Проверяем позотонические рефлексы у ребенка

Позотонические рефлексы;

Защитные рефлексы.

К симптомам поражения пирамидной системы относятся защитные рефлексы — это непроизвольные движения, выражаю­щиеся в сгибании или разгибании парализованной конечности при ее раздражении.

10. Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные). Патологическими называются рефлексы, которые у взрослого здорового человека не вызываются, а проявляются лишь при по­ражениях нервной системы, связанных со снижением тормозного влияния головного мозга (патологические рефлексы появляются при поражении пирамидной системы).

Патологические рефлексы разделяют на сгибательные и разги­бательные (для конечностей). Эти патологические рефлексы со­ставляют синдром центрального (спастического) паралича, раз­вивающегося при поражении пирамидной системы. У детей до 1 года эти рефлексы не являются признаками патологии.

Позотонические рефлексы относятся к врожденным безуслов­но рефлекторным двигательным автоматизмам. При нормальном развитии к 3 мес. жизни эти рефлексы уже угасают и не проявля­ются, что создает оптимальные условия для развития произволь­ных движений. Сохранение позотонических рефлексов является симптомом поражения ЦНС, симптомом ДЦП. Данные рефлексы могут быть отнесены к патологическим, так как у взрослых здоро­вых людей они не вызываются. У детей с церебральным парали­чом эти рефлексы сохраняются на протяжении дошкольного воз­раста, и в последующие годы их влияние остается стойким. Выс­шие интегративные двигательные центры не оказывают тормозя­щего влияния на нижележащие отделы мозга, осуществляющие примитивные двигательные рефлекторные реакции, к которыми относят позотонические рефлексы. С другой стороны, активное функционирование нижележащих мозговых структур задерживает созревание высших интегративных центров коры, регулирующих произвольную моторику, речь, высшие корковые функции. К позотоническим рефлексам относят:

1) лабиринтный тонический рефлекс; проявляется при изменении положения головы. В положении на спине нарастает тонус мышц-разгибателей. Го­лова запрокинута назад, ноги и руки напряжены и разогнуты. Кис­ти рук сжаты в кулаки. Тонус в положении на спине может быть выражен в разной степени, вплоть до резкого разгибания. Тогда поза напоминает столбнячную, тело выгнуто в виде дуги и ребенок касается опоры лишь затылком и пятками. Он не может поднять голову, вытянуть вперед руки и взять предмет, поднести руки к лицу и т.д. Дан­ный рефлекс зачастую распространяется на мышцы глаз, что су­жает поле зрения, негативно влияет на развитие зрительно-дви­гательной координации, затрудняет восприятие окружающего. Все это сказывается на развитии зрительного восприятия и познава­тельной деятельности в целом. Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению мышечного тонуса в языке, что затруд­няет жевание, артикуляцию звуков, способствует слюнотечению и в итоге влияет на развитие речи.

Таким образом, лабиринтный тонический рефлекс оказывает негативное воздействие на развитие произвольной моторики, за­держивает формирование основных двигательных функций. Оче­видно и патогенное влияние рефлекса на формирование психиче­ских компонентов: пространственное восприятие, перцептивная, познавательная активность, зрительно-двигательная координация, предметная, игровая, учебная, речевая деятельность и др.

2) Асимметричный тонический шейный рефлекс проявляется в из­менении положения конечностей при повороте головы в сторону: в той стороне тела, куда повернуто лицо ребенка, повышается мышечный тонус в разгибателях руки и ноги, в противополож­ной стороне тела — в сгибателях руки и ноги. Таким образом, поворот головы в сторону вызывает изменение в положении ко­нечностей и ребенок принимает позу «фехтовальщика». Особенно пагубно рефлекс сказывается на зрительно-моторной координа­ции, зрительном восприятии и предметной деятельности. При по­вороте головы в сторону предмета рука на стороне поворота непро­извольно разгибается и ребенок не может взять этот предмет. Если все же ребенок с усилием сгибает руку, то голова автоматически отворачивается в другую сторону и рассмотреть предмет уже не пред­ставляется возможным. Данный рефлекс влияет отрицательно как на элементарный процесс создания целостного образа, так и на овладение учебными и трудовыми умениями и навыками.

Симметричный тонический шейный рефлекс проявляется в уси­лении разгибательного тонуса в руках и сгибательного в ногах при поднятии головы, а при наклоне головы вперед усиливается тонус мышц сгибателей рук и разгибателей ног. Этот рефлекс фор­мирует патологическую схему ходьбы, нарушает согласованную работу рук и ног при ходьбе.

В ряде случаев может фиксироваться сочетание различных позотонических рефлексов у одного и того же ребенка. Так или ина­че, позотонические рефлексы являются по своей природе и вли­янию на моторное и психическое развитие ребенка с ДЦП пато­логическими.

Таким образом, ДЦП — это не просто отставание в моторном развитии или выпадение отдельных двигательных функций (как у взрослых при поражении двигательных систем головного мозга), а заболевание, характеризующееся извращенным ходом моторно­го развития, что в большинстве случаев нарушает последователь­ный ход и динамику психического развития ребенка, приводя к своеобразной аномалии развития в целом.

Классификация

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппара­та» носит собирательный характер и включает в себя двигатель­ные расстройства, различные по происхождению и проявлениям.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков дети делят­ся на три группы:

1) дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сфор­мировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с по­мощью ортопедических приспособлений и навыками самообслу­живания владеют частично;

2) дети со средней степенью выраженности двигательных на­рушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстоя­ние, они владеют навыками самообслуживания, которые, одна­ко, недостаточно автоматизированы;

3) дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, на­сильственные движения и др.

Читать еще:  Давление во время беременности

Проверяем позотонические рефлексы у ребенка

У человека во внутреннем ухе есть специальный аппарат, отвечающий за определение и корректировку положения тела в пространстве – внутреннее ухо, а, точнее, три его полукружных канальца, внутри которых циркулирует специальная жидкость – эндолимфа. Движения эндолимфы при изменении положения тела раздражают рецепторы специальной оттолитовой мембраны, устилающей чувствительные пятна у основания этих канальцев. Рецепторы отолитовой мембраны посылают сигнал в головной мозг, там эти сигналы обрабатываются – и положение тела корректируется в зависимости от обстановки.

У детей с ДЦП раздражение отолитовой мембраны, то есть изменение положения тела, вызывает появление лабиринтного тонического рефлекса. Этот рефлекс в норме встречается и у здоровых детей, наряду с симметричным шейным тоническим рефлексом, но он полностью исчезает к третьему месяцу жизни . У детей с ДЦП замедляется естественный процесс гашения этих рефлексов вследствие повреждения некоторых ответственных за этот процесс структур головного мозга.

Патологический лабиринтный шейный тонический рефлекс проявляется сочетанием явлений спастичности и ригидности в различных группах мышц. Для выявления этого рефлекса изменяют положение тела малыша в пространстве: его кладут то на спинку, то на животик. Когда ребёнок лежит на спине лабиринтный тонический рефлекс характеризуется максимальным повышением тонуса в мышцах-разгибателях спины, шеи и конечностей, то есть ребёнок максимально выпрямляется. Он не может поднять голову и ручки.

++++ ЛТР: явно выраженный рефлекс.

Ноги выпрямляются и прижимаются друг к другу, ручки тоже разогнуты, тесно прижаты к туловищу, кисти и стопы повернуты вовнутрь. Стопа малыша находится в положении подошвенного сгибания: подошва вытянута, как у балерины.

+++ЛТР: рефлекс можно выявить даже в спокойном состоянии малыша в положении лёжа.

При попытке согнуть малыша ощущается сопротивление, голова не сгибается – тело ребёнка как «столбик». При максимальном проявлении этого рефлекса спина настолько выпрямляется, что ребёнок лежит только лишь на пятках и на затылке.

Тест на наличие лабиринтного тонического рефлекса у детей с ДЦП

При положении ребёнка на животике спазмируются мышцы-сгибатели тела. Ребёнок принимает форму эмбриона: коленки поджаты к животику, голова максимально опущена, ручки согнуты в локтях и прижаты к телу, кулачки сжаты, таз ребёнка приподнят, он словно стоит на четвереньках. Малыш не может поднять голову, повернуть её в сторону.

Проявление лабиринтного тонического рефлекса в положении на животе.

Все эти патологические реакции могут привести к нарушениям в формировании костей скелета ребёнка, замедлению его развития. Вследствие постоянного повышенного тонуса со стороны мышц конечностей ребёнок не может нормально управлять своим телом. Поэтому он вынужден принимать особые позы: ребёнок сидит, согнув спину, опустив голову, немного наклоняется вперёд, ноги при этом согнуты в коленях.

Ярко выраженный ЛТР

Ручки малыша немного приподнимаются, сгибаются, принимая вынужденное и фиксированное положение – всё это приводит к невозможности использовать руки для познавания мира и обучения. Сидя, при попытке разогнуть шею малыш не может сохранять равновесие и откидывается назад, что может привести к падению при тяжёлых формах лабиринтного тонического рефлекса. Ребёнок не может встать на четвереньки, потому что не может использовать в качестве поддержки прижатые к груди ручки.

В положении стоя для сохранения равновесия ребёнок вынужден немного сгибать ноги в коленных суставах, максимально увеличивая площадь опоры, чтобы преодолеть патологические рефлексы разгибания и приведения ног.

Всё это приводит к формированию характерной для таких детей позе «ножниц». Сгибание головы в такой позе может привести к падению, поэтому дети стараются откинуть её назад и максимально выпрямить. Когда малыш падает, он не может подставить ручки для защиты, что приводит к постоянным травмам.

Лабиринтный тонический рефлекс появляется и у на мышц глаза и языка. Можно заметить, что в положении на спине ребёнок смотрит постоянно вверх, поэтому его поле зрения сильно сужено, ребёнок видит только определенный участок у себя над головой, что нарушает восприятие окружающего мира. Больные ДЦП дети не могут сфокусироваться на определённом предмете, им трудно сосредоточиться. Спазм мышц языка ведёт к нарушению глотания, выдоха, голосообразования. Это всё приводит к замедлению развития речи и к нарушению процесса питания.

В результате этого нарушается процесс развития навыков движения у ребенка, замедляется его физический рост. Лабиринтный тонический рефлекс способствует появлению таких явлений, как патологические синергии и синкинезии, а также образованию контрактур — рубцовых стягиваний сухожилий, мышц и кожи в районе суставов, мешающих движениям рук и ног.

Для характеристики выраженности лабиринтного тонического рефлекса используется специальная шкала, где количество плюсов обозначают выраженность рефлекса (ЛТР – лабиринтный тонический рефлекс):

1. + ЛТР ставится тогда, когда рефлекс незначительный, появляется чаще стоя, при сильных эмоциях или при выполнении нового движения малышом.

2. ++ ЛТР проявляется лёжа во время проявления ребёнком различных эмоций (плача, смеха) в виде сопротивления при насильном сгибании его головки.

3. +++ЛТР: рефлекс можно выявить уже в спокойном состоянии малыша в положении лёжа. При попытке согнуть головку, ручки и ножки в положении, лёжа на спине, ощущается явное сопротивление. Лёжа на животике, малыш старается принять позу эмбриона: он подгибает коленки, прижимает ручки к туловищу, сгибает голову.

4. ++++ ЛТР: явно выраженный рефлекс. В положении на спине малыш лежит лишь на затылке и пятках, голова резко запрокинута.

Проверяем позотонические рефлексы у ребенка

Те родители, которые уже сталкивались с проблемами мышечного тонуса у ребенка, уже наверняка знают, что такое позотонические рефлексы и как их проверять. Но такие проблемы бывают не всех, а знать, как их диагностировать нужно, поэтому читаем статью и пробуем все на практике.

Асимметричный рефлекс

Первый позотонический рефлекс, который будем проверять, называется асимметричный. Проверить его можно следующим образом: положите ребенка на кровати на спину, а затем аккуратно и без нажима поверните его голову к левому плечу. При отсутствии каких-либо проблем малыш должен принять «позу фехтовальщика», который делает выпад.

Читать еще:  Как сохранить беременность на ранних сроках

То есть, вытянет вперед левую руку (ту, в сторону которой повернута голова) и выпрямит левую ногу. При этом ручку и ножку с правой стороны обязательно согнет.

Затем нужно также аккуратно повернуть голову малыша в другую сторону. Соответственно реакция должна быть абсолютно идентичной, но только в зеркальном отражении. В противном случае можно говорить об асимметрии мышечного тонуса.

Симметричный рефлекс

Для проверки второго позотонического рефлекса нужно положить ребенка на спину, а под затылок подложить свою ладонь. Затем очень плавно и осторожно наклоните его голову к груди. В результате такого движения малыш должен согнуть ручки и выпрямить ножки.

Тонический лабиринтный рефлекс

И последний, третий позотонический рефлекс под название тонический лабиринтный. Проверить его достаточно просто, если знать следующие особенности: когда ребенок лежит на спине, у него повышается тонус мышц разгибателей, и он как будто раскрывается, а в положении на животе, наблюдается обратная реакция – повышается тонус мышц сгибателей и малыш сгибает и подтягивает под себя ручки и ножки.

Если подобные реакции усилены или сохраняются слишком долго, скорее всего у ребёнка гипертонус. А вот, если ослаблены или вовсе отсутствуют, можно говорить о пониженном тонусе мышц. И в том и другом случае нужно убедиться в правильности диагноза, и без задержек провести соответствующее лечение и коррекцию, поэтому не стоит затягивать с посещением врача.

Рефлексы новорожденного ребенка, позотонические рефлексы

Позотонические рефлексы новорожденного определяют способность новорожденного ребенка правильно перераспределять мышечный тонус в зависимости от изменения положения тела.

У здорового ребенка Позотонические рефлексы угасают по мере того, как малыш осваивает основные двигательные навыки — способность поднимать голову, сидеть, стоять, ходить.

Виды позотонических рефлексов новорожденного ребенка

Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клейна)

— проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног с тобой стороны, к которой поворачивается лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы

— при пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект — разгибаются руки и сгибаются ноги.

Асимметричные и симметричные шейные рефлексы новорожденного выражены у новорожденных постоянно. У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс

— в положении ребенка лежа на животе, увеличивается тонус в сгибательных мышцах: голова сгибается к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулачки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Спустя некоторое время, эта поза сменяется плавательными движениями, которые переходят в рефлекс спонтанного ползания.

Проверка всех рефлексов малыша (оральных рефлексов новорожденного, спинальных рефлексов, позотонических рефлексов новрожденного ) — это очень важное обследование. В случае если обнаружены настораживающие признаки (отсутствие, ослабление одного или нескольких рефлексов или, наоборот, не своевременное проявление того или иного рефлекса), то врач обязан предложить вам дополнительное обследование.

В большинстве случае врачами проводится ультразвуковое исследование головного мозга — эхоэнцефалография. Когда отклонения выявляет педиатр, то он дает направление на к консультацию невролога.

Запомните важную особенность, что новорожденный ребенок меняется каждый день. Проявления рефлексов у новорожденного ребенка зависит от большого числа факторов (сытости, усталости и многих других). Исходя из этих условий, следующий осмотр обязательно должен быть проведен спустя определенное время — оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии — от нескольких дней до месяца. Подобные сроки перерыва между обследованием помогают исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение.

Осторожность при проверке рефлексов новорожденного

Родителям самостоятельно не рекомендуется проверять у малыша рефлексы, поскольку действия, которые необходимо выполнить для этого (в частности для проверки рефлексов Таланта и Переса) могут причинить неудобство и привести к беспокойству малыша. И все же, если вы считаете тот или иной рефлекс малыша слабо выраженным, непременно скажите об этом доктору.

Помните, что правильно провести обследование и сделать соответствующие выводы может только врач. Врач при оценке ситуации и состояния малыша учитывает не только конкретные проявления рефлексов, но и условия, в которых проводилось исследование, другие показатели состояния здоровья малыша. Кроме того врач обязательно учитывает историю беременности.

Врожденные рефлексы у детей: что уже умеет новорожденный?

Автор: 4mam
Дата записи

Когда ребенок появляется на свет, его нервная система еще не сформирована. Тем не менее, для адаптации в “новом мире”, у малыша уже присутствуют некоторые умения — рефлексы новорожденного (ответная реакция на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма). Рассмотрим что уже умеет новорожденный и как правильно проверить основные автоматизмы.

Что такое рефлексы и какие они бывают

Рефлексом называют ответную реакцию живого организма проходящую с участием ЦНС (центральной нервной системы) на какое-либо воздействие.

В зависимости от типа образования или биологической значимости рефлексы новорожденных и грудных детей разделяются на группы.

По типу образования

Учитывая тип образования все виды рефлексов делят на:

  • безусловные (врожденные) — с которыми уже рождается ребенок;
  • условные (приобретенные) — личный опыт ребенка.

По анатомическому расположению

За функционирование рефлексов отвечают разные отделы нервной системы. В зависимости от того какой отдел НС обеспечивает реакцию, рефлексы делятся на 2 группы:

  • Двигательные сегментарные (обеспечиваются спинным мозгом и мозговым стволом);
  • Надсегментарные позотонические (обеспечиваются центрами продолговатого и среднего мозга).
Читать еще:  Роль эозинофилов в аллергических реакциях

По биологической значимости

В зависимости от назначения врожденные рефлекторные реакции разделяют на 4 класса:

  • обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, пищеварение, выделительная система);
  • защитные (зажмуривание глаз, кашель);
  • ориентировочные (реакция на новый стимул);
  • атавистические (наследственные которые исчезают на протяжении 2-4 месяцев).

Основные рефлексы новорожденного: таблица по месяцам

Всего выделяют 13 наиболее важных рефлексов малыша. Приведем их краткую характеристику в таблице.

Спинальные двигательные автоматизмы

Обеспечиваются спинным мозгом. Создают “библиотеку” элементарных позных и двигательных программ, которые потом перерастают в намеренные движения. Рассмотрим основные:

Попробуйте положить новорожденного на живот, он сразу повернет головку (данная реакция проявляется еще с первых часов жизни).

У детей с отклонениями рефлекс может отсутствовать, нужно сразу помочь малышу чтоб он не задохнулся.

Опоры и автоматической ходьбы

Если вы возьмете малыша под мышки (не забывайте при этом страховать головку), он поставит ножки рядом и будет пытаться ходить.

Ползания (Бауэра)

Если приложить ладонь к ступням новорожденного, он рефлекторно начнет отталкиваться, совершая ползающие движения — спонтанное ползание (данная реакция исчезает до 4 месяцев).

Хватательный

При надавливании на ладонь, новорожденный обхватывает пальцы (проявляется еще с рождения). С третьего месяца жизни этот механизм становится все более интенсивным и нарастает.

  • От рождения до 2 месяцев (когда грудничок сжимает пальцы родителей. Большую часть времени ручки сжаты в кулачки);
  • Три месяца (ребенок пытается схватить интересующие его игрушки);
  • От четырех до восьми месяцев (маленький уже научился достаточно крепко держать предметы);
  • Девятый — двенадцатый месяц ( успешное хватание предметов как правой, так и левой рукой).

При надавливании на ладонь малыш обхватывает пальцы настолько сильно, что его можно смело приподнять вверх (автоматизм проявляется при проверке у новорожденного хватательного рефлекса).

Если провести пальцем по позвоночнику младенца, он начинает изгибаться, образуя дугу (соответствующая ножка разгибается в суставе).

Указательным пальцем проводим по позвоночнику младенца. Возникает задержка дыхания, далее следует крик. Все мышцы приходят в тонус, приподнимается таз, ручки, ножки.

Говоря простыми словами, это реакция на испуг. Она проявляется при хлопке или ударе в 15 см от головки. При этом ручки и ножки раскидываются, а потом обратно возвращаются в исходную позицию.

Данный автоматизм проверяет врач, родителям не стоит делать это слишком часто, поскольку вызывать испуг крайне не желательно.

У ребенка лежащего на спине одну ногу сгибают в коленном и бедренном суставах, но выпрямить их не удается (нормальная реакция). Исчезает рефлекс после 3-4 месяцев.

Оральные сегментарные автоматизмы

Оральные сегментарные автоматизмы несут в себе несколько понятий.

Сосательный

Положив в рот соску или палец, можно заметить активные сосательные движения.

Поисковый (Куссмауля)

Если поглаживать лицо в области ротика, не касаясь губ, то губа опускается, отклоняется язычок и головка поворачивается в сторону раздражителя (данный автоматизм присутствует до 3-4 месяцев).

Хоботковый

Постукивая пальцем по губам, они вытягиваются хоботком (существует до двух месяцев жизни).

Ладонно-ротовой (Бабкина)

Нажав на подушечку большого пальца, открывается ротик и головка сгибается (проявляется до 3 месяцев).

Надсегментарные позотонические автоматизмы

К надсегментарным позным рефлексам относятся:

Асимметричный шейный тонический рефлекс Магнуса-Клейна

Если повернуть голову новорожденного лежащего на спине чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча, конечности к которым обращено лицо разгибаются, противоположные — сгибаются.

Симметричный тонический шейный

При сгибании головы повышается мышечный тонус в сгибателях конечностей (зачастую в верхних), при разгибании — в разгибателях (данная реакция исчезает на 2 месяце жизни).

Лабиринтный тонический (ЛТР)

В зависимости от того лежит ребенок на спине или на животе, повышается тонус мышц:

  • на спине — разгибателей тела (шеи, спины, рук, бедер, голеней) и конечностей;

Шея и позвоночник ребенка напряжены, голова запрокинута назад, ноги разогнуты, стопы в положении подошвенного сгибания. Он запрокидывает голову, выпрямляет туловище, руки и ноги. При попытке согнуть голову ощущается существенное сопротивление. Голова не сгибается. Вместе с ней приподнимается и туловище, как «доска».

  • на животе — сгибателей тела и конечностей.

Лежа на животе у ребенка приподнят таз, согнуты ноги, руки, опущена голова. Он не может поднять голову и опереться на ручки, а так же прижать нижнюю часть туловища к поверхности, на которой он лежит, прогнуться. Руки находятся под грудной клеткой в согнутом положении, кисти сжаты в кулаки; бедра и голени чаще приведены и согнуты, тазовый отдел туловища приподнят.

ЛТР у здорового малыша практически не выражается (проходит на 2 месяце жизни).

Рефлекс Ландау (лабиринтный установочный)

При удержании ребенка свободно в воздухе лицом вниз. Сначала он поднимает голову (лицо вертикально, рот горизонтально), потом происходит тоническое разгибание спины и ног. Если опустить головку к груди, тонус исчезает и тело складывается (появляется на 5-6 месяце жизни и угасает на 2 году).

Что делать если у новорожденного слабые рефлексы

Проверка рефлексов — обязательная процедура которая позволяет проверить правильность развития малыша.

Если рефлексы выражаются не полностью или не выражаются вовсе, нужно срочно проконсультироваться у специалиста.

Проблема может быть вызвана:

  • внутриутробной инфекцией при беременности;
  • нарушением мышечного тонуса;
  • нарушением нервной системы;
  • травмой ребенка при тяжелых родах;
  • реакцией на сильные лекарственные препараты.

Иногда перед кормлением мама может заметить слабовыраженный сосательный рефлекс. Волноваться не стоит. Возможно это говорит лишь о том, что малыш не голоден.

Обращайте внимание не только на наличие, а и на угасание рудиментарных (рефлексы которые со временем пропадают) автоматизмов. Не пренебрегайте плановыми осмотрами. И помните, незначительные отклонения могут быть особенностью организма, которые никак не скажутся на дальнейшем развитии малыша.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector