Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни

Развитие ребенка

Полезные факты для родителей о развитии зрения у ребенка на разных возрастных этапах

Когда дети учатся видеть: 5 стадий развития зрения

Ваш ребенок только что появился на свет. Его маленькие глазки, которые оглядываются вокруг – это самое прекрасное, что вы видели. Вы не знаете, что в этот момент видит ребенок и отличается ли чем-то его зрение от зрения взрослого человека. Поскольку этот вопрос интересует многих молодых родителей, попытаемся в нем разобраться.

Хотя при рождении зрение ребенка еще не полностью развито, он уже различает цвета. Его зрение развиваеется постепенно, этап за этапом.

Когда у детей развивается зрение?

К концу девятого месяца зрение ребенка такое же развитое, как у взрослого. Окончательно оно формируется к концу первого года жизни. В этот период малыша сильно привлекают яркие контрастные цвета.

Глаза ребенка готовы правильно воспринимать окружающий мир уже с рождения, но его мозг еще не готов обрабатывать и интерпретировать такую сложную информацию. Младенцы могут различать цвета при рождении, но на элементарном уровне. Их способность воспринимать различные оттенки цветов ограничены.

Только пройдя ряд этапов развития зрения, ребенок сможет увидеть окружающий мир во всех цветах и оттенках. Рассмотрим подробнее эти этапы, длящиеся в течение первого года жизни ребенка.

Развитие зрения у ребенка

Выделяют такие этапы развития зрения:

  • зрение при рождении;
  • 0–2 месяца;
  • 2–4 месяца;
  • 4–8 месяцев;
  • 8–12 месяцев.

Зрение новорожденного ребенка: что нужно знать родителям

1. Развитие глаз. На 22-м дне беременности глаза представляют собой две маленькие борозды на эмбрионе. На этом месте формируется зрительный нерв, а впоследствии – глаза.

2. Проверка на врожденные нарушения зрения. В момент рождения ребенка врач проверяет наличие врожденных нарушений зрения, которые могли возникнуть еще в утробе матери. Врач может вводить новорожденному глазные капли, чтобы препятствовать развитию глазных инфекций.

3. Как видят новорожденные. При рождении ребенок может видеть предметы только в черно-белом спектре и в оттенках серого. Это связано с тем, что нервные клетки мозга и органов зрения еще не развиты.

4. Неспособность фокусироваться. Новорожденный ребенок не может перемещать взгляд с одного предмета на другой и фокусироваться на объектах, находящихся на расстоянии 15–20 см от лица.

5. Дальнозоркость и близорукость. У новорожденных детей могут возникать дальнозоркость или близорукость. Из-за таких дефектов зрения взрослые вынуждены носить очки. Но у младенцев они не вызывают безпокойства. Дефекты зрения могут возникать из-за того, что у детей недостаточно развита сетчатка. Поэтому со временем они уменьшаются. Также вы можете заметить, что ребенок реагирует на яркий свет, моргая или закрывая глаза.

9 фактов о развитии зрения до двух месяцев

1. Какие цвета ребенок видит с рождения? При рождении ребенок может видеть все цвета, но неизвестно, какие из них он видит четче, чем остальные. Исследования показали, что дети с рождения могут различать основные цвета (красный, синий, зеленый). Некоторые дети демонстрируют предпочтение какому-то одному цвету. Однако в этом возрасте дети еще не могут различать похожие цвета (например, красный и оранжевый). Это означает, что ребенок распознает цвета, но не различает оттенки.

2. Отсутствие реакции. Ребенок может смотреть вам прямо в глаза, но его мозг еще не способен обрабатывать данные, полученные органами зрения, в полной мере. Поэтому не беспокойтесь, если вы улыбаетесь или подмигиваете малышу, а он никак на это не реагирует.

3. Расширенные зрачки. В течение первых двух недель зрачки у ребенка сужены, чтобы ограничить попадание света. Это связано с тем, что сетчатка глаз еще слишком чувствительна. Только после третьей недели зрачки ребенка начинают расширяться, чтобы в глаза попадало больше света. Через несколько недель вы заметите, что ребенок держит глаза открытыми в течение дольших промежутков времени.

4. Нечеткое зрение. В первый месяц жизни ребенок видит нечетко, как будто в тумане. Чтобы привлечь внимание ребенка, предметы должны быть большими и яркими.

5. Координация зрения и слуха. К концу первого месяца слух и зрение ребенка хорошо согласованы. Если вы, например, потрясете погремушкой, ребенок повернется лицом к источнику шума.

6. Развитие периферийного зрения. Ребенок в этом возрасте имеет хорошо развитое периферийное зрение и может фокусироваться на предметах, находящихся на расстоянии полутора метров от него.

7. Ребенок учится фокусироваться. Взгляд ребенка может казаться блуждающим. Это нормально, потому что он еще только учится фокусироваться на предметах.

8. Четкое восприятие цветов. К концу второго месяца ребенок учится различать оттенки. При этом он отдает предпочтение более ярким оттенкам. Вот почему детские игрушки обычно такие яркие.

9. Мама улыбается! Ребенок может интерпретировать улыбку на лице матери. В двухмесячном возрасте он улыбается в ответ. Это свидетельствует о том, что его зрение развито настолько, что теперь он может состредотачиваться на определенных объектах.

Зрение ребенка в 2–4 месяца

1. Ребенок лучше воспринимает пространство. В этом возрасте у ребенка развивается восприятие глубины и пространства. Это означает, что он может оценить, насколько далеко от него находится предмет, который он видит. Это происходит потому, что в этот период у ребенка лучше развита координация между органами зрения и головным мозгом.

2. Ребенок следит за перемещением предметов. Если поменять расположение предметов в поле зрения ребенка, он начнет искать их глазами. Также он вниматтельно наблюдает за любыми действиями, происходящими возле него. Потрясите перед ним погремушкой – и вы увидите, как он станет смотреть на нее, не отводя глаз.

3. Ребенок различает больше цветов. Количество цветов и оттенков, которые он может воспринимать в этом возрасте, значительно увеличивается.

4. «Я тебя вижу». К концу четвертого месяца ребенок лучше видит отдаленные предметы. Теперь, если он сядет возле окна, он увидит то, что происходит за окном, а не сфокусирует взгляд на стеклянной поверхности.

Развитие зрения в 4–8 месяцев

1. Разноцветный мир. В 5 месяцев ребенок уже хорошо видит цвета.

2. Ребенок различает лица. Ребенок лучше воспринимает глубину пространства и узнает знакомые объекты. Он узнает знакомые лица и предметы на расстоянии нескольких метров.

3. Постоянство объектов. Зрение ребенка становится все больше похожим на зрение взрослого человека. Он замечает мелкие детали и понимает то, что объекты постоянны и не могут исчезать. Поэтому, если вы спрячете игрушку, находящуюся перед ребенком, под одеяло, он будет понимать, что она где-то рядом.

Развитие зрения в 9–12 месяцев

1. Ребенок видит лучше. В этом возрасте ребенок уже видит практически так же, как и взрослые. У него уже полностью развито цветовое восприятие, а восприятие пространства значительно улучшается.

2. Цвет глаз. В этом возрасте цвет глаз у ребенка уже практически сформирован и остается таким на всю жизнь.

3. Ребенок может определять расстояние до объекта. Он способен различать близкие и дальние объекты, их цвета, узнавать знакомые лица и предметы.

4. Координация зрения и работы мышц. В возрасте одного года у ребенка значительно развивается координация, проявляющаяся в согласованном действии мышц и органов зрения. Ребенок может выглядеть слегка неуклюжим, но его координация все ще развивается.

Для правильного развития зрения у ребенка необходимо регулярно проходить медицинскую проверку. Также следует обращать внимание на проявление определенных симптомов, которые могут свидетельствовать о проблемах со зрением.

Признаки проблем со зрением

Родителям необходимо быть внимательными к любым отклонениям от нормального развития зрения. Обращайте внимание на следующие симптомы:

1. Красные или опухшие веки. Это может быть признаком инфекции или аллергии.

2. Слишком частые движения глазами. Зрительные мышцы ребенка еще развиваются. Поэтому ребенок может совершать частые движения глазами. Но если такие движения постоянны или чрезмерны, это может свидетельствовать о проблемах со зрением.

3. Сильная чувствительность к свету. Если ребенок закрывает глаза каждый раз, когда выходит на улицу в солнечную погоду, возможно, у него повышено внутриглазное давление или есть проблемы с сетчаткой.

4. Постоянно слезятся глаза. Слезные железы у ребенка еще формируются. Поэтому у него могут часто слезиться глаза или вообще не выделяться слезы.

5. Белые зрачки. Это может быть признаком различных болезней, от онкологических заболеваний до катаракты. Появление такого признака требует немедленного медицинского вмешательства.

Когда проводить ребенку медицинский осмотр?

Врачи рекомендуют регулярно показывать ребенка офтальмологу. Это поможет вовремя распознать и вылечить ряд заболеваний.

1. Катаракта. Хрусталик глаза у новорожденных чист, как и у взрослых. Но в некоторых случаях в нем может быть помутнение, которое называется катарактой. Педиатр обычно замечает катаракту во время осмотра сразу после рождения или через несколько недель. Катаракта у новорожденных, как и у взрослых, может быть исправлена хирургическим путем.

2. Перекрытые слезные протоки. Иногда дети могут рождаться с перекрытыми слезными каналами. Это может вызвать отек и покраснение вокруг век. Младенцы имеют слабую иммунную систему, и воспаленный слезный канал может стать благоприятной средой для размножения бактерий. Лечение антибиотиками поможет избежать риска потери зрения.

3. Амблиопия, или «синдром ленивого глаза». Ребенок иногда может использовать для зрения только один глаз и из-за этого терять способность видеть другим глазом. Причины амблиопии могут быть разными, часто это расстройство возникает из-за отсутствия координации между полушарием мозга и противоположным глазом. Амблиопию очень трудно обнаружить в раннем возрасте, поскольку оба глаза выглядят совершенно здоровыми. Регулярная проверка зрения может помочь в диагностике этого расстройства.

4. Косоглазие. В первые 4 месяца вам может казаться, что движения глаз ребенка не скоординированы и каждый глаз движется самостоятельно. Начиная с пятого месяца, глазные мышцы координируют движения глаз. Если вы наблюдаете у ребенка несогласованные движения глаз даже в шесть месяцев, возможно, у него развилось косоглазие. Это расстройство можно обнаружить во время осмотра у офтальмолога. Но, если вы сами заметите у ребенка такие симптомы, вам следует обратиться к врачу.

5. Ретинопатия. Это повреждение сетчатки, которое встречается у детей, которые родились преждевременно. Ретинопатия развивается из-за того, что у ребенка не сформированы кровеносные сосуды сетчатки или сформированы неправильно. Ретинопатию легко обнаружить во время медицинского осмотра.

6. Птоз. Эта аномалия заключается в том, что движения век ребенка сдерживаются мышцами, и из-за этого веки остаются неподвижными. Иногда дети рождаются с недоразвитыми мышцами век, и из-за этого веко невольно оказывается опущенным. Это состояние и называется птозом. Сам птоз не несет никакой угрозы здоровью, но может приводить к развитию амблиопии. К счастью, птоз легко поддается хирургическому лечению.

Читать еще:  Как правильно лечить насморк

Как помочь ребенку развить зрение

Чтобы развить зрение ребенка на различных этапах его жизни, придерживайтесь следующих рекомендаций.

До 2-х месяцев

  • покупайте ребенку игрушки ярких и контрастных цветов. Размещайте их на расстоянии 25 см от ребенка;
  • используйте тусклое освещение в детской комнате. Яркий свет может его раздражать;
  • во время кормления ребенок обычно смотрит на лицо матери. Поэтому держите ребенка во время кормления с разных сторон, чтобы он мог видеть вас обоими гллазами;
  • когда ребенку полтора месяца, играйте с ним в такую простую игру. Держите его на расстоянии 20 см и смотрите ему в глаза. Когда он поймает ваш взгляд, перемещайте его влево-вправо. Это упражнение хорошо укрепляет зрение ребенка;
  • когда ребенку исполнится 2 месяца, он начинает реагировать на вашу мимику. Улыбайтесь ребенку и говорите с ним. Это поможет развить его внимание и визуальную память.

2–4 месяца

  • в этот период у ребенка развивается восприятие цветов. Окружите его яркими предметами, игрушками и т.д.;
  • когда ребенок лежит на спине, развесьте над ним погремушки. Позвольте ему рассматривать их и прикасаться к ним.

4–8 месяцев

  • дайте ребенку поиграть разноцветными кубиками;
  • принесите ему корзину с разными фруктами и позвольте рассматривать натуральные цвета;
  • играйте с ребенком в прятки и другие игры, в процессе которых он должен найти определенный предмет. Например, вы можете поиграть в поиск сокровищ. Это заставит малыша реагировать на визуальные стимулы;
  • ребенок до сих пор любит игрушки ярких цветов. Используйте это, чтобы привлечь внимание ребенка.

9–12 месяцев

  • играйте с ребенком в игры с движущимися объектами. Бросайте мячик, используйте игрушки на веревочке и т.д.
  • читайте ребенку красочные книги с картинками. Позвольте ребенку показывать на рисунки и называть, что на них нарисовано;
  • дети этого возраста любят смотреть на человеческие лица. Поэтому позвольте ребенку как можно больше контактировать с родственниками. Это научит его запоминать новые лица.

Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни

Развитие зрения – это природный процесс, его нельзя и не нужно ускорить. Но чтобы глазки у ребенка были здоровыми, нужно организовать правильный уход за ними и создать необходимые условия для развития зрения.

Давайте рассмотрим особенности зрения у детей в разные периоды жизни, и какой нужен уход за глазами.

На первой неделе жизни кроха видит то, что для него сейчас самое важное – лицо мамы, когда вы наклоняетесь над ним или берете его на руки. Также ребенок может обращать внимание на контрастные цвета. Но он очень не любит яркий свет.

В это время у новорожденного могут часто закисать глазки. Но если припухлость век и закисание не пройдет через неделю после родов, вам следует обратиться к педиатру. Потому что это может быть следствием инфицирования глаз во время родов.

На втором месяцеребенок уже хорошо узнает лица родителей и родственников, а также окружающие его предметы. При виде мамы малыш улыбается. Он внимательно смотрит за всем, что происходит вокруг него. Сейчас самое время повесить над манежем подвеску с игрушками ярких цветов. Ребенку обязательно должно понравиться смотреть, как они движутся. Если же малыш к концу второго месяца жизни не водит глазами за движущимся предметом, не реагирует на свет и не улыбается в ответ на улыбку – обязательно обратитесь к врачу.

В 3-4 месяца зрение у ребенка почти такое же, как у взрослого человека. Он видит предметы вблизи или вдалеке от себя и различает цвета, но не их оттенки. Физиологическое косоглазие к этому времени должно пройти. Если это не так, лучше проконсультируйтесь с педиатром. Потому что косоглазие также может быть следствием других заболеваний (токсоплазмоз, нарушение зрения).

В полгода малыш уже видит мелкие детали: пуговицы на одежде, крошки на полу и т. д. Обратите внимание на глазное яблоко ребенка. Если его внешний вид изменился (бельмо, пятно и т. д.) обязательно обратитесь к врачу.

В 12 месяцев кроха встает на ножки, и ему открывается окружающий мир, который он с интересом рассматривает. При покраснении белков глаз у малыша покажите его педиатру. Это может быть следствием коньюктивита.

На втором году жизни ребенок начинает различать не только цвета, но и оттенки. Поэтому при играх обязательно показывайте и называйте ребенку цвета и оттенки предметов. Можно также предложить крохе пазл с крупными деталями, он уже сможет его сложить. Если малыш часто щурится, обратитесь к окулисту. Это может свидетельствовать о плохом зрении.

Для правильного развития зрения начинайте заниматься с ребенком развивающими играми уже через 2 недели после рождения. Чтобы научить малыша фокусировать зрение на предмете, возьмите яркую игрушку, лучше желтую или красную (эти два цвета дети начинают различать первыми) и медленно двигайте из стороны в сторону перед ребенком. Игрушку держите на расстоянии 40-50 см от лица крохи. Занятия проводите ежедневно. Через пару месяцев он начнет фокусировать зрение на предметах. Также можно повесить над манежем подвеску с игрушками разных цветов. Причем желательно, чтобы они были круглыми.

Развитие зрительных функций у детей


Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2–3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

На 4–6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2–3-м месяце замечает грудь матери. На 7–10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2–3-м году жизни нарисованные изображения предметов. Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.

Цветовосприятие

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 мес. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4–5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Поле зрения

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2–3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2–5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Читать еще:  Какие витамины пить при планировании беременности

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

Зрение у новорожденных

Новорожденный малыш не отличается хорошим зрением, а иногда и вовсе повергает родителей в шок тем, что его глазки косят, не могут сфокусироваться, они затуманены. Вопросы о том, здоров ли ребенок, и видит ли он, являются достаточно распространенными причинами обращений к педиатрам. В этой статье мы расскажем, в чем заключаются особенности зрительной функции у малышей первого года жизни и как определить, видит ли кроха.

Особенности

Малыш видит окружающий мир совсем не так, как взрослые. Это легко объяснимо в первую очередь физиологическими причинами — глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого. Дети не рождаются с органами зрения, которые полностью адаптированы к этому миру и достаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая. Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного — набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования.

Глазные яблоки новорожденного значительно меньше в пропорциональном плане, чем глазные яблоки у взрослого, а потому изображение кроха получает не на сетчатку, а в пространство за ней.

Это объясняет, почему все груднички страдают физиологической, совершенно нормальной для них дальнозоркостью. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, только очертания и на среднем расстоянии — около 40 сантиметров. Но от отлично различает свет и тьму. В ответ на яркий источник света может начать моргать, зажмуриваться, пытаться закрыться ручкой, вздрагивает всем телом, на слишком резкий и яркий свет малыш может отреагировать недовольным сердитым плачем. Эти рефлексы называют безусловными зрительными. Их обязательно проверяют еще в родильном доме.

Существует миф, что у новорожденного зрение перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не свойственно.

Зато многим вполне здоровым младенцам, которые всего пару месяцев назад появились на свет, свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие, и за нистагм, и за другие признаки плохого зрения. На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыш смотрит на вас, а другой — чуть в сторону, нет. Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно в довольно короткие сроки.

В первые три года жизни органы зрения малыша претерпевают огромные кардинальные изменения. Этот процесс требует трепетного отношения со стороны взрослых, устранения всех негативных факторов, из-за которых зрение может сформироваться с проблемами. Чтобы действовать правильно, мамам и папам нужно знать о том, какие процессы и на каких этапах развития происходят, это поможет сохранить здоровье ребенка и вовремя заметить отклонения, если они будут.

Этапы развития

Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.

В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере. После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения. Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.

К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см. К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.

К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.

Цветовое восприятие формируется постепенно — сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий — постигаются и осознаются в последнюю очередь.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства. Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) — постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.

Ни на одном возрастном этапе ребенок больше не переживает таких разительных перемен и трансформаций в органах зрения, как в первый год жизни.

Обследования

Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги. Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века). Однако осмотр в роддоме нельзя считать на 100% достоверным, поскольку многие болезни, в том числе и унаследованные генетически, развиваются только со временем.

Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз — форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.

Следующая проверка для недоношенных по плану должна быть в 3 месяца, а затем в полгода. Для деток, родившихся в срок, достаточно одной проверки в 6 месяцев.

В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша. Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию. Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.

Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички. Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу. Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.

Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год. После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.

Как проверить самостоятельно?

Самостоятельно в домашних условиях проверить зрение у новорожденного и грудного ребенка довольно сложно. Однако есть симптомы, на которые родители обязаны обратить внимание и как можно раньше обратиться к врачу, который поможет провести полноценное и подробное обследование в поликлинике:

  • Ребенок родился в семье, где у близких родственников есть проблемы со зрением. С большой долей вероятности малыш унаследует патологию, его нужно наблюдать у офтальмолога как можно чаще.
  • Ребенок родился недоношенным.
  • В 1 месяц малыш не реагирует сужением зрачка, если посветить ему в лицо фонариком.
  • После 3 месяцев малыш не фокусируется на ярких больших игрушках, реагирует только на «звучащие» погремушки и пищалки, не замечая игрушки и предметы, которые не издают никаких звуков.
  • В возрасте 4 месяцев не следит за игрушкой, которая движется.
  • В возрасте 5-7 месяцев малыш не узнает лица родных и не отличает их от лиц посторонних людей, не тянется за игрушками, не пытается их схватить руками.
  • Если появились гнойные или иные выделения из органов зрения.
  • Если глазные яблоки ребенка имеют разные размеры.
  • Если зрачки непроизвольно двигаются вверх-вниз или из стороны в сторону, мелко подрагивая.
  • Если малыш ощутимо «косит» одним глазом.
  • К году ребенок не обращает внимания на птиц на улице, на другие достаточно удаленные предметы.

Все эти признаки не могут самостоятельно говорить о возможной патологии зрительных анализаторов, но являются весьма убедительным поводом, чтобы посетить окулиста внепланово.

Анатомо-физиологические особенности развития зрения у детей первого года жизни (АФО) подскажут родителям, что и как нужно делать, чтобы посодействовать развитию зрительной функции малыша. Если кроху привезли из роддома и поселили в затемненную комнату, где мало солнечного света, то все этапы формирования зрения могут пойти с существенным опозданием. Для новорожденных очень важно, чтобы комната была светлой, чтобы рядом с кроваткой не было ярких источников света и зеркал. Доступ к кроватке должен осуществляться со всех сторон, чтобы малыш привыкал смотреть на людей и предметы как с правой, так и с левой от себя стороны.

В первые дни и даже недели ребенку не требуются никакие игрушки, поскольку он все равно их толком не увидит. Но уже к 3-4 неделе жизни можно прикрепить к кроватке мобиль или подвесить погремушки. Основное требование, которое поможет сохранить здоровье глаз малыша, – расстояние от лица до игрушки. Оно не должно быть менее 40 сантиметров.

Для развития зрительной функции будет даже полезно, если игрушку или мобиль поднять от личика крохи на расстоянии 50-60 сантиметров.

С полутора месяцев ребенку можно показывать черно-белые картинки, состоящие их простых геометрических элементов. Их можно найти в интернете и распечатать на листах формата А 4. Такие нехитрые занятия способствуют развитию зрительного нерва, глазных мышц, ребенок учится воспринимать контрастные изображения.

В первое время лучше использовать игрушки звучащие, к 3 месяцам можно будет перейти на игрушки беззвучные. Первые погремушки не должны содержать слишком много элементов всех цветов радуги. В центре лучше располагать элементы красного и желтого цвета, а синие и зеленые — отодвигать максимально по сторонам, их малыш научится различать значительно позже. Размер одного элемента, который глазки младенца способны различить более-менее внятно, не должен превышать 5-6 сантиметров.

Читать еще:  Гидронефроз почек при беременности

Игрушки должны быть безопасными, поскольку начиная с 4-5 месяцев малыш должен брать их в руки, чтобы составить в головном мозге устойчивые связи между тактильными ощущениями и формой и цветом предметов, которые видят глазами. Как только малыш научится ползать и сидеть, нужно дать ему свободу перемещения. Стереоскопическое зрение будет развиваться более быстро, если карапуз сможет беспрепятственно постигать окружающее его пространство. При это обязательно нужно предпринять все меры безопасности, чтобы кроха не травмировался.

Прогулки важны не только потому, что ребенок на улице дышит свежим воздухом, но и потому, что солнечный свет очень полезен для формирования и развития глазных яблок и других структур органов зрения.

Профилактика проблем со зрением

С первых дней жизни ребенка важно следить за тем, чтобы он не травмировал свои глазки. Ногти новорожденных и грудничков очень острые даже при незначительном отрастании, а потому маме нужно каждый день следить за тем, чтобы они не царапались. Детям постарше нельзя давать для игры острые и мелкие предметы, которыми они могут повредить органы зрения. Малыша нужно научить не тереть глаза, не трогать их грязными ручками. Ребенок не должен находиться в задымленном и запыленном помещении, поскольку дым и пыль негативно влияют не только на органы дыхания, но и на органы зрения.

Если глазки загноились, воспалились, ни в коем случае не надо самостоятельно лечить их — закапывать грудное молоко или слюну. Именно с таких действий начинаются серьезные бактериальные осложнения, которые нередко приводят к частичной потере зрения.

Во всех случаях покраснения или отечности глаз нужно незамедлительно показать младенца врачу.

Ребенку до года совершенно нет никакого дела до того, что происходит в телевизоре или в компьютере. А потому давать ему гаджеты или включать мультфильмы нет никакого смысла. Кроме нагрузки на органы зрения, мультики в этом возрасте ничего не принесут. Осторожнее родителям малышей до года следует играть с ребенком в песочнице и с мыльными пузырями. Именно такие игры чаще всего становятся причиной воспалительных процессов в органах зрения, вызванных механическим раздражением или химическим ожогом. Нередко воспаления влияют на снижение остроты зрения.

Развитие зрения у ребенка

Содержание:

Еще в мамином животике развивается зрительный аппарат ребенка, но самое интенсивное развитие зрения происходит на первом году жизни младенца. На протяжении первых месяцев оно будет становиться все лучше и лучше. Уже в годовалом возрасте, а часто и раньше, ваш карапуз будет смотреть на мир так же, как и все взрослые.

Этапы развития зрения у детей

У малыша развитие органов зрения происходит на протяжении почти всего первого года жизни.

Новорожденные

Появившись на свет, новорожденный может различить свет, видеть силуэты и отмечать движение, но все это он видит не четко. Развивается зрение очень стремительно, и вот уже через короткий промежуток времени (10-14 дней) малыш может сфокусировать взгляд на вашем лице, когда вы возьмете его на руки.

Малыш пока еще не научился смотреть двумя глазками, так что они могут разбегаться в разные стороны.

информацияПоказав малышу погремушку на расстоянии 20-30 см от лица, вы заметите, что он начинает следить за ее движением в воздухе.

Начиная с рождения детки способны различать цвета, но им легче воспринимать черный и белый. Но в возрасте двух месяцев карапуз начинает различать цвета лучше, ему нравятся яркие игрушки и картинки. Также продолжает совершенствоваться умение карапуза следить за движущимися предметами.

В этом возрасте происходит большой прогресс в развитии зрения у детей. Это проявится тем, что кроха начнет чувствовать и оценивать расстояние. А если прибавить к этому прекрасному умению еще и то, что малыш уже научился руководить своими ручонками, то тут-то и наступит тот самый первый раз, когда он сможет схватить маму за волосы или за халат.

5-7 месяцев

Различать предметы – нет проблем. Проследить за чем-то, что движется, – проще простого. Эти умения уже не вызовут у карапуза никаких затруднений. Теперь малыш может различать даже очень мелкие предметы и на большем расстоянии. К тому же у него начинает появляться умение узнавать предмет, увидев лишь его часть.

8-9 месяцев

Обычно, начиная с этого возраста, зрение у детей не отличается от взрослого человека. Малыш уже способен видеть на разных расстояниях, хотя ближе он видит пока лучше. Также к этому возрасту окончательно сформируется цвет глаз.

Как развивать зрение

Зрение у ребенка будет прогрессивно улучшаться только тогда, когда его будут развивать. Так давайте же рассмотрим, какие есть средства для того, чтобы задействовать зрительный аппарат малыша с самого рождения.

Новорожденные

Большое значение имеет то, как вы оформите детскую комнату и кроватку малыша. Можно на стенки кроватки прикрепить картинки, игрушки, цветные лоскутки. Желательно периодически менять эти предметы на новые, чтобы кроха знакомился с новыми цветами, формами, размерами и фактурами.

Так как малыш не различает цветов, то на помощь придут черно-белые картинки.





Вы можете распечатать и развесить их в поле зрения вашего ребенка или же проявить творческий подход и наклеить их на разные коробочки, кубики, которые можно класть в кровать к малышу. Использование картинок для развития зрения повышает концентрацию внимания деток, подстегивает их любопытство и помогает ребенку быть более спокойным во время бодрствования. Со временем их можно заменить на цветные картинки для развития зрения.

информацияКрохе нравится наблюдать за лицами, которые он видит. Постарайтесь чаще появляться в его поле зрения, наклоняться к карапузу, давайте ему возможность зафиксировать на вас взгляд, а затем начните медленно двигаться, чтобы кроха мог проследить за вами.

Еще больше вы можете разжечь интерес к себе, если будете показывать крохе разные рожицы, демонстрируя разнообразные эмоции.

Очень хорошо, если во время такой игры вы будете нараспев произносить разные звуки. Это будет стимулировать одновременное развитие и слуха карапуза.

3-6 месяцев

Когда ваш ребенок подрос, вы можете начать играть с ним, используя разные предметы. Так, например, вы можете показать малышу свое отражение в зеркале. Конечно, он и не догадается, что этот прекрасный розовощекий младенец – он сам. Каждый раз знакомьте малыша с его отражением. Покажите ему, где глазки, носик, ротик. Дайте потрогать отражение в зеркале. В этой игре есть еще один плюс – рассматривая свое отражение в зеркале, кроха забывает обо всех своих обидах и капризах.

6-9 месяцев

Всем давно известная игра «Ку-Ку», оказывается, может не только позабавить малыша, вызвав у него бурю эмоций. Эта игра стимулирует умение ребенка узнавать предмет или человека, видя его не полностью, а только небольшую часть. Вы можете прятаться сами или поиграть с любимой игрушкой вашего чада.

С 9 месяцев до 1 года

Сделайте обстановку, которая окружает вашего любимца интересной, яркой, завораживающей. Используйте картинки с самыми распространенными цветами: красным, желтым, синим, зеленым.

дополнительноСтимулируйте кроху наблюдать за вами, для этого постоянно совершайте что-то, что будет интересно крохе и развеселит его. Вы можете потанцевать перед малышом или сделать зарядку. За таким зрелищем он точно будет наблюдать с большим удовольствием, а мама как раз выделит время для зарядки.

Старше 1 года

С детками, которым уже больше года, можно использовать следующие игры для развития зрения:

  • Игра «Прищепки». Нацепив разноцветные прищепки на картонный круг, вы можете сделать цветочек или ежика, у которого иголки будут в виде прищепок. Пускай малыш снимет их все, а потом прикрепит обратно только по заданному цвету, или так, как пожелает ваше воображение.
  • Игра «Пуговки». Смешайте пуговки разных цветов и предложите малышу их разложить по цветам. Также вместо пуговиц можно использовать камушки, ракушки, горошины, бусины, все, что есть у вас. Дайте волю своей фантазии, и малыш будет непременно доволен игрой.
  • Игра «Чей домик?». Нарисуйте на листе бумаги несколько зверей, а с другой стороны – для каждого из них по домику. Соедините их между собой разноцветными запутанными дорожками. Предложите малышу найти, где чей домик, проследив пальчиком, куда ведет линия.

Возможные отклонения развития зрения у ребенка

С момента рождения зрению крохи нужно уделять не меньше внимания, чем и остальному здоровью. Чем раньше врач сможет выявить проблему со зрением у малыша, тем больше шансов, что правильное лечение поможет скорректировать дефект без следа.

Конечно, самостоятельно вы не сможете определить, что именно происходит с глазками у ребенка, но только родители первыми могут заподозрить о существовании возможной проблемы. Итак, давайте рассмотрим, на что стоит обратить внимание, чтобы не упустить тот самый момент, когда еще не поздно:

  • кроха в 3-4 месяца не фиксирует взгляд, не следит за движением предмета;
  • малыш не может двигать глазками во все стороны;
  • глазки малыша выглядят выпученными, «как у рыбы»;
  • один или оба глаза малыша косят в большинстве случаев;
  • ребенок не реагирует радостью на мамино лицо.

важноЕсли вы замечаете у ребенка после трех месяцев один или несколько признаков – обратитесь с малышом на консультацию к окулисту.

Дефекты зрения, которые встречаются часто в детском возрасте

  • Косоглазие – т.к. мышцы, регулирующие движения глаз у новорожденного, очень слабы, то в первые месяцы жизни у детей может быть постоянное или периодическое косоглазие. Если после трех месяцев глазки так и не смотрят совместно в одну сторону, то, возможно, речь идет о патологическом косоглазии.
  • Близорукость – нарушение зрения, при котором затрудняется четкость видения удаленных предметов.
  • Дальнозоркость – нарушение зрения, при котором затрудняется четкость мелких предметов, расположенных близко.
  • Астигматизм – нарушения четкости изображений.

Это наиболее частые проблемы, встречающиеся у детей. Но, к счастью, при правильном и своевременном лечении возможно восстановить зрение полностью или остановить дальнейшее его ухудшение.

Заключение

Подводя итоги, стоит отметить, что на родителях лежит ответственная роль не только вовремя обратить внимание на нарушение зрения у ребенка, но и следить за тем, чтобы малыш выполнял все мероприятия для профилактики нарушений:

  • в первую очередь ребенок должен регулярно высыпаться, т.е. иметь регулярный распорядок дня;
  • важно обратить внимание на то, чтобы малыш не перенапрягал глаза. Если он рисует или читает, проследите за тем, чтобы он правильно сидел, и было достаточное освещение;
  • научите малыша периодически расслаблять глазки – отвлечься и поморгать, переводить взгляд с близких предметов на удаленные и наоборот;
  • не забывайте о том, что время просмотра телевизора у детей дошкольного возраста не должно превышать 30 минут.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector