Содержание

Развитие ребенка в 9 месяцев

Развитие ребенка в 9 месяцев

Девятимесячного ребенка уже нельзя назвать беспомощным. Кроха самостоятельно передвигается по комнате, выражает свое отношение к различным событиям, активно общается с родителями. Чему научился младенец к 9-месячному возрасту, как родителям определить, нормально ли он развивается и как помочь в дальнейшем развитии?

Физиологические изменения

  • Тело малыша активно готовится к ходьбе. Укрепляется мускулатура плеч и бедер, а также связочный аппарат, развивает нервно-мышечная координация.
  • Органы чувств ребенка уже хорошо развиты. У карапуза улучшается слуховое восприятие, поэтому теперь ребенок может не только слышать звуки из соседней комнаты, но и сопоставлять услышанное со своими знаниями. Например, услышав звуки кастрюль и тарелок, малыш поймет, что скоро обед.
  • Также активно развивается и эмоциональная сфера – кроха своим видом показывает такие эмоции, как радость, огорчение, удовольствие, обида и другие.
  • У многих 9-месячных малышей начинается прорезывание вторых резцов. Сначала они появляются на верхней челюсти, а немного позже – и на нижней. Одновременно развиваются и челюсти малыша, поэтому крохе постоянно нужно предлагать что-то жевать.

Физическое развитие

В течение девятого месяца жизни малыш набирает около 500 грамм, его рост удлиняется на 1,5 сантиметра, а окружности головы и грудной клетки становятся больше на 0,5-1 сантиметр.

Все родители понимают, что детки развиваются по своему индивидуальному графику, но для определения, нормален ли темп развития крохи и нет ли отклонений, которые должны насторожить, медики ориентируются на средние данные физических показателей для детей одного возраста. Также для каждого возраста существуют граничные показатели – их превышение должно стать поводом для обследования ребенка. Основные параметры физического развития детей 9 месяцев мы собрали в эту таблицу:

Показатель

Среднее значение в 9 месяцев

Мальчики в 9-10 месяцев

Девочки в 9-10 месяцев

Окружность грудной клетки

Вы можете сделать массаж, технику которого в видео показывает Николай Никонов – ведущий врач и массажист России.

Что малыш умеет?

  • Ребенок много двигается и с удовольствием закрепляет навыки, которые уже приобрел. Кроха быстро ползает в разном направлении и делает это в основном на четвереньках. Также малыш легко поднимается на ножки, ухватившись за что-то прочное, и даже может переступать ногами, держась за опору и совершая приставные шаги.
  • Когда ребенок лежит, он может самостоятельно сесть, а когда сидит – лечь. Также малыш уже умеет садиться и из положения стоя. Некоторые детки в этом возрасте пробуют самостоятельно стоять и даже делать первые шажочки без поддержки.
  • Девятимесячный карапуз ловко манипулирует своими руками. В обращении с предметами и играх малыш подражает другим деткам и близким взрослым. Младенец умеет доставать из коробок игрушки и прятать их обратно, вынимать одни игрушки из других, катать машинки, может разорвать или помять бумажный лист, показать части тела.
  • Многие дети с 9 месяцев начинают брать предметы небольшого размера не целой ладошкой, а лишь двумя пальцами.
  • Крохе очень нравится слушать музыку и подтанцовывать под нее, топать ножками и хлопать в ладошки.
  • Услышав свое имя, ребенок повернется или подползет к маме. По просьбе карапуз может отыскивать знакомые предметы, вставать, ложиться, бросать игрушку, брать ее из рук взрослого и выполнять прочие действия, которые ему показывали ранее.
  • Лепет ребенка в периоды бодрствования громкий и эмоциональный. Малыш часто повторяет слоги за взрослыми, стараясь им подражать.
  • Кроха уже может хитрить и пробовать манипулировать мамой.

Кто-то из младенцев развивается быстрее сверстников, а у кого-то умения появляются позже, чем у детей того же возраста. При этом есть навыки, которые обязательно должны быть у девятимесячного малыша. Вам нужно показать кроху врачу, если ребенок этого возраста:

  • Не удерживает равновесие в сидячем положении.
  • Не переворачивается и не ползет вперед.
  • Не пробует снять шапку и пить из чашки.
  • Не стучит одной игрушкой о другую.
  • Не повторяет слоги за взрослым.
  • Не стесняется незнакомцев и не пугается чужих людей.
  • Не сердится, если отобрать игрушку.

Занятия для развития

  • Для развития пальчиков крохи предлагайте карапузу поиграть с фасолью, пуговицами, камешками, орехами. Пусть малыш трогает их и насыпает в емкость как ручками, так и ложкой или совочком. Не менее интересно ему будет переливать воду в разные емкости.
  • Используйте для игр с 9-месячным малышом пальчиковые краски и соленое тесто. Также можно рисовать красками в ванной по кафелю. Слепите из теста лепешку и втисните в нее фасолины или камешки, предложив крохе их вытащить.
  • Разложите перед крохой игрушки в перевернутом виде и подождите, чтобы ребенок понял, что с ними не так.
  • Играйте с карапузом в «ладушки», катайте мячик, вместе собирайте пирамидку, делайте из кубиков башенки, прячьте игрушки под одеяло. Такие игры очень нравятся ребенку этого возраста.
  • Показывайте ребенку, как он может раздеться. Пусть карапуз научится снимать носки и шапку, открывать молнию на курточке, вытягивать руки из рукавов.
  • Поиграйте с малюткой, сымитировав ситуацию, будто зазвонил телефон. Берите трубку и проговаривайте короткие фразы «привет», «что делаешь?», «как дела?» и подобные. Затем дайте трубку ребенку и предложите тоже «поговорить». Вскоре малыш поймет, как разговаривать по телефону.
  • Так как малышу в 9-месячном возрасте нравятся другие дети, создавайте ситуации, в которых кроха сможет наблюдать за ними и играть. Приглашайте в гости знакомых с детьми, подружитесь с другими детками и мамами на площадке.

Об играх, актуальных в 9 месяцев, смотрите в видео Анны Нахлупиной.

Ежедневными процедурами для ребенка 9-месячного возраста остаются умывание, подмывание, купание, чистка зубов, высаживание на горшок, очистка ушей, стрижка ногтей, расчесывание и прочие гигиенические манипуляции. Чистить зубки малыша рекомендуют дважды в день, используя для этого специальную резиновую щеточку.

Ребенка девяти месяцев продолжают закаливать, не забывая о постепенности и систематичности процедур. Следует проветривать помещение перед сном ребенка, а если кроха спит при открытой форточке, ее следует закрывать за полчаса до пробуждения. По-прежнему актуальны такие виды закаливания, как солнечные ванны, обтирания, воздушные ванны и купание.

С 9-месячного возраста к закаляющим процедурам можно добавить обливание ног. Начинайте с температуры воды +30° и постепенно понижайте ее на градус в день, пока не дойдете до холодной воды (+20°+24°). Когда малыш привыкнет к прохладным обливаниям, можно начать проводить контрастную процедуру, используя сначала теплую воду (+36°), а потом холодную (+20°).

Ребенок уже может подолгу бодрствовать, изучая все вокруг. Ночью 9-месячный малыш уже часто спит без пробуждения. Общая длительность сна ребенка этого возраста составляет до 15 часов. Ночной сон длится в среднем 10 часов, а днем ребенок спит два раза по 1,5-2,5 часа.

Гулять с ребенком в возрасте девяти месяцев следует дважды в день – утром (примерно в 10-11 часов) и в послеобеденное время (примерно в 16-17 часов). Если погода хорошая, оба сна днем стоит организовать во время прогулки. Летом на улице рекомендуют проводить больше времени, используя выход на свежий воздух и для сна, и для изучения природы, и для закаливания.

Когда ребенок бодрствует, предлагайте крохе деятельность в соответствии со временем суток и настроением карапуза. Гимнастика и веселые активные игры предпочтительнее утром, а чтение и рассматривание картинок стоит оставить на время перед сном.

Питание 9-месячного ребенка предусматривает 5 приемов пищи. Перерыв между ними составляет от 3,5 до 4 часов. Принимать пищу ребенок должен примерно в одинаковое время, при этом спешить и заставлять не следует. Детки на грудном вскармливании получают мамино молоко в первое кормление утром, перед дневным сном и после пробуждения, на ночь, а также в ночное время. Дети на искусственном вскармливании продолжают получать адаптированную смесь в первое и пятое кормление.

В меню грудничка уже достаточно много продуктов прикорма. В 9-месячном возрасте деткам, вскармливаемым грудью, начинают давать творог, кисломолочный прикорм, желток и молочные каши. Детки-искусственники уже знакомы с этими продуктами, поэтому их рацион в этом возрасте расширяют лишь за счет новых сочетаний уже введенных продуктов.

Общее количество пищи для девятимесячного ребенка, которое он съедает в сутки, определяют, разделив массу тела карапуза на 9. В среднем детки этого возраста съедают за день от 1000 до 1200 мл пищи, что составляет около 200-240 мл пищи в одно кормление.

Подробнее о питании крохи читайте в статье про меню ребенка в 9 месяцев.

Календарь развития ребёнка в 9 месяцев: 14 умений и навыков

Девятый месяц – очередная веха в жизни младенца. Наряду с 1, 3 и 6 месяцами этот рубеж у педиатров зовётся эпикризным сроком – моментом, когда детально оцениваются навыки и умения малыша.

Нервно-психическое развитие

Крупная моторика (общие движения)

  • что умеет ребёнок в 9 месяцев «на отлично», так это самостоятельно сидеть. Малыш способен сам сесть и сидеть без опоры минут 10. Также из положения сидя девятимесячный ребёнок уже умеет или ещё учится ложиться;
  • младенец активно встает на ножки, крепко держась руками за опору. Обычно в качестве опоры выступает бортик кроватки или диван. Постояв некоторое время, ребёнок самостоятельно опускается;
  • особо подвижные дети, научившись стоять, могут перемещаться на близкие расстояния, переходя от предмета к предмету и используя их в качестве опоры;
  • на девятом месяце жизни ребёнок продолжает учиться ползать. Довольно редко на данном этапе получается это делать в совершенстве. Большинство крох ещё перемещаются по-пластунски, ползут не вперёд, а назад. Хорошо начинают ползать примерно в 10 месяцев. Для успешного освоения навыка необходимо учить ребёнка, стимулировать его упражнениями и частым выкладыванием на живот;
  • двигательные умения ребёнка в 9 месяцев обогащаются танцевальными навыками. Малыш, услышав ритмичную мелодию, начинает совершать плясовые движения. Если при этом мама или папа танцуют вместе с ним и напевают мелодию, ребёнок старается с еще большим усердием.

Мелкая моторика и действия с предметами

  • в действиях с предметами и игрушками появляется ещё большее разнообразие. Малыш не просто стучит ими или кидает об пол. Ребёнок начинает выполнять действия с вещами в зависимости от их свойств. Погремушкой он гремит, мячик – катает, мелкие предметы вкладывает в более крупные;
  • у младенца формируется щипковый захват. Двумя или тремя пальчиками он способен поднять с пола самые мелкие предметы, даже крошечки хлеба.

Отправляя малыша ползать по полу, не забудьте пропылесосить перед этим. Находя всякую мелочь, ребёнок в большинстве случаев потянет её в рот. А это может привести к тому, что младенец поперхнётся и инородное тело окажется в его дыхательных путях;

  • особый интерес в этом возрасте для ребёнка представляют различные игрушки с подвижными механизмами – рычажками и колесиками.
  • Общение и взаимодействие с окружающим миром

    • дети становятся активнее в общении с другими детьми. Увидев друг друга, стараются подползти поближе, познакомиться, подражают действиями.

    Именно из-за этого чувства солидарности, услышав плач другого малыша, ваш ребёнок может тоже подхватить эту минорную ноту и поддержать надрывным криком;

  • в 9 месяцев ребёнок с удовольствием копирует простые действия взрослых. Так, малыш с радостью научится играть в «Ладушки», «Ку-ку» и будет старательно показывать ручками, какой он большой.
  • Речь активная и понимаемая

    • продолжает развиваться активная и понимаемая речь. Малышу уже знакомо собственное имя. Услышав его, ребёнок быстро оборачивается на звук или крутит головой в его поисках, демонстрирует оживление – улыбается и начинает махать ручками;
    • при вопросе «Где?» пытается найти глазами названый предмет;
    • услышав речь, ребёнок внимательно прислушивается, реагируя на интонации. Если тон угрожающий, громкий, это может серьёзно расстроить малыша;
    • некоторые дети в этом возрасте уже вполне осознанно произносят свои первые «ма-ма» и «па-па», чем безгранично радуют своих родителей.

    Физическое развитие

    Темпы набора массы тела месяц от месяца продолжают своё закономерное снижение. Это связано с увеличением активности и двигательных возможностей ребёнка. Так, за девятый месяц жизни малыш в среднем набирает 450 — 500 граммов.

    По сравнению с массой тела при рождении, 9 месячный малыш должен прибавить 6 килограмм. Этот критерий в 9 месяцев также зависит от конституции, характера питания, частоты заболеваний и пола. Мальчик по массе тела может значительно опережать девочку.

    Прибавки роста тоже несколько уменьшаются. К 10 месяцам ребёнок подрастёт ещё на сантиметр — полтора.

    Читать еще:  Как используется Гидрокортизон при геморрое

    Режим дня и питания

    Ребёнок в девять месяцев весь свой сон делит на 2 дневных и один ночной. Общая продолжительность сна составляет примерно 13 часов. Некоторые дети любят поспать чуть больше, другие уже пытаются переходить на один дневной сон. Правда, последнее случается очень редко.

    Многие младенцы спят всю ночь. В основном, это дети, которые вскармливаются смесью. Она более сытная и дольше находится в желудке. Грудничку же приходится просыпаться, чтобы удовлетворить своё чувство голода и потребность в акте сосания.

    Питание ребёнка по большей части – практически взрослая пища. Если прикорм начат в 5 месяцев, к 10 месяцам младенец уже должен получать основные блюда прикорма – овощи, каши и мясо.

    При нормальной переносимости глютена можно включать в рацион овсяную, пшенную каши. Ребёнку также должны понравиться мультизлаковые каши с кусочками фруктов. Их можно как приготовить самостоятельно, так и воспользоваться магазинными.

    Если малыш хорошо переносит коровье молоко, питание молочными кашами только разнообразит привычное меню.

    Диапазон употребляемых в пищу овощей тоже расширяется. Можно практически всё – кабачки, брокколи, капуста, морковь, лук и свёкла. Очень вкусно получается при сочетании нескольких овощей с мясным пюре. Это блюдо – идеальное решение для обеда. Кто уже успел обзавестись зубами, может пробовать это сочетание продуктов в виде супов. Соль и пряности при приготовлении обеда класть не надо.

    Основные виды мяса, которые кушают дети до года, – это кролик, индейка, нежирная свинина. Если малыш не аллергичен, хорошо переносит белок коровьего молока, можно добавить телятину.

    Мясо лучше покупать парное, проверенное лабораторией – в магазине или у надежных поставщиков.

    Покупать можно и пюре промышленного приготовления. Только там кроме мяса ещё пяток наименований, включая крахмал, соль, растительное масло. Выбор всегда за родителями.

    Фрукты, ягоды и соки из них

    Это будет прекрасным дополнением к основному рациону. Главное – обращать внимание на реакцию ребёнка при введении нового продукта. Предпочтение лучше отдавать сезонным фруктам и ягодам – яблокам, грушам, сливам, вишне, черешне и смородине. Заморскими вкусностями лучше лакомиться деткам уже после года.

    Варите компоты без сахара или давайте свежевыжатый разбавленный сок.

    Молочные продукты

    Это творог и детский кефир. Давать их рекомендуют вечером, вместе или раздельно.

    Как развивать ребёнка в 9 месяцев?

    Развитие ребёнка на 9 месяце во многом зависит от родителей. Впрочем, не только на девятом месяце. Самое главное правило – не ограничивать ребёнка в познании окружения, и это самое окружение обезопасить.

    В развитии двигательных навыков основная задача – подготовить ребёнка к прямохождению. Укрепление мышц ног, спины – вот наши цели.

    Занятия на фитболе, гимнастика, плаванье в ванной, стимуляция ползания – все эти занятия направлены на усиление мышечного корсета и развитие координации у малыша.

    Учиться ползать – тоже немаловажное занятие. Это расширяет зону окружающего пространства, доступного для исследования. Ползая и перемещаясь, младенец учится определять положение своего тела, знакомится с более доскональным его управлением.

    Впоследствии дети, которые много ползали в младенчестве, лучше ориентируются в незнакомых местах, им легче находить короткий путь и осваивать новые маршруты.

    Чтобы побудить малыша ползать, чаще выкладывайте его на пол, кладите перед ребёнком любимые игрушки. Так, пытаясь их достать, младенец будет пытаться подползти поближе. С каждым разом отодвигайте игрушки всё дальше. С каждым днём ребёнок будет ползать лучше и лучше.

    В развитии мелкой моторики поможет сенсорная коробка. Она представляет собой ёмкость, заполненную разными предметами.

    Большую часть пространства можно заполнить, например, сухой фасолью или крупными макаронами. Дополнить содержимое помогут небольшие игрушки. Малышу будет интересно копаться, перебирать всё это разнообразие и находить приятные сюрпризы.

    Обязательно разговаривайте с малышом, читайте ему стишки, проговаривайте потешки, пойте перед сном. Сейчас ребёнок не сможет, конечно, повторить все эти слова за вами. Но позже, годам к двум, вы удивитесь его словарному запасу.

    Когда стоит беспокоиться?

    Есть определённый перечень того, что должен уметь ребёнок в 9 месяцев в обязательном порядке:

    • сидит без поддержки до 10 минут;
    • ползает или пытается ползать;
    • встаёт на ножки у опоры или делает первые попытки это сделать;
    • держит кружку двумя руками;
    • отличает своих близких от чужих людей;
    • реагирует на своё имя.

    Если этих навыков и действий нет, обратитесь к врачу.

    Развитие ребёнка в 9 месяцев также оценивает невролог. При наличии каких-либо проблем он обязательно подскажет вам пути их решения.

    9 месяцев ребенку

    К девятому месяцу жизни грудничок активно осваивает окружающее пространство, учится манипулировать предметами, развивает речевые навыки, может порадовать родителей первыми шагами. В 9 месяцев ребенку свойственно любопытство, он охотно наблюдает за действиями взрослых и подражает им, проявляет интерес к общению.

    С мамой весело играть

    Основные навыки

    Родителей беспокоит вопрос, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Каждый младенец развивается индивидуальными темпами, но к этому возрасту здоровые дети приобретают необходимые умения:

    • садятся без помощи взрослого и сидят без опоры до 10 минут;
    • держат равновесие в сидячем положении;
    • освоили ползание со сменой направления (некоторые ползают по-пластунски – задом наперед);
    • встают с поддержкой взрослого или у опоры;
    • пытаются ходить у опоры;
    • манипулируют предметами и игрушками (рвут бумагу, мнут пластилин, стучат игрушкой об игрушку, мелкие игрушки берут двумя пальчиками, крупные – всей ладошкой, листают книги с толстыми страницами из картона);
    • повторяют за взрослыми некоторые движения (хлопки в ладоши, поднимание ручек, топанье ножками);
    • по просьбе родителей показывают части тела (глазки, носик, ротик, ушки) и знакомые предметы;
    • находят предмет, спрятанный у них на глазах;
    • произносят большое количество звуков, повторяют за взрослыми слоги или простые слова;
    • перенимают эмоциональное состояние окружающих людей (смеются, если рядом кто-то смеется, плачут, если видят плачущего человека).

    В 9 месяцев кроха может самостоятельно занять себя на некоторое время. В этом возрасте распознают некоторые черты будущего характера малыша: одни дети активно проводят день, нарушая все запреты, другие – тихонько сидят в одном месте и возятся с предложенными игрушками.

    Сколько интересного вокруг

    К 9 месяцу наблюдается существенная разница в развитии и воспитании девочек и мальчиков:

    • Девочки сильнее привязываются к родителям, быстрее, чем мальчики, развиваются в эмоциональном плане.
    • Девочки предпочитают спокойные игры и манипуляции с предметами, мальчики проявляют независимость и любознательность (влезают на низкую мебель и падают с нее, ломают игрушки и бросают их).
    • Мальчики любят активное общение со взрослыми (совместное хождение за ручку), девочки отдают предпочтение спокойному тактильному контакту (тихонько сидят на коленях у взрослых).
    • Малышки скорее, чем мальчики, начинают говорить, прислушиваются ко взрослым, скорее выполняют просьбы старших людей.
    • Мальчишки в этот период становятся очень энергичными и практически неуправляемыми, часто щипают или бьют окружающих людей (делают это не со злом, а из интереса к результату от такого поступка). Несмотря на это, специалисты считают более уравновешенными мальчиков, а не девочек.

    Важно! Каждый ребенок развивается индивидуально, и отклонение от средних параметров необязательно является нарушением развития.

    Как развивать девятимесячного ребенка

    Современные родители стараются не упускать ни одной возможности для развития ребенка. Для этого существует большое количество методов и приемов.

    Познавательное развитие ребенка в 9 месяцев

    Познавательная деятельность – это процесс освоения окружающей действительности. В возрасте 9 месяцев ребенок познает мир непроизвольно, взрослые создают условия для возникновения познавательных процессов:

    1. обеспечивают безопасное перемещение младенца по квартире;
    2. предоставляют малышу разные варианты интересного предметно-игрового окружения;
    3. развивают мелкую моторику рук через обучение манипуляциям с предметами разной величины, фактуры, веса (дети с удовольствием складывают мелкие предметы в банки и коробки, открывают и закрывают крышки в них);
    4. прививают элементы правильного поведения.

    Важно! Как только малыш научился передвигаться самостоятельно, в зоне доступности не должно быть опасных для него предметов.

    Для расширения умения ориентироваться в пространстве используют стульчик для кормления – кроха следит за действиями родителей и манипулирует предложенными игрушками. Разноцветные кубики, баночки, коробочки, пирамидки, всевозможные игрушки способствуют всестороннему развитию карапуза. Прежде, чем дать малышу игрушку, взрослые показывают, какие манипуляции с ней можно проводить.

    Важно! Мелкие предметы полезны для развития ребенка, но родителям следует помнить, что оставленный без присмотра карапуз может не только проглотить мелкий предмет, но и засунуть его в нос или ухо.

    Развитие познавательных процессов

    Психология утверждает, если познавательные процессы развиты правильно, то в девять месяцев ребенок:

    • вынимает и складывает предметы в коробки и банки, при складывании сопоставляет размеры – маленькое вкладывает в большое;
    • умеет ощупывать предметы пальцами и засовывать пальчик в отверстие;
    • знает расположение и назначение всех помещений в квартире;
    • способен самостоятельно исследовать пространство в жилище;
    • с интересом наблюдает за происходящим.

    Умственное и речевое развитие ребенка

    Умственное и речевое развития тесно связаны между собой. Малыш уже способен в течение нескольких минут удерживать внимание на одном предмете, многократно повторяет одни и те же действия, знает, как выглядят свои и чужие взрослые.

    Родители читают крохе книжки с крупным изображением зверей, овощей, фруктов, карапуз старается повторить их названия или произносить звуки, которые издают животные (ав-ав, му-му, мяу и другие). К этому времени у ребенка появляется любимая игрушка, которая вызывает положительные эмоции и надолго привлекает внимание крохи.

    Активный словарь 9-ти месячного ребенка небогат: мама, папа, баба, дада, дай, на, ам – самые часто произносимые слова в этом возрасте. У каждого малыша появляется индивидуальный активный словарь, который понимают только близкие люди.

    Дети хорошо подражают интонациям знакомых взрослых людей, «поют» и пританцовывают под музыку. Понимают слова-запреты и слова-одобрения, соотносят слова с образами людей, предметов, действий. Проявляют интерес к общению не только с людьми, но и с домашними животными и очень огорчаются, если общение не состоялось.

    Постепенно малыш учится простейшим правилам общения: машет ручкой при прощании, прячется, закрыв глаза рукой. Активно включается в совместные игры-потешки (Ладушки, Сорока-ворона), исполняет понятные простые просьбы взрослого, ориентируется в знакомом пространстве, приучен к режиму дня.

    Физиологическое и психологическое развитие ребёнка

    При сбалансированном питании в течение девятого месяца малыш вырастает на 1-1, 5 см и набирает веса около 450-500 г., по отношению к массе тела при рождении карапуз прибавляет до 6 кг.

    Физическое развитие мальчиков и девочек немного отличается. Мальчики к 9 месяцам вырастают в среднем до 71,3 см и весят 9-9,5 кг. Рост девочек – от 68,5 до 70 см, вес – 8,2-8,7 килограммов. Средний размер окружности головы для обоих полов – от 43,8 до 45 см, обхват грудной клетки – 46,6-47,2 сантиметра.

    В 9 месяцев ребенок умеет проявлять различные эмоции. В зависимости от ситуации он негодует, гневается, обижается, радуется или удивляется. Пользуется утвердительными и отрицательными жестами, помогает взрослому одевать себя.

    Упражнения и игры для малыша

    Для гармоничного роста и развития малыша родители организовывают для него различные игры и упражнения.

    Игры с ребенком 9 месяцев

    Для совершенствования двигательных умений из подручных средств (диванные подушки, скрученные в валик одеяла, крупные игрушки) устраивают своеобразную «детскую полосу препятствий», в конце которой находится заинтересовавший малыша предмет (пульт, телефон, любимая игрушка).

    Важно! Все развивающие игры должны быть доступны для малыша, чтобы не пропал интерес к упражнению.

    Манипуляции с рулоном туалетной бумаги, прикрепление к ручке малыша кусочка скотча, поиск игрушек, спрятанных в мисках с крупой, игры с сундучком, наполненным предметами с разной фактурой, – все это занятия, развивающие мелкую моторику рук.

    На развитие познавательных процессов хорошо влияют игры с пирамидкой и кубиками. 9 месячный малыш не сразу сможет сложить башенку из кубиков или пирамидку, но ему точно понравится их разрушать. Родители показывают крохе куклу, потом переворачивают ее вверх ногами и просят ребенка положить игрушку правильно.

    Малыши такого возраста любят «помогать» маме: с удовольствием вытирают пыль, мешают половником суп в кастрюле, моют посуду.

    Игрушки для девятимесячных детей подбирают самые простые: мячики, кубики (мягкие и твердые), куклы, машинки, музыкальные игрушки. Во время игр с ними обращают внимание на их фактуру, форму, цвет, звук.

    На прогулке родители знакомят кроху с окружающими предметами, позволяют подержать в руках травку, поиграть с песком.

    В прятки играют своеобразно: взрослые набрасывают на малыша прозрачную ткань и ищут его.

    Помните! Маленький ребенок может испугаться, если накрыть его непрозрачной тканью.

    Если игрушки надоели карапузу, родители устраивают ему представление пальчикового театра. Для этого на пальцах взрослого рисуют забавные рожицы и иллюстрируют сказку или придуманную историю.

    Интересно. Кастрюли, ложки, контейнеры и другие кухонные предметы привлекают ребенка больше, чем игрушки.

    Для развития мышц с младенцем занимаются гимнастикой: позволяют катать коляску, учат держать равновесие на фитболе и переступать через невысокие препятствия.

    Плюсы и минусы раннего развития

    Раннее развитие – комплекс мероприятий, направленных на наиболее полное развитие интеллектуальных и физических способностей малыша.

    Доктор Комаровский считает, что развивать ребенка нужно, но без фанатизма. Если родители занимаются с крохой умеренно, в игровой форме и не стараются перегружать его энциклопедическими знаниями, то вреда от таких занятий не будет.

    Разработаны различные методики раннего развития, наиболее популярные из них:

    • Методика М. Монтессори проводится под девизом: «Научат ребенка, и он сделает это сам». Для занятий используются объемные разнофактурные фигуры, буквы и цифры, которые малыш изучает на ощупь и визуально.
    • Методика Глена Домана предлагает работу с карточками, на которых изображены буквы, цифры, слова и фото.
    • Методика М. Гмошинской предлагает развивать детей через рисование пальчиками специальными красками.
    Читать еще:  Себорея у ребенка

    Школа раннего развития

    Противники раннего развития детей утверждают, что:

    1. Интенсивное развитие познавательных процессов ущемляет другие сферы развития малыша.
    2. Для проведения полноценных занятий нужны специальное оборудование, определенные знания и трудозатраты.
    3. Ускорение естественного процесса развития несет угрозу детскому здоровью.
    4. Раннее развитие не имеет перспективы в будущем – в школе все дети занимаются по одинаковым программам.
    5. Растить талантливого малыша очень сложно, и он может стать изгоем среди обычных детей.
    6. Раннее развитие отнимает у малыша полноценное детство.

    Сторонники раннего развития малышей считают, что:

    1. Раннее развитие не исключает участия малыша в других сферах жизнедеятельности.
    2. Если человек заботится о своем ребенке, то он найдет немного времени для занятий с ним.
    3. Далеко не все методики требуют большого количества учебных пособий, многие из них родители могут сделать самостоятельно.
    4. Современные условия требуют от человека умения постоянно обучаться чему-то новому, раннее развитие с детства приучает кроху к быстрому ритму жизни.
    5. Раннее развитие не предполагает обязательное воспитание вундеркинда, только развивает природные способности ребенка.
    6. Использование приемов раннего развития не отбирает у крохи счастливое детство, наоборот, делает его интереснее и полноценнее, ведь все занятия проходят в интересной форме.

    Поводы для беспокойства у девятимесячного малыша

    Каждый ребенок развивается индивидуально, но родители обращаются к специалисту, если малыш в 9 месяцев:

    • в сидячем положении не может удерживать равновесие;
    • не умеет стучать игрушками друг об друга;
    • не повторяет за родителями звуков и слогов;
    • не делает попыток пить из чашки без помощи родителей.

    Календарь развития ребенка
    на 9 месяце

    Развивающие игры

    Учим названия частей тела

    Игра 1. «Кто в зеркале?»

    Осознание самого себя – длительный процесс, но именно в 9 месяцев малыш начинает догадываться, что девочка или мальчик в зеркале является его отражением. Игры с зеркалом позволяют не только получить представление о своём внешнем облике, но и выучить название частей лица и тела.

    Зеркало большого размера (висящее в ванной или в прихожей), новая шапка, обруч для волос или разноцветный бумажный колпак, которые легко надеваются и снимаются.

    1. Возьмите ребёнка на руки и встаньте с ним перед зеркалом или сядьте на стул посадив малыша на колени. Расположитесь таким образом, чтобы было видно не только отражение ребёнка, но и ваше собственное. 2. Наденьте на ребёнка шапку, которую он раньше никогда не видел, и дайте ему полюбоваться на себя в зеркало. 3. Попросите малыша показать, где шапка, где его голова, где глаза, брови, нос и т. д. 4. Наденьте шапку на себя и попросите малыша показать, где у вас находятся различные части лица. Обращайте внимание ребёнка на то, что всё, что он показывает, видно в зеркале! 5. Повторите то же самое с колпаком и с обручем для волос.

    Родителям на заметку

    1. Обратите внимание на то, что ребёнку больше всего нравится надевать на голову, и в дальнейшем играйте именно с этим предметом. 2. Старайтесь не вводить ребёнка в заблуждение фразами вроде: «Помаши ручкой девочке/мальчику!». Наоборот, чаще повторяйте малышу, что это он отражается в зеркале! Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

    Развитие: наблюдаем за малышом

    Малыш теперь многое умеет и готов с утра до вечера энергично исследовать окружающий мир. Девятимесячные мальчики весят 8,0-9,9 кг при росте 69,7-74,2 см, соответствующие показатели для девочек: 7,3-9,4 кг и 67,7-72,6 см*.

    Большинство детей этого возраста активно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Есть малыши, которые передвигаются, используя «пятую точку»: отталкиваясь одной ножкой, они как бы подпрыгивают на попе в нужном направлении. Некоторые дети перемещаются с места на места на четвереньках, но с выпрямленными коленками. Ребенок владеет своим телом все более уверено и уже умеет менять позу во время движения.

    Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов. Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки. Память у ребенка становится более долгосрочной. Теперь он может повторять действия, которые видел неделю назад: например, примерять перед зеркалом шляпу так же, как это делала мама в прошлую пятницу.

    Дети не только запоминают и различают предметы, но и узнают их предназначение. Малыш не будет изучать чашку, как раньше, внимательно ощупывая ее и пробуя на вкус. Он сразу попытается поднести ее ко рту, чтобы попить.

    Ребенок придумывает различные игры, чтобы убедиться в «постоянстве» предметов: например, кладет игрушку в ведерко и сразу его опрокидывает, чтобы увидеть игрушку снова и удостовериться, что она не пропала. Таким способом малыш осознает, что предметы не исчезают, когда их не видно.

    Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет — и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы — а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую. Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках — им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать. Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.

    *На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

    В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

    Поведение: понимаем малыша

    Дети продолжают изучать реакции взрослых на свои поступки. Если малыш бросил ложку на пол, он вовсе не стремится быть непослушным: он хочет узнать, какое действие мамы за этим последует. Таким способом ребенок накапливает информацию о причинно-следственных связях. Скорее всего, ребенок еще не раз бросит ложку на пол, чтобы проверить, останется ли мамина реакция прежней.

    У малыша появились любимые игрушки. Отнеситесь серьезно к детской привязанности к плюшевому мишке: попытка на время разлучить кроху с любимцем, отправив игрушку в стирку, может стать причиной настоящей истерики. Чтобы избежать подобной ситуации, заведите «двойника», которым хотя бы на время можно будет заменить любимого мишку.

    Малыш понимает многие слова и начинает соотносить звучание слова с его значением. Ваш кроха будет уверенно переводить взгляд с одного родителя на другого, «отвечая» на вопросы: «Где же твоя мама?» или «Где папа?». Просьба мамы: «Дай, пожалуйста, чашку!» — будет с радостью выполнена, особенно если в этот момент ребенок смотрит на чашку, а мама протягивает открытую ладонь, куда ее можно положить. Если у крохи все получилось правильно, он с удовольствием будет участвовать в этой «игре» снова и снова.

    В девять месяцев дети охотно играют в игры, основанные на принципе «туда – обратно». Малыш может посвятить много времени попыткам снять с папы очки, подождет, пока папа водрузит их обратно себе на нос, и снова будет пытаться их снять. Одним из вариантов такой игры является «разговор по телефону»: ребенок с мамой передают друг другу один «телефон» и по очереди в него что-нибудь говорят.

    Для девятимесячного малыша весь мир — одна большая интересная игра, где все надо исследовать и попробовать. Любая вещь может стать участником веселой забавы — от старой перчатки до кастрюли, которую ребенок научился самостоятельно вытаскивать из шкафа. Обязательно хвалите ребенка за его достижения, фантазию и сообразительность.

    В ежедневный рацион девятимесячного ребенка должны входить следующие продукты: 400-500 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания), 170-200 г овощей, 170-200 г каши, 60-80 г фруктов, 60-70 г сока, 60-70 г мяса, 40 г молочных продуктов.

    У малыша уже достаточно разнообразное меню, но не забывайте основные правила введения прикорма: добавлять новые продукты можно только, когда ребенок здоров; нельзя вводить новый прикорм или добавку за неделю до и после прививок; нельзя вводить несколько продуктов одновременно; начинать прикорм новым продуктом нужно с небольших порций, увеличивая их постепенно.

    Пока малышам лучше готовить еду в виде пюре, но небольшие мягкие кусочки фруктов в каше на завтрак помогут крохе научиться пережевывать пищу. Процесс жевания важен для правильного развития речи.

    Внимательно следите за реакцией ребенка на прикорм и не забывайте, что идеальной пищей для грудного малыша по-прежнему остается материнское молоко.

    Многие дети в этом возрасте пробуют есть самостоятельно. Поддержите малыша: дайте ему возможность самому управляться с едой — сначала руками, а потом и ложкой. Посадите рядом с крохой плюшевого мишку и сделайте вид, что кормите игрушку. Ребенок обязательно захочет покормить своего друга вместе с вами и попытается как можно точнее повторить ваши действия.

    ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

    Уход за ребенком

    Ваш ребенок превратился в маленького непоседу, которому категорически не нравятся любые дела, отвлекающие его от активного исследования окружающего мира. Смена подгузника, умывание, переодевание и даже кормление теперь представляют для мамы весьма непростую задачу.

    Для начала, малыша нужно «поймать» и удержать на одном месте. Превратите это в веселую игру. «Страшным» голосом говорите: «Сейчас я тебя поймаю!» — и, ухватив уползающего ребенка за ножки, радостно восклицайте: «Попался!». Скоро довольный и утомленный игрой кроха успокоится, а мама сможет не торопясь сделать все необходимые дела.

    Чтобы заинтересовать ребенка, дайте ему возможность «самостоятельно» совершать необходимые процедуры. Покажите ему, как использовать мягкую губку для мытья и пушистое полотенце для вытирания, учите кроху надевать носочки и держать в руках ложку. Хвалите малыша за старание, даже если купание затянулось, а на кухне придется провести незапланированную уборку.

    Обучение и общение: занимаемся с малышом

    В этом возрасте ребенок уже не только реагирует на интонацию, но и понимает многие слова и фразы. Детям очень нравится «беседовать» с взрослыми. Всегда отвечайте на попытки «поговорить» с вами, чтобы кроха лучше освоил правила ведения диалога. Читайте с малышом книжки с картинками и подражайте звукам, которые связаны с изображенными животными или предметами. Посадите ребенка к себе на колени, чтобы у него была возможность не только внимательно рассмотреть каждый рисунок, но и понаблюдать за маминым выражением лица и потрогать пальчиками ее губы, когда она читает.

    Развивайте логическое мышление малыша с помощью игры в «перевертыши». Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их «вверх ногами». Понаблюдайте, исправит ли ребенок неправильное положение вещей, или оставит мишку стоять на голове, а чашку – кверху дном.

    Соберите набор «для осязания»: положите в коробку куски разных на ощупь тканей, губку для мытья посуды, кусочек линолеума, деревянный кубик и т.д. Малыш будет с интересом вынимать эти предметы из коробки и складывать их обратно, учась различать материалы «на ощупь».

    Вытаскивать предметы из ящика или коробки – одно из любимых занятий вашего крохи. Усложните ему задачу: положите в коробку три разных предмета, которыми ваш ребенок пользуется каждый день, затем попросите его дать вам один из предметов — например, ложку или мячик. Обязательно похвалите ребенка, если он правильно выполнил вашу просьбу.

    Пирамидка также остается одной из любимых игрушек малыша. Пока крохе еще рано «правильно» собирать ее, но сам процесс нанизывания колец на стержень для него необыкновенно увлекателен. Можно усложнить игру и покачивать пирамидку, когда ребенок пытается надеть очередное кольцо.

    Игрушки с кнопками, а также игрушки для сортировки и строительства помогают развивать мелкую моторику и внимание малыша. Используйте их для объяснения малышу понятий формы, размера и цвета.

    Используйте мячик или игрушки на колесах, чтобы помочь ребенку активнее ползать и передвигаться. Играя с малышом, лучше использовать мягкий мячик, который легко ухватить и пощупать. В мячик можно играть не только вдвоем, но и всей семьей: перекатывайте его друг к другу, подбрасывайте, сопровождая каждое действие считалочкой или называнием участников игры по именам.

    В этом возрасте дети тратят много энергии на активные игры и изучение новых предметов и явлений. Для гармоничного развития и полноценного отдыха им требуется не менее 15 часов сна*.

    Читать еще:  Корвалол

    Даже самым самостоятельным малышам, чтобы почувствовать себя в безопасности и скорее уснуть, по-прежнему необходимы нежные объятия мамы и папы. Попробуйте медленно покружиться с малышом на руках под тихую спокойную мелодию перед тем, как уложить его спать. Это поможет малышу расслабиться.

    У многих девятимесячных детей есть любимый предмет, без которого они отказываются засыпать. Это может быть плюшевая игрушка, одеяло или папина фланелевая рубашка — главное, чтобы предмет был мягким, обладал своим привычным запахом, и чтобы с ним можно было спать в обнимку. Кроха начинает привязываться к «обнимашке» в возрасте шести месяцев. С этой особенной игрушкой или вещью у малыша связаны чувства комфорта и безопасности. Родителям придется следить, чтобы с «обнимашкой» ничего не случилось: иначе настроение и сон ребенка будут испорчены на несколько дней. Постарайтесь заранее приготовить второй такой же или очень похожий предмет на замену, чтобы помочь малышу пережить возможную потерю.

    (*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

    Безопасность

    С ростом детской активности родителям приходится задумываться о дополнительных мерах безопасности.

    Посмотрите на свой дом глазами ребенка: вам может показаться, что тостер или электрический чайник стоят высоко, и малыш не сможет до них дотянуться, но он легко может дернуть за провод и опрокинуть на себя тяжелый предмет.

    «Нет!» и «Нельзя!» — слова, которые девятимесячный малыш хорошо понимает, но не обращает на них особого внимания. Тем не менее, их уже можно и нужно применять, если ребенок тянется к розетке или электроприборам. Скажите твердое «Нет!», преградите доступ к опасному предмету и переключите внимание малыша другое занятие. Предоставьте ребенку безопасную возможность удовлетворить свое любопытство: не запирайте нижние ящики шкафов и оставьте в них вещи, которые не принесут ему вреда. Со временем ребенок поймет, что некоторые предметы и поступки — под запретом, и научится отличать опасные предметы.

    Не оставляйте ребенка без присмотра на стуле или детском кресле, если они не снабжены ремнями безопасности или не достаточно устойчивы.

    Развитие ребенка в 9 месяцев

    Девять месяцев – возраст, когда детский организм физически и психологически готовится к прямохождению. Развитие ребенка на данном этапе в большей степени направлено на совершенствование костной и мышечной систем. Малыш с каждым днем становится самостоятельней и эмоциональней. Он без ограничений передвигается по дому (как правило, на четвереньках) и может выразить свою радость или недовольство.

    ЮФизическое развитие ребенка в 9 месяцев

    По мере роста малыша его прибавка в весе постепенно снижается. Это обусловлено повышением двигательной активности. В среднем девятимесячный ребенок набирает 300-500 грамм. К этому периоду его вес должен составлять 8-10 кг. Все зависит от физиологических особенностей ребенка, половой принадлежности, веса с которым родился, наследственности и других факторов.

    В росте девятимесячный младенец прибавляет 1-2 см. К концу месяца в среднем рост малыша должен составлять 71 см (допускаются отклонения в большую или меньшую сторону на 3 сантиметра).

    Тело ребенка продолжает готовиться к самостоятельной ходьбе. Бедра и плечи укрепляются, развивается координация мышц и нервных волокон. Органы осязания и слуховое восприятие развиты хорошо. Кроме того что ребенок слышит звуки, он способен сопоставить услышанное с имеющимися знаниями.

    У большинства малышей начинают прорезываться вторые резцы. Продолжают развиваться челюстные мышцы, поэтому ребенку необходимо периодически что-то давать кусать и жевать (сухарик, бублик, яблоко и т.д.).

    Особенности психического развития девятимесячного ребенка

    В 9 месяцев ребенок продолжает изучать новую территорию и окружающий мир: перебирает различные емкости (коробки, баночки), исследует косметички, сумочки. Внимание малыша все больше сосредотачивается на изучении частей тела и действий взрослых. К примеру, он может внимательно наблюдать за тем, как мама складывает предметы в сумку, готовит, убирает и т.д.

    Наблюдая за взрослыми ребенок начинает повторять их действия. Он может надевать шапку на голову, пить из чашки, прикладывать мобильный телефон к уху, умываться и выполнять прочие несложные задачи.

    Отличительная особенность психоэмоционального развития в этом возрасте – реакция детей на незнакомых людей. Одни начинают плакать и пугаться, а другие, наоборот, с радостью идут на контакт с гостями. Главная задача родителей – предупредить ребенка о приходе постороннего в дом. Со временем малыш поймет, что в этом нет ничего опасного.

    В девять месяцев младенцы становятся более эмоциональными и находчивыми. Они начинают выразительно произносить различные звукосочетания и звуки. С помощью интонаций и жестов ребенок показывает родителям свои эмоции. Он может указывать рукой на интересующий предмет, смеяться или плакать. По-разному ребенок начинает реагировать на манеру общения взрослых. Услышав ласковый голос, малыш начинает радоваться. На строгий и громкий тон он начинает хмуриться и настораживаться.

    В этом возрасте младенцы все еще эмоционально привязаны к маме, поэтому ей необходимо быть спокойной и терпеливой. Если мама будет нервничать и злиться, это отразится на самочувствии ребенка. Он будет плаксивым и беспокойным.

    Какими основными навыками должен обладать ребенок в 9 месяцев

    У девятимесячного малыша должны быть развиты определенные моторные, сенсорные, социальные и интеллектуальные навыки. К сенсорно-моторным умениям относятся:

    • умение хлопать в ладоши;
    • ползание с предметом в одной руке;
    • взятие предмета обеими руками и приближение его к себе;
    • умение стоять с поддержкой (малыш может держаться за стену, мебель, руку взрослого);
    • разворачивание назад во время ползания.

    Среди интеллектуальных навыков, характерных для 9-ти месячного ребенка, можно выделить следующие:

    • боязнь высоты и объемных помещений;
    • исполнение несложных просьб;
    • запоминание игр, в которые ребенок играл несколько дней назад;
    • может сказать «ам», «дай», «мама», «папа».

    Также ребенок такого возраста должен обладать рядом социальных навыков. К ним относятся:

    • умение концентрироваться и повторять действие, которое попросят взрослые;
    • проявление интереса к новым играм;
    • имитирование чихания, кашля и смеха окружающих;
    • копирование эмоций и поведения взрослых, других детей.

    Что должно насторожить родителей десятимесячного ребенка

    Каждый младенец развивается индивидуально, поэтому одного перечня умений и навыков, которыми должен обладать девятимесячный ребенок, нет. Специалисты выделяют ряд отклонений от нормальных показателей, по которым можно предположить наличие возможных нарушений в психоэмоциональном и физическом развитии.

    Консультация детского врача потребуется в случаях, если ребенок в 9 месяцев:

    • не садится;
    • плохо держит равновесие, когда сидит;
    • не повторяет отдельные звуки и слоги за взрослыми;
    • не ползает и не переворачивается;
    • не снимает шапку с головы, не пытается пить с чашки и кушать;
    • не увлекается разными играми;
    • одинаково реагирует на близких и посторонних людей;
    • выражает недостаточные эмоции.

    После осмотра и дополнительного обследования педиатр сможет сказать является ли отсутствие одного из вышеперечисленных показателей отклонением или через определенное время все придет в норму. Отличный способ предупреждения серьезных отклонений в отдаленном и ближайшем будущем – простые занятия и упражнения, о которых должны знать родители.

    Каким должно быть питание девятимесячного ребенка

    В этом возрасте основная доля питательных веществ для детского организма поступает из продуктов общего стола. Несмотря на это, ребенку необходимо продолжать давать грудное молоко и молочную смесь. В девять месяцев три приема пищи из пяти – это кормление продуктами прикорма. Два остальных приема пищи рекомендуется оставить для смеси или грудного молока (утром после пробуждения и перед ночным сном).

    Рацион девятимесячного младенца должен состоять из основных продуктов: каши, супы, мясо, фрукты, овощи, молочные изделия (кефир, творог, йогурт), желток, соки, компоты и т.д. Также в меню ребенка должны быть включены масло и хлеб. Планируя питание малыша, родителям необходимо учитывать рекомендованную суточную норму потребляемых продуктов. Одно кормление не должно превышать 200 мл (не включая питье).

    С девяти месяцев в рацион ребенка можно вводить рыбу (не более 30 грамм в сутки 2-3 раза в неделю). Это должна быть белая рыба нежирных сортов. Рыбные продукты отличаются повышенной аллергенностью, поэтому после введения прикорма необходимо следить за реакцией организма ребенка.

    Мясо можно подавать мелко измельченным в супах или делать из фарша котлетки, фрикадельки (их лучше протушить или приготовить на пару). Выбор каш становится более разнообразным. Теперь можно давать ребенку каши, которые включают 2-3 вида злаков. Также в них можно добавлять ягоды и фрукты. Такая каша будет более питательной и полезной. Манная крупа гораздо дольше остальных переваривается детским организмом, поэтому давать ее в этом возрасте не рекомендуется.

    Режим дня девятимесячного ребенка

    Распорядок дня детей в 9 месяцев не меняется. Ночной сон у девятимесячного ребенка становится более продолжительным и глубоким. Ночью ребенок спит 10-12 часов. Малыши на грудном вскармливании, как правило, просыпаются ночью, чтобы приложиться к груди. Младенцы-искусственники, как правило, спят целую ночь.

    Днем ребенок спит два раза по 1,5-2 часа. Некоторые младенцы могут спать один раз в день. При этом длительность сна более продолжительна (3-4 часа). Для детей очень важен отдых на свежем воздухе, поэтому один из дневных снов рекомендуется организовать на улице. Кушает ребенок 5-6 раз в сутки с интервалом в 4 часа.

    Каждый день 9-ти месячного ребенка наполнен интересными моментами и разнообразен. У каждого малыша распорядок дня будет отличаться, но для понимания того, каким он должен быть, в данной таблице представлен примерный режим дня ребенка девяти месяцев.

    Пробуждение и первое кормление. Утро после ночного сна рекомендуется начинать с грудного молока или адаптированной смеси.

    Гигиенические процедуры (умывание, воздушные ванны).

    Занятия с ребенком. Часть времени малыш должен играть самостоятельно, перебирая игрушки и т.д. Также можно поиграть с ним в шуточные игры, полепить, порисовать или почитать сказки.

    Массаж, гимнастические упражнения.

    Второе кормление. Это может быть пюре из фруктов или молочная каша

    Прогулка на улице. Дневной сон. Если погодные условия позволяют, ребенка можно положить спать на свежем воздухе.

    Третий прием пищи. Ребенку можно приготовить суп, мясо или овощи. Также необходимо дать кусочек хлеба, сок или компот.

    Развивающие, познавательные игры.

    Прогулка на свежем воздухе. Второй дневной сон.

    Четвертое кормление, состоящее из печенья, фруктового пюре, творога и кисломолочного напитка.

    Спокойные игры (складывание пирамидок, рисование, лепка, занятия дляразвития мелкой моторики). Также ребенку можно включить музыку, поразговаривать с ним, сделать легкий массаж, почитать и т.д.

    Принятие ванны, подготовка ко сну.

    Пятое кормление грудью или молочной смесью. Укладывание.

    Временные рамки и род занятий с малышом могут отличаться. Все зависит от интеллектуальных особенностей развития ребенка и возможностей родителей.

    Рекомендации родителям девятимесячных детей

    Во многом физическое и психоэмоциональное становление ребенка зависит от того, как родители занимаются и ухаживают за ним. Чтобы малыш развивался полноценно и разносторонне, маме и папе необходимо придерживаться следующих советов:

    • Приучать к самостоятельности. В таком возрасте ребенок вполне способен выполнять простые действия. Пускай он сам пробует снимать одежду, кушать, мыться в ванной, умываться, выбирать игрушки и т.д.
    • Соблюдать режим и распорядок дня. Нарушение периодов сна и бодрствования, а также переутомления могут отразиться на самочувствии и состоянии здоровья ребенка. Он будет более беспокойным и плаксивым. Кроме того, соблюдение определенных правил и границ дозволенного поможет ребенку ориентироваться во времени и гармонично развиваться.
    • Заниматься с младенцем. Для разностороннего развития родителям необходимо уделять достаточно внимания шуточным, познавательным и развивающим играм. Также не следует забывать о чтении, разговорах и прослушивании музыки.
    • Проводить закаливающие процедуры (влажные обтирания, воздушные ванны). Это поможет укрепить иммунитет ребенка и сделает его более физически развитым.
    • Следить за чистотой в доме. Родителям нужно делать регулярную влажную уборку, вытирать пыль и проветривать помещение, в котором находится ребенок.
    • Обеспечить максимальную безопасность. Опасные, острые предметы необходимо спрятать так, чтобы ребенок не смог их достать.
    • Выделить ребенку место для игрушек, книжек и вещей. Малыши в таком возрасте запоминают где лежат их вещи. Имея свой уголок, ребенок сможет самостоятельно достать интересующий его предмет.
    • Социализировать. Ребенок в таком возрасте должен общаться с другими детьми. Таким образом он станет более общительным и будет перенимать у детей новые умения и навыки.
    • Не игнорировать внезапный плач или зов ребенка. Чем бы заняты родители не были, в подобном случае необходимо подойти к ребенку, взять на руки, успокоить и выяснить причину недовольства.
    • Правильно выбирать одежду для малыша. Она должна быть подобранной по сезону, удобной и сделанной из натуральных материалов. Приобрести качественную и комфортную детскую одежду по доступной цене можно в интернет-магазине LOLOCLO.

    Отдельное внимание в развитии девятимесячного ребенка необходимо уделить выполнению гимнастических упражнений и массажа. В комплекс гимнастических и массажных упражнений входит:

    • массаж спины;
    • круговые движения руками;
    • скользящие шаги;
    • поднимание выпрямленных ног;
    • >приседания;
    • >попеременное, совместное разгибание и сгибание ног;
    • массаж живота;
    • упражнения для стимуляции ползания;
    • сгибание, разгибание рук.

    Данный комплекс занятий рекомендуется выполнять ежедневно по 6-7 раз, каждое упражнение в течение 10-15 минут.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector