Эйдетика для детей

Эйдетика в обучении младших школьников

«Расскажи и я забуду (узнаю),
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская пословица)

Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения. В наше время программа в школах значительно усложнилась и претерпела качественные изменения. Если раньше для успешной учебы в начальной школе требовалось уметь аккуратно писать, правильно решать арифметические примеры и внимательно слушать учителя, то теперь добавляется множество других требований. В школе на учеников обрушивается такое количество информации, что, кажется, запомнить просто невозможно. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. Здесь и умение самостоятельно работать с новым материалом, и способность запоминать большие объемы информации. Без хорошей работы памяти хорошо учиться невозможно. Приемов развития памяти очень много. Мы хотим поделиться теми приемами, которые помогут нашим ученикам запоминать правильно, легко и учиться с удовольствием. Работая в школе с учащимися начальных классов, мы применяем одно из направлений практической психологии, которое называется эйдетика. Мы считаем, что детям на уроках должно быть комфортно! Нестандартные приемы вызывают у детей позитивные эмоции, учат видеть образами, фантазировать, мыслить творчески. Мы изучили различные методы запоминания и обработки информации и всерьёз заинтересовались школой эйдетики.

Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 г. Дальнейшее развитие и оформление в качестве методики эйдетика получила в 1920-х как результат исследований немецкого ученого Эрика Йенша и его единомышленников. В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи — Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия. Но, из-за полемики в научной среде по поводу некоторых положений, исследования были заморожены вплоть до современности. Однако, уже с конца 1990-х годов интерес к методике вновь возвращается – в 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель – Матюгин Игорь Юрьевич. Что же такое эйдетика? В переводе с греческого «эйдос» означает «образ».

Эйдетика — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность. Во время игры младший школьник незаметно для себя выполняет те задания, ту работу, которые в обычном виде кажутся ему скучными, неинтересными, трудными. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам — 30-40%, а к семнадцати — только 15-20%.

Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Система эйдетики развивает такие важные качества, как: беглость, гибкость оригинальность. Система эйдетики учит детей запоминать без зазубривания, основываясь только на ассоциациях и каких-то запоминающихся особенностях предмета запоминания.

Эйдетика и является таким инструментарием, упорядоченным набором методов и упражнений, которые помогают овладеть осмысленным использованием своего воображения для отображения какой — либо информации. Знание эйдетики дает каждому еще больше шансов, еще больше возможностей в своем развитии и духовном росте. Это очень здорово!
В работе с нашими учениками мы выбираем такие методы эйдетики, которые легко адаптируются к школьной программе. Они описаны в книге «Магия памяти» Игоря Матюгина, автора этой уникальной методики. На наших уроках всегда присутствует творчество и фантазия, смех и шутки.

Основные приемы эйдетики.

Мы считаем, что детям на уроках должно быть радостно! Нестандартные приемы вызывают у детей позитивные эмоции, учат видеть образами, фантазировать, мыслить творчески. Образное мышление сохраняется у учеников на всю жизнь, цифры и буквы становятся уже не просто сухими знаками, они имеют запах, вкус, цвет, разговаривают и движутся. Фантазия и воображение делают детей раскрепощенными и естественными, такими же становятся и их мысли, таким образом, раскрывается их творческий потенциал.

1. Одним из самых любимых учениками методов эйдетики является метод пиктограмм. Дети получают большое удовольствие и удовлетворение от выполненных заданий. Что такое пиктограмма? Это письмо, которое состоит из знаков и рисунков, пожалуй, это самый древний вид письменности, с помощью которого люди могли передавать друг другу информацию.

Пиктограммы повсюду вокруг нас. Знаки, стрелки, маленькие рисунки несут в себе много информации – изображение гантели ассоциируется со спортивным залом, ложка с вилкой – с местом общественного питания и т.д. Пиктограммы очень хорошо использовать при обработке текстов и стихотворений.Как запомнить стихотворение с помощью пиктограмм?

Все очень просто – для этого не нужно быть, на самом деле, художником. Итак, берем лист бумаги и пробуем учить стихи легко!
К словам или фразам стихотворения рисуем значки или изображения, по которым было бы понятно, о чем идет речь. В процессе рисования вы будете незаметно для себя запоминать стихотворение, и в конце рисования вам понадобится всего десяток минут, чтобы несколько раз воспроизвести его по рисункам и отлично запомнить!

Запоминание с помощью пиктограмм позволяет учить стихотворения легко за счет привлечения образного мышления, которое, как правило, позволяет усваивать информацию в несколько раз эффективнее по сравнению с простой «зубрежкой».
Учите стихотворения легко! Подходите к этому процессу творчески!

2. Логические закономерности.

Этот метод подходит мыслительному типу со слабо развитым воображением. Недостаток метода в большом умственном напряжении и в возможности ускользания деталей, не вписывающихся в логические конструкции. Например, «запомни телефон 236-44-10». Размышления могут быть такими: 2 *3=6, 4 – это четвёртая цифра в числе. 10 получается сложением двух четвёрок с первой.

3. Составление ребусов.

Восемь – во7, Заяц — Яц (за буквой я буква ц)

Мы творим с детьми на уроке, забывая о серьезности происходящего. А заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру. Результатом такой систематической работы является запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель.

4. Фонетические ассоциации (по схожести звучания).

Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Тренинг-разминка для «заржавевших» серых клеточек. Заштопать «дырку в голове»

Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!”

Ребята – ребята решают ребус

Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня.

Женщина — варит щи

5.«Образы в картинках».

Это упражнение на запоминание слов по картине. Здесь очень важно запоминать слова в виде образов. Показываем картину, называем слово «сосульки».

6. «Запоминание слов по цепочке». Нужно взять карточки со словами. И эти слова нужно запомнить, соединив их по цепочке. Слова не связаны между собой. Нужно соединить эти слова в цепочку так, как не бывает в жизни. У вас получится авангардная цепочка. (Мандарин, лампочка, стул, снег, тополь, яхта, песок, медуза, водоросли, ковер.) Мандарин — мы начинаем чистить его и внутри оказывается лампочка, мы разглядываем ее и вместо нитей накаливания видим стул, на него падает снег, мы берем в руки снежинки, любуемся ими, подбрасываем вверх… и на голову нам падает тополиный пух, мы поднимаем голову и видим большой, могучий тополь, который растет ввысь и превращается в мачту яхты, яхта плывет по синему прекрасному морю и врезается в песок, села на мель, услышьте скрежет яхты о песок! На песке лежит медуза, греется на солнце, вокруг ее шеи как шарф обмотана водоросль, неожиданно количество водорослей увеличивается, они заполняют все пространство и сплетаются в причудливый ковер… Вот так легко, с юмором, опираясь на образы, можно уложить в голову любую информацию и главное, надолго.

Суть метода в том, что запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Да и самого запоминания как бы и нет — есть творчество. Ученики придумывают рассказ, который сам по себе может быть интересен.
Нам, знакомство с методами эйдетики дало очень многое. Их использование позволяет рационализировать урок и получить наилучший результат. Развивая память учащихся, не следует ожидать мгновенных результатов. Это очень долгая и трудная работа. Но ее необходимо проводить для того, чтобы учащиеся научились управлять своей памятью, сделали ее безотказным оружием, помогающим в работе. Память надо настойчиво развивать, формировать, а не относиться к ней как к врожденной и неизменной способности.

Литература.

  1. Бардин К.В. Чтобы ребёнок успешно учился. — М., 1988 год.
  2. Блонский С.Н. Память и мышление. – М.;1935 г.
  3. Занков Л.В. Память школьника. – М., 1994 г.
  4. Розов А.И. Память. – М., 1970 г.
  5. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. – М., 1977
  6. г.Житникова Л.М. Учите детей запоминать. – М., 1985 г.
  7. Изсомова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе \ Вопросы психологии памяти: 1986- №3
  8. Шуаре М.О. Возрастная и педагогическая психология. Изд.-во Моск. Университета, 1992
  9. Безрукова В.С. Педагогика. – Екатеренбург, 1994 год.
  10. Холодова. Юным умникам и умницам. М. «Росткнига», 2007 г.
  11. Заир-Бек С.И., Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке», Москва. «Просвещение», 2004 г.
  12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М., 2002
  13. Ляудис В.Я Память в процессе развития. – М., 1976
  14. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста: Память как центральная психологическая функция младшего школьного возраста//Начальная школа.-2004.-с.41-44.
  15. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста.- М.:Академия, 1998.
  16. Выготский Л.С. Лекции по психологии.- М.-Академия, 2002.
  17. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.1961.- 562 с.Артамонова Е. Память учеников//Народное образование. -2005. — №5.-с. 159-164.
  18. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М.: Просвещение, 1996.
  19. Швец И.М., Марико В.В. Технология развития критического мышления в системе повышения квалификации педагогов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. Выпуск 1(6). – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2005.- С. 189-201.

Система эйдетики

Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 году. Дальнейшее развитие и оформление в качестве методики эйдетика получила в 1920-х годах как результат исследований немецкого ученого Эрика Йенша и его единомышленников.

В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи —
П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, но затем в силу ряда обстоятельств эйдетические исследования в нашей стране были заморожены вплоть до современности.

На сегодняшний день эйдетика снова стала объектом для глубокого исследования, и приобрела практическую значимость. Система эйдетики позволяет не только активно запоминать и воспроизводить увиденные образы, но и является одним из ведущих условий для развития неординарного мышления и познавательной активности человека.

Основателем школы эйдетики в России является Игорь Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы, которых насчитывается около 20. Школа эйдетики актуальна в России и далеко за ее границами.

Итак, эйдетика…

Эйдетика (от греч. слова “эйдос” — образ) — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Экспериментально доказано, что способностью к активному образному запоминанию обладают все люди. При этом эйдетизм является, по мнению многих психологов, логической стадией развития ребенка. Наилучший период для эйдетизма – возраст от 11 до 16 лет. Следует отметить, что с наступлением переходного периода яркие наглядные образы у большинства детей начинают постепенно исчезать. Считается, что лишь минимальный процент людей сохраняет данную способность на протяжении всей жизни.

Читать еще:  Можно ли ребенку шоколад

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Методы эйдетики

Рассмотрим детально некоторые инструменты методики «Эйдетика». Этими методами желательно пользоваться не только педагогам и воспитателям, но и родителям в ходе ежедневных совместных игр и общения. На их основе можно придумать хорошие и интересные задания, направленные на развитие у детей памяти, образного мышления, речи, фантазии, зрительной памяти.

Метод зрительной прорисовки. Хорошо работает при изучении цифр и букв. Он заключается в том, что контур знака дополняется деталями и, таким образом, он превращается в какой-то предмет. Например, из цифры 6 можно нарисовать навесной замок, из 7 — кочергу, а из 8 — очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет, вспоминает «зашифрованный» в нем знак.

Метод мысленной прорисовки. С его помощью детям легче запоминать тексты и стихотворения. Перед тем как заучивать строки, детей нужно «погрузить» в атмосферу, описанную в них. Возьмем, например, известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина о лукоморье. Попросите детей представить морской берег, почувствовать запах морской воды, услышать шум прибоя. Затем дети представляют, что у берега растет огромный многолетний дуб, опоясанный тяжелой золотой цепью, а по цепи неспешно ходит кот.

Метод запоминания точной информации. Эта техника включает в себя мнемонику, цепной метод и акровербальную технику.

Мнемоника — это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В этом предложении первая буква каждого слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в радуге.

Цепной метод — заключается в построении цепных ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация вытекает из другой и тем самым помогает воспроизводить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.

Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр.

Кроме того, система эйдетики предлагает для малышей интересные и веселые методики, позволяющие активнее запоминать необходимую информацию в процессе игры.

Эйдетика для детей — упражнения

Заниматься с ребенком, используя эйдетические упражнения можно с 3-4х лет. Важно, чтобы ребенок сам проявлял интерес к занятиям – тогда и наука пойдет впрок. Важнейшее условие – это желание ребенка и его радостное настроение во время обучения.

1. Задания с карточками

Сочини свою сказку

Дайте ребенку 3 картинки и попросите составить сказку (рассказ), чтобы в ней встречались изображенные предметы. Для детей постарше можно использовать 5-7 карточек. Усложнить задание можно тем, что сказка должна быть на определенную тему, например, Новый год, лето, приключения на море и т.п.

Что исчезло

Разложите на столе перед ребенком карточки, внимательно рассмотрите с ним рисунки. Затем попросите малыша отвернуться, а Вы тем временем уберите одну карточку со стола и измените расположение остальных. Когда ребенок повернется, ему предстоит узнать, какая карточка исчезла.

2. Игры на развитие зрительного восприятия

Исследователи

Рассмотрите с ребенком какой-нибудь предмет, например, чашку. Но смотреть нужно как исследователи, то есть, проговаривая как можно больше внешних характеристик: цвет, форму, материал, рисунок, надписи, повреждения и так далее.

Сыщик

Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в вашем с малышом поле зрения. Пусть ребенок попробует отгадать, задавая наводящие вопросы. Чтобы ребенок лучше понял правила игры, можно поменяться с ним ролями: пусть сначала он сам загадает предмет, а Вы будете задавать вопросы.

3. Игры на развитие слухового восприятия

Что так звучит

Покажите крохе по очереди предметы и музыкальные инструменты, которые могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из предметов и попросите малыша назвать, какой предмет так звучит.

Звуки вокруг нас

Сядьте удобнее, закройте глаза и 10-15 минут слушайте с малышом все звуки вокруг вас.

Кто в домике живет

Возьмите коробку – это будет домик. Положите в нее карточки с изображениями животных. Попросите малыша сказать, кто в домике живет. При этом Вам нужно издавать звукоподражательные звуки животных: мяу, гав, му-му и так далее.

4. Игры, развивающие восприятие запахов

Угадай аромат

Разложите по спичечным коробочкам пахнущие специи, травы, кофе, продукты. Попросите малыша по запаху угадать, что в коробочке. Можно разнообразить задание – сделать по 2 коробочки с одинаковым содержимым и дать задание по запаху найти коробочки с одинаковым наполнением, не открывая их.

В дополнение можно попросить ребенка описать запах или, если задание окажется сложным, расскажите ему сами. Например, запах чеснока – резкий и острый, а запах лимона – свежий и бодрящий.

5. Упражнение на все виды восприятия

Выложите перед малышом три карточки с предметами. Назовите их вместе с ним и опишите их характеристики относительно всех анализаторов: зрительного (как выглядит), слухового (какие звуки издает), тактильного (какой на ощупь), вкусового (какой на вкус), кинестетического (как двигается).

Таким образом, малыш запоминает образ предмета. Переверните карточки картинками вниз и попросите кроху вспомнить, что, где нарисовано.

6. Упражнения на развитие памяти

Запомни слова

Выберите ряд слов для запоминания и попросите ребенка сочинить из них рассказ так, чтобы слова в нем стояли в предложенном порядке. Рассказ может быть нелогичным и фантастическим: здесь важно дать полную свободу фантазии.

Запомни движение

Дети обычно очень любят танцевать, поэтому они с радостью будут разучивать с Вами новые движения и связки. Для лучшего запоминания к ним можно придумать ассоциации или связать с какими-нибудь историями.

Эйдетика для детей, может стать отличной основой и прекрасной подготовкой к школе и взрослой жизни.

Эйдетика: книги

Чтобы правильно подобрать методику, можно прибегнуть к книгам Игоря Матюгина, которые помогут развить память, мышление и фантазию.

«Как развить хорошую память?» Главная изюминка книги – это запоминание сказок, стихов с помощью пиктограммы. В издании присутствуют веселые истории про животных и мультипликационных героев. Родителям эта книга подскажет, как правильно развивать детское воображение и память. Учителя смогут найти план приведения занятий в соответствие с учебным планом. Психологические игры позволят разгрузить напряженную обстановку.

«Как развивать внимание?» Достоинством книги являются простые советы и доступность. Она написана в игровой манере и представляет собой систему упражнений, направленных на развитие памяти и внимания. Советы из этой книги помогут не только детям, но и взрослым. Вы научитесь запоминать только необходимое.

«Как запоминать слова?» В книге представлены советы, которые помогут запоминать правильность написания слов. Авторы издания предлагают интересные приемы, основанные на фантазии и воображении, которые позволяют быстро запоминать слова. Способы позволят усвоить более 120 словарных слов и быстро научиться грамотному письму. В конце книги есть кроссворд.

«Как запоминать английские слова?» В книге даются простые советы по запоминанию английских слов. С ее помощью дети смогут без труда выучить иностранный язык. Кроме оригинальных методов запоминания, книга содержит множество английских слов с подобранными к ним ассоциациями.

По материалам открытых источников

Эйдетика — мощная методика для развития детской памяти

Дорогие мои читатели, здравствуйте! Люблю подкидывать вам всякие неизвестные новинки и вместе разбираться в современных методах обучения. Эйдетика для детей. Знаете, что такое? Вот и я толком не знаю! А что нам мешает разобраться? Может это как раз именно то, чего так не хватало для будущих эйнштейнов?!

Мыслим образно, запоминаем и развиваем воображение

В общем-то, сам заголовок – это и есть основа методики для детей дошкольного возраста и школьников с целью тренировки их основных речевых навыков, развития памяти и воображения.

Такая техника позволяет подготовить будущих первоклассников к трудным школьным перегрузкам, когда придётся осваивать гигабайты информации, прикладывая при этом творческую изюминку, и помогает учащимся справляться с учебными программами.

Для общего развития.

Эйдетика, кому больше нравится – эйдетизм, несёт в своём значении основное греческое слово «эйдос» — «образ». Появилась она в самом начале двадцатых годов прошлого столетия, благодаря учёному из Сербии Виктору Урбанчичу. Считается, что именно он открыл феномен особой памяти через зрительные образы, позволяющие спустя время воспроизводить увиденное до мельчайших деталей.

После Урбанчича эйдетическими способностями человека заинтересовались немцы – Эрик Йенш и его марбургская школа психологии. Не обошли вниманием эйдетику и советские психологи, правда, с 1936-го в СССР в силу разных причин на эти исследования был наложен запрет. Вернулся интерес в советские 90-е, когда открылась первая школа эйдетики.

Научный эйдетизм обычному обывателю известен как фотографическая память. Учёные считают, что она у детей заложена природой и развита хорошо сама по себе. Дети отлично запоминают через образы и в большинстве случаев представляют предмет, который уже «ушёл» из поля их зрения. Это и лежит в основе упражнений эйдетики, позволяющих применять образную память для запоминания сухой информации.

Склонность к эйдетизму обуславливается рядом факторов. Это может быть и генетика, и особенное мозговое развитие. На способности запоминать образами влияет род деятельности человека, и среди творцов эйдетиков гораздо больше, чем среди технарей.

Исследования учёных подтвердили, что задатки эйдетизма есть у всех, только вот в процессе развития они приглушаются. К сожалению, как отмечают психологи, год за годом мы утрачиваем эту «детскую» способность, и во взрослом возрасте людей, умеющих детально воспроизвести зрительные, звуковые либо тактильные образы становится значительно меньше.

Зачем же терять такой дар природы, когда можно его развивать и направлять во благо?

Инструментарий для фотографической памяти

Как мы уже поняли, начинать тренировать образную память можно с детсадовской скамьи, чтобы в школьном возрасте «фотографировать» мудрёные физико-математические формулы да тексты на иностранных языках. Делать это можно несколькими способами.

Зрительная прорисовка

Этот метод хорош для запоминания цифровых и буквенных обозначений – как раз для высшей математики, что начинается уже с начальной школы! Его изюминка состоит в том, что к контурам любого символа добавляются детали и одним движением мозговой извилины с маленькой долей фантазии сухой знак превращается в предмет.

Вот попробуйте, какие «рога и копыта» у вас получатся из цифр от 0 до 9.

  • У меня нолик – это зеркало.
  • Из единицы вышла ёлка.
  • Из двойки – всеми любимый лебедь.
  • Тройка превращается в змею.
  • Четвёрка стала парусником.
  • Пятёрка – морским коньком.
  • Из шестёрки я сделала весёлого кита.
  • Семёрка – это бумеранг.
  • Восьмёрка похожа на снеговика.
  • А девятка – это воздушный шарик.

А можно представить цифры так, как на картинке.

Рисуя такие заколдованные цифры и буквы, дети потом их видят в окружающих предметах.

Мысленная прорисовка

Она служит для запоминания томов Пушкина и ему подобных любителей писать многостраничные поэмы, которые потом дети в школьном возрасте учат. Заключается этот метод в предварительном погружении в атмосферу стиха. Возьмём, для примера, того же Александра Сергеевича и представим дуб, русалку, ходящего по ювелирному украшению кота, богатырей и создадим ассоциативный ряд.

Запоминание точной информации

Этот метод развития эйдетической памяти разделён на приёмы.

Такая специальная техника, что даёт возможность запоминать незапоминающееся через изменение вида информации. Яркий пример мнемоники – возможность выучить цвета радуги через всем известную поговорку: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Или ещё можно с нашей школьной скамьи вспомнить про Ивана, Родившего Девчонку, Велевшего Тащить Пелёнку, – это была подсказка для тех, кому не давались названия и порядок падежей.

Цепная реакция

Это построение ассоциативных цепочек, когда из одного образа выплывает другой, помогая воспроизвести правильную последовательность.

Вот, например, родителям задание: запомните 12 слов

Для этого придётся составить свой видеофильм. Вот я разрезаю огурец, сделав из него лодку, в которую попадает комар. Комар прячется в конверт, который уносится ветром, на пути сворачиваясь трубочкой в виде гусеницы. Она приземляется в книгу, на страницах там много слов «рис». Рисинки высыпаются из книги, как фонтан и попадают в проезжающую машину, разбивая ей фары. Один осколок от фары очень похож на медведя. Вот такой у меня фильм:

Читать еще:  Топ 5 гаджетов для современной мамы

Акровербальная техника

Такие приёмы, которые преобразуют материал в интересные стишки и песенки, позволяющие легче запоминать. Акровербальные преобразования особенно популярны при изучении детьми в школьном возрасте иностранных языков, когда не даются для запоминания чужестранные слова. Для других случаев есть тоже такие приёмчики хорошие. Ну вот, например, с детьми дошкольного возраста учим дни недели:

или вот зашифрованное:

Для школьного возраста тоже есть запоминалочки. Вот для географии:

и для английского пример:

От теории к практике

Как это выглядит в теории и что такое эйдетика, мы теперь знаем. В дополнение к ранее указанным упражнениям на развитие памяти и мышления вот вам на тренировку ещё ряд. Если вовлечётесь в процесс развития образной памяти, можно взять их за основу, придумав что-то своё новенькое. К слову, развивать эйдетическую память можно уже с 3-4 летнего возраста.

Даём несколько карточек, их запоминаем и сочиняем сказки и небылицы, чтобы в определённой последовательности встречались заданные предметы.

Усложняемся, подобрав заранее тему для фантазии, например, школа, отпуск, спорт и так далее.

Ищем, что пропало

Выкладываем карточки картинкой вверх для запоминания, а затем просим ребёнка отвернуться, и шкодим: убираем одну-две карточки. Их-то и нужно вспомнить.

Для этого берём интересный предмет и начинаем его исследовать, давая как можно больше его признаков, начиная с формы, цвета, материала, декора, повреждений, недостатков и прочих.

Отгадываем

Загадайте предмет, который есть в поле зрения. При помощи наводящих вопросов ребёнок должен вывести сам себя на отгадку. Не забывайте меняться ролями!

Если в доме есть разные музыкальные инструменты либо пищалки-жужжалки, издающие звуки, соберите их в кучу, познакомьте ребёнка с их звучаниями, чтобы он запомнил, что чем «говорит», и начинайте отгадывать.

По коробочкам разложите всякие ароматные вкусняшки – травки, кофе, чеснок, лук, фрукты. Познакомьтесь с источниками запахов поближе. А теперь спрячьте всё, завяжите ребёнку глаза. Будем играть в «нюхача».

Вот так в несложных играх можно тренировать эйдетические способности. Попробуйте, уверена, что вам и детям понравится!

А на видео мальчик Соловей Лёня. По его собственному признанию, он очень любит баловаться и все ломать) А еще он умудрился запомнить целых 50 карточек! Не верите? Смотрите сами! Эйдетика в действии.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 1 (очень важное) (50)
  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (очень важное) (4)
  • ! — БИБЛИОТЕКА (подборки книг по темам) (417)
  • —— Игротека речевых игр (16)
  • —— Папка дошкольника + Я учусь (50)
  • —— Т Ткаченко+О Жукова Упражнения для подготовк (6)
  • —— Школа для дошколят + Вся дошкольная программ (39)
  • ——Грамматика в картинках, Грамматическая тетра (30)
  • ——30 занятий для развития ребёнка + Умный малыш (31)
  • ——КАНИКУЛЫ С ПОЛЬЗОЙ (35)
  • ——Лото — все выпуски + Готов ли ребёнок к школе (13)
  • ——Мастерилка +Играем и учимся (40)
  • ——Новогодние поделки (34)
  • ——Самые нужные игры + (27)
  • ——Солнечные ступеньки (35)
  • ——Шевелёв Математика все сборники (33)
  • ——Экспресс-курсы (28)
  • ! ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ (28)
  • . ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (195)
  • дидактические игры 1 (38)
  • игры-ходилки (1)
  • карточки по лексическим темам (30)
  • лото 1 (49)
  • лото 2 (50)
  • настольные игры (18)
  • плакаты (5)
  • . ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ и ОБУЧАЮЩИЕ (227)
  • развитие памяти (28)
  • внимание (31)
  • воображения (2)
  • коммуникативность (1)
  • логического мышления 1 (45)
  • логического мышления 2 (16)
  • на развитие дыхания (5)
  • обучающие игры (10)
  • ориентировка в пространстве (8)
  • пальчиковые (11)
  • подвижные игры (14)
  • развивающие (35)
  • речевые игры по дороге в сад (28)
  • сезонные игры (зима, весна, лето, осень) (4)
  • сюжетно-ролевые игры (6)
  • . ПЛАНИРОВАНИЕ и МЕТОДИКИ занятий (11)
  • + —— . ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ (энциклоп,сборники, (17)
  • ++ЗАНЯТИЯ с логопедом ЕЛЕНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ (3)
  • +дошкпрог АППЛИКАЦИЯ (4)
  • +дошкпрог ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (2)
  • +дошкпрог ЛЕПКА (2)
  • +дошкпрог МАТЕМАТИКА (46)
  • дискалькулия (1)
  • +дошкпрог МАТЕМАТИКА 2 (48)
  • +дошкпрог ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (23)
  • +дошкпрог ПИСЬМО (69)
  • графомоторика (27)
  • письмо (1)
  • прописи — буквы и цифры (20)
  • прописи детские (15)
  • +дошкпрог РЕЧЬ (118)
  • игры со словами 1 (41)
  • развитие речи (16)
  • словарный запас 1 (сущ, прил, глагол (48)
  • словарный запас 2 (сущ, прил, глагол (6)
  • +дошкпрог РЕЧЬ 2 (8)
  • +дошкпрог РИСОВАНИЕ (48)
  • +дошкпрог ЧТЕНИЕ (43)
  • разное ДЛЯ ЧТЕНИЯ (3)
  • скорочтение (1)
  • +дошкпрог ЧТЕНИЕ 2 (56)
  • грамматический строй речи (6)
  • звуковой анализ слова (12)
  • слоговая структура слова (20)
  • +ФОНЕМАТИКА (28)
  • .-развитие фонематического слуха (21)
  • .-развитие слухового внимания (3)
  • .-развитие слуховой памяти (1)
  • .-фонематическое восприятие (9)
  • +ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА (113)
  • все предметы (матем, русск, иняз, окрмир) (19)
  • иностранный язык (16)
  • математика (45)
  • окружающий мир (2)
  • русский язык (17)
  • учебники (15)
  • чтение (1)
  • —ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ (4)
  • . ——ПОДЕЛКИ (133)
  • к Новому году 2 (30)
  • конфетные букеты (4)
  • аппликация (2)
  • из бумаги (15)
  • из пластилина, солёного теста (4)
  • из природного материала (18)
  • к Новому году (49)
  • к празднику (1)
  • рукоделие разное (2)
  • . ——ПОСОБИЯ своими руками (19)
  • ..ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ (58)
  • тесты для 1 — 3 лет (8)
  • тесты для 4 лет (13)
  • тесты для 5 лет (10)
  • тесты для 6 лет (14)
  • тесты для 7 лет (15)
  • ..ЧТО ДОЛЖЕН У МЕТЬ РЕБЁЁНОК (по возрастам) (22)
  • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (232)
  • .. речевые и прочие отклонения (задержки) (16)
  • .развитие речи (40)
  • .развитие речи/карточки к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (1)
  • .развитие речилексические темы (43)
  • .развитие речиматериалы к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (12)
  • c-я (29)
  • артикуляционная гимнастика (24)
  • биоэнергопластика (8)
  • дыхательная гимнастика (7)
  • звуковые таблицы (2)
  • логопедический массаж (10)
  • постановка и автоматизация звуков 1 (49)
  • постановка и автоматизация звуков 2 (5)
  • эйдетика (2)
  • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ (35)
  • коррекции ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (дислалии) (1)
  • для корр-ции ДИЗАРТРИИ (5)
  • другие (1)
  • коррекции ДИСЛЕКСИИ (2)
  • МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (16)
  • НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА (дисграфия) (10)
  • .ЛОГОПЕДИЯ-СТИХИ (6)
  • логопедические стихи (2)
  • приёмы для запоминания (4)
  • .МНЕМОТЕХНИКА, МНЕМОТАБЛИЦЫ (27)
  • . РАЗВИВАЮЩИЕ КАРТОЧКИ (КАРТИНКИ) (10)
  • карточки Домана (7)
  • ВАЖНОЕ 1 (49)
  • ВАЖНОЕ 2 (50)
  • ВАЖНОЕ 3 (27)
  • ВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ (ил-ции, стихи, игры и т.д.) (59)
  • весна (2)
  • время суток (4)
  • все времена года (37)
  • дни недели (12)
  • зима (7)
  • лето (3)
  • осень (1)
  • распорядок дня (12)
  • ГЛЕБУ (30)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (10)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 4 (10)
  • КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (19)
  • настольный театр (15)
  • пальчиковый театр (1)
  • театр теней (2)
  • тканевый, лепка (3)
  • фланелеграфовый (3)
  • КУЛИНАРНОЕ (15)
  • МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ (5)
  • МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (28)
  • логоритмика (22)
  • музыкальные игры (2)
  • обучение музыкальной грамоте (2)
  • ОДЕЖДА, ПРИЧЁСКИ для детей (21)
  • для кукол (8)
  • карнавальные костюмы (6)
  • одежда для внуков (3)
  • причёски для внуков (3)
  • ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, этикет (5)
  • ПСИХОЛОГИЯ детская (38)
  • нейропсихология (6)
  • часть 1 (28)
  • часть 2 (4)
  • РАСКРАСКИ (21)
  • азбука, алфавит (2)
  • обучающие, тематические раскраски (14)
  • раскраски тематические (дикие,домаш. живот, птицы (2)
  • раскраски-прописи (графомоторика) (4)
  • САЙТЫ ДЕТСКОЙ ТЕМАТИКИ (43)
  • СКАЗКИ, РАССКАЗЫ, ЗАГАДКИ (10)
  • аудио, видео, флеш (1)
  • мультики, диафильмы (2)
  • печатные (7)
  • СТИХИ, ЗАГАДКИ (12)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ (48)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 2 (27)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 3 (8)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 4 (20)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 5 (0)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 6 (0)
  • ФИЗМИНУТКА (5)
  • физминутки (3)
  • ю- КОМП (19)
  • Любаша Каргина (9)
  • разное (1)
  • Ю-РАЗНОЕ (13)
  • Я — (закрытое) для с-ний (13)
  • Я — рамочки (40)
  • Я-ДНЕВНИКИ О ДЕТЯХ (30)
  • Я-ДРУГИЕ ЗАКЛАДКИ (41)
  • я-пппппппппп (3)
  • Я-хлам (15)
  • ЯЯЯ-GGG (6)
  • ___НАЙТИ ПОЛЕЗлитературу (4)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ (66)
  • Pаспечатать из вКОНТАКТЕ (37)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ НЕМЕДЛЕННО. (36)
  • ___РАССМОТРЕТЬ (26)
  • ___СЕРИЯ СООБЩЕНИЙ (20)
  • ___СКАЧАТЬ (13)
  • ___ССЫЛКИ с ПАНЕЛИ (48)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти

Эйдетика — новое направление в современной детской психологии, специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Она активно применяется для обучения малышей младшего школьного возраста, даже нравится им, так как использует в качестве основы простые игры. Получается, что вместо скучной зубрёжки информация усваивается через ассоциации.

Все родители могут использовать полезные, развивающие упражнения эйдетики для детей от 4 до 10 лет. Это поможет подготовить их к школе, облегчить привыкание к учебному процессу и усвоение предметов самой различной направленности.

Самое простое упражнение

Очень полезна эйдетика для детей дошкольного возраста: упражнения для них лёгкие, не сложные, но очень эффективно развивают ассоциативную память. Предлагаем вам одно из самых простых, которое подойдёт даже для трёхлетнего малыша.

Перед прогулкой попросите его перечислить ту одежду, которая ему понадобится для этого мероприятия. Причём называть её он должен в той последовательности, в которой будет надевать. Ещё один нюанс для данного упражнения: всё это нужно сказать, не видя этих вещей, т. е. малыш их должен будет воспроизвести самостоятельно. Это и есть развивающий момент в занятии для укрепления памяти.

Эйдетика для детей хороша ещё и тем, что помогает развить фантазию, направить её в нужное русло. Если вовремя не заострить на этом внимание, ребёнок может сначала — сочинять нелепые и зачастую очень глупые истории, а там и до самого настоящего вранья недалеко. Чтобы избежать такого неприятного момента, можно использовать следующее творческое упражнение эйдетики.

Самостоятельно придумываете 10–12 слов (любых), проговариваете их малышу. Он должен их не только запомнить, но ещё и сочинить с ними рассказ. Во-первых, это развивает его речь. Во-вторых, тренирует память (слова в его вымышленном рассказе должны идти строго в той последовательности, в какой вы их назвали). В-третьих, такое упражнение поможет найти буйной фантазии полезное направление. Вы сами удивитесь, какой талант может проявить ваше чадо, выполняя это задание.

Упражнения эйдетики для детей

Существует очень интересная игра с карточками для развития визуальной памяти, которая просто необходима в процессе обучения в школе. Отберите яркие картинки птиц, людей, животных, домов, игрушек. Ребёнок должен вытащить из целой пачки 10 карточек и составить рассказ с предметами и живыми существами, которые на них изображены. Задание похоже на предыдущее, но тем не менее существенно отличается от него с точки зрения эйдетики. Предыдущее развивает образную, а данное — визуальную память.

Как запомнить цифры

Упражнения эйдетики помогают малышам быстро и легко выучить цифры. Строятся они на основе образов и ассоциаций, которые числа вызывают в их сознании. Он мысленно должен связать каждую цифру с каким-то определённым образом, придумать, на что она может быть похожа, с каким цветом и звуком она у него ассоциируется. В дальнейшем, когда малыш будет вспоминать ту или иную цифру, у него в голове будут возникать образы, которые он сам же и придумал, что поможет воспроизводить их очень быстро и легко.

Как учить стихи

Очень часто детям бывает трудно запоминать стихи. Чтобы этот процесс не превратился в настоящее мучение и для родителей, и для самого ребёнка, некоторые упражнения эйдетики помогают преодолеть и эту трудность.

Они предлагают запоминать не сами слова, а те образы, с которыми они ассоциируются у ребёнка. Это называется у психологов «визуальная составляющая стиха». Строфы совместно с ребёнком родители должны превратить в маленький фильм. В нём каждое совершаемое действие будет в мыслях ассоциироваться с конкретным словом из стихотворения. В данном деле очень важно запомнить последовательность «кадров», т. е. слов.

Игра в ассоциации

В эту игру любят играть многие взрослые, даже не подозревая, что для детей она может стать прекрасным упражнением эйдетики. Ведь она очень хорошо развивает память. Вы называете любое слово и просите ребёнка назвать другое, с которыми оно у него ассоциируется. Дети очень любят подобные развивающие игры.

Во время подобных упражнений родители должны устраивать малышу так называемые отвлекающие манёвры. Они позволяют ему не только отдохнуть, но и попутно продолжить тренировку памяти. Причём сделать это можно с помощью элементарной смены положения тела. Мало кто знает, что такой простой приём способствует большей концентрации внимания. Ребёнок может пересесть на другое место, походить по комнате, потянуться, сделать пару несложных физических упражнений. Кроме этого, можно быстро переключить внимание малыша на что-то другое, отвлечь его. Это позволит ему сосредоточиться, а также тренирует внимательность.

Читать еще:  Ущемлённый геморрой

Серия сообщений «эйдетика»:
Часть 1 — Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти
Часть 2 — . ВАЖНОЕ — найти все 3 приёма эйдетики

Эйдетика для детей: как все запомнить и ничего не забыть

Детям, как и взрослым, свойственно что-то забывать. Сегодня малыш помнит названия всех животных и транспортных средств, которые вы разучивали вместе на протяжении трех месяцев, а, после летнего отдыха, когда все немного расслабились, ребенок вдруг удивил родителей полным отсутствием знаний? Мама нервничает, чадо пытается вспомнить, и процесс изучения начинается если и не с самого начала, то с уже надоевшего мычания и блеяния.

На помощь маме и ребенку может прийти явление, с интересным названием «эйдетизм». Чаще всего под ним понимают зрительную память, но это не совсем одно и то же. Эйдетизм связан со способностью человеческого мозга воспроизводить образ объекта спустя длительное время после исчезновения раздражителя.

Навык эйдетизма развит у детей с рождения. Малыши как раз и мыслят образами, абстракциями. Не случайно, чем большими свойствами для ребенка нацелен предмет — тем лучше он его запомнит.

Для малыша представление о предмете и его восприятие практически одно и то же. Если воспользоваться этой особенностью памяти можно развить действительно полезную и достаточно редкую способность к запоминанию объектов и явлений в мельчайших деталях.

Мы разучились фантазировать

Исследования, затрагивающее понятие эйдетизма проводились в Германии еще в начале столетия. По данным исследований Э. Йенша и его учеников было выявлено, что около 40 % детей Мельбурна возрасте от 8 до 15 лет — явные эйдетики, остальные — скрытые. В то же время среди взрослых этот показатель резко снижался до 7 %.

Более поздние исследования показали, что количество школьников, обладающих образной памятью снижается. С чем это связано? Спорный вопрос. Но, вероятно причиной является массовая культура, многообразие информации, как зрительной, так и звуковой, которая в буквальном смысле обрушивается на детей.

Действительно, если ранее ребенок получал большую часть знаний из сказок и песен, он был вынужден самостоятельно представлять себе описываемые события. В настоящее время необходимость в этом отпала. Большое количество мультфильмов, компьютерных игр, а позже заучивание наизусть и бездумное запоминание не оставляет простора для детской фантазии. Можно сказать, что мы сами учим своих детей мыслить и запоминать иначе, а после жалуемся на проблемы с памятью и плохую успеваемость в школе.

Образное мышление и память. Есть ли связь?

Обратите внимание на то, как происходит процесс общения родителей с ребенком. В каком виде мы предлагаем ему информацию? Не знаю, многие ли повторяют мою ошибку, но когда сын пошел к логопеду, и ему пришлось столкнуться с необходимостью запоминать значительное количество названий, мы пользовались большим числом карточек, кубиков и уже готовых шаблонов, а главной составляющей была зубрежка.

Заучивание было, конечно не в школьном понимании, но, по сути, данный метод мало чем отличался от зубрежки непонятных правил на уроке: «Это корова, она говорит „му-уу“. Корова — домашнее животное, у нее ноги, рога, хвост. Это травоядное животное, оно ест траву». Далее следовал переход к следующей карточке.

По сути, ребенку предлагалось запоминать уже готовые образы — рисунок, звук, перечень признаков, но не давался алгоритм того, как можно воспользоваться информацией, которую мозг, разумеется, записывал все это время. Зачем ребенку корова? Какое ему дело до гуся, быка и барана?

Как часто родители сталкиваются с ситуацией, когда необходимо выучить с ребенком стихотворение к празднику, а он никак не может запомнить слово. А домашний адрес? Телефон? Да, я сама пыталась заучивать наизусть с сыном цифры и пришла к выводу, что только частое повторение может помочь запомнить необходимую для его безопасности информацию.

Но что такое для ребенка номер телефона? Просто набор цифр. А если малыш еще совсем мал и не знаком со счетом — набор бессмысленных звуков. Представьте сами, насколько легко было бы Вам запомнить информацию, которая ровным счетом ничего не значит, является абсолютной бессмыслицей?

Согласно И.Ю. Матюгину, основателю «Школы Эйдетики» в Москве, основной проблемой запоминания является не невозможность «записать в мозг» информацию, а сложность ее воспроизведения. Он предлагает ряд методов, направленных на то, чтобы ребенок (да и взрослый) смогли выстроить необходимую цепочку от разрозненных, и часто не относящихся к объекту элементов до целостного образа.

Это и есть основа образного мышления — возможность вызвать «перед глазами» необходимый объект, исходя из уже знакомых признаков. По сути, память сама вытянет всю информацию за ниточку, «кончик» которой может быть довольно неожиданным.

Принципы эйдетики на практике

Манипулирование образами позволяет малышу в любой момент обратиться к тому, что он уже знает. Главное наделить необходимый объект наибольшим числом свойств, к которым может оперировать чадо.

Словарный запас

Если подключить фантазию и образное мышление, данная область будет даваться малышу намного легче. Более того, подобный способ можно применить и при изучении иностранных языков уже в подростковом и даже взрослом возрасте. Система эйдетики предлагает несколько подходов к запоминанию.

1. Подобрать нужные образы

Например, надо запомнить слово «телескоп». Первая часть слова похожа на «телевизор», который знаком, к сожалению, нашим детям с пеленок — в него так же смотрят. Вторая часть слова «скоп» может ассоциироваться с копанием, раскопками (да, не удивляйтесь, ассоциации могут быть самыми разными и в данном случае я привела свою). Раскопки — большая яма, из ямы мы смотрим вверх. Вот такая интересная ассоциация получается со словом «телескоп».

Самое главное предложить ребенку самому подобрать необходимые ассоциации, задачей родителей будет помочь малышу развить ту картинку, которую предлагает его воображение.

Если малыш с ранних лет занимается иностранными языками, словарный запас так же дастся ему легче, если он сможет визуализировать слово. Возможные ассоциации могут оказаться не только помощниками в обучении, но и источником веселья для всей семьи.

2. Создание нового образа на основе имеющихся слов

Данный метод применим, если необходимо запомнить сразу несколько слов или их последовательность. Новая игра предполагает составление небольшого рассказа с использованием имеющегося набора.

Например, из слов:

Можно составить такой шутливый рассказ:

«На далеком заснеженном южном полюсе, среди снега и льда сидел маленький белый гусь. Вдруг, появилась большая красная бабочка, вылетевшая из открытой рамы на научной базе. Полярник старался поймать ее своей большой, пушистой и теплой шапкой».

Слова в этом случае запоминаются как бы сами собой. Ведь вся картина словно оживает перед глазами. Это больше не вырванные из контекста понятия, а целые образы, сложенные в единую картину. При этом, чем больше прилагательных описывает слово, тем лучше.

3. Последовательность слов, как последовательность действий

Ассоциации могут быть не только зрительные, но и динамические. Самое главное — включить фантазию. Например, если необходимо запомнить канцелярские принадлежности:

Можно сесть и порисовать с применением вышеуказанных инструментов. Действия малыш должен выполнять сам, задача же родителей озвучивать, что он делает и употреблять нужные слова периодически, используя разные прилагательные.

Как запоминать стихи

Уже в самом раннем возрасте большинство малышей хотят удивить родителей и воспитателей громким и выразительным чтением стихов. И с этого момента могут возникнуть первые сложности с разучиванием всего того, чем чадо желает нас порадовать.

Всклокоченная мама раз за разом дергает бедного ребенка и предлагает ему прочесть стихотворение наизусть, малыш путается, сбивается, требуется еще и еще одно повторение, и еще несколько через неделю.

Если малышу тяжело дается запоминание стихов или рассказов, в этом так же может помочь эйдетика. Наверное, многие уже догадались как — необходимо создать образ. А значит, визуализировать произведение.

Помочь в этом могут краски и кисточки, карандаши, пластилин, цветная бумага и крупы для аппликаций. Заметили? Вместо одного занятия можно будет потренировать и иные навыки.

В данном случае необходимо последовательно воспроизвести сюжет стихотворения или рассказа в картинках, аппликациях или даже пластилиновых фигурках. Мы с сыном рисовали, а после вырезали героев сказок, чтобы сделать пересказ. После, этот наглядный материал помогал в играх и даже составлении новых, сочиненных им самим рассказов.

Как запомнить картинку

Если прежде мы говорили, главным образом, о том, что звуковую информацию стоит визуализировать, то картинку стоит максимально «озвучить». И это вовсе не означает, что надо рассказывать малышу, что хотел показать художник (это и для взрослых скука смертная), наоборот, позвольте ему заметить те детали, на которые Ваш натренированный глаз сразу и не обратил внимания.

Например, на картинке с изображением весны, сын в первую очередь обратил внимание на зеленую травку, которая была изображена в виде дух слабеньких листочков на заднем плане. Позвольте малышу самому решать, как именно описать рисунок. Ваша задача предложить ему составить небольшой рассказ и помочь его сформулировать.

Запоминаем движения

Студии танцев очень популярны. Так же бывает необходимо выучить серию движений к празднику в детском саду или школе. Если малыш постоянно сбивается — помогите ему. Придумайте к каждому движению воображаемое действие. Хлопок в ладоши — убили комара, прыжок — качнули люстру, поворот — посмотрели, кто пришел и тд.

Готовимся в школу

Кстати, изучать цифры и буквы так же будет намного веселее, если придумывать к ним различные ассоциации. Составители азбук давно используют данный метод, но, на мой взгляд, в нем есть небольшой недостаток. Не все ассоциации оказываются яркими для ребенка, а, следовательно, запоминающимися.

Когда мы учили буквы с сыном, я поняла, что моему чаду совершенно не интересно, что буква «ж» похожа на жука, а на «м» начинается машина. Я не педагог, и могу ошибаться, но, на мой взгляд, ребенок куда быстрее запомнит то, что действительно интересно и необычно. Мы учили буквы по старой, еще советской книжке А. Шибаева. Образы там яркие, оригинальные и запоминающиеся. Еще лучше, если малыш сам придумает, на что похожа та или иная буква или цифра.

Игра — развивает память

Из вышесказанного следует, что одно из самых полезных занятий для развития детской памяти — игра в ассоциации. Подобное времяпровождение поможет скрасить длинную дорогу, сделать прогулку интереснее, а поход в магазин увлекательнее. Можно предложить детям решить, на что похож столб или машина, что напоминает плывущее по небу облако и лужа на асфальте.

Образы и ассоциации, которые будут возникать у ребенка не всегда должны быть визуальными или звуковыми. Можно и нужно подключать иные методы, например, тактильные ощущения, двигательные, вкусовые и даже с запахи.

Например, тактильные и динамические ощущения можно применить при знакомстве с формой предметов: шарик катиться, а попробуйте покатить квадратный кубик. Подключать воображение: «А как будет выглядеть машина с треугольными колесами?». Если при этом вы вместе пофантазируете, как будет трясти бедного водителя, попрыгаете на месте — малыш не только запомнит форму, но и получить массу положительных эмоций.

Самое интересное, что представители современной школы эйдетики ориентированы не только на детей школьного и дошкольного возраста, но и на взрослых. Они уверены, что при должной тренировке можно добиться значительных результатов и запоминании сложных фамилий, иностранных языков, любых числовых значений, лиц и т.д.

  • Загоровский П. Л. Эйдетическая школа (Йенш) и проблемы детской психологии // Психология. 1929. Т.2. Вып. 1.
  • Эйдетизм — статья из Большой советской энциклопедии
  • Выготский Л. С. Эйдетика // в сб. «Основные течения современной психологии». [Сб. ст.] М. — Л., 1930
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1984, Т. 6
  • Матюгин И., Рыбникова И. «Методы развития памяти, образного мышления, воображения» // М.: «Эйдос», 1996
  • Матюгин И. Бонк И. «Как развивать память и внимание ребенка» // М.: «Эйдос», 2012
  • Шибаев, А. «Взялись за руки друзья». Художник В. Гусев. Л.: Детская литература. 1982 г.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector