Обучение детей сюжетно ролевой игре

Технология обучения детей сюжетно-ролевой игре
статья на тему

Развивать интерес к сюжетно – ролевым играм, поощрять умение отражать в них разнообразные сюжеты; способствовать развитию умения играть по собственному замыслу; стимулировать творческую активность детей в игре. Способствовать установлению эмоционального контакта между детьми; вызвать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Развивать в игре разговорную и диалогическую речь; обогащать словарь

Предварительный просмотр:

Методы и приемы организации сюжетно-ролевых игр с детьми

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) ;

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие компоненты: — планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

— совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; — своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

— активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Ребенок развивается в процессе общения с взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становиться необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремиться передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить.

Поэтому, работая в группах с детьми, я стараюсь установить эмоциональный контакт с ребенком. Для этого я применяю ряд дидактических игр, целью которых является формирование эмоционального контакта с взрослым, а также использую дидактические игры по формированию представлений о себе и о других.

Детей младшего дошкольного возраста надо учить обыгрывать игрушки. Для этого мною используются кошки, собачки, зайцы, мишки и т. д. Это способствует развитию у детей функции общения, оказывает воздействие на нравственное воспитание личности ребенка. Обыгрывая игрушки, я учу ребенка проявлять заботу, сопереживать. Особое внимание уделяю кукле. Я учу ребенка воспринимать куклу как заместителя человека, а затем учу детей игровым действиям с ней: кормлению, раздеванию и одеванию, укладыванию спать и т. д. Для этого мною проводятся наблюдения и анализ действий в повседневной жизни. Эту работу лучше всего делать в процессе режимных моментов. Я обращаю внимание детей на то, что сначала они вымыли руки, а потом сели за стол, надели пижамы, а затем легли в кровать и т. д.

Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.

Вначале я предлагаю детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Для обогащения опыта детей мною используются различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы.

Большое внимание я уделяю умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью в нашем детском саду широко используются игры-драматизации. Именно игры-драматизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения. Для игр-драматизаций подбираю сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. («Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу», «Волк и семеро козлят», «Под грибом» и т. д.)

Одним из важных моментов в руководстве игрой детей на данном этапе является подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре.

Я даю ребенку различные роли, а для того, чтобы ребенок лучше смог проникнуть в образ персонажа, использую костюмы и различные атрибуты.

Большое место отвожу играм, отражающим труд взрослых. («Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.)

Для проведения каждой из этих игр требуется подготовка детей. Для этого формирую у детей представления об этих профессиях, мною используются различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы. Вместе с родителями подготавливаем соответствующие атрибуты к игре.

Игра в детском саду организовывается, как совместная деятельность, где воспитатель выступает, как играющий партнёр. С детьми младшего дошкольного возраста я подражаю отдельным действиям окружающих людей. Вначале каждой игры стараюсь создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама настраиваюсь на игру. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учу ребенка подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации. Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются) так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения.

После каждой игры провожу с детьми беседу, в которой спрашиваю у детей, во что они играли, кем были, что делали и т. д.

С детьми старшего возраста играю в игры: «Семья», «Детский сад», «Школа», «Театр», «Моряки», «Космос», «Зоопарк», «Библиотека», «Магазин», «Железная дорога», «Музей». Мы стремимся передать характерные черты изображаемого человека, его переживания.

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, мы создаем следующие условия:

— содержание игр соответствует интересам и возможностям детей;

— педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;

— создаются необходимые атрибуты к игре;

— предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.

Таким образом, педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:

Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.

Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.

Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребёнок живет в игре. И задача педагогов — стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов,всех возростных групп ДОУ.

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не ряд.

На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр.

Консультация для воспитателей «Иновационные технологии в организации сюжетно-ролевой игры&quot.

Читать еще:  Ребенок стесняется знакомиться с детьми

Цель:Продолжать формировать умение детей действовать с предметами и игрушками в совместной игровой деятельности с воспитателем.

Сообщение из опыта работы по развитию и обогащению сюжетно-ролевой игры «Мини-маркет&quot.

Данное учебно-методическом пособие поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений разработать и апробировать педагогическую технологию использования проектной деятельности как средства обо.

Методика обучения сюжетно-ролевой игре дошкольников

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Методика обучения сюжетно-ролевой игре дошкольников

Игра играет важную роль в жизни дошкольника и является преобладающим видом самостоятельной детской деятельности. В сюжетно-ролевых играх развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Свободная сюжетная игра является наиболее интересной для детей дошкольного возраста. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное чувство свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений, что не всегда может происходить в других видах продуктивной деятельности дошкольников. Сюжетная игра не подразумевает создание конкретного продукта. В игре все условно. Ребенок успешно может осуществлять любую деятельность взрослых, включаться в любые игровые ситуации, а так же проживать «желаемые события». Данные возможности расширяют практический мир ребенка, создают положительный эмоциональный фон для развития.

Окружающий мир является источником для игры. Сюжетно-ролевые игры включаются в разные виды организованной и самостоятельной деятельности детей и имеют важное значение для развития и воспитания детей.

Сюжетно-ролевые игры обладают своей спецификой, которая отражает самобытность, самостоятельность, творчество ее участников. Главной особенностью сюжетно-ролевой игры является, то что ее создают сами дети, игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер.

По мнению Д.Б. Эльконина самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры заключается, в том, что дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, как развернут игру. В процессе сюжетно-ролевой игры дети воспроизводят те или иные действия, явления.

К. Д. Ушинский отмечал, что самое главное в сюжетно-ролевой игре то, что ребенок воплощает свои идеи, свои представления, свое отношение к событию, которое он разыгрывает.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры обусловливаться наличием в ней замысла, реализация которого связанна с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отражать свои впечатления об окружающем мире. Сюжетно-ролевым играм присущи черты игровой деятельности: эмоциональная насыщенность, увлеченность, самостоятельность, активность, творчество, соревновательность и кооперация.

Сюжетно-ролевая игра по характеру является отражательной деятельностью. Говоря о сюжетно-ролевой игре как о ведущем виде игровой деятельности, необходимо заметить, что ее значение в развитии и воспитании детей дошкольного возраста крайне высоко.

Таким образом, можно отметить, что развивающее значение сюжетно-ролевой игры многообразно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, совершенствуются мыслительные операции, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

Своеобразие детской игры, требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве данным видом деятельности. Взрослый должен быть рядом, он должен быть непосредственным участником игры. Он должен стать доброжелательным участником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или нет. Только в таком случае наиболее успешно осуществляется педагогическая функция взрослого.

М. Г. Яновская определила в качестве предмета исследования сюжет игры, ее этическое содержание, позволяющее ребенку наиболее ярко выразить ролевое поведение (и помогающие ему в этом). Игра, по ее мнению, возникает на основе нравственного ценного сюжета. Дети по собственному желанию ориентируются на наиболее привлекательный для них игровой образ. Он возбуждает у них положительные эмоции, повышает интеллектуальную активность, а так же желание действовать в игре как герой. Воспитатель получает возможность использовать такое стремление ребенка и вне игры, в процессе общения с ним в повседневной жизни: напоминают ему, каким внимательным, вежливым доктором он был во время игры в больницу или каким он был смелым, отважным капитаном, когда играли в путешествие на пароходе.

Успешнее воплощаются в игре положительные качества. Игровая деятельность должна быть сформированной, в нее должны входит необходимые психологические условия. Всестороннее воспитания людей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами игровой деятельности. Игра – это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. С одной стороны игра создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней появляются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно руководить своим поведением. С другой стороны, её содержание включает в себя продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.

Развитие ребёнка в игре осуществляется за счёт разнообразной направленности её содержания. Существуют игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Некоторые из них в то же время способствуют и нравственному воспитанию. Многие виды игр можно объединить в 2 большие группы, которые отличаются степенью непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: в процессе решения игровых задач, дети воспроизводят разные способы решения задач. Игры имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями, так как в них складываются более удобные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности.

Достигнутые в игре процессы психического развития ребёнка существенно влияют на возможности его систематического обучения на занятиях, способствуют так же совершенствованию его реальной нравственно — эстетической позиции среди взрослых.

Развивающие значение игры заключается не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности- учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе.

Как обучить детей сюжетно — ролевой игре?

Добрый день, читатели моего блога с вами Татьяна Сухих! Сегодня разбираем проблему: обучение дошкольников сюжетно-ролевой игре. Ну, когда же тема эта закончится, наверное, думают многие из вас. Взяла я на свою голову тему для самообразования «Сюжетно ролевая игра в детском саду»…

Важно знать

Но это я кокетничаю, на самом деле, нисколько не жалею об этом. Сама поражаюсь, насколько данный вопрос оказался интересным, многогранным. А какие темы выбираете вы для самообучения? Расскажете о своем опыте!

Мы, педагоги, постоянно учим чему-то воспитанников, но вот только одни умеют сделать обучение интересным, а другие превращают этот процесс в настоящую пытку для ребят.

Как обучать сюжетно-ролевой игре правильно, чтобы малыш полюбил творческие игры навсегда?

Мы все с вами знаем, что особую роль в успешном развитии ролевых забав играет обстановка, атрибуты. Кстати, могу поделиться наводкой на хорошее электронное пособие об игровом пространстве.

Есть классный компакт-диск, на котором есть вся информация о творческих мероприятиях с дошкольниками, включая сценарии занятий по тематике народных обрядов, традиций. Правда, полезная штука для педагогов-дошкольников, методистов.

Но вернусь к главному на сегодня вопросу: обучение сюжетно-ролевой игре в детском саду. Чтобы процесс постижения ребятами премудростей ролевых забав проходил естественно, важно понимать, что для каждого возраста характерны свои возможности. Не нужно торопить события и привлекать деток младшей группы к сложным игровым занятиям. Это отобьет охоту у них играть вообще.

Каковы особенности сюжетно организованных мероприятий у дошкольников разных возрастных групп?

Как известно, младшая группа только постигает принципы ролевых забав, используя минимум атрибутов и простейшие, многократно повторяющиеся действия. Чем старше ребенок становится, тем должен быть сложнее сюжет, больше предметов.

Например, рассмотрим простейшую детскую забаву в доктора.

Младшие детки, воображая себя врачами, измеряют температуру куклам, заглядывали в горлышко.

Если детям уже делали прививки или уколы, они могут повторить эти манипуляции на игрушках.

Все, большего от этой возрастной группы требовать не стоит.

Средняя группа уже использует больше атрибутов, может назвать свои действия, а также обозначить простой сюжет. С возрастом, а также получением новых знаний, впечатлений, опыта, дети воплощают это все в ролевых забавах. Появляются разные специалисты – терапевт, хирург, используется много инструментов, можем делать анализ крови, воображать операционную, стоматологический кабинет и так до бесконечности.

Итак, как обучать сюжетной игре воспитанников детских садов, зная особенности каждого возраста?

Для успешного вовлечения ребят в процесс, воспитателю нужно обеспечить две вещи:

Правильную предметно-игровую среду, которая вызывает у деток желание придумывать сюжетные забавы. Игрушки, поделки, атрибуты должны быть яркими, эстетичными, безопасными.

Постоянное, систематическое вовлечение малышей в ролевые мероприятия, а не от случая к случаю. Это настолько же важно, как научить читать, писать.

Посмотрим, как обучать ролевой игре конкретно. Рекомендуется проводить этот процесс с каждым ребенком отдельно в утренние либо вечерние часы, когда детей в группе мало. Всего 10 минут достаточно. Если вы не поленитесь и охватите таким образом всех ребят, то первый этап, считайте, пройден.

Подходим к малышу и предлагаем поиграть в шофера, например, при этом отводим ему главную роль. Либо заметив, что ребенок увлекся чем-то сам, просто подключаемся к процессу, разворачивая диалог, сюжет, добавляем новых персонажей.

Поверьте, лучшего способа, как просто обучать сюжетно-ролевой игре всех детей, чем индивидуальное занятие, нееет. Если, все же, нет возможности забавляться с каждым отдельно, старайтесь привлекать в совместный процесс не более 3- деток.

Обучение ребят сюжетно-ролевой классической игре в средней группе, а также старшей подразумевает, что начальный этап пройден. Теперь важно обогащать игровой опыт воспитанников, предлагая новые варианты уже привычных забав. Например, к игре в шофера добавляем полицейского, светофоры, пешеходов. В этой возрастной группе вопрос, как правильно обучать простой сюжетно-ролевой игре младших дошкольников, стоит не так остро.

Воспитатель занимается индивидуально лишь с детками, которые не могут в силу разных причин включаться в общие забавы, не постигли возможности ролевых игр, стесняются или являются аутсайдерами в коллективе. С остальными ребятами воспитатель работает, используя все известные приемы, методы, которые способствуют расширению игрового опыта детей, мотивируют к самоорганизации, творчеству, фантазированию.

Читать еще:  Признаки диффузных изменений в миокарде

Уф, вряд ли мне удалось рассказать все о том, как грамотно обучать обычной ролевой социализирующей игре детей в садике, но я попыталась.

На этом прощаюсь! Не забывайте подписываться на новые статьи и делиться ссылками в соцсетях!

Обучение детей сюжетно ролевой игре

Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста

Анализ литературы [4;5;9;14;15;16;17;33;36;51;62;70;76;82;83 и др.] показывает, что манипулирование предметами, сопровождаемое эмоциональным оживлением и чувством удовольствия, можно считать игрой. Условия для игры-манипуляции создаются взрослыми.

Наиболее интенсивно предметные игры развиваются на втором году жизни ребёнка. В этот период он осваивает действия с двумя видами предметов: игрушками и предметами-орудиями (ложкой, чашкой). Действия с предметами-орудиями обладают логикой, связанной как с самим предметом, так и с условиями его использования (чашка пустая и чашка с молоком требуют разных действий). В соответствии с этим формируются два вида предметных действий: собственно предметные или орудийные и игровые. Оба вида действий формируются параллельно.

Для темы нашего исследования актуальным является рассмотрение развития предметной игры, которое проходит ряд этапов. Остановимся подробнее на их характеристике.

1 этап. В совместной игре со взрослыми дети подражают его действиям с игрушками.

2 этап. Дети начинают самостоятельно выполнять усвоенные действия с игрушками (вначале с той же самой), а затем усвоенные действия переносятся на другие предметы.

3 этап. Появляется изобразительная игра. Ребёнок подражает действиям с предметами, которые он наблюдал в повседневной жизни.

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна.

Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П. Ф. Лесгафт [51]. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. По мнению П. Ф. Лесгафта: «. первые игры ребенка бывают всегда имитационны: он повторяет то, что сам подмечает в окружающей его среде, и разнообразит эти занятия по степени своей впечатлительности, по степени развития физических своих сил и умения ими пользоваться. При этом очень важно, чтобы игра не назначалась ребенку взрослым, но чтобы он сам со своими товарищами повторял то, что сам видел и на что сам натыкался. Он приобретает таким образом известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни» [51.с.97].

П. Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.

В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской [40]. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.

В современной педагогической литературе и в практике игр, автором одной из самых распространенных классификаций игр является классификация С. А. Шмакова [80]:

1. Классификация игр по внешним признакам

игры с правилами — спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические, музыкальные, коррекционные, шуточные, ритуально-обрядовые и т.п.;

«вольные» игры — по сферам жизни: военные, свадебные, художественные, профессиональные и т.п.

игры-танцы, песни, театрализации, игры-празднества и обряды, игровые тренинги и упражнения, игровые тесты и анкеты, соревнования, конкурсы, розыгрыши и т.п.

По назначению — внеутилитарные и деловые.

По времени проведения.

По месту проведения: застольные и настольные, игры на эстраде, на открытой площадке, в природе и т.п.

По составу и количеству участников:

1) для мальчиков, для девочек и для смешанного состава участников;

2) для участников разного возраста;

индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые.

По степени регулирования, управления:

1) кем-либо организованные;

По наличию инвентаря:

1) с предметами и без предметов;

2) компьютерные, игры-автоматы и т.п.

2. Классификация по внутренним признакам

Под внутренними признаками понимаются умения человека и его психические функции, которые задействованы в игре, а также наличие импровизации, риска, интенсивность поведения в игре.

А. Физические и психологические игры и тренинги:

— двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

Экстаз (греч. ekstasis — выход из спокойствия) — состояние восторга.

Экспромт (лат. expromtus — готовый, скорый) — произведение, выполненное без подготовки.

— речь идет об играх-танцах, экстремальных забавах, а также детских интеллектуальных экстатических играх — гаданиях, «вызовах чертиков» т.п.);

— освобождающие игры — пантомимические, юмористические забавы, фокусы и трюки, игры случайного выигрыша);

Б. Интеллектуально-творческие игры:

— строительные, трудовые, технические;

— электронные, компьютерные, игры-автоматы;

— игровые методы обучения.

В. . Комплексные игры (коллективно-творческая деятельность, метод длительной игры).

Г. Социальные игры:

1) творческие сюжетно-ролевые (подражательные, игры-драматизации, игры-грезы);

2) наиболее распространенные сюжеты — созидательные (строительство, создание), поисковые (открытия), профессиональные, военные, связанные с искусством (киностудия, цирк, театр), этнические, сказочные, фантастические (по мотивам фильмов и книг);

3. Классификация игр по социальной ориентации:

игры положительного и отрицательного статуса.

В нашем исследовании мы рассматриваем сюжетно-ролевую игру, появление которой связано с рядом условий:

1) наличием разнообразных впечатлений от окружающего;

2) накоплением предметных игровых действий;

3) наличием игрушек, частотой общения со взрослыми.

Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Основным содержанием их являются разнообразные действия с предметами. Форма игры остаётся индивидуальная, или как игра «рядом».

Значительный скачок в развитии игры обусловлен появлением роли. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребёнок, действуя определённым образом, ещё не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре он обозначает словом (мама, шофёр, врач), но только после того как им был совершен ряд соответствующих действий. И, наконец, уже в самом начале игры ребёнок выбирает роль, называет её и начинает действовать в соответствии с ней. По форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми «рядом». Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместной игры. Коллективная игра в свою очередь создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры.

Результаты многочисленных исследований игр, проводимых под руководством А.Н. Леонтьева [42;43], Д.Б. Эльконина [82;83], а так же их последователей, дают основания для характеристики развития игры у детей разного возраста.

У детей в возрасте 2-3 лет игра возникает стихийно, под воздействием случайно попавшей на глаза игрушки или по подражанию другим детям. Её цель появляется не в начале игры, а в процессе. Основное содержание игры составляют действия с предметами. Овладев этими действиями, в конце третьего года жизни дети начинают отображать простейшие взаимоотношения между персонажами.

Сюжеты преимущественно бытовые, однообразные, немногочисленные, неустойчивые. К концу третьего года дети начинают объединять в игре два-три хорошо знакомых события, иногда включают в игру этюды из сказок.

В этот период некоторые дети пытаются обозначать роль словом. Дети часто разговаривают с игрушками, как с партнёрами по игре. Постепенно роль партнёров переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значение предметов-заместителей. Дети переходят к играм вдвоём, а затем и в небольших группах. Сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются, к четвёртому году появляются подлинно коллективные игры.

Дети воспринимают воображаемую ситуацию, активно заменяют хорошо освоенные действия словом («Куклы уже поели»). Им становится доступна условность игры («как будто»). Дети переходят к обобщающим действиям. Правила игры значения для ребёнка не имеют. Его привлекает само действие с предметами.

В 3-4 года дети способны самостоятельно ставить игровые задачи тем, с кем хотят играть, но не всегда могут понятно объяснить их, поэтому часто нуждаются в помощи взрослого, чтобы в словесной форме обозначить игровые задачи.

Сюжетно — отобразительная игра переходит в сюжетно — ролевую, в которой дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения людей. В играх продолжают преобладать бытовые сюжеты, но они становятся более разнообразными, динамичными, чаще прибегают к использованию эпизодов из хорошо знакомых сказок.

Ребёнок берёт на себя роль, но не всегда называет себя в соответствии с ней. Он эмоционально передаёт ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными ролевыми репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе с воображаемым собеседником.

В процессе игры дети используют разнообразные предметные способы воспроизведение действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно использовать предметы-заместители. Дети стремятся играть вместе со сверстниками, активно включаются в игры, инициированными другими детьми. Сначала эти объединения носят кратковременный характер, затем становятся более длительными.

В соответствии с правилами определяется последовательность выполнения ребёнком действий. В возрасте 4-5 лет дети сами могут договориться перед началом игры. Воплощение ими игрового замысла происходит путём решения нескольких игровых задач, способы которого усложняются.

Содержанием игры в большей мере становится отражение разнообразных взаимоотношений людей, возникающей в совместной деятельности. Сюжеты игр становятся более развёрнутыми и разнообразными. Появляются общественные сюжеты.

В процессе игры закрепляются новые формы общения через роли: ролевое взаимодействие, ролевой диалог, который становится более длительным и содержательным. Характерные особенности персонажа игры передаются детьми с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонация). Большинство детей предпочитают игры вместе, т.о. они легко достигают взаимодействия в игре (самостоятельное распределение ролей, реализация замысла).

Дети самостоятельно выбирают для игры предметы-заменители. Совершенствуются их способы действия с предметами.

Ролевые взаимоотношения регулируются правилами, которые дети выполняют в соответствии с принятой на себя ролью. Выполнение правил игры контролируются партнёрами.

У детей 5-7 лет замысел игры более устойчивый, развивающий, динамичный. Они совместно обсуждают замысел игры, учитывают точки зрения друг друга, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что свидетельствует о высоком уровне игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в него новые идеи и образы, т.е. планомерность, согласованность в игре сочетается с импровизацией.

Читать еще:  Как подготовиться к поздней беременности и родам

В процессе игры моделируются разнообразные взаимоотношения между людьми.

Совершенствуются умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр. Дети проявляют стремление как можно больше узнать о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в их играх.

Ролевое взаимодействие содержательно. В игре используются разнообразные средства выразительности. Речь занимает всё большее место в реализации роли, которая обозначается словом. Словом часто заменяется игровые действия.

Игровые действия дети выполняют с предметами-заменителями, природными материалами, игрушками, собственными самоделками. Они широко используют в игре подсобный материал, по ходу игры подбирая или заменяя необходимые предметы.

Дети осознают, что условием реализации роли является соблюдение правил (А.К. Бондаренко [15], Е.В. Зворыгина [32], Н.Я. Михайленко [53] и др.).

Из характеристики развития игры у детей разного возраста видно, как интенсивно изменяется игра ребёнка, сколько новообразований появляется на каждом её этапе. Именно в дошкольном возрасте игра выполняет диагностическую функцию, которая помогает определить уровень развития ребёнка.

Таким образом, игра детей старшего дошкольного возраста, значительно отличается от игры детей трёх-четырёх лет большей устойчивостью, самостоятельностью, проявлением инициативы, творческим подходом. Ведущее значение на этом этапе приобретает речь, которая выполняет не только организующую и регулирующую функции во время игры, но и часто выступает в качестве заменителя действия.

От того на сколько богатыми и правильными будут игровые навыки и умения ребёнка-дошкольника зависит его дальнейшее развитие.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников

Дата публикации: 24.08.2018 2018-08-24

Статья просмотрена: 607 раз

Библиографическое описание:

Комарова Т. В., Пронина О. В., Астапова В. А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №34. — С. 102-106. — URL https://moluch.ru/archive/220/52419/ (дата обращения: 06.12.2019).

Дошкольный возраст — это первый этап усвоения общественного опыта. Ребенок растет и развивается при воздействии не только воспитания, но и влияния впечатлений от окружающего мира. В определенный момент у него начинает появляться интерес к жизни взрослых и их работе. Игра — это тот вид деятельности, который наиболее доступен ребенку, это своеобразный способ обработать полученные детские впечатления.

Игра составляет основное содержание жизни детей и является ведущей деятельностью дошкольников. Именно в игре ребенок впервые получает возможность проявить свою самостоятельность. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции. [1, c.4] Игра помогает ребенку войти в загадочный мир взрослых, овладеть навыками общения и сотрудничества.

ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса.

Сюжетно-ролевая игра успешно решает поставленные задачи. Так как игра является ведущей в этом возрасте, то имеет непосредственное влияние на процесс социализации дошкольника, а также является выражением усиливающейся связи ребенка с окружающим его обществом. Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Но, с одной стороны, ребенок еще не готов осуществить это стремление, а, с другой стороны, все больше растет его самостоятельность. Сюжетно-ролевая игра помогает разрешить это противоречие: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Часто игра становится поводом для сообщения детям каких-то неизвестных еще им знаний, для расширения их кругозора. Чем больше у ребенка появляется интерес к труду взрослых, профессиям, общественной жизни, достойным поступкам, тем больше он стремится подражать любимым героям и персонажам, начинает мечтать о том, кем от станет, когда вырастет. Все это делает игру важным средством социально — личностного развития ребенка.

Сюжетно-ролевые игры занимают важное место в жизни детей. Особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают ребята самостоятельно, это игры, которые придумывают сами дети. Они отражают знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Любой ребенок может выбрать, кем он хочет быть в игре. С помощью фантазии и воображения, он легко включается в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения. [2, c.31]

Творческая составляющая сюжетно-ролевой игры проявляется в том, что ребенок как бы превращается в того, кого он хочет изобразить, он искренне верит в то, что происходит вокруг него, и также искренне радуется или огорчается происходящим в игре событиям. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. [2, c. 33] Во время игры дети получают всестороннее развитие, развивается мелкая моторика рук, логическое мышление, творческая инициатива.

Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Для ребенка это самый доступный вид деятельности, интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

К сожалению, в системе дошкольного воспитания присутствуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого — возникновение конфликтных ситуаций между дошкольниками. Проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость. [3, c. 54] То, как ребенок общается со своими друзьями, воспитателями, становится основой его духовно-нравственного развития. Именно через сюжетно-ролевую игру возможно воспитание положительных качеств личности. В игре ребенок учится сопереживать и помогать, плакать и смеяться, проявлять внимание и сочувствие.

Существуют основные принципы обучения сюжетно-ролевой игре.

Первый принцип организации сюжетной игры. Для того чтобы дети успешно овладели игровыми умениями, воспитателю нужно играть вместе с детьми. При этом очень важно поведение самого воспитателя во время игры, от этого зависит, насколько успешно ребенок в нее втянется. Дошкольнику будет действительно интересно играть, если он будет чувствовать во взрослом не старшего наставника, который давит на него, подавляет своим опытом, а партнера по игре, с которым интересно просто что-то придумывать.

Второй принцип организации сюжетной игры — на протяжении всего дошкольного возраста нужно с ребенком играть, но строить игру нужно так, чтобы постепенно ребенок усваивал более сложные правила и линии поведения.

Третий принцип — начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам — взрослому или сверстнику [3, c. 67]. Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей.

Часто можно заметить, что многие дети не просто не умеют играть друг с другом. Им сложно договариваться, доказывать свое мнение без обид, слез, драк. В совместной игре возникают ситуации, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Причиной этому явилось преобладание в группе детей — лидеров, которые не могли найти общий язык с другими детьми. [4, c. 98] Нередко можно возникнуть конфликтная ситуация, если ребенок просто не хочет играть ту или иную роль. У младших дошкольников обычно получает роль тот, кто первый схватил необходимый для нее атрибут. Но тогда могут сложиться ситуации, когда на машине едут два водителя или на кухне готовят сразу две мамы. У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с обсуждения, дети уже могут договориться и распланировать, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже «Бывает так или нет?». Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив.

Довольно близки к сюжетно-ролевым играм игры-драматизации. Отличие их состоит в том, что дети должны разыграть сценку по какому-нибудь произведению, например, по сказке. Каждому ребенку подбирается занятие — кто-то играет, кто-то готовит костюмы. Обычно сами дети выбирают себе подходящую роль. Игра-драматизация предполагает, что ребенок должен как можно точнее и правильнее сыграть своего персонажа. На практике получается, что неконтролируемая игра-драматизация постепенно превращается в сюжетно-ролевую игру.

Сюжетно-ролевая игра — это прекрасный путь для получения навыков поведения в обществе. Это подсознательный процесс, ребенок примеряет на себя различные социальные роли, учится общаться с людьми, получает тот самый жизненно необходимый опыт, который способствует успешной социализации. Игра даже может стать отправным пунктом для выбора жизненного пути, профессии непосредственно. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать логическое мышление, память, координацию движений, мелкую моторику. И, самое главное, получая во время игры всестороннее развитие, ребенок готовится к успешной деятельности в реальной жизни.

  1. Григорьева Г., Ильичева Е. Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников.// Дошкольное воспитание. — 2005. — № 7. — с. 4.
  2. Зворыгина Е. В., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры.// Дошкольное воспитание. — 2006. — № 5. — с. 31–40.
  3. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. — Москва.: Просвещение, 2008.- 156с.
  4. Краснощекова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста — Ростов -на –дону.: Феникс, 2008г. -251с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector