Развитие слуха у детей на первом году жизни

Развитие слуха у ребенка от 0 до года

Уже в утробе матери младенец способен различать звуки, окружающие беременную женщину. Малыш слышит голоса родителей, музыку, играющую в комнате, шум мотора автомобиля, рассказы, которые мама читает вслух, и т. д. Интересно, что сразу после рождения ребенок выделяет голос матери среди остальных голосов. Более того, младенец предпочитает слушать те песни и стихи, которые он слышал еще до рождения, в животе у мамы. Все это говорит о том, что слуховые умения складываются еще до рождения.

Когда малыш появляется на свет, первые недели он слышит только громкие звуки. Высокие звонкие тона привлекают внимание ребенка быстрее. Именно поэтому новорожденные так живо реагируют на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся высоким голосом.

К 2−3 месяцам ребенок начинает слышать и низкие, тихие звуки, учится сопоставлять услышанное с увиденным, связывая зрительные и слуховые впечатления воедино. Теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки, и кроха заплачет, выказывая свое недовольство. В этот же период можно увидеть и яркую положительную реакцию на лице малыша – улыбку. Причем первое время ребенок улыбается не в ответ на улыбку взрослого, а в ответ на звук его голоса.

В 4−5 месяцев реакция становится более бурной: малыш начинает лепетать, ворковать, махать ручками и ножками. Теперь ребенок уже способен понимать, где находится источник звука, и поворачивает голову на голос взрослого. Примечательно, что движения малыша во время «разговора» с родителем синхронизируются и буквально копируют движения говорящего, – по мнению ученых, таким образом ребенок готовится к будущему овладению речевыми навыками.

К 6−7 месяцам кроха уже реагирует на свое имя, а также понимает и чувствует настроение окружающих. Так, если у мамы радостное лицо, ребенок смеется, ожидая ответного смеха, улыбок, похвалы. Если же лицо взрослого сердитое, малыш может испугаться и даже заплакать, ассоциируя сердитое выражения лица с криком и бранью.

С 9 месяцев у младенцев развивается способность подражать услышанным звукам, повторять некоторые из них, к 10−12 месяцам в речи малыша появляются первые осознанные слова: «мама», «папа», «баба», «киса» и т. д. Теперь ребенок начинает понимать, что говорят взрослые, осмысливает услышанное. Его речь развивается параллельно со слухом.

Очевидно, что речь ребенка тесно связана с его слухом. Однако не все родители придают большое значение тому, что и в каких количествах слышит их ребенок. Мамы порой не знают, о чем говорить с малышом, тем более что кроха не понимает и половины из монологов родных. Поэтому обходятся скупыми и редкими фразами и тем самым тормозят развитие ребенка. Ведь именно постоянное «слышание» и «видение» чужой речи и стимулирует развитие речи самого малыша. Словарный запас ребенка дошкольного возраста на 90% состоит из слов и фраз, услышанных от родителей. Старайтесь беседовать с крохой, комментировать увиденное на прогулке, читать малышу стихи, сказки. Ошибочно полагать, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую».

Сегодня многие мамы и папы с раннего возраста начинают обучать ребенка иностранным языкам. Здесь ключевую роль играет развитие слуха. Детям с хорошим слухом намного проще изучать иностранные языки, поскольку они улавливают тонкие нюансы и различия в произношении тех или иных звуков. Так, например, китайский язык – особая система тонов, и выучить его способны только люди с хорошим музыкальным слухом. Впрочем, даже в стремлении к лучшему старайтесь соблюдать меру – иногда ребенку нужно послушать и тишину.

Профессор Линн Вернер из университета Вашингтона, специалист по вопросам речи и слуха, доказал, что младенцы слышат все частоты одновременно. Именно поэтому, читая ребенку книжку или беседуя с крохой, родителям стоит выключить телевизор, радио или иные источники звука, чтобы малыш не отвлекался на посторонние шумы и сосредотачивался только на голосе взрослого.

К сожалению, некоторые дети страдают нарушениями слуха различной степени. Таких малышей не так уж мало – 15 новорожденных из 1000. Правда, тяжелые поражения, такие, как глухота или сильная тугоухость, встречаются лишь в 0,5% случаев. Причины нарушений самые разные. Их принято делить на врожденные и приобретенные. К врожденным относят генетические отклонения и наследственность.

Поражения слуха могут появиться также вследствие недоношенности (вес при рождении менее 1 500 г), гипоксии, остановки дыхания у младенца во время родов, из-за родовых травм, злоупотребления во время беременности алкоголем, наркотиками. Иногда такие негативные последствия могут наступить по причине заражения мамы во время беременности краснухой, герпесом, гриппом, токсоплазмозом – заболеваниями, которые особенно опасны в первые четыре месяца беременности.

Впрочем, ребенок может родиться с хорошим слухом, но потерять его (или частично потерять) из-за осложнений после бактериального менингита, энцефалита, тяжелых форм кори, свинки, хронического воспаления уха, несчастных случаев (различных травм), химиотерапии, применения ототоксических средств (особенно некоторых антибиотиков).

Беда в том, что неспециалисту в первые месяцы жизни распознать нарушения слуха у малыша довольно затруднительно. Даже полностью лишенный слуха младенец плачет в моменты дискомфорта и может ворковать, «гулить», когда ему хорошо. Поэтому родные и не подозревают, что у ребенка могут быть проблемы со слухом. Только когда другие дети начинают лопотать более-менее осмысленно, отзываться на свое имя, выполнять просьбы, у взрослых могу возникнуть подозрения, что у их малыша не все в порядке со слухом: ребенок все время молчит, не реагирует на просьбы, громкие звуки, музыку. Но даже в этом случае родители далеко не всегда идут к врачу, а обращаются к медикам, когда время уже упущено.

Читать еще:  Энурез (недержание мочи) у детей

Существуют различные методы диагностики и проверки слуха грудных детей. В некоторых развитых странах всех новорожденных обследуют на предмет снижения слуха с помощью особого метода − регистрации отоакустической эмиссии. С помощью этого совершенно безопасного и безболезненного метода можно выявить нарушения слуха даже у новорожденных, проверяя, как функционирует улитка внутреннего уха.

Кроме того, слух младенца можно исследовать и с помощью компьютерной электроэнцефалоаудиограммы, которую проводят под легким наркозом. Малышу подаются определенные сигналы, и, если слух не нарушен, в коре головного мозга возникают ответные реакции. После этого компьютер выдает заключение.

Еще один метод называется «ориентировочная аудиометрия». Он подходит для детей постарше, которые реагируют на зрительные сигналы (картинки, свет) и способны понять, где располагается источник звука. Если ребенок заинтересован только изображением и не реагирует на звуковые раздражители, можно заподозрить снижение слуха.

К сожалению, в 90% случаев глухота необратима. Но нарушение слуха – физический недостаток, а не интеллектуальный, и дети вполне могут овладеть устной и письменной речью, научиться читать, писать, общаться со сверстниками, а в будущем поступить в вуз, устроиться на работу, обрести семью. Разумеется, слабослышащему ребенку требуется серьезная помощь родных. В идеале ребенку нужно подобрать протезы в возрасте до 6 месяцев, ведь наилучший период для освоения речи − от 9 месяцев до 3−4 лет. Важно регулярно заниматься с сурдопедагогом, активно развивать малыша – и нарушения слуха не станут препятствием на пути к общению и обучению малыша.

Развитие слуха у детей на первом году жизни

По мнению специалистов, прослушивание классической музыки во время беременности не только принесет удовольствие, но и будет способствовать развитию мозга ребенка.

Правда звуки, которые слышит малыш, приглушены околоплодными водами. Поэтому, после появления на свет, на него обрушивается шумовой шквал. Постепенно кроха выделит голос мамы, а потом и знакомую музыку.

Вы наверняка обращали внимание, с каким интересом малыш слушает все, что вы говорите. Это объясняется тем, что за девять месяцев кроха привык к низкочастотным звукам, и теперь слушает их с удовольствием. К тому же, они помогают ему быстрее адаптироваться в окружающем мире. Ученые установили, что младенцы легко выделяют человеческую речь из шумового потока.

Обратите внимание, что в первые 2 месяца жизни новорожденный пугается резких звуков: моргает, вздрагивает, резко разводит и сводит руки. Но уже к трем месяцам они наоборот начинают привлекать его внимание. Кроха не только перестает пугаться, но начинает прислушиваться, и поворачивает голову в сторону источника.

Кстати, в этом возрасте специалисты советуют проверить слух у ребенка. для этого станьте рядом с кроваткой, чтобы кроха вас не видел, и негромко хлопните в ладоши. Если он повернулся на звук, значит все норме.

В 4 месяца малыш безошибочно находит источник звука. Достаточно кому-то из взрослых заговорить с ним, он тут же начинает гулить, и протягивать ручки. Сейчас самое время приобрести музыкальные игрушки. Они помогут сформировать у ребенка слуховое внимание.

Поначалу, удержать внимание малютки интересным звуком получается только на 15 – 20 секунд. Но развитие слуха у детей происходит очень быстро, и вскоре это время увеличится до 2 – 4 минут.

Ребенок в 5 месяцев уже умеет различать интонации голоса (особенно родителей). Он безошибочно определяет, когда мама счастлива, а когда грустит.

Шестимесячный малыш не только слышит, но и слушает вас. Он начинает разбирать отдельные слова. Ребенок знает свое имя и поворачивается, когда его зовут. Сейчас важно не упустить момент, и начать заниматься с крохой.

Показывайте ему предметы, и по слогам произносите их название. Если проводить регулярные занятия, к году он безошибочно будет показывать на любой названный предмет. И даже сможет произносить некоторые слова.

Учтите, что музыка может вызывать у малютки не меньше эмоций, чем голоса родителей. Он без труда определяет настроение произведения. Старайтесь ежедневно слушать музыку, это положительно влияет на развитие слуха у ребенка. Причем не ограничивайтесь только детскими песенками. Классическая или современная музыка также может понравиться ребенку.

Имейте ввиду, что у него чуть ли не каждый месяц меняются музыкальные пристрастия. Если в 6-8 месяцев кроха с удовольствием стучит игрушкой в такт ритмичным песням, то в 9-11 месяцев его вполне могут привлечь спокойные композиции. Поэтому музыка в вашей коллекции должна быть разнообразной.

Основные этапы развития слуховой функции у ребенка;

У человека зачаток слухового органа образуется на четвертой неделе развития зародыша в виде двух симметричных углублений эктодермы. Эти уг­лубления постепенно становятся шаро­образными и отделяются от наружной поверхности, превращаясь в слуховые пузырьки. В дальнейшем происходит дифференциация верхнего и нижнего отделов пузырьков: из верхнего отде­ла образуются зачатки полукружных каналов, а из нижнего — зачаток кана­ла улитки. Параллельно с развитием внутреннего уха (лабиринта) происхо­дит развитие зачатков среднего и на­ружного уха. В то время как внутреннее ухо образуется из наруж­ного зародышевого листка (эктодерма), среднее и наружное ухо раз­виваются из 1-й жаберной щели и ограничивающих ее 1-й и 2-й жа­берных дуг.

Закладка органов слуха происходит на первых 3-4 неделях развития плода, и поэтому очень важно уделять внимание профилактике нарушения слуха. Что входит в профилактику? Это правильный образ жизни не только во время беременности, но и до наступления беременности – отказ от вредных привычек, профилактика заболеваний, передающихся половым путем, соблюдение режима дня и т.д. Будущая мама обязательно должна наблюдаться у гинеколога и соблюдать все его рекомендации. Необоснованный прием медицинских препаратов, вирусные заболевания, угроза выкидыша, преждевременные роды могут вызвать развитие тугоухости у ребенка.

Ухо настолько чувствительно, что почти способно слышать беспорядочные удары молекул воздуха о барабанную перепонку. Кроме того, ухо обладает удивительной избирательностью. В комнате, полной разговаривающих людей, оно способно игнорировать большинство шумов и улавливать лишь речь одного человека.Тренированное ухо способно на чудеса! В смешении звуков симфонического оркестра ухо дирижера может выделять отдельные инструменты.

Читать еще:  Во что поиграть с ребенком дома и на улице

Ребенок рождается со сформированными органами чувств. Рецепторы большинства анализаторов формируются к моменту рождения ребенка, даже если это преждевременные роды (слуховой аппарат формируется начиная со второго месяца внутриутробной жизни). Именно поэтому современные врачи рекомендуют беременным женщинам для установления лучшего эмоционального контакта беседовать с будущим ребенком начиная с 20 – 22 недели беременности.

У новорожденного обнаруживается не только полный набор слуховых реакций, но и некоторые слуховые предпочтения: он предпочитает женские голоса мужским; ритмические звуки, напоминающие звуки биения человеческого сердца, его успокаивают, резкие – беспокоят. Уже в 3 месяца ребенок может выделять голос своей матери среди других голосов.

По новейшим исследованиям, у новорожденных можно наблюдать первичное различение звуков, которые резко отличаются друг от друга по характеру, например шумы и стук музыкальных тонов, а также различение тонов в пределах смежных октав; по этим же данным у новорожденных отмечается возможность определения направления звука.

Для развития слухового восприятия наиболее благоприятен младенческий возраст: чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию окружающего мира. Новорожденный воспринимает весь звуковой поток, т.к. его слуховой аппарат еще не имеет избирательности. Как результат этого – отсутствие восприятия тихих звуков (частичная звуковая «глухота»). Очень важно в этот момент провести скрининг слуха, для того, чтобы при необходимости своевременно стимулировать развитие утраченной функции.

Ниже представлены основные этапы развития слуховой функции ребенка первого года жизни.

Развитие слуха у детей на первом году жизни

Специалисты считают, что прослушивание классической музыки при беременности приносит удовольствие и помогает в развитии мозга крохи.

Естественно звуки, которые слышит ребенок, сильно приглушены околоплодными водами. После рождения на него сразу обрушивается шумовой шквал. Понемногу малютка выделяет голос матери, а затем и знакомую музыку. Развитию слуха у малышей следует уделять особое внимание.

Наверняка вы замечали, с каким интересом ребенок слушает то, что вы говорите. Это можно объяснить тем, что за период нахождения в утробе он привык к низкочастотным звукам. Поэтому он их слушает с удовольствием. Кроме того, они хорошо помогают ему привыкнуть к внешнему миру. Ученые говорят, что новорожденные легко выделяют речь человека из шумового потока.

Учитывайте, что в первые недели жизни младенец пугается резких звуков: вздрагивает, моргает, резко сводит и разводит руки. Однако к трем месяцам они постепенно начинают привлекать его внимание. Ребенок не только перестает бояться, но также начинает прислушиваться.

В этот период специалисты рекомендуют проверить слух у крохи. Для этого нужно встать возле кроватки, чтобы малыш не видел вас, и тихо хлопнуть в ладоши. Если он отреагировал на звук, то все нормально.

Четырехмесячный ребенок может безошибочно находить источник звука. Для этого достаточно кому-нибудь из старших заговорить с ним, он сразу же начнет протягивать ручки. В данный период желательно приобрести музыкальные игрушки, чтобы они помогли сформировать у малютки слуховое внимание.

Сначала удержать внимание ребенка каким-либо интересным звуком получается лишь максимум на 20 секунд. Однако развитие слуха у малышей происходит быстро, и очень скоро это время должно увеличиться до 4 минут.

Пятимесячный ребенок уже может различать интонации голоса.

Малыш шести месяцев уже слушает вас. Он постепенно начинает разбирать слова. Сейчас очень важно не упустить время и начать с ним заниматься.

Показывайте ему вещи и произносите их названия по слогам. Если вы будете регулярно проводить занятия, то к году он будет безошибочно показывать на любую названную вещь и произносить некоторые слова.

Имейте в виду, что музыка вызывает у ребенка не меньше эмоций, чем ваши голоса. Он может без труда определить настроение произведения. Желательно включать музыку ежедневно, так как это оказывает положительное влияние на развитие слуха у малыша. И не стоит ограничиваться лишь детскими песенками. Современная или классическая музыка тоже может понравиться крохе.

Учитывайте, что у деток почти каждый месяц меняются музыкальные пристрастия. К примеру, если в 6 месяцев малыш стучит какой-либо игрушкой в такт ритмичным песенкам, то в 11 месяцев его могут привлечь более спокойные композиции. Так что музыка должна быть разнообразной.

Развитие слуха у детей первого года жизни

Еще находясь в животике мамы, малыш слышит и различает звуки. И это не только биение материнского сердца, шум легких и работа перистальтики кишечника (с 20-й недели), но и звуки извне – мамин и папин голос (с 6-го месяца беременности), чуть позже — окружающие шумы, голоса близких людей, музыку.

В первые дни после рождения слух малыша несколько снижен, т.к. происходит постепенное впитывание скопившейся во внутреннем ухе жидкости и заполнение полости уха воздухом. Но кроха уже способен узнавать и выделять мамин голос, который слышал еще до рождения, и различать звуки по тону и тембру. Младенец предпочитает человеческую речь и пение всем остальным звукам и живо реагирует на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся тонким высоким голосом.

Постепенно развитие слуховой системы ребенка активизируется под воздействием звуков окружающей среды.

На 9-10-й день ребенок начинает вздрагивать и моргать от резкого шума.

А в 18-20 дней замирает и прислушивается к ярко выраженным звукам, пытается искать глазами их источник. Малыш уже готов услышать многое, но его сознание пока блокирует излишнюю палитру звуков. В этот период важно ласково разговаривать с младенцем, сюсюкаться с ним, предоставлять ему возможность слушать звучание игрушек и мелодий.

Во время сна порог слышимости младенца несколько снижен, и он может сладко спать при естественных шумах в комнате. Поэтому не надо создавать искусственную атмосферу тишины – ведь малыш привык в животе у мамы спать «под шумок».

Читать еще:  Как повысить иммунитет во время беременности

К 1 месяцу слуховое сосредоточение становится более длительным. Ребенок начинает слышать низкие и тихие звуки. Малыш, в ответ на многократные мамины обращения к нему, уже может показать свою первую положительную реакцию – улыбнуться.

В 2 месяца зрительные, слуховые и двигательные реакции начинают выступать в сложном комплексе – малыш учится сопоставлять услышанное с увиденным и начинает поворачивать голову к источнику звука. Теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки.

На третьем месяце малыш с интересом прислушивается к голосу взрослого и сосредотачивает свой взгляд на его лице. В ответ на разговор взрослого проявляется комплекс оживления – радостная улыбка, гуканье, радостные движения рук и ног. В этот период необходимо разговаривать с ребенком как можно эмоциональнее, чтобы вызвать бурную ответную реакцию.

К 4му месяцу жизни ребенок поворачивает голову даже к еле различимому источнику звука и находит его. Малыш начинает выделять голос мамы и понимать своё имя. Реакция на обращения взрослого становится более бурной – малыш начинает лепетать, ворковать, энергично двигать ножками и ручками, копировать движения говорящего.

В 5ть месяцев малыш становится очень внимательным, чувствует настроение взрослых, смеется, когда мама смеется и тревожится, если мама грустит или сердится. Понимает ласковую и строгую интонацию обращенной к нему речи. Проявляет любопытство к тому, что он произносит сам. В этот период детям очень нравится слушать музыку.

С 6ти месяцев ребенок с интересом вслушивается в речь взрослого, активно имитирует слышимые звуки, ведет звучные диалоги. Начинает улавливать интонацию голоса взрослого – похвалу, порицание, вопрос, запрет. Повышается интерес к окружающему миру, малыша занимают звучащие игрушки, из которых нужно «добывать» звуки с помощью постукивания, бросания, нажимания на кнопки и т.п.

В 7-8 месяцев малыш прислушивается к тиканью часов и реагирует на шепот.

К 9ти месяцам он уже многое понимает, может выполнять простые просьбы и повторять услышанные звуки.

К концу года слуховые анализаторы становятся более тонкими. Появляются первые осознанные простые и облегченные слова – «мама», «папа», «кися», «дай», «бах» и др.

Как можно помочь малышу в развитии и утончении его слуха

Речь ребенка развивается параллельно со слухом, поэтому развитие слуха станет основой будущей речи малыша. Сначала ребенок будет узнавать слова, которые слышит, потом начнет их понимать, а позже – произносить.

• Разговариваете с малышом ласковым, нежным и естественным голосом.

• Иногда родители интуитивно начинают «сюсюкаться», меняя интонацию и говоря на тон выше – и это правильно — так ребенку легче воспринимать речь взрослых.

• Разговаривая с малышом, дотрагивайтесь до него и проявляйте эмоциональность.

• Для развития слухового восприятия используйте погремушки, колокольчики, музыкальные инструменты, аудиозаписи и другие предметы, которые издают какое-то звучание – шелест бумаги, хруст оберточной упаковки и т.п.

• Музыкальные игрушки должны быть мелодичными по своему звучанию, с отсутствием громких и резких звуков.

• Внимательно следите за ребенком – не пугают ли его какие-то музыкальные игрушки или посторонние звуки (например, шум пылесоса).

• Называйте малыша по имени и ласковыми прозвищами (мой милый, мой хороший, мой любимый и др.)

Что нужно знать о развитии слуха малыша:

10 дней

Вздрагивает и моргает при резком звуке.

Прислушивается к голосам взрослых.

18-20 дней

Успокаивается при сильном звуке.

Затихает и прислушивается к звуку погремушки или колокольчика

1 мес.

Начинается длительное слуховое сосредоточение – прислушивается к голосу взрослого и звуку игрушки.

Различает тембр, громкость и высоту звука.

2 мес.

Прислушивается к тихим звукам

Поворачивает голову в поисках источника звука или голоса взрослого

Улыбается в ответ на обращенное к нему звучание или голос мамы

2,5 мес.

Замирает при появлении нового звука на фоне других (например, гудение пылесоса).

Бурно реагирует на резкие и неприятные звуки

С радостью и большим вниманием прислушивается к мелодичным звукам, маминым песенкам, звукозаписям.

3 мес.

Поворачивает головку к источнику звука.

Реагирует на голос мамы, которую даже не видит

На эмоциональный разговор с мамой – отвечает активными движениями ручек и ножек, издает оживленные звуки

Подражает услышанным звукам –«гыкает»

4 мес.

Откликается на своё имя

Находит взглядом невидимый источник звука.

По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

Выдувает пузыри, громко гулит, пускает слюни

5 мес.

Узнает голос близкого человека, поворачивает к нему голову

Различает строгую и ласковую интонацию голоса взрослого.

Прислушивается к собственно – издаваемым звукам

6 мес.

По-разному реагирует на свое и чужое имя.

Начинает понимать смысл слов и фраз

7 мес.

Понимает источник звука – включенное радио, звонок телефона

Поворачивается в сторону называемого предмета

Смотрит в направлении источника звука или пытается схватить предмет, издающий звук (сбоку, на уровне талии).

8 мес.

Поворачивается на голос и смотрит то на один, то на другой источник звука или пытается схватить, когда два звука предъявляются с разных сторон.

Занимается звукоподражанием – как кися мяукает – «мяу», как мычит корова — «му», как ежик пыхтит – «фу-фу»

Учится произносить лепетные слова тихо и шепотом

9 мес.

Имитирует звуки – чихает, кашляет, бурчит

Выполняет танцевальные движения под плясовую мелодию.

Пытается подпевать любимым мелодиям

10 мес.

Повторят звуки вслед за взрослыми

Глядя на человека или предмет, ожидает услышать знакомый звук и удивляется, если слышит другой.

Отыскивает предмет по названию

Замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди»

11 — 12 мес.

Знает имена близких людей и показывает на них

Понимает часто употребляемые слова

Показывает на знакомые предметы или части тела, которые называют

Понимает и выполняет простые просьбы

(таблица приводится по результатам психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, которые проводились Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector