Развитие мышления у ребенка раннего возраста

Развитие мышления детей раннего возраста
учебно-методический материал

Всероссийский практико-ориентированном семинаре «Игра в дошкольном детстве: требования ФГОС»

Тема выступления: «Развитие наглядно-образного мышления детей средствами игры»

Предварительный просмотр:

Кубасова М.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №17 Пушкинского района

Развитие мышления детей раннего возраста

Мышление ребенка до трех лет непосредственно связано с восприятием — малыш мыслит, устанавливая связи между предметами и действуя ими. Среди всех психических процессов в раннем возрасте главная роль принадлежит восприятию: поведение и сознание целиком определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас» Мышление, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, психологи называют наглядно-действенным , основой и исходным пунктом становления всех форм мышления. Именно настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (от сравнения разных предметов, от взаимодействий одних предметов с другими и пр.) дают чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных — внутренних — форм мышления. Конечно, опыт этот у детей раннего возраста еще не осознан. Пока все ограничивается включением в «ткань» непосредственного, конкретного действия. Однако важно то, что предметы ребенок воспринимает со стороны как практически-потребительских функций, так и абстрактных, общих свойств. Действия с этими предметами способствуют развитию умения вычленять их существенные и функциональные признаки .

Особое значение для формирования наглядно-действенного мышления имеют действия, которые в психологии называют соотносящими . Речь идет о действиях с двумя и более предметами, когда необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов -форму, величину, твердость, местоположение и т.п. Уже в конце младенческого периода ребенок начинает совершать действия с двумя предметами — нанизывает, ставит один на другой, складывает и пр. Однако в этих действиях он еще не учитывает свойство — не выбирает и не подбирает нужный предмет в соответствии с формой, величиной, не пытается расположить предметы в определенном порядке. Характерно, что «содержание» большинства игрушек, пирамидок, кубиков, вкладышей, матрешек направлено на развитие соотносящих действий — на подбор и соединение предметов или их частей в соответствии с формой и размером. Разумеется, действия с ними должны регулироваться и направляться тем результатом, который следует получить (например, готовую пирамидку или матрешку). Для этого годовалому ребенку необходима помощь взрослого, своего рода обучение. Соотносящие действия выполняются разными способами в зависимости от того, как учить. Если ребенок просто подражает взрослому, т.е. выполняет те же действия с теми же предметами, он может получить результат только в его присутствии и при непосредственном показе. Поэтому важно, чтобы малыш научился выделять необходимые свойства предметов, чтобы сам подбирал и соединял части в требуемом порядке. Важно сначала заинтересовать его игрушкой, стимулировать желание действовать . Первоначально действия эти выполняются только через практические пробы, потому что ребенок еще не способен зрительно сравнивать величину и форму предмета. Только какое-либо неоднократное действие с игрушкой сможет убедить его в несостоятельности попыток. Только так он поймет, что нужно, например, не втискивать деталь, а примерять до тех пор, пока не будет найдена необходимая. Игрушки — пирамидки, кубики, матрешки — как бы сами подсказывают, какая деталь подходит. Поэтому их и называют авто дидактическими (или самообучающими). С помощью внешних ориентировочных действий ребенок рано или поздно получит результат.

В 2-2,5 года формируется новый тип восприятия — зрительно соотнесенное. Его называют так потому, что свойство одного предмета теперь превращается в образец, в мерку для измерения свойств другого. Так, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных колец; нужные детали подбираются на глаз, правильное действие по просьбе взрослого выполняется сразу, без предварительных практических проб. Разумеется, зрительный выбор по образцу — гораздо более сложная задача, нежели простое узнавание или примеривание, ведь сначала нужно найти предметы, одинаковые по форме, по величине, и лишь потом — по цвету. Это значит, что новые действия формируются первоначально для тех свойств предмета, которые непосредственно задействованы, и лишь затем переносятся на другие, менее существенные.

На третьем году жизни ребенок способен уже сравнивать хорошо знакомые предметы, имеющие ярко выраженную форму, с постоянными образцами, не только реально воспринимаемыми, но и представляемыми. Так, если предмет треугольной формы, ребенок определяет его «как домик», а круглый — «как мячик». Это означает: у ребенка есть представления о свойствах вещей, и эти представления закреплены за конкретными предметами. Но эти представления сами по себе не формируются. Со свойствами предметов ребенка необходимо знакомить в конкретных практических действиях. Повторение и воспроизведение соотносящих действий приводят к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в период раннего детства ребенок может совершать действия в уме, способен без внешних проб подбирать нужные детали, например, для пирамидки или матрешки. В основе догадки — элементарная форма внутреннего действия, но не с реальными предметами, а с их образами, представлениями и способами употребления. Такое мышление в психологии называют наглядно-образным.

В раннем возрасте наглядно-образное мышление только зарождается. Поэтому ребенок не может выполнять сложные задания, а если и выполняет, то только в наглядно-действенном плане. Игры, которые мы предлагаем вниманию читателей с различными составными игрушками — пирамидками, кубиками, картинками, — развивают не только наглядно-образное мышление, но и восприятие, внимание, память, речь.

Игры и занятия с вкладышами предполагают индивидуальную форму работы. На первых порах обязательно участие взрослого: он должен заинтересовать ребенка предметами, показать возможные действия, научить правильным способам. Если игра усвоена, если малыш уже сам с удовольствием играет, его можно оставить одного до тех пор, пока не заскучает. В некоторых случаях понадобятся два одинаковых предмета: один — для показа и образца, другой — для воспроизведения правильного действия.

Самое первое соотносящее действие — вкладывание одного предмета в другой. Уже в конце первого года жизни ребенок с удовольствием достает из коробки или мешочка игрушки. Сначала он предпочитает только вытаскивать и разбрасывать их. В начале второго года жизни собирание мелких предметов становится любимым занятием. Малыш может сосредоточенно собирать в коробку или миску палочки, колесики, шишки, а потом доставать их. Конечно, следует не только поддерживать это простое занятие, но и предоставлять для него материал. Желательно показывать, как собирать пуговицы или брусочки в кастрюльку, как перекладывать их в коробку, в мешочек, а потом опять в кастрюльку. Если ребенок заинтересуется, он на какое-то время сосредоточится на этом действии. Основное удовольствие приносит сам процесс перемещения предметов, а не результат.

Более сложным представляется действие со специальными игрушками — вкладышами. Их значимость: развивают восприятие и мышление. Набор вкладышей — это несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера: кубики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине. Вкладывая меньший предмет в больший, тем самым координируя действия руки и глаза, малыш учится соотносить их величину.

Сначала можно предложить всего два-три предмета. Взрослый ставит на стол больший кубик, в который спрятаны два маленьких, и поднимает верхний. Малыш видит следующий кубик, поменьше. Его тоже снимают, чтобы показать самый маленький. Далее меньшие кубики накрываются большими. На практике действия озвучиваются в такой последовательности: «Что там у нас прячется? -спрашивает взрослый. — Смотри, еще кубик, а под ним еще. А теперь спрячем его, вот так! <Показ.) Нет кубика! И этот тоже спрячем. И опять один кубик остался». Разыгрывается нечто вроде игры в прятки, в которой ребенок наверняка захочет принять участие. Сначала он будет только снимать верхние кубики, а взрослый собирать. Поэтому можно попробовать совместно (действуя руками ребенка) спрятать маленький кубик, «надев» на него больший, и показать, что «прячется» только меньший предмет в больший, а не наоборот.

Постепенно для самостоятельных манипуляций число вкладышей увеличивается (до четырех-пяти). Не исключено, что на первых порах ребенок будет пробовать втиснуть один предмет в другой силой. Если бесполезное действие «задерживается», педагог дает другой предмет, но меньшего размера; совместно они вкладывают его в больший. Так, путем проб малыш учится перебирать предметы и выбирать среди них нужные.

Одна из любимых детских игр — раскладывание предметов по разным емкостям. Разложив все элементы вкладышей, например, миски, в порядке убывания, взрослый вкладывает в каждую по одной бусинке. Ребенок наверняка продолжит это занятие самостоятельно. Сначала его внимания не заостряют на соответствии величины миски и бусинки. Главное, положить какой-либо один предмет. Задача эта решается на втором этапе обучения: подобрать предмет в соответствии с размером емкости: в большой — побольше, в маленький -поменьше.

Вариант игры с вкладышами. Постройка башенки. Педагог ставит меньший кубик на больший и удивляется: «Вот какая башенка получилась!» Башня будет расти до тех пор, пока малыш не развалит ее. Но через определенное время у него обязательно возникнет желание самому принять участие в строительстве. Только так, на практике, можно убедиться: башня получается, когда маленький кубик «становится» на большой.

§ 2. Развитие мышления в раннем детстве

В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет их признаки. Установ­ление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помо­щью предметных действий, ведь малыш еще не умеет действовать в плане представлений. Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий создает возможности для того, чтобы малыш перешел от использования готовых связей и отношений к их установлению. То есть возникает наглядно-действенное мышление. Освоение класса соотносящих действий предполагает умение анализировать при знаки и сравнивать объекты по выделенному признаку. Интен­сивное развитие соотносящих действий происходит у ребенка в играх с дидактическими игрушками. Действия с такими игруш­ками всегда предполагают решение умственной задачи, когда нужно добиться результата. Если младенец просто нанизывает колечки на штырь, то ребенок в раннем детстве собирает пирамидку в соответствии с величиной колец, стремясь получить правильный результат. Способ его достижения взрослый фиксирует в сознании малыша и учит его действовать не путем многочисленных проб, а примеривая части объектов друг к дру­гу, что повышает качество решения задачи.

Приведем протокол наблюдения за Оксаной Д. (2 года 2 мес). Воспитатель: Оксана, собери пирамидку (раскладывает кольца перед де­вочкой).

Оксана берет самое большое кольцо, надевает на штырь, берет второе по величине, прикладывает его к самому маленькому и надевает на штырь. Обра­щается ко взрослому: «Вот как!» Выбирает самое большое из оставшихся ко­лец и надевает на штырь, затем кольцо поменьше и самое маленькое. Закреп­ляет верхушку. Обращается ко взрослому: «Все!».

Орудийные действия протекают на основе установления отношения «ребенок-орудие-цель» и предполагают воздейст­вие на один предмет с помощью другого: достать палкой мячик из-под стола, сачком игрушку из таза с водой. Для орудийных действий характерно то, что ребенок должен проанализировать не только признаки или свойства предметов, но и условия, в которых решается задача: мяч закатился так далеко, что корот­кой палкой его не достать, поэтому надо взять палку подлиннее. Орудийные действия разнообразны. Орудиями могут высту­пать не только предметы, специально для этого предназначен­ные (ложкой едят, ведром носят воду, с помощью формочек «пекут пирожки»), но и полифункциональные (палка). Встречаясь с проблемой, например, достать игрушку, ребенок начинает с того, что просто ориентируется в новой ситуации. Затем он пытается достать игрушку рукой. Через некоторое время внимание малыша направляется на орудие, находящееся рядом. Малыш манипулирует с ним, обнаруживает возможность его целевого применения. Например, действуя с палочкой, он слу­чайно задевает игрушку и приближает ее. Заметив полученный результат, он повторяет найденный способ воздействия на пред­мет-цель. Решающим моментом в овладении орудийным дейст­вием является переключение с цели на средство ее достижения. Меняется отношение малыша к орудию: ребенок узнает, что определенными действиями с помощью орудия можно вызвать желаемый результат. У ребенка появляются зачатки понимания причинно-следственной связи, состоящей в том, что действие, осуществляемое с помощью орудия, приводит к перемещению другого предмета. То есть с помощью одного предмета можно воздействовать на другой.

Читать еще:  Митральная недостаточность

Уже в раннем детстве наглядно-действенное мышление ха­рактеризуется отвлеченностью и обобщенностью. Отвлечен­ность проявляется в том, что в орудии ребенок выделяет без учета других только его главный признак, который позволяет использовать его соответствующим образом. Если малыш по­нял, что палкой можно доставать предметы, то начинает для этого действия применять любые подобные по функции пред­меты: линейку, ручку, швабру, карандаш. Обобщенность вы­ступает тогда, когда ребенок использует одно и то же орудие для решения целого класса задач. Например, копает лопаткой не только песок, но и землю, снег, глину, а воду носит не только в ведерке, но и в чашке, формочке. Обобщение опыта деятель­ности и использование его при решении новых практических задач формирует элементарную культуру мышления и подго­тавливает обобщение опыта в слове, что в итоге способствует развитию речевого мышления.

Накопление опыта практических предметных действий по­степенно приводит к тому, что малыш представляет, как добить­ся желаемого результата. Он начинает действовать не на осно­ве практических действий, а на основе образов, созданных про­шлым опытом; сразу выбирает палочку необходимой длины, чтобы достать коробку из-под шкафа. Такие действия говорят о том, что у ребенка появляется представление о результате, последовательности действий, необходимом для решения зада­чи орудии. А значит, складываются предпосылки наглядно-образного мышления, которое повышает эффективность решения практических задач.

В мышление ребенка достаточно рано включается речь. На втором году жизни взрослый не только комментирует действия с орудием, но и фиксирует в сознании ребенка результат дейст­вия, ставит перед малышом проблемы. Все это придает мышле­нию известную целенаправленность и организованность. Под влиянием речи взрослых малыш быстрее переходит от случай­ных проб к результативным действиям. Овладение ребенком собственной активной речью значительно перестраивает про­цесс его мышления. У малыша возникают первые вопросы, на­правленные на установление скрытых связей и отношений, ког­да ребенок сталкивается с какими-то трудностями: почему ма­шина не едет (сломалось колесо), почему карандаши рассыпаются (коробка прохудилась). Вопросы свидетельствуют о том, что появляются некоторые представления о причинно-следственных связях. Более того, оформление вопроса в речи перестра­ивает весь процесс решения задачи, потому что теперь действия, приобретая осмысленный, разумный характер, подчиняют­ся цели. Последняя состоит в том, чтобы найти ответ на вопрос. Постановке вопроса помогает на первых порах взрослый. Со­вместная постановка вопроса начинает предварять практичес­кое решение задачи: «Что поломалось? Что мешает?» Таким образом, мышление приобретает элементы планируемости и критичности, которые получают дальнейшее развитие в до- школьном возрасте. Постановка вопросов говорит о том, что малыш чувствителен к противоречиям, которые связаны с его Практической деятельностью: например, хочет прокатить ма­шину, а она не едет.

В возрасте 1-3 лет начинают складываться мыслительные операции.

Формирование интеллектуальных операций в раннем детстве, как подчеркивал Д.Б.Эльконин, главным образом проис­ходит при овладении орудийными действиями, поскольку, во- первых, они более определенны и постоянны, в отличие от других действий и, следовательно, легче выделяются и фиксируют­ся. Во-вторых, в них гораздо ярче выражена связь орудия с предметами, на которые направлено его действие, следовательно, они создают более благоприятные условия для ориентировки ребенка на эту связь. В процессе формирования предметных действий, в основном орудийных, ребенок выделяет в предметах наиболее общие и постоянные признаки, на основе чего скла­дываются обобщения.

Исследование Н.Х.Швачкина позволило сделать вывод о том, что быстрое абстрагирование от случайных признаков объектов происходит только в том случае, если дети применя­ют предметы как орудия в своей деятельности, одновременно усваивая их названия и назначение. Формирование предметных действий у ребенка заменяет значение употребляемых им слов, которое способствует развитию обобщений в том случае, если слово, ранее служившее лишь именем предмета, выражает об­щее понятие о нем. Сначала предметы группируются детьми по наиболее ярким признакам, чаще всего по цвету. Ребенок еще не владеет предметными действиями и производит наглядные обобщения. В дальнейшем, на основе предметных действий, малыш выделяет отдельные предметы, объединяя зрительные и осязательные признаки в единый образ. При этом ребенок не выделяет основные, устойчивые признаки от вторичных, измен­чивых. И лишь затем начинают формироваться общие понятия, когда ребенок выделяет из всех признаков сопоставимых пред­метов наиболее существенные и постоянные.

Элементарные мыслительные операции выступают в разли­чении и сравнении признаков: цвета, формы, величины. Разли­чение требует анализа предметов и установления их сходства и различия. На третьем году жизни сравнение привлекает малы­ша и, находя в предметах общее, он испытывает радость. Знако­мясь со свойствами и названиями предметов, ребенок перехо­дит к обобщениям, к первым общим представлениям. Так, ма­лыш понимает, что большими могут быть разные по внешнему виду предметы: мячи, куклы, кубики. На 2-3-м году жизни у ребенка складываются первые общие представления о форме, цвете и величине.

Таким образом, развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с освоением речи. К концу раннего детства возникает знаково-символическая функция сознания. Ребенок начинает осваивать операцию замещения, состоящую в том, что один предмет может быть использован как заместитель друго­го. Предпосылкой возникновения знаковой функции является овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета. Если ребенок «ест» с помощью палочки, это уже не процесс приема пищи, а его обозначение. Когда дей­ствие начинает выполняться с предметом, который ему не соответствует, или без предмета, оно теряет свое практическое значение и превращается в обозначение реального действия. Особенности развития мышления в раннем детстве:

мышление возникает и функционирует в предметной дея­тельности;

освоение предметных действий подводит ребенка к само­стоятельному становлению некоторых связей между целым и частью или двумя предметами;

ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-дей­ственного мышления;

включение речи в процесс решения малышом мыслитель-вой задачи организует его, придавая целенаправленность;

у ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение, формируемые при освоении предметных, главным образом орудийных, действий;

представление о результате и условиях действий говорит о зарождении наглядно-образного мышления у дошкольника.

Развитие мышления у детей раннего и дошкольного возраста

Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.

Этапы развития мышления у детей

Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:

Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).

Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.

С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.

Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.

Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.

Мыслительная операция

Сущность

Пример

Умение находить общее в различном и различное в похожем.

Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые.

Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером.

Объединение ряда предметов по общим существенным признакам.

Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда.

Выделение свойств или частей предметов и явления.

Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок.

Объединение частей или свойств предмета в одно целое.

Что получится, если соединить буквы «к», «о», «ш», «к» и «а»? – Слово «кошка».

Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

  • «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
  • «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
  • «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
  • «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
  • «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
  • «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
  • «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
  • «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.

Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.

  • «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок — «маленький» («веселый» — «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» — «медленный» и так далее).
  • «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.

О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:

Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.

Читать еще:  Как ребенку обращаться к отцу

Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.

Заключение

Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш ребенок будет развиваться гармонично и разносторонне. К каждому малышу у нас относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Профессиональные Монтессори-педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Игры на развитие мышления у детей раннего возраста

Развивающие игры для детей 1-3 лет

Игры с водой

Цели: развитие мышления; знакомство со свойствами воды и предметов из различных материалов.

«Наливаем — выливаем»

Оборудование и материалы: большая емкость с водой, маленькие пустые емкости (бутылочки, баночки, флаконы, кружечки и т.п.), воронка.

Описание игры. Поставить на стол большую емкость с водой, а также пустые емкости. Предложить ребенку зачерпнуть воду кружкой и наливать ее в баночки и бутылочки с помощью воронки, переливать из одной емкости в другую.

Предложить выяснить, сколько маленьких кружечек воды поместится в большую бутылку, а сколько — в маленькую; будут ли заполнены все кружки, если вылить воду обратно в бутылочку.

«Погружение в воду»

Оборудование и материалы: пустая бутылка, емкость с водой.

Описание игры. Предложить погрузить под воду не закрытую пробкой бутылку разными способами: горизонтально, под наклоном, вертикально. При этом обратить внимание ребенка на то, как наполняется бутылка — полностью или частично.

«Брызгалки»

Оборудование и материалы: водяные пистолеты, резиновые игрушки с отверстиями.

Описание игры. Предложить ребенку понаблюдать, как жидкость выливается через разные отверстия.

«Тонущие и плавающие предметы»

Оборудование и материалы: тазик с водой, предметы из разнообразных материалов (алюминиевые, стальные, деревянные, пластмассовые шарики, ложечки и пр.).

Описание игры. Предложить ребенку по очереди опустить в воду предметы и понаблюдать, какие предметы тонут, а какие — нет.

Игры с другими предметами

«Предмет — форма»

Оборудование и материалы: цветное ведерко с крышкой, мелкие игрушки (кубик, пирамидка-конус, кирпичик или прямоугольный брусок, цилиндр, грибочек, яичко, мячик).

Описание игры. Показать, как сложить все предметы в ведерко таким образом, чтобы устойчивые (кубик, брусок, конус, грибок) лежали наверху, а катающиеся (цилиндр, яичко, мячик) — внизу. Продемонстрировать ребенку закрытое крышкой ведерко, сказать: «Посмотри, там что-то лежит». Предложить ребенку опустить руку в ведерко и вытащить предмет. Рассмотреть его вместе с ребенком и похвалить: «Какая красивая игрушка!»

Попросить ребенка постепенно достать из ведерка все предметы и рассмотреть их вместе с ним. Показать ребенку, что кубик стоит устойчиво, на него можно сверху положить кирпичик, а сверху поставить конус или цилиндр. А вот яичко или мячик положить сверху на кубик нельзя — они круглые и скатываются. Предложить ребенку попробовать это сделать, чтобы он убедился, что это невозможно. Затем вместе с ребенком сложить все игрушки в ведерко.

Попросить ребенка достать все круглые предметы. Если он затрудняется, подсказать: «Кубик круглый? Нет. Тогда что мы достанем? Правильно, мы достанем мячик и яичко». Затем снова все убрать и предложить ребенку достать прямоугольные предметы, подсказывая, что они не круглые, у них есть четыре угла. Постоянно пояснять ребенку: «Итак, грибок нам подходит? Нет. А конус? Тоже нет — у него один угол. Поэтому мы достанем кубик и кирпичик — у них по четыре угла. А конус, цилиндр и грибочек — не круглые и не квадратные. Посмотри, у цилиндра донышко круглое и верхушка круглая, а у конуса донышко круглое, а верхушка острая (уголком), грибок состоит из полукруга и полуовала».

Для следующей игры можно поменять набор игрушек.

«Наш предмет имеет цвет»

Оборудование и материалы: ведерко, игрушечные продукты: желтый банан, оранжевый апельсин, огурец, редиска, слива, белое яйцо, черный шоколад.

Описание игры. Все игрушечные продукты сложить в ведерко. Предложить ребенку открыть ведерко и по очереди достать все интересные цветные предметы. Произносить названия игрушек, которые ребенок вынимает из ведерка, и отмечать, какие они красивые. Помочь ребенку разложить предметы так, чтобы все они были в поде его зрения и не закрывали друг друга.

Затем вместе с ребенком разложить их на столе по цветовой гамме: вначале красная редиска, потом рыжий апельсин, желтый банан, зеленый огурец, синяя слива. Черный шоколад и белое яйцо ребенок кладет как хочет. Ребенок может полюбоваться яркими предметами. Затем вместе с ним нужно опять собрать игрушки в ведерко и закрыть его крышкой.

Можно усложнить задание: «Найди мне то, что у нас рыжего цвета». Если ребенок затрудняется с ответом, задать наводящие вопросы: «Какую форму имел предмет рыжего цвета? Он был квадратный, как кубик? Нет. Может, он похож на конус? Нет. Он был круглый, среднего размера. Вспомни, он больше редиски и больше, чем слива и чем яйцо. Правильно, это апельсин. А теперь найди мне синий предмет, а потом зеленый».

Таким образом игра может повторяться несколько раз с разными вариантами.

«Нанизывание колец на стержень»

Оборудование и материалы: пирамидка, состоящая из стержня, укрепленного на основании, и разноцветных колец, нанизанных на этот стержень.

Описание игры. Показать ребенку пирамидку с нанизанными на нее кольцами разных цветов. Затем снять кольца и показать только основание со стержнем. Снова нанизать кольца на стержень и предложить ребенку проделать то же самое.

В следующий раз взять не одну пирамидку, а пять — одинакового диаметра, но разного цвета: одна — желтая, вторая — красная, третья — голубая, четвертая — белая, пятая — фиолетовая. Показать ребенку каждую пирамидку в отдельности, потом взять одну (например, красную) и сказать: «Смотри, какая красивая! Давай разберем ее и соберем заново». Аналогичные действия выполнить с оставшимися пирамидками.

Затем предложить ребенку скомбинировать колечки из разных пирамидок и сделать цветную пирамидку. «Давай возьмем и нанижем на стержень сначала красное колечко, затем дай мне желтое, теперь фиолетовое, а затем зеленое, голубое и белое. Итак, пирамида собрана. А теперь собери ты точно такую же».

Можно помочь ребенку подсказками. Если он выполнил задание верно, обязательно похвалить его.

«Нанизывание колец на конус»

Оборудование и материалы: пирамидка конической формы из пяти разноцветных колец, равномерно убывающих по размеру.

Описание игры. Показать ребенку пирамидку: «Смотри, какая красивая, но совсем не такая, как в прошлой игре. Давай разберем ее и соберем заново. Только надо быть внимательным. Если ошибешься, нанижешь неправильно кольца, пирамидка будет неровная». Собрать пирамидку вместе с ребенком.

«Матрешка»

Оборудование и материалы: трехместная матрешка или набор любых вкладышей (мисочки, стаканчики и т. д.).

Взрослый. Посмотри, какая у нас подружка. Ее называют матрешкой. Какой у нее красивый сарафан, какой яркий, цветастый платок, какая она нарядная! Посмотри, у нее есть глазки, носик, ротик, волосики. Давай с ней играть. Наша матрешка состоит из двух половинок. Давай раскроем ее, что у нее внутри? Внутри у нее еще одна матрешка, такая же нарядная, красивая, только чуть-чуть поменьше и тоже раскрывается. А что у этой матрешки внутри? Смотри, какая маленькая матрешечка, совсем как ты. Просто кроха! Попробуй сложить их сам.

Ребенок складывает и раскладывает матрешек. Взрослый придумывает ему задания:

• покажи, где у матрешки глазки, ротик, платочек;

• покажи всех ее сестричек;

• расставь всех трех матрешек рядом. (И т.д.)

«Вкладываем и перекладываем»

Оборудование и материалы: емкости разных размеров (ведерки, миски, коробки), большие и маленькие предметы (шарики, кубики, колечки, колесики, палочки, шишки, крупные пуговицы, мелкие игрушки и пр.).

Описание игры. Предложить ребенку сложить игрушки в ведерко, потом переложить их в коробку, затем опять в ведерко. В процессе этих действий ребенок путем проб и ошибок убеждается, что маленький предмет можно вложить в большое ведерко, а большой предмет не помещается в маленькое ведерко.

«Построим башенку»

Оборудование и материалы: кубики, призмы, конусы (пластмассовые или склеенные из картона).

Описание игры. Предложить вместе построить стену из кубиков, а по бокам сделать башню из призмы и конуса. По ходу строительства давать ребенку задания и оценивать его действия: «Подай мне крышу для башни. Правильно, это конус». Затем предложить ребенку строить самостоятельно. Можно ему помогать — подавать нужные материалы.

Примечание. Подводя итоги игры, обязательно похвалить ребенка и его постройку и предложить на следующий день повторить игру.

«Разноцветные бантики»

Оборудование и материалы: банты красного, розового, оранжевого, желтого, синего, фиолетового цветов, куклы в платьях таких же расцветок.

Показать ребенку кукол в разноцветных платьях и посадить их на стол.

Взрослый. Посмотри, какие у нас интересные гости. Давай сделаем их чуточку симпатичнее. Посмотрите на эту куклу. Какого цвета у нее платье? (Ребенок называет) В коробочке для каждой куколки лежат бантики, точно в тон платью. Какой бантик подойдет к красному платью? Правильно, красный, к розовому — розовый, к оранжевому — рыжий, к синему — синий и т.д.

Взрослый прикалывает к платью соответствующего цвета бантик.

Взрослый. Подойди ко мне и подбери к кукле в синем платье бант такого же цвета. (Ребенок выполняет.) Нет, бант подобран неправильно, кукла его не возьмет.

Если ребенок затрудняется или делает неправильно, взрослый сам привязывает двум куклам бантики, а остальным бантики должен подобрать ребенок.

На следующем занятии можно предложить ребенку подобрать под цвет зонтики, шляпки, сумочки.

«Разноцветные фонарики»

Оборудование и материалы: фонарики из бумаги желтого, зеленого, красного, синего цветов, мольберт с большим листом бумаги темного цвета, краски, кисти.

Взрослый (показывает шкатулку). Что лежит в моем волшебном сундучке?

Ребенок. В нем лежит фонарик.

Взрослый. Какого цвета? (Ответы ребенка.) Что еще в сундучке?

Ребенок. Еще фонарик.

Взрослый. Назови, какого он цвета.

Таким образом извлекаются все фонарики.

Взрослый. Давай поиграем: спрячем фонарики и будем искать.

Взрослый прячет фонарики, ребенок ищет их, берет по одному и подходит к взрослому.

Взрослый. Где был фонарик? Какого он цвета? (Ответы ребенка.) Итак, мы нашли много-много фонариков, все они разные: синие, зеленые, желтые, красные. Подними их вверх, как будто зажглись веселые огоньки и стало наряднее, светлее. Теперь опусти фонарики — вот наши огоньки и погасли.

Взрослый подходит к мольберту, показывает на лист бумаги темного цвета.

Взрослый. Как мрачно! Ничего не видно, ни единого огонечка. Но сейчас мы зажжем фонарики, будет очень красиво и светло. Подходи к мольберту.

Ребенок наносит кистью один цветной мазок, затем другой, третий — получается много огоньков.

«Фигуры в домиках»

Оборудование и материалы: 3 — 4 геометрические фигуры разного размера из дерева или картона (кружочки, квадратики, овалы, треугольники); решетки-ячейки с отверстиями, соответствующими размеру фигур.

Описание игры. Попросить ребенка собрать фигуры одинаковой формы, например, все кружочки, затем все квадратики и т.д. Затем предложить собрать фигуры по размеру: вначале все маленькие кружочки, маленькие треугольники и т.д., а потом все фигуры большого размера.

Читать еще:  Отит у ребенка

Если ребенку трудно сразу выполнить задание с большим количеством фигур, можно упростить его и предложить выполнять поэтапно. Вначале закрепить действия с кружочками (закрепление формы и размера), затем поочередно с остальными фигурами. Только после этого перейти к комбинации всех фигур, причем разных размеров в одной игре. Заключительный этап игры — размещение фигур в решетках. Ею тоже можно проводить этапами. Сначала предложить разместить в решетки- ячейки фигуры одной формы (квадраты), потом другой и т.д.

На следующей стадии дать задание разместить в решетки одновременно фигуры разной формы и разного размера.

Примечание. В этих достаточно сложных заданиях требуется предельное внимание и терпение взрослого. Подсказывать ребенку нужно осторожно, чтобы не обидеть его, обязательно хвалить за правильно выполненное задание. Чтобы закрепить полученные навыки, можно применять метод «рисования» — исследование контура фигуры с помощью пальцев.

«Дорисуй картинку»

Оборудование и материалы: картинка, на которой с левой стороны нарисованы знакомые ребенку предметы.

Описание игры. Предложить ребенку, глядя на оригинал слева, нарисовать такую же картинку справа.

«Сделай то, что я скажу»

Оборудование и материалы: кубики, две матрешки (любые другие небольшие фигурки), две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машинка.

Взрослый строит лесенку из кубиков. У ее основания и на верхней ступени ставит по матрешке.

Взрослый. Помоги матрешке спуститься с лесенки.

Если ребенок все делает правильно, его хвалят.

Взрослый. А теперь расскажи, как матрешка спускалась с лесенки.

Взрослый. Попроси водичку умыть куклу в красном платье.

Ребенок (находит куклу и умывает ее водой из тазика, приговаривая). Водичка, водичка, умой кукле личико!

Взрослый. Помоги матрешке подняться по лесенке: вверх, вверх. Вот она и наверху. А теперь куклу в зеленом платье уложи в кроватку и укачай.

Ребенок и взрослый вместе напевают: «А-а, а-а, люли, дети все уснули».

Взрослый. Матрешку, которая стоит на лесенке, покатай на машине.

Ребенок (катает и приговаривает). Вперед — назад, вперед — назад.

Можно придумать другие задания. Если ребенок отвлекается и не дослушивает до конца задание, его повторяют еще раз.

Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Анастасия Кондратьева
Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении: 1) общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; 2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории — существенные и несущественные.

В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойст-вами и признаками. Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем.

Свойства мышления

Основные свойства человеческого мышления – его отвлеченность и обобщенность. Отвлеченность мышления состоит в том, что, думая о каких-либо предметах и явлениях, устанавливая связи между ними, мы выделяем только те их свойства, признаки, которые важны для решения стоящего перед нами вопроса, отвлекаясь от всех других признаков, в данном случае нас не интересующих: слушая объяснение учителя на уроке, учащийся старается понять содержание объяснения, выделить главные мысли, связать их между собой и со своими прошлыми знаниями. При этом он отвлекается от звучания голоса учителя, стиля его речи.

С отвлеченностью мышления тесно связана и его обобщенность. Выделяя наиболее важные, существенные с той или иной точки зрения стороны, связи и отношения, мы тем самым сосредоточиваем свою мысль на том общем, что характеризует целые группы предметов и явлений. Каждый предмет, каждое событие, явление, взятое в целом, неповторимо, так как имеет множество разных сторон и признаков.

Виды мышления

В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление. Выделяют также мышление интуитивное и аналитическое, теоретическое, эмпирическое, аутистическое и мифологическое.

Наглядно-действенное мышление.

В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Практическая и теоретическая деятельность неразрывно взаимосвязаны.

Лишь по мере развития практической деятельности выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность.

Не только в историческом развитии человечества, но и в процессе психического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление. В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».

Наглядно-образное мышление.

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех — семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Отвлеченное мышление.

На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается, сначала в простейших формах, отвлеченное мышление, т. е. мышление в форме абстрактных понятий.

Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук — математики, физики, истории — имеет огромное значение в умственном развитии детей. Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований. Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает теперь развиваться или вообще исчезает. Наоборот, эти первичные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием.

Интуитивное и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода.

Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом восприятии всей проблемы сразу. Человек в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или ошибочным, мало или вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого он получил этот ответ. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.

Интуитивное и аналитическое мышления взаимно дополняют друг друга Посредством интуитивного мышления человек часто может решить такие задачи, которые он вовсе не решил бы или, в лучшем случае, решил бы более медленно посредством аналитического мышления.

Теоретическое мышление.

Теоретическое мышление — мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Теоретическое мышление противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Теоретическое мышление руководствуется особой установкой и всегда связано с созданием специфического «теоретического мира» и проведением достаточно отчетливой границы между ним и реальным миром.

Эмпирическое мышление.

Можно выделить, по крайней мере, три жизненно необходимых функции эмпирического мышления.

Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и различного. Важнейшая задача мышления при столкновении с бесконечным многообразием чувственно заданных свойств и отношений вещей заключается в их разделении, в ориентации на сходное и отличное, в выделении общего представления о предметах.

Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определять меру сходства и различия. В зависимости от практико-житейских задач человек одни и те же предметы, явления, ситуации может определять как более или менее сходные и различные.

В-третьих, эмпирическое мышление дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их.

Способы развития мышления

Развитие наглядно – действенного мышления детей.

К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка называют наглядно-действенным.

Для развития наглядно-действенного мышления следует использовать следующие приемы работы с детьми:

1) Обучение анализу зрительного образа (взрослый может обращать внимание ребенка на отдельные элементы предметов, задавать вопросы о сходстве и различии).

2) Учить определять свойства предметов (дети не сразу понимают, что различные предметы могут обладать сходными свойствами; например: «Назови 2 предмета, которые обладают сразу тремя признаками: белый, мягкий, съедобный»).

3) Обучение узнавать объект по описанию возможных действий с ним (например, загадки).

4) Обучение поиску альтернативных способов действия (например, «Что делать, если надо узнать погоду на улице?»).

5) Обучение составлять сюжетные рассказы.

6) Обучение делать логические выводы (например, «Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший?»).

Развитие логического мышления детей.

Для развития логического мышления детей дошкольного возраста используются следующие приемы:

1) Обучение ребенка сравнивать предметы (например, «Найди 10 отличий в следующих картинках»).

2) Обучение ребенка классифицировать предметы (например, игра «Что лишнее?»).

3) Обучение ребенка поиску одинаковых свойств или признаков предметов (например, среди игрушек предложить ребенку найти 2 одинаковые).

Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста:

1) Применение упражнений, направленных на формирование умения делить объекты на классы (например, «Прочитай слова (лимон, апельсин, слива, яблоко, земляника) и назови ягоды и фрукты»).

2) Формирование умения давать определения понятиям.

3) Формирование способности выделять существенные признаки предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс познавательный.

1. Краткий психологический словарь/ под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов-нД, 1998.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Учебное пособие/Ю. Б. Гиппенрейтер. — М. : Омега Л, 2006.

3. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций: Учебное пособие/ А. Л. Тертель. – М. : Проспект, 2006.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн., 1997.

5. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: Учебное пособие/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение, 1995.

«Познавательное развитие дошкольников» Дошкольный возраст- уникальный в своем роде период жизни человека. Процесс формирования образа мира начинается в раннем и дошкольном детстве.

Электронная дидактическая игра «Найди противоположность» Игра направлена на развитие мышления — выделение существенных признаков предметов. Для среднего и старшего дошкольного возраста. Описание.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector