Когда начинать читать ребенку

Когда начинать читать ребенку

Эта статья открывает цикл материалов, посвященных «книжному старту» — периоду, когда мы начинаем читать книжки маленьким детям.
Следом за ней мы советуем прочитать статьи «Как выбирать книги для малышей?» и «Книжки для рассматривания с малышами».
Что такое книжка? В первую очередь, это предмет. В отличие от камня или палки это предмет рукотворный, созданный для определенных, специфически человеческих надобностей. Как кастрюля создана, чтобы в ней варить, расческа – чтобы причесываться, стул – чтобы на нем сидеть, ложка – чтобы есть. Соответственно, существуют специальные правила употребления этого предмета, которые должен понять ребенок.

Многие ревнители чтения утверждают, что читать ребенку можно с момента рождения, а еще лучше начинать это благородное дело до рождения. На последних месяцах беременности сидишь, поглаживаешь животик и читаешь какого-нибудь «Винни-Пуха». И потом, как нам говорят, родившийся ребеночек эту книжку непременно «опознает» как знакомую.
Я ничего не имею против. Я только «за». Будущей маме очень полезно читать талантливые детские книжки, особенно такие как «Винни-Пух», потому что они обладают всеми «волшебными» качествами искусства, да еще и настраивают на ребенка, тонко и ненавязчиво рассказывают об особенностях его мировосприятия.
Я даже полагаю, что женщине вообще полезно читать – не только во время беременности, но и без нее. А «читающая мама», к тому же, – важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка. Что же касается малыша, то «опознает» он читанный ему в утробе текст или встретится с ним «на новеньких», не очень существенно. Существенно, чтобы встретился.
Но в результате оказывается, что рекомендация «начинайте читать до рождения» лишена всякого практического смысла, потому что не отвечает на вопрос, когда же начинать показывать ребенку книжки, в каком возрасте. И как это делать?

«Читающая мама» – важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка.

Попробуем разобраться.
Что такое книжка? В первую очередь, это предмет. В отличие от камня или палки это предмет рукотворный, созданный для определенных, специфически человеческих надобностей. Как кастрюля создана, чтобы в ней варить, расческа – чтобы причесываться, стул – чтобы на нем сидеть, ложка – чтобы есть. Соответственно, существуют специальные правила употребления этого предмета.
Предмет «книга» адресован нашему воображению. Кроме действия по переворачиванию страниц он требует от нас еще и других, невидимых, внутренних действий.

Книга – это особый предмет, адресованный нашему воображению.

Вот эти два обстоятельства – специфическая «предметность» книги и способность ребенка к ее восприятию – определяют время книжного старта для самых маленьких.

* * *
Раз книжка – это «специфический предмет», значит, и его специфику ребенок сможет воспринять, когда достигнет определенной степени психической зрелости. Окружающие предметы начинают интересовать малыша довольно рано – когда он начинает тянуться к ним ручками. Но в течение некоторого времени (того, которое называется ранним детством) главная цель такого интереса – произвести над предметом какое-то действие: сунуть в рот, выкинуть из манежа, заставить издать какой-то звук. Восьмимесячного, годовалого и полуторагодовалого ребенка заботит не столько специфическое назначение предметов, сколько их свойства, проявляющиеся в ответ на действие.
Иными словами, если поставить перед ребенком кастрюлю с крышкой, он будет с удовольствием ее снимать и с шумом водворять на место. Но это манипулирование с крышкой еще не означает, что ребенок «постигает» истинное предназначение кастрюли. В данный момент он постигает принцип «входит-выходит». Как ослик Иа-Иа, получивший в подарок пустой горшок из-под меда. Если перед ребенком такого же возраста положить книжку – большую, красивую, с крепкими картонными страницами, он, скорее всего, обнаружит: страницы можно переворачивать. Это занятие – переворачивать страницы – и станет главным. Но оно пока имеет мало отношения к восприятию прекрасного, как бы мы ни убеждали себя, что все дело именно в магии прекрасного. Дело в толстом картоне и в объеме предмета. Переворачивание страниц для ребенка определенного возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли. Ничего плохого в этом нет. Это по-своему полезно – при условии, что книжка не рвется. Или если не происходит так, как у одной мамы: по совету прогрессивной подруги купила восьмимесячному сыночку дорогую модную книжку, а он ее грызет.
Так он в своем праве! Исследует окружающий мир доступными ему способами.

Переворачивание страниц книги для ребенка раннего возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли.

Первыми признаками того, что уже «пора», нужно показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению. К примеру, возить расческой по волосам (а не только пересчитывать ею появившиеся зубки). Или самостоятельно подносить ложку ко рту, пользоваться чашкой. Надевать на головку разные головные уборы – собственные и чужие, но именно на головку. Это сигнал к тому, что и книжка может быть воспринята в ее специфическом назначении – как предмет для особого действия.

Первыми признаками того, что уже настала пора показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению.

Но сам малыш, без взрослого, еще не может совершать это специфическое действие. Оставлять маленького ребенка один на один с книжкой (даже если она из толстого картона) – это значит создавать условия для превращения книжки в предмет произвольных манипуляций, ставить ее в один ряд с кастрюлей или кубиками.
В истинном своем назначении книжка выступает для ребенка лишь тогда, когда он общается по поводу нее с взрослым.
– Смотри-ка, Ксюшенька, кто это тут нарисован? Это котик. Видишь, какой котик? Ах ты, котенька-коток, котя, серенький лобок. Приди, котик, ночевать, нашу Ксюшеньку качать (слово «деточка» очень правильно заменяется именем малыша). Смотри, что котик делает? Колыбельку качает. Кто в колыбельке лежит? Ксюшечка. Вот она, моя Ксюшечка. Как я ее покачаю? Вот так…

В истинном своем назначении книжка выступает для ребенка лишь тогда, когда он общается по поводу нее с взрослым.

Можно ли назвать это чтением в чистом виде? Это скорее родительское «камлание» над книжкой.
Речевая импровизация, то и дело уходящая от написанного текста, постоянно апеллирующая к малышу, к его опыту, к взаимодействию с ним. Одна замечательная мама, которая очень рано начала показывать своей дочке книжки, так описывала этот процесс: «Как мы читаем? А вот как. Открываем книжку, смотрим на картинку. Я что-нибудь про эту картинку рассказываю. Показываю, где кто, как называется, что делает. И Ксюша мне показывает, где кто. Она хорошо запоминает, что здесь нарисовано, и ей очень нравится рассматривать картинки и слушать, как я в это время что-то рассказываю. А вот когда я начинаю читать то, что написано, она меня останавливает. Ей больше нравится слушать, как я выдумываю что-то свое».
Такое поведение характерно для еще не говорящих или только начинающих говорить детей. Оно обусловлено законами речевого развития ребенка.
Речь – важнейшее достижение малыша и его важнейший жизненный инструмент – вырастает из общения с взрослым, который в психологии называется «близким взрослым». Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь. Причем не речь вообще, не фоновую речь, а речь близкого взрослого, обращенную лично к нему.

Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь, обращенную лично к нему.

Наблюдения за малышами в домах малютки приводят к печальным выводам: на развитие младенцев не оказывает никакого влияния «техническая речь». Магнитофон может работать двадцать четыре часа в сутки – «петь» колыбельные и рассказывать потешки. Это никак не продвинет бессемейных детей в речевом развитии. Даже постоянно говорящие нянечки очень немногое могут изменить в ситуации. Их слишком мало на такое количество воспитанников. Они слишком редко обращают свои слова к конкретному ребенку. Так что младенцы-сироты испытывают дефицит общения вообще, и дефицит речевого общения в частности. Это одна из важнейших причин, по которой такие дети отстают в развитии от сверстников. Доктор психологических наук Елена Смирнова в своей книжке «Ползунки и ходунки» пишет, что к малышам раннего возраста (это дети в возрасте от года до трех), когда они, к примеру, находятся в детском саду, совершенно бесполезно обращаться словом «дети». Они попросту «не слышат», не относят к себе такого «собирательного» обращения. Каждого нужно назвать по имени.
Книжная речь – это обобщенное обращение. Ведь она писалась не для данного, конкретного ребенка. Чтобы ее воспринимать, ребенок должен научиться «слышать» слово «дети». Это происходит, как правило, в возрасте между двумя и тремя годами. Умение причислять себя к группе «дети» тесно связано с пробуждением индивидуального самосознания (чтобы причислять, нужно сначала научиться себя выделять). О том, что оно «пробудилось», мы узнаем по появлению в речи малыша местоимения «я», которое, как правило, знаменует собой важнейшее событие – «кризис трех лет». Понятно, что отметка «три» достаточно условна. Одни дети переживают кризис на полгода раньше, другие – на полгода позже. С точки зрения чтения главное – появление у ребенка нового самоощущения, связанного с «я».
С появлением «я» начинается новый этап социализации, т.е. возможно расширение круга общения, возможно установление новых отношений с самыми разными людьми – не только с близкими взрослыми. В расширяющийся круг общения, безусловно, попадают и такие «собеседники», как авторы детских книжек. Это и есть момент, знаменующий собой начало нового, «книжного» периода – когда способность малыша воспринимать тексты резко возрастает, количество доступных для понимания текстов сильно увеличивается.
Но читать малышу мы начинаем значительно раньше, ориентируясь на речевые возможности ребенка.

С появлением «я» способность малыша воспринимать тексты резко возрастает.

Как только малыш начинает говорить предложениями (пусть коротенькими) и облекать свои желания в слова, он может уже не только участвовать в «камлании» над книжкой, но и слушать «жесткий», заданный книжный текст. Способность к восприятию книжного текста у каждого малыша развивается в своем темпе, как и его речь.
Но эта способность вырастает из речевого общения с близким взрослым, из общения вокруг книги, построенного на речевой импровизации. Чем меньше ребенок, тем более адекватным для него является речевое общение в форме рассказывания.
Так что «камлать» над книжками надо.

Читать еще:  Гиперактивность у детей

Что, как и когда начинать читать с малышом

С какого возраста стоит начинать читать с детьми при условии, что родители не увлечены ранним обучением и развитием?

Евгения Кац, лингвист и педагог

В среднем дети начинают интересоваться книгами тогда, когда начинают распознавать предметы на картинках и понимать, о чем речь, то есть в год-полтора. При этом мне кажется, что чтение – хорошее дело, когда оно в радость и родителю, и ребенку. Если ребенок в три месяца завороженно слушает Пастернака, которого папа с удовольствием читает вслух – прекрасно. А если в девять месяцев малыш книги грызет и просит играть с ним в «по кочкам, по кочкам» и хочет кататься у папы на плечах, то чтение лучше отложить.

Наталья Медведь, создательница блога «Лапы»

С любого возраста. Если беспокойный младенец не дает даже почистить зубы, попробуйте взять книгу со стихами (кстати, необязательно детскими): ритмичное, мелодичное чтение успокоит вас обоих. Но я бы не ограничивала чтение вслух только ранним возрастом. Даже если ребенок уже в старших классах, а на совместное чтение все никак не находилось времени – стоит попробовать. Общие с родителями эмоциональные переживания полезны для детей любого возраста.

Еще я бы сразу развела чтение и раннее развитие по разным углам. Совместное чтение книги с ребенком – непредсказуемый, свободный, творческий процесс. Он сильно контрастирует с установкой на максимальную эффективность за минимальное время, которой славятся распространенные у нас занятия с дошкольниками. Чтение – это другое. Это время, когда никто не спешит, когда взрослый и ребенок настраиваются на одну волну, когда устанавливается телесный контакт (ребенок сидит рядом или у вас на коленях), когда можно дурачиться, переживать, обсуждать, додумывать. Одним словом – когда у ребенка формируется культура чтения.

Елена Иванова, основательница проекта KidsBookia

Когда конкретный ребенок будет способен воспринимать книжный текст, сложно сказать, но одно точно – нужно строить общение вокруг книги. В частности, если ребенок еще не говорит или только начинает произносить отдельные слова, то чтение книги требует от взрослого определенных творческих усилий: нужно импровизировать, уходить от написанного текста, обращаться к малышу, его опыту, к взаимодействию с ним. Потешки, например, хорошо бы произносить в определенных ситуациях, добавляя обращение по имени и сопровождая их определенными движениями.

С каких книг стоит начинать? Что вы скажете о мягких книгах, сборниках потешек, «словарях первых слов», виммельбухах и других типичных книгах первого выбора?

Евгения Кац

Для начала: мягкие книги, картонки с одним реалистичным изображением на странице и однотонным фоном, книги с вкладышами, книги с окошками. Затем – книги о чем-то понятном и знакомом, с минимумом текста на странице и хорошими иллюстрациями, которые можно разглядывать и обсуждать. Виммельбухи на самом первом этапе хороши именно малышовые – с несколькими крупными объектами на странице.

  • Эжени Фернандес. Котенок и лето. Мир и образование
  • Тэйлор Лори. Мы строим дом и другие книги серии «Первые книги малыша. Учим новые слова!»
  • Орлова Анастасия. Это грузовик, а это прицеп
  • Бернер Сузанна Ротраут. С добрым утром, Карлхен
  • Карл Эрик. Очень голодная гусеница

Наталья Медведь

Я считаю, что лучшая первая книга вашего малыша – та, которую вы знаете наизусть и читаете по памяти, лучше в лицах. Я хочу сказать, что хорошо бы ребенку слышать художественное слово в совершенно любой форме – потешки, песенки, колыбельные, считалки, да хоть романсы, сонеты или оды – еще до того, как он научится сидеть и брать книгу в руки самостоятельно. Самый простой способ этого достичь – выучить стихи, которые вам нравятся, и рассказывать их ребенку в подходящие моменты: во время переодевания, игры, сборов на прогулку. Возможно, ребенок не поймет содержания, но отзовется на ритм и звучание, поэтому специальный детский фольклор (песенки и потешки) стоит на первом месте в ряду детского чтения первого года жизни. Это хорошая новость для тех, кто сомневается, актуально ли для нынешних городских детей народное творчество, связанное с крестьянским бытом. Кстати, сегодня можно найти прекрасные современные малышовые стихи, сохранившие форму потешек. Например, в книге «Яблочки-пятки» Анастасии Орловой.

Мягкие тряпичные книжки, пластиковые книжки для купания, небольшие картонные издания преследуют одну и ту же цель – научить ребенка обращаться с книгой. Так малыш понимает, где обложка, где начало и конец, как книгу листать, куда смотреть. Учится ею манипулировать, и это крайне важная стадия изучения книги как предмета. А прочные материалы таких изданий – хорошее подспорье для родителей.

Потешки с иллюстрациями Васнецова хорошо открывать ребенку, который их слышит в исполнении родителей, это подарит ему восторг от узнавания знакомого. А иллюстрированный словарь первых слов хорошо рассматривать вместе с ребенком и учить его находить знакомые предметы, расширять словарный запас. Главное – не стоит воспринимать такие книги как учебники для дошкольников. Хотя тут мое мнение не будет популярно, но я не сторонник того, чтобы изучать цифры, геометрические формы и цвета по книжкам.

Большая радость, что виммельбухи чаще издают на плотном и надежном картоне, то есть, покупая их для годовалого ребенка (что несколько на вырост), можно надеяться, что они прослужат вплоть до школьного возраста (когда они достигают апогея функциональности). На мельтешащих картинках младшим детям сложно сосредоточиться, а нелинейность сюжета сложно осознать, но можно начинать с самых простых вариантов чтения – игр в «найди и покажи». По мере осваивания простейших заданий можно переходить к созданию сквозного сюжета и придумыванию предысторий. Чем старше будет становиться ребенок, тем с большей изобретательностью он будет подходить к фантазированию по мотивам виммельбухов.

  • Орлова Анастасия. Яблочки-пятки
  • Мерфи Джилл. Пять минут покоя
  • Дюбюк Марианна. Лев и птичка
  • Карл Эрик. Десять резиновых утят
  • Смолман Стив. История про овечку, которая пришла на обед к волку

Eлена Иванова

Первыми книгами лучше выбирать те, которые вдохновляют взрослого на речевую импровизацию. Проще говоря, нужно открыть книгу и спросить себя: «Могу ли я что-то рассказать по картинкам?» Поскольку очень многое в раннем возрасте связано с действиями, лучше выбирать те книги, в которых много движения. Нарисованные герои в книжках должны что-то делать – чем больше глаголов будет в вашем рассказе, тем лучше.

В качестве первых книг можно выбрать книжки-игрушки из ткани или картона. Опять же, важно, чтобы картинки были сюжетны. Родителям будет легче строить по ним небольшие рассказы. Еще для начала можно взять те, что с клапанами. Например, Юсуке Ёнедзу построил свои книги вокруг игры в прятки. В возрасте около года они отлично идут.

  • Макки Дэвид. Элмер
  • Карл Эрик. От головы до ног
  • Лаптев А. М. Пик, Пак, Пок

Как себя вести родителю, чтобы ребенку нравилось читать? Чего ни в коем случае делать нельзя?

Евгения Кац

Не возьмусь давать универсальных советов. Могу поделиться некоторыми нашими книжными привычками. Мои дети очень любят читать книги, сидя у меня на коленях, получается такое особое время близости с мамой, когда она ни на что другое не отвлекается.

В самом начале или когда мы в первый раз берем сравнительно сложную для восприятия книгу, я не читаю текст целиком. Мы обсуждаем картинки, ведем диалоги и играем с нарисованными персонажами. Например, младший примерно с полутора лет очень любит кормить трех поросят нарисованными в рамке ягодами или загораживать ладошкой дорогу машинам и поездам, живущим на книжных страницах, они должны говорить «би-би» и умолять пропустить их. Я пересказываю и разыгрываю сюжет. Это касается именно малышового чтения от года до двух, когда ребенок только знакомится с текстами.

Мы очень любим устраивать игры по книжкам – с игрушками или сами перевоплощаемся в знакомых персонажей. Простейшие игры такого рода вполне доступны примерно после полутора лет ребенка, а иногда и раньше, особенно если есть старшие дети, за которыми младшие радостно повторяют все подряд, как уж могут.

Я часто делаю паузы в знакомых текстах – дети, даже если еще совсем плохо говорят, обычно превосходно все помнят. Иногда они все-таки стараются произнести нужное слово, и сами ужасно горды и рады, когда хоть как-то получается. Если получается что-то не то или ребенок молчит, я никогда не исправляю и не понукаю, просто сама произношу нужный вариант.

Ну, о том, что чтение должно быть выразительным, можно было и не писать, наверное, скажу только, что и тут главное – расслабиться и получать удовольствие. Ну здорово же иногда попищать и побасить, побегать пальцами по страницам, потянуться, показывая что-то «большое-пребольшое» и посмеяться вместе с ребенком. Мне всякая такая театральщина очень помогает пережить тысячу прочтений «Репки» и две тысячи исполнений стихотворения про девочку Марину и ее машину.

Чего не делать? Конечно, не заставлять слушать книги под угрозой наказания или за какое-то поощрение. Уж лучше вообще не читать, чем заменять внутреннюю познавательную мотивацию ребенка внешней. Скажу страшное: чтение – не самое главное в жизни. Я научилась читать в 2,5 года и с тех пор читаю практически беспрерывно. Но я думаю, что мои дети имеют право не любить читать. Может быть, у них будут совсем другие увлечения. Но пока им нравится.

Наталья Медведь

Чтобы ребенку нравилось читать, в первую очередь должно нравиться читать родителю. Если вы с удовольствием читаете – малыш с удовольствием слушает. Конечно, он растет, и у него неизбежно будут периоды, когда не хочется слушать: то он научился прыгать и ему некогда сидеть, то он научился собирать конструктор и ему скучно не крутить ничего в руках. Но если в семье сложилась традиция чтения вслух, родители практически никогда не услышат «нет» в ответ на предложение почитать книжку.

Разные правила – результат попыток манипулировать детскими предпочтениями: ты плохо себя вел, я не буду тебе читать; если хочешь посмотреть мультики, прочитай главу до конца; я не верю, что ты сделал уроки, прочти мне параграф вслух. Это тупиковый подход. Только увлеченный ребенок-читатель не сломается в таких условиях и продолжит любить книги. Лучше просто помнить, что заставить любить невозможно, можно только показать, что такое любовь. Читайте детям с любовью.

Читать еще:  Ребёнок не хочет идти в садик

Елена Иванова

Пробуйте создавать вокруг чтения атмосферу, семейную традицию. Думаю, читающие родители – важное условие для воспитания читающего ребенка.

И, конечно, важно не превращать чтение, как говорил Пеннак, в орудие педагогической пытки. Все должно быть естественно. Если ребенок листает страницы туда-сюда или неожиданно вскакивает, то не нужно его ругать и заставлять читать.

Когда и что начинать читать ребенку?

Когда вообще начинать знакомить ребенка с книгой. И какие книги для этого выбирать.

Принято выделять для книг категорию «от года до трёх». На мой взгляд, это неправильно. Между годовасиком и трехлеткой лежит огромный путь развития человека, поэтому и книги им нужны разные.

Давайте посмотрим на процесс развития малыша и разберем, когда же в нем появляется место для книг.

Иногда можно встретить советы читать малышу еще тогда, когда он находится у мамы в животике. Говорят, что ребенок лучше узнает эту книгу в будущем и т.д. Не знаю, как на счет узнавания книги, но совет хороший. Ну, во-первых, вообще хорошо, когда женщина читает. Читая, к примеру, Карлсона или Незнайку, она погружается в мир детства, который ее ждет. Настраивается на «детскую волну». Во-вторых, спокойный мамин голос, вибрации от него, приятны для малыша.

Так что читать книги в беременном состоянии — это здорово, прежде всего для мамы.

А потом малыш рождается. И ему не до книжек совсем. Ему нужна мама, ее тепло, забота и еда. В это время обычно даже те мамы, которые раньше никак не обнаруживали в себе способности петь, начинают-таки напевать малышу песенки, потешки, прибаутки. Те самые, которые пели нам наши мамы. Сейчас выпускаются книги, где собраны потешки и песенки, накопленные поколениями мам и бабушек. Они помогут разнообразить репертуар мамы.

В качестве примера, назову книгу «Чижик знает песенку». В ней собраны русские народные потешки в сказочном воплощении Васнецова – это детская классика на века. Позже, когда малыш чуть подрастет, ее можно будет читать вместе с ним — книга прекрасно иллюстрирована.
Такая книга станет отличным подарком маме на рождение малыша.

Приходит время и маленький человек начинает исследовать мир. Он учится брать предметы в руки, трогать, грызть, совершать с ними какие-то действия. Малыша интересует не истинное назначение предметов, а что с этим предметом можно сделать.

К примеру, если мы поставим перед малышом кастрюлю с крышкой. Он скорее всего попробует крышку на вкус, постучит этой крышкой по кастрюле — весело же! И его совершенно не заботит, для чего эта кастрюля нужна на самом деле.

Так же и с книжкой. Ага, ее можно листать, грызть опять же, бабахнуть об пол.

На этом этапе уже можно предлагать малышу книги. Пусть это будут книги с толстыми картонными страницами. Но не расстраивайтесь, если он не окажет им внимания.

Далее малыш начинает интересоваться назначением предметов. Он толкает ложку в рот, пытается натянуть на себя шапку, т.е. использовать предмет по назначению.

Вот это — самый лучший момент для знакомства с книгами, т.к. книга интересна именно из-за содержания, а не как предмет.

В первых книжках обязательно должен быть элемент игры. Тут кто-то прячется, тут выдвигается, тут отковырять можно, тут на ощупь что-то новое.

Хорошим способом познакомить ребенка с книгой будет мягкая тканевая книга. В ней элементы выпуклые, есть пищалки-шуршалки. Можно, к примеру, взять пчелку, полетать-полетать-и посадить снова на цветочек.

Не держите книгу в корзине с игрушками, даже если она игровая. Старайтесь выделить для книг отдельное место. Так малышу будет проще понять, что книга — не игрушка, что у нее другое назначение ( и что грызть ее — не самая лучшая идея).

Здесь хотелось бы более подробно остановится именно на процессе общения с книгой.

Я употребила термин «общение с книгой», а не «чтение» поскольку как такового чтения еще нет. Есть процесс рассматривания-взаимодействия с книгой вместе с родителем. Взрослый показывает картинку и рассказывает о ней. Важно делать это вместе с ребенком и не оставлять малыша с книгой наедине, т.к в последнем случае велика вероятность, что ребенок придумает книге другое применение и будет играть с ней по-своему. Взрослый же мягко направляет малыша, показывает, «как играть с книгой правильно».

Про картинки:

Знакомясь с картинками в книге, малыш учится понимать язык знаков. Что это значит? Рисунок кошки в книге — это не сама кошка, это ее знак. Вы показывали ребенку кошку на улице, она другая. Понимание знаков — важный навык, т.к. влияет на обучение чтению в будущем. Буквы — знаки звуков.
Поэтому важно, чтобы рисунки были, с одной стороны, понятными, а с другой — реалистичными. Стилизованное существо в розовом платье и шляпе, в котором и вы то с трудом узнаете кошку, — не лучший вариант.

Это не значит, что нужно показывать ребенку только знакомые предметы, нет. Вот крокодила ребенок вряд-ли видел, показывайте его в книжке. Только пусть это будет для начала не крокодил Гена в пиджаке и шляпе, а кто-то зеленый с большим ртом и хвостом и на четырех лапах.

Еще хорошо бы, чтобы картинки изображали какое-то действие. Кошечка играет с клубком, курочка клюет зерно. Ребенок познает мир через движение. Если движение есть на картинке — проговариваете его, так понятнее.

Хорошим примером правильных иллюстраций служит книга «Лис и мышонок».

В книгах для малышей как правило очень мало текста. И это правильно. Потому, как основная нагрузка по звуковому сопровождению книги ложится на взрослого. Он фантазирует и проговаривает текст языком, понятным ребенку. Чтение готового текста, без адресации ребенку, пока вряд-ли будет интересно. Интерес именно к сюжету просыпается годам к 2-3.

Исключение составляют стихи. Короткие звонкие четверостишия, в сопровождении качественной картинки, имеют большой успех у малышей. Но опять же: прочитали стишок, и можно обсудить, что на картинке нарисовано.

В заключении хочется сказать, что как всегда, для каждого человечка все индивидуально. Если ребенок в 4 месяца внимательно слушает Хармса — отлично. Если в год отношения с книгами еще не сложились — тоже не беда. Всему свое время.

Вовсе не обязательно делать все «по науке». Делайте так, как считаете нужным. Это ваш ребенок. Вы знаете и чувствуете его лучше чем любой другой.

Главное, искренне хотеть и стараться показать малышу удивительный мир книг.

Когда начинать читать книги ребенку

Как можно раньше. Если верить психологам из разных стран, чем скорее вы начнете приучать своего малыша к литературе, тем легче ему впоследствии будет не только освоить речь, но и контактировать с окружающим миром. Так что не бойтесь, что ваши старания окажутся тщетными, если вы познакомите своего ребенка с парочкой сказок еще до того, как он научится правильно воспринимать их.

Когда читать

Не зря наши предки проводили бессонные ночи возле младенцев, рассказывая им народные сказки. Не руководствуясь указаниями именитых психологов (ввиду их отсутствия), прапрабабушки знали наверняка: человек, даже если он совсем маленький, способен воспринимать увлекательные истории.

Приучая ребенка к книгам с малых лет, вы выполняете сразу несколько важных функций. Во-первых, чтение расширяет пассивный словарный запас: маленький слушатель не сразу начнет понимать, о чем именно идет речь, однако услышанные слова будут откладываться в его памяти, чтобы в недалеком будущем трансформироваться в полноценную речь. Во-вторых, как и любые другие занятия, чтение научит малыша концентрации и поможет развить воображение еще в самом юном возрасте.

С последним, к слову, помочь могут исключительно книги: мультфильмы, вопреки чаяниям занятых родителей, напротив, сужают восприятие, а быстрая смена кадров буквально не дает ни секунды на то, чтобы осмыслить увиденное. Поэтому, несмотря на то что качественный видеоконтент может существенно облегчить жизнь мамам и папам, малышу он скорее навредит, чем принесет пользу.

И наконец, пожалуй, самое весомое достоинство семейного чтения — возможность юного члена семьи пообщаться с самыми близкими родственниками. Ни для кого не секрет, что контакт ребенка с родителями идет ему на пользу, но не стоит ограничиваться одними разговорами. Сказки, стихи, а также совместное изучение картинок еще больше обогатят внутренний мир вашего чада, а у вас появится возможность продемонстрировать свою любовь не только на словах, но и на деле.

Что читать

Если вы решили начать погружение в мир литературы до того, как возраст вашего малыша достиг одного года, обратите особое внимание на книги с картинками. Иллюстрации должны быть яркими и понятными, без замысловатых сюжетов и, конечно, дарить ребенку только положительные эмоции. Не стремитесь злоупотреблять книжками-игрушками со множеством спецэффектов, ведь ваша задача состоит не только в том, чтобы развлечь своего слушателя, но и научить его самым полезным вещам. Прекрасно для первых шагов в мире литературы подойдут и детские энциклопедии.

Позже, а именно с трех лет, можно переходить на небольшие сказки, стихи и рассказы. Прекрасно развивают и виммельбухи — эти красочные издания специально созданы для того, чтобы в игровой манере научить ребенка концентрировать свое внимание и даже самостоятельно придумывать истории.

Как читать

Чтобы чтение не носило исключительно увеселительный характер, заведите несколько полезных привычек. Так, например, не стоит сосредотачивать свое внимание только на тексте — показывайте ребенку все картинки, комментируйте изображения, а если ваше чадо уже умеет говорить, попросите и его рассказать об увиденном как можно подробнее. Постарайтесь превратить чтение в интерактивную игру: позвольте малышу самостоятельно переворачивать страницы (это тренирует мелкую моторику), не забывайте задавать ему уточняющие вопросы, а кроме того, не бойтесь высказывать собственное мнение.

Не лишним будет вспомнить и школьные уроки литературы: произносите текст с выражением, имитируйте голоса персонажей. Иными словами, делайте все, чтобы знакомство с книгой превратилось для ребенка в маленький спектакль, захватывающее приключение.

К слову, нередко мальчики и девочки заставляют родителей по нескольку раз перечитывать одно и то же произведение. Не пугайтесь такой привязанности: дети любят многочисленные повторения, и касается это не только чтения, но и других занятий. Оказывается, именно таким образом происходит процесс обучения на самых ранних этапах. Поэтому лучше еще раз закрепить пройденный материал, чем отказаться от него вовсе.

Как и когда учить ребенка читать

Сложно представить себе современного человека, не обученного грамоте. Более того, современные требования к школьникам значительно возросли по сравнению с концом ХХ века. Общая тенденция такова, что более 90 % будущих учеников школ уже умеет читать. И, если еще два-три десятилетия назад более 50 % детей обучались чтению и письму за школьной партой, то теперь обязанность научить кроху грамоте полностью легла на родителей.

Читать еще:  Почему грудной ребенок очень мало спит

Современные мамы и папы больше не задаются вопросом: «Должен ли ребенок уметь читать до школы?» Все они задают себе уже иной вопрос: «В каком возрасте необходимо приступать к обучению ребенка чтению?» А приступив к процессу, родители с ужасом узнают, что методик, которые можно использовать для обучения малыша грамоте довольно много

Еще больше различного «учебного материала». «Азбуки» и «Буквари» на любой вкус, рабочие тетради, журналы, игрушки. Охватить весь перечень товаров для образовательного процесса вряд ли кому-то удастся.

Давайте остановимся на тех вопросах, с которыми сталкиваются родители, приступая к процессу обучения своего малыша чтению.

В каком возрасте необходимо начинать учиться читать?

Споры относительно данного вопроса не утихают. Сторонники раннего развития придерживаются мнения, что ребенок должен уметь читать уже в 3 года. Оппозицию составляют родители с «традиционными» взглядами, придерживающиеся мнения, что в столь раннем возрасте малыш еще не готов к обучению, и сроки необходимо перенести до исполнения ему пяти-шести лет.

Однако, как уже говорилось, большинство родителей сходятся в одном — ребенок должен уметь читать еще до школы. То есть возраст 7 лет может быть использован в качестве «крайнего срока» начала обучения. После поступления в школу малыш уже волей-неволей приступит к освоению грамоты.

Почему еще до школы?

Могут ли требовать педагоги от ребенка, поступающего в 1 класс умения читать? На самом деле нет.

Нет ни одного нормативного акта, которым бы было прописано, что ребенок обязан уметь читать до школы.

Отказать в принятии малыша в учебное заведение по причине неумения читать вам просто не могут.

Однако есть небольшой нюанс: по окончании первого полугодия у детей уже проверяют скорость чтения. В зависимости от программы, применяемой в школе, существует два варианта требований: либо малыш должен читать не менее 10-15 слов в минуту, либо при более сложной программе — не менее 20-25 слов в минуту. В конце учебного года ребенок должен удвоить данный показатель.

Родители, которые уже пытались обучить ребенка чтению, понимают, что за полгода достигнуть даже самых низких показателей достаточно сложно и, чтобы у первоклассника не возникало проблем и чувства неуверенности, целесообразно начинать обучение чтению хотя бы за год до предполагаемого поступления в школу.

Таким образом, реалистично оцениваемая «верхняя граница» начала обучения чтению «сдвигается» до 6 лет для детей, которые пойдут в школу в семилетнем возрасте и до 5 лет для тех из них, кто планирует поступать в учебное заведение раньше.

«Идеальный возраст» в традиционной системе и методики раннего развития

Кстати, детские психологи называют в качестве «идеального» для начала обучения возраст около 4-5 лет. К этому моменту ребенок уже достаточно хорошо разговаривает, но по-прежнему испытывает интерес к новым словам, легко их запоминает, старается экспериментировать, такому малышу обучение чтению дается легче, чем 6-7 летнему ребенку.

Однако стоит оговориться, что в данном случае речь идет о «традиционных» методиках обучения чтению. И по отношению к ним есть и четкие требования относительно «нижней границы».

Как понять, что ребенок готов читать?

Так, обучая ребенка по традиционной методике нельзя начинать ранее, чем кроха будет готов. Определить, что пора знакомиться с буквами можно по следующим критериям:

  • малыш уже достаточно хорошо говорит;
  • произносит практически все звуки;
  • имеет приличный словарный запас;
  • проявляет интерес к словам и буквам, интересуется книгами.

Таким образом, начитать обучению малыша чтению традиционным методом до 4 лет попросту нецелесообразно. Однако это вовсе не означает, что сторонники раннего развития абсолютно неправы.

Дело в том, что при раннем обучении чтению задействуются совсем иные механизмы, нежели в традиционной системе, и умение читать становится таким же естественным навыком, как умение говорить. Минусом же такого подхода является невозможность начать в любой момент. Так, многие родители отмечают, что обучение грамоте «по Даману» дает хорошие результаты, только если занятия начались еще в возрасте года и ранее.

Что необходимо знать родителем, прежде чем учить ребенка читать?

Прежде чем приступать к обучению малыша чтению стоит определить для себя, что же является первостепенным: непосредственно обучение ребенка чтению или раннее развитие крохи, в рамках которого будет происходить знакомство с грамотой. От этого будет зависеть избранная методика.

Помимо этого необходимо четко представлять себе конечный результат. Ведь умение читать это достаточно общее понятие. Даже взрослые читают с разной скоростью, вслух и про себя. И уровень восприятия у них также разнится.

Ориентируйтесь на школьные требования

Целесообразно при обучении чтению исходить из тех требований, которые применяются уже в школе. В зависимости от того, как достигаются поставленные цели, в процесс обучения будут вноситься коррективы.

Так, чтобы эффективно обучаться в школе к 6-7 годам ребенок должен уметь слышать и называть звуки, входящие в состав слова. Увы, современная школьная программа использует именно фонетический метод и деткам после методик раннего развития все равно потребуется некоторый период «адаптации» перед первым классом.

По этой же причине изучайте буквы, когда бы это ни происходило, и что бы ни предписывала методика, не по их полному названию («бэ», «вэ», гэ«), а по соответствующему звуку. Так малышу легче дастся фонетика и побуквенное чтение.

Вне зависимости от используемой методики, как только кроха начинает читать механически достаточно бегло, стоит переходить к следующему этапу: понимание смысла прочитанного. Сначала можно перечитывать текст после ребенка и задавать вопросы, а когда малыш сам станет читать достаточно гладко — просить его найти ответы в тексте и даже пересказать.

Сделайте процесс обучения максимально простым

Необходимо переходить от простого к сложному. Если избрана традиционная методика обучения, то стоит начать с гласных букв. Они легче даются детям и проще запоминаются. Такие буквы можно пропевать, чтобы ребенок быстро и без усилий мог их освоить.

Когда гласные буквы освоены, начинайте постепенно знакомиться с согласными буквами, одновременно переходя к слогам с уже пройденным звуком. Так к моменту завершения изучения алфавита ребенок уже будет уметь складывать буквы в слоги и даже понимать принцип составления таких простых слов как «мама» и «папа».

При начале чтения по слогам целесообразно подбирать тексты, состоящие из коротких предложений с небольшими двусложными словами, например: «каша», «шина», «мама».

Когда малыш освоится с подобными заданиями — пора переходить к более сложным текстам. В них могут встречаться многосложные слова, труднопроизносимое сочетание звуков и шипящие буквы. К чтению стихов необходимо приступать не раньше, чем ребенок начнет читать практически целыми словами.

Подбирайте пособия в соответствии с возрастом ребенка

Вы можете купить замечательный «Букварь», разработанный ведущими педагогами, но если ребенок попросту не дорос до того, чтобы сидеть с учебником и методично складывать слоги, книга так и останется лежать на полке.

Если крохе еще нет 5 лет — букварь, вероятно и вовсе будет не нужен. Лучше использовать кубики, карточки и просто буквы из различных материалов.

Как выбрать «Азбуку»?

При достаточном количестве «учебных пособий» можно обойтись даже без «Азбуки». Если же принято решение ее купить, так же ориентируйтесь на возраст ребенка:

  • Для ребенка раннего возраста (2-3 года) желательно подбирать книгу без картинок. Такому малышу еще очень сложно сосредоточиться, поэтому рисунки скорее будут отвлекать. Достаточно крупного изображения букв. Стоит обратить внимание и на написание букв: в них не должно присутствовать излишних отвлекающих элементов. По этой же причине такому крохе лучше подбирать книги без незнакомых ему ассоциаций.
  • Ребенку 3-4 лет хорошо подойдет «Азбука», позволяющая пользоваться ассоциативным мышлением. В этом возрасте еще достаточно сложно сопоставлять звуковое звучание слова с определенными предметами (например, «б» — барабан, «п» — пирог). Намного легче обучение пойдет, если он будет ассоциировать буквы с уже знакомыми предметами по их начертанию (например, букву «д» с домом, букву «п» — с воротами).
  • Детям 5-6 лет, напротив, уже легко даются фонетические формы. Кроме того, в детском саду именно к этому возрасту воспитатели во время занятий начинают делать уклон в пользу фонетического разбора слова, и «Азбука» может быть использована соответствующая.

Как превратить обучение чтению в удовольствие?

Со школьных лет у нас в голове отложился постулат: «учеба — это тоже работа». Она требует усидчивости, внимания и упорства. Поэтому одной из основных ошибок родителей при обучении малыша является отношение к процессу как к обязанности, как своей, так и ребенка.

Избавьте малыша от обязательств. Дошкольник еще к этому не готов, ему хочется играть, он познает все через игру. А обязательность «уроков» отобьет у него всякое желание читать в дальнейшем. Вам же, необходимо привить ему любовь к чтению или по крайней мере, не вызвать ассоциации: «книга — скучная обязанность».

Вот несколько рекомендаций, которые помогут не только научить малыша читать, но и привить ему любовь к печатному слову:

  • Не навязывайте крохе конкретную «программу обучения». Сейчас это игра, а в ходе игры, как известно, правила могут быть изменены. Предлагайте малышу разнообразные занятия с буквами и словами и наблюдайте, какие из них ему по душе.
  • Меняйте, пособия и игры в соответствии с возрастом крохи.
  • Что бы ни предполагала избранная методика, старайтесь максимально задействовать все органы восприятия малыша. Путь кроха рисует буквы, лепит их, слушает и пропевает, выкладывает из мозаики и просто видит вокруг. Это облегчит процесс запоминания и позволит разнообразить игры.
  • Если ребенок отказывается от занятий — не настаивайте. Вы же не заставляете его играть в мяч или догонялки. Вернитесь к обучению, когда кроха снова проявит интерес.
  • Покупайте «бумажный мусор». Далеко не всегда то, что кажется интересным взрослому, увлекает ребенка. Современные дети смотрят совсем другие мультфильмы, у них свои любимые герои, отличные от взрослых ценности. Если кроха просит приобрести детский журнал — не отказывайте ему. Чтение должно вызывать у малыша приятные ассоциации, а короткие тексты комиксов как нельзя лучше подходят для первых попыток самостоятельно разбирать написанное.
  • Не отказывайте малышу в удовольствии слушать сказки от вас. Вопреки ожиданиям это не «заставит» ребенка читать, а может произвести совершенно противоположный эффект. Крохе будут сложно даваться большие объемы, а отказ от чтения вслух он может воспринять как «нелюбовь», ведь совместное чтение дает крохе ощущение тепла, защищенности и заботы со стороны взрослого, вызывает массу приятных эмоций и только способствует появлению любви к книге.
  • Не будьте слишком навязчивы. Можно предложить малышу прочесть, что-то сверх регулярных игр и занятий, но если кроха не проявляет энтузиазма, не стоит снова и снова предлагать разобрать вывеску или объявление во время прогулки.

А самое главное — читайте сами, ведь только личный пример сможет показать что книга — лучший друг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector