сейчас делаете.
  • Между упражнениями проводите занятия для дыхания, делайте перерывы.
  • Во время процедур наблюдайте за состоянием малыша, теплые ручки и ножки, хорошее настроение – признак, что чадо довольно. Если ребенку что-либо не нравится, приостановите упражнения.
  • При первых занятиях следует лучше обратиться к видео специалистов. На сегодняшний день в сети выложено множество профессиональных уроков для недоношенных детей.

Комплексы массажных упражнений

Первый месяц после рождения требует только поглаживаний. Даже такие действия оказывают благоприятное воздействие, улучшают состояние малыша, его мышечный тонус. Со второго месяца жизни комплекс упражнений становится более расширенным.

  1. Ребеночек лежит на спинке. Совершают легкие давящие движения на грудь и бока, исключая область грудины.
  2. Малыш лежит животиком к взрослому. В кулак помещают большой палец младенца. Не занятой рукой выполняют легкие поглаживающие движения ручки снизу вверх.
  3. Пальцем, заключенным в кулачок, совершают лёгкое надавливание на ладонь малыша.
  4. Повторяют комплекс для второй ручки.
  5. Массаж ножек. Обходя область коленной чашечки поглаживающими движениями массируют всю область ножек в движении от пятки к попке.
  6. Разгибание стопочек. По наружному краю выполняют движения от пятки к пальцам.
  7. Массаж живота. Круговые поглаживания справа налево, исключая область печени.
  8. Навыки врожденного умения ходить. Ребенка ставят на стопы, держа его за туловище, немного наклоняют вперед, побуждая идти.
  9. Ребеночка кладут попкой вверх. Совершают легкие поглаживающие движения от ягод в голове и обратно.
Читать еще:  3 способа заготовить овощи и фрукты на зиму

Провести упражнения для развития сосредоточенности взгляда и слуха. Для этого отодвинуть на 30 см от младенца яркую вещь, перемещая ее в разные стороны. Не быстро, чтобы малыш мог наблюдать за игрушкой. Упражнения для развития легких. При положении верх животиком развести руки младенца в стороны и соединить на груди.

  1. Упражнения знакомого ранее комплекса.
  2. Добавляют повороты на бочок. Для этого обхватывают рукой внизу ножки ребенка, второй рукой держат его за кулачок. Выполняют легкий поворот таза, за чем следует самопроизвольный поворот головы и плеч малыша до положения на животике.
  3. Кольцевое растирание. Одной рукой держат ладонь малыша, пальцами свободной руки делают кольцевые растирания от пальцев к туловищу.
  4. Когда ребеночек лежит на животе выполняют поглаживание спинных и ягодичных мышц. Потом делают пощипыванием, которое завершается поглаживанием.
  5. Массаж подошв ноги. Рукой держим стопу ребенка, большим пальцем производятся поступательные нажатия на верх подошвы.
  6. Упражнения на развитие рефлекса ползания. Ребенок лежит попкой верх. Приподнимают туловище на высоту 5—10 см, при этом полусогнутые ноги младенца отталкиваются от ладоней взрослого.
  7. Отталкивание от ладоней взрослого в положении животиком вверх.
  8. Держа ребенка лежа на животе на весу, он должен отклонить головку назад.

4-5 месяцев

Повторяем предыдущий комплекс. Активно используются упражнения для поворота на бок и занятия для активизации рефлексов. Хорошо проводить растирание всех мышц рук и ног младенца.

Дыхательные упражнения. Взять кулачки в ладонь, развести ручки в стороны и затем соединить крестом на груди.

5-6 месяцев

  1. Поглаживающие и растирающие движения для ручек и ножек.
  2. Разведение и сведение ручек на груди.
  3. Обхват голени ребенка, сгибание и произвольное разгибание ног. Все делается не торопясь и предельно аккуратно.
  4. Повороты с поддержкой со спинки на животик.
  5. Положение попкой вверх. На расстоянии 30-40 см лежит вещь, привлекающая внимание. Малыш должен стараться дотянуться до игрушки, приподнявшись.
  6. Малыш лежа на спине обхватывает указательные пальцы взрослого. Нужно легко подтянуть руки к себе, побуждая ребенка сесть.

6-9 месяцев

Выполняются все упражнения из предыдущих комплексов. Новые занятия рассчитаны на побуждение ребенка ползти. Для этого кладут малыша на живот, игрушку располагают впереди. Полусогнутые ноги малыша упираются в ладони взрослого. Повороты на бок за игрушкой.

9-12 месяцев

Упражнения в данном возрасте носят эмоциональный характер. Побуждают малыша общаться и начать ходить.

  1. Обхватив взрослого за пальцы, ребенок водит рукам в разные стороны.
  2. Повороты на живот со спины.
  3. Ползание на четвереньках.
  4. Сесть и встать из положения сидя.
  5. Ходьба при поддержке взрослого.

С помощью лечебного массажа можно проводить качественную профилактику множества патологий, характерных для недоношенного ребенка. Это и дисплазия, и гипотонус, и ослабленный иммунитет. Постарайтесь выбрать для малыша хорошего массажиста, если нужен специальный курс массажа. А общеукрепляющие процедуры можете выполнять сами дома.

Массаж для недоношенных детей

Массаж недоношенным детям в домашних условиях

Недоношенные дети – это новорожденные, родившиеся с функциональной незрелостью органов, которые появились на свет ранее предполагаемого срока родов, а масса тела не превышает 2500г, длина тела до 45 см. Такой диагноз устанавливается новорожденным младенцам сразу после рождения по клиническим признакам и определения сроков гестации.

Причины недоношенности можно объединить в несколько групп, среди которых выделяются:

  • социально-биологические – возраст родителей новорожденного либо слишком ранний (до 18 лет), либо слишком поздний (после 40 лет, особенно касается первородящих женщин в этой возрастной категории). Вредные привычки будущей мамы – табакокурение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, низкие бытовые условия для проживания, профессиональная вредность, психо — эмоциональное напряжение.
  • отягощенность акушерско-гинекологического анамнеза – неблагоприятное течение беременности, аборты в анамнезе у беременной женщины, гестозы беременных, многоводие или преждевременная отслойка плаценты, сопутствующие гинекологические заболевания у женщины. Также, у женщин, дети которых зачаты в условиях ЭКО, недоношенные новорожденные рождаются чаще.
  • экстрагенитальные патологии у будущей матери – гипертоническая болезнь сердца, хроническая патология почек, ревматизм, сахарный диабет, а также острые респираторные заболевания женщины во время беременности и т.д.

Симптоматика такого состояния достаточно разнообразна и неопределенна:

  • непропорциональное строение туловища;
  • скудная прослойка подкожно-жирового слоя на всем теле малыша;
  • гиперемия кожных покровов;
  • недоразвитость некоторых органов, в частности, ушных раковин, половых органов и т.д.
  • отсутствие или снижение физиологических рефлексов новорожденных;
  • расхождение черепных швов, а также открытие малого родничка после рождения;
  • гиподинамия, тихий крик;
  • симптомы желтухи новорожденных выражены достаточно интенсивно, длительно сохраняющиеся.

Тяжесть состояния новорожденного ребенка обусловлена степенью недоношенностью, в зависимости от срока гестации, длины и веса тела.

Массаж недоношенным ребенку

Для полного восстановления за ребенком требуется осуществлять надлежащий уход и выхаживание. В помещении, где находится малыш, должен строго соблюдаться температурный режим, влажность, уровень оксигенации. По показаниям, такому малышу может проводиться интенсивная терапия, всех новорожденных с первых дней жизни и до возраста 2-4 недели помещают в кювез (специальный инкубатор для преждевременно родившихся младенцев). Здесь создаются все условия для сохранения жизнеспособности, выживания и восстановления в дальнейшем всех жизненно необходимых функций и благополучного развития. Вскармливание таких детей осуществляется специальными методами, в случае глубокой недоношенности через зонд и специальной сбалансированной молочной смесью. Недоношенные дети с массой тела выше 1800 г могут быть приложены к груди кормящей матери.

После выписки из стационара, такой новорожденный малыш требует постоянного наблюдения участкового педиатра и специальных восстановительных мероприятий.

Профессиональный массаж недоношенным детям считается одним из эффективных общеукрепляющим мероприятием для выхаживания таких детей.

Массаж недоношенным детям с какого возраста лучше начинать? Раньше, было мнение, что массажные процедуры оптимально начинать с возраста 3-4 месяца, сейчас подход к этому вопросу несколько изменился, и доктора рекомендуют начало проведения таких оздоровительных мероприятий с возраста 3-4 недели.

Массаж недоношенному младенцу можно выполнять как в условиях амбулаторных, так и дома. Домашняя обстановка для такого новорожденного, безусловно, более привычна и комфортна. Массаж для недоношенных детей в домашних условиях в обязательном порядке, должен выполнять специалист, который хорошо владеет методикой и знает все нюансы в вопросе развития недоношенных детей.

Читать еще:  Как заботиться о зубах с первых дней жизни

Сеанс такого массажа начинают проводить с общего разогрева тела малыша – легкого поглаживания и растирания в направлении снизу вверх. Далее концентрируются на стопах младенца, где выполняют легкое разминание подушечками пальцев и круговыми движениями. В дальнейшем поднимаются вверх по наружной поверхности ножки и спускаются к стопам по внутренней поверхности нижней конечности.

После этого массажные движения выполняются на верхних конечностях по аналогичному принципу – ладошка – предплечье – плечо. Здесь используют технику растирания, разминания и легкого поглаживания.

После проработки конечностей, концентрируются на животики, где выполняют легкое круговое поглаживание по — часовой стрелки для улучшения работы ЖКТ и укрепления мышечной системы.

Далее Чадо перекладывают на животик и легкими движениями в направлении от лопатки к ягодицам поглаживают спинку, не затрагивая позвоночник.

Заканчивают массаж также легкими поглаживаниями по всему телу.

Очень важно, чтобы ребенок во время массажа чувствовал себя спокойно и комфортно. Массаж недоношенным деткам помогает укрепить мышечную систему и способствует быстрейшему восстановлению.

Как часто делать массаж недоношенному ребенку определяет врач, однако в большинстве случаев назначают проведения такого оздоровительного комплекса курсами – по 10-15 сеансов с повторениями 1 раз в 2-3 месяца, согласно индивидуальным особенностям и показаниям.

Лечебный массаж для недоношенных детей

В России существует многолетняя практика назначения общего массажа здоровым детям первого года жизни, в том числе недоношенным, в качестве общеоздоравливающей процедуры. Тем не менее, нигде в мире такой практики нет, а качество жизни младенцев при этом не страдает.

Детский массаж — медицинская процедура, имеющая свои показания и противопоказания. Массаж, даже выполненный по всем правилам, является вторжением в личное пространство ребенка. Воздействие на сгибательную позу ребенка, принудительное раскрытие его ладоней, контакт с незнакомым человеком очень стрессогенны.

Можно возразить, что дети после массажа хорошо продвигаются в моторном развитии. Однако, если свободное бодрствование здорового младенца организовано правильно, то и необходимости стимулировать его моторику не возникает, развитие соответствует срокам.

Итак, назначение массажа здоровому ребенку, в том числе недоношенному (ведь недоношенность, как мы знаем, это не болезнь!) не обосновано, хотя и в целом безвредно.

А если ребенок не здоров?

Массаж ПРОТИВОПОКАЗАН
-в возрасте до 1.5 скорригированных месяцев,
-при дефиците веса (гипотрофия 2-3 ст),
-кожных заболеваниях,
-при высокой температуре,
-во время респираторных инфекций,
-при наличии любой острой или хронической инфекции в период обострения,
-при наличии декомпенсированных заболеваний сердца, легких и др. органов.
-при некупированной эпилепсии
-в течение месяца после хирургических вмешательств.

Кому ПОКАЗАН массаж?

-детям с ортопедическими заболеваниями — врожденная косолапость, патология тазобедренного сустава;
-в восстановительном периоде после респираторных инфекций, при вялой работе кишечника.

Отдельно стоит сказать о практике назначения массажа при патологии нервной системы. Считается, что ранний агрессивный массаж способен творить чудеса и чуть ли не предотвратить тяжелые последствия поражения нервной системы. Это не так. Если малыш с поражением головного мозга формирует двигательное расстройство по спастическому типу, массаж противопоказан, т.к. снижает тонус мышц лишь на непродолжительное время, а затем происходит его новое повышение.

В качестве альтернативы следует обратить внимание на такие проверенные временем Концепции как Войта, Бобат, Кастильо Моралес, Глен Доман, Фельденкрайз. Они не только не навредят ребенку, но и будут оптимальным образом работать на его восстановление.

При наличии у ребенка низкого мышечного тонуса, связанного с перинатальным поражением головного мозга, генетическими синдромами; врожденной патологии спинного мозга — spina bifida, родовая травма позвоночника; при поражении периферических нервов — парезы Дюшенна-Эрба, Дежерин-Клюмпке массаж показан, но не в качестве единственного метода лечения, оптимально сочетание его с вышеназванными Методиками.

Кроме того, Методики Войта и Кастильо Моралес содержат собственную диагностику, гораздо более чувствительную и информативную чем стандартный неврологический осмотр. Ее использование позволит своевременно обнаружить отклонения в моторном развитии и начать лечение.

Как назначается массаж?

До достижения ребенком 1.5 скорригированных месяцев массаж не назначается. Все это время действует охранительный режим.

В дальнейшем важно соблюдать возрастные ограничения на различные массажные приемы. В частности, с 1.5 мес разрешены поглаживания, 3 мес — растирания, с 6 мес — разминания, с 8 мес — ударные приемы. При наличии показаний массаж проводится руками сертифицированного специалиста, курсами по 10-20 занятий, ежедневно.

Количество и частота курсов могут варьировать от 1 курса до частых длительных курсов с 30-дневными периодами отдыха между ними так долго, как этого требует ситуация.

Курс прерывается, если ребенок заболел, теряет вес, ухудшается его самочувствие (нарушился сон, аппетит, капризничает без причин, срыгивает) до выздоровления или выяснения причин состояния. При возникновении судорожного приступа массаж отменяется до стабилизации состояния, в дальнейшем его проведение должно согласовываться с эпилептологом.

Отдельного внимания заслуживает ЛФК, часто проводимая совместно с массажем и тем же специалистом. Об ЛФК поговорим отдельно в следующих постах.

Материнский массаж является формой коммуникации и игры между мамой и ребенком, вполне приемлем при отсутствии противопоказаний. Методом лечения он не является и медицинский массаж не заменяет.

Татьяна Дмитриевна Арнук,

врач-педиатр, врач ЛФК, детский массажист, терапевт методик Кастильо Моралес и Войта.

ЗНАЧЕНИЕ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ ДЛЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

Первый год жизни — самый ответственный этап развития ребенка, особенно рожденного преждевременно. От того, как он сумеет приспосо­биться к новым условиям жизни (вне материнского организма), как спра­вится с нарушениями в состоянии здоровья, зависят благополучие и гар­мония последующего его развития. Необходимо помнить, что на первом году жизни организм ребенка пластичен, обладает большими потенци­альными возможностями к восстановлению поврежденных или задер­жанных в своем развитии функций органов и систем.

Физическое воспитание недоношенных детей на первом году жизни основывается на физиологических особенностях организма этих детей: недостаточное созревание коры головного мозга к моменту рождения, не­зрелость его структур, несовершенство дыхательной функции, низкие адаптационные (приспособительные) возможности в меняющихся услови­ях внешней среды (несовершенство обменных процессов, терморегуля­ции). В первые месяцы жизни у недоношенных детей могут отмечаться пониженный тонус мышц, общая вялость, малоподвижность, слабо выра­женные безусловные рефлексы или даже их отсутствие. У некоторых детей в возрасте 2-3 месяцев начинают преобладать процессы возбуждения: могут наблюдаться нарушения сна (ребенок плохо засыпает, часто просыпается), повышенный тонус мышц, значительная двигательная активность.

В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство недоношенных детей более подвержены острым респираторным вирус­ным инфекциям. У них чаще развиваются осложнения.

Читать еще:  Мастоидит у детей

Методика лечебной физкультуры для недоношенных детей разрабо­тана с учетом их физиологических особенностей, а также данных совре­менной науки о нормализации важнейших функций организма вслед­ствие оздоровления психики и нервно-мышечного аппарата.

Задачами массажа и гимнастики являются прежде всего оздоровление, закаливание и своевременное правильное развитие организма ребенка. Весьма важно развивать основные движения (особенно ползание, поворо­ты, сидение, стояние, ходьбу), а также положительные эмоции, зрение, слух, речь, совершенствовать функции дыхательной, сердечно-сосудистой систем, тренировать органы равновесия (вестибулярный аппарат).

Физическое воспитание здоровых недоношенных детей следует на­чинать рано — с 2-3-недельного возраста. Подход к выбору характера упражнений, приемов массажа должен быть индивидуальным, береж­ным, с учетом возраста ребенка, его развития, массы тела при рождении.

Начинать лечебную гимнастику надо с упражнений, основанных на врожденных рефлексах новорожденного. Эти упражнения активные, они более щадящие, чем пассивные, т. е. упражнения, которые взрослые про­водят сами, например, сгибая и разгибая ноги ребенка.

Методика включает в себя: 1) лечение положением; 2) лечебную гим­настику; 3) приемы классического и точечного массажа. Эти методы могут применяться одновременно (сочетанно) или последовательно (по­очередно). Преимущественное использование того или другого метода определяется как состоянием здоровья ребенка, так и его заболеванием, а также тренированностью организма в процессе занятий.

Лечение положением — это приемы, способствующие правильному положению головы, шеи, тела, рук и ног. Осуществляется оно различны­ми укладками и упражнениями.

В лечебную гимнастикувходят упражнения, основанные на безус­ловных рефлексах, некоторые активные упражнения и упражнения при помощи взрослого, т. е. пассивные упражнения.

Классический массажвыполняется посредством следующих приемов — поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы.

Родителям следует научиться различным приемам массажа, так как эту процедуру лучше всего проводить дома самим.

Точечный массаж осуществляется одновременным надавлива­нием и вращением одним или двумя пальцами на определенные рефлексоген­ные зоны тела ребенка и применяется как при ослабленных растянутых мыш­цах, так и при повышенном мышечном тонусе с целью снятия напряжения мышц. При этом быстрые отрывистые и относительно сильные надавливания вызывают возбуждение и напряжение мышц— стимулирующий метод. Мед­ленные мягкие воздействия на эти же зоны, вначале с постепенно нарастаю­щим увеличением давления, вибраций, остановкой и последующим ослабле­нием воздействия (без отрыва от зоны), вызывают ослабление мышечного напряжения в отдельных группах мышц — тормозной метод.

Лечебную физкультуру нужно проводить ежедневно, в одно и то же удобное для семьи время, она должна стать одним из обязательных режим­ных моментов. Отдельные упражнения следует повторять 2-3 раза в день. Возможно проводить занятия с ребенком несколько раз в день (4-6), но понемногу, по 5 минут каждое занятие. Начинать занятия надо за 30 мин до кормления или через 45-60 мин после него. Нельзя делать массаж и гимнастику перед ночным сном. Комната должна быть хорошо проветрен­ной, температура воздуха в ней 20-24° С. В теплое время года лечебную физкультуру лучше делать при открытом окне или форточке, а с 5-6-ме­сячного возраста — на свежем воздухе.

Увеличивать физическую нагрузку в комплексе лечебной гимнастики следует постепенно и на протяжении длительного времени. Это очень важно, чтобы не переутомлять ребенка.

Признаки утомленияпри занятиях гимнастикой и массажем: недо­вольство ребенка, возбуждение, ухудшение качества выполнения им уп­ражнений, значительное отвлечение от занятий, вялость (пассивность).

При появлении хотя бы одного из признаков утомления необходимо уменьшить нагрузку в занятиях.

Недоношенные дети в силу физиологических особенностей быстрее устают и охлаждаются, поэтому в самом начале занятий комплекс лечеб­ной гимнастики можно разделить на две части, проводя его в два приема. Упражнения надо чередовать в определенной последовательности, меняя работающие группы мышц.

Массаж должен предшествовать гимнастическим упражнениям. Прежде чем выполнять движения руками и ногами, следует их по­массировать. В середине комплекса производится массаж спины, а затем можно приступить к движениям, в которых участвуют мышцы спины. Перед упражнениями в положении лежа на спине проделывается массаж живота и груди. Продолжительность каждого массажно­го приема 0,5-1-2 минуты.

Пока ребенок не привык к колебаниям температуры, не следует об­нажать его полностью, приступая к занятиям лечебной физкультурой. Так, например, проводя упражнения для мышц рук, нижнюю половину тела ребенка в это время следует прикрыть пеленкой и, наоборот, не снимать распашонки, занимаясь ногами. Лишь когда ребенок привыкнет к воздушным ваннам при занятиях гимнастикой, можно обнажать его полностью. Таким образом, массаж и гимнастика будут сочетаться с про­цедурой закаливания воздухом.

Величину нагрузки определяют продолжительностью занятий и по­вторением каждого упражнения в комплексе, темпом, размахом движе­ний, степенью сложности упражнений, чередованием их с паузами отды­ха, дыхательными упражнениями.

Для лучшего контакта с ребенком во время занятий нужно исклю­чить отвлекающие моменты: разговоры и нахождение в комнате других людей, громкую музыку, обилие игрушек. Все внимание родителей, проводящих занятие, должно быть сосредоточено на ребенке. При этом упражнения следует сопровождать спокойным, негромким, ласковым обращением к ребенку или звучанием тихой, мелодичной музыки. С 3-4 ме­сяцев жизни надо приучать ребенка к речевым указаниям (например, возьми погремушку, кольцо»), с 8-9 месяцев стараться вызвать по слову взрослого самостоятельное исполнение ребенком ряда упражнений. Таким образом, в каждое занятие необходимо включать упражнения, способствующие развитию зрительных, слуховых реакций и двигатель­ных умений.

Достижения ребенка при выполнении упражнений следует учитывать и поощрять улыбкой, тоном, ласковыми словами. Даже если ребенок не поймет их смысла, то уловит по тону одобрительное отношение матери или отца. Обращенная к ребенку речь имеет и другое, не менее важное, значение. Четкая, правильная речь родителей, сочетаемая с показом на­зываемой игрушки, действием руки ребенка, например, захватывающей эту игрушку, подготавливает его к произношению первых слогов и слов.

Чтобы заинтересовать ребенка, при проведении гимнастики надо ис­пользовать игрушки. Например, чтобы повернуться и захватить игрушку, ребенку необходимо выполнить определенные движения. Игрушки долж­ны быть разных цветов, формы, звучания.

Продолжительность занятий по одному и тому же комплексу зависит от разных причин: степени психофизического развития ребенка, его воз­можности усвоить упражнения комплекса.

Показанием к увеличению нагрузки, расширению комплекса, переводу на следующий, более сложный комплекс, помимо возраста ребенка, явля­ется его хорошая реакция непосредственно на проводимые упражнения (спокойное поведение, гуление, розовая окраска кожи, теплые конечности).

Переход к занятиям по комплексу с большей психофизической на­грузкой необходимо делать постепенно, путем введения в старый комп­лекс нескольких упражнений, вырабатывая новые навыки последующего комплекса, и лишь через некоторое время полностью заменять упражне­ния предыдущего комплекса упражнениями нового.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector