Развитие вестибулярного аппарата у детей

Вестибулярный аппарат у ребенка

Своим труднопроизносимым названием вестибулярный аппарат обязан латинскому слову «vestibulum» (в переводе — «преддверие»), так как он располагается в преддверии внутреннего уха и является его частью, часто называемой лабиринтом. Он представляет собой сложную систему, состоящую из трех полукружных каналов, которые находятся в примерно перпендикулярных плоскостях, что позволяет организму реагировать на наклоны во всех направлениях. Вестибулярный лабиринт частично заполнен желеобразной эндолимфой, покрывающей его чувствительные ворсинки. Во время наших движений под действием силы тяжести эндолимфа и плавающие в ней известковые камешки (отолиты) приминают те или иные ворсинки, и в мозг передается информация об изменениях положения тела. В доли секунды обработав полученные данные, мозг дает «указание» изменить расположение и напряжение мышц шеи , туловища, рук и ног, чтобы мы могли удерживать равновесие в любой ситуации. Чутко реагируя на гравитационное поле Земли, эта сложная система позволяет нам ориентироваться в пространстве и поддерживать баланс тела даже с закрытыми глазами. Вот почему тренировать вестибулярный аппарат необходимо тренировать уже с младенчества.

Первые признаки созревания вестибулярного анализатора появляются уже на четвертом месяце беременности. На УЗИ можно заметить, как в ответ на изменение позы у будущего малыша рефлекторно сокращаются мышцы конечностей, шеи и туловища. У новорожденных можно наблюдать целый ряд вестибулярных рефлексов. Один из них – так называемый автоматизм Моро. В ответ на резкое сотрясение или неожиданный шум малыш резко раскидывает ручки в стороны и растопыривает пальчики. Начиная со второго месяца жизни, ребенок начинает держать голову. Поддерживать вертикальное положение головы опять-таки помогает вестибулярная система.

Вестибулярный аппарат у ребенка до года выполняет и другие функции. Кроха учится поворачиваться, садиться, ползать, манипулировать игрушками. Постепенно его тело принимает вертикальное положение, ребенок делает первые шаги, начинает бегать, осваивает прыжки. И опять-таки освоение этих довольно сложных навыков невозможно без правильного формирования вестибулярного аппарата. Ведь именно он позволяет координировать движения, не падать на спину, не заваливаться на бок и двигаться в нужном направлении.

Из-за вестибулярных сбоев ребенок может жаловаться на головокружения, у него может быть нарушена ориентация в пространстве. Шаткая походка у малыша старше трех лет тоже является симптомом неблагополучия.

Если перечисленные симптомы появляются у ребенка в состоянии покоя или при минимальных вестибулярных нагрузках (например, после недолгого качания на обычных качелях)и уж тем более, если они носят стойкий характер, следует обратиться к неврологу и отоларингологу. Чтобы поставить диагноз, ребенку могут назначить дополнительные исследования. Например, отоскопию (осмотр наружного слухового прохода и барабанной перепонки), а бывает, что и компьютерную томографию височной кости и магнитно-резонансную томографию головного мозга. Это нужно, чтобы исключить серьезные нарушения работы мозжечка (он тоже регулирует координацию).

Но в подавляющем большинстве случаев вестибулярные сбои ограничиваются «морской болезнью» или укачиванием в транспорте. Избавиться от неприятных симптомов в таком случае помогут упорные тренировки.

Для младенца подойдут покачивания на руках у мамы из стороны в сторону, немного более интенсивные, чем обычно. С грудничком на руках также полезно медленно кружиться в вальсе, постепенно убыстряя темп. Достаточно 2-3 оборотов в каждую сторону. Как только малыш научится держать голову, с ним можно «летать» по комнате, одной рукой держа его за ножки, а другой — поддерживая грудь. Примерно с 4 месяцев начинайте занятия на надувном специальном мяче – фитболе. Первое занятие длится всего 1 минуту, потом продолжительность постепенно увеличивается. Положите ребенка животиком на хорошо надутый мяч и, прижимая его к мячу, качайте фитбол вправо-влево, вперед-назад, крутите вокруг оси.

Ближе к году качайте кроху на качелях и в гамаке, малыша постарше — катайте на каруселях любого типа. Можно воспользоваться вращающимся кругом типа «грация». Поставьте на него 1-1,5 летнего ребенка и, держа за руку, покрутите сначала в одну, потом в другую сторону. Скорость и число оборотов надо наращивать постепенно.

Хорошо натренировать вестибулярную систему ребенок может в любом развлекательном центре, где есть батут. Также на пользу вестибулярной системе пойдут лазанье по веревочном лестнице, прыжки через скакалку, прыжки на одной и на двух ногах, бег с препятствиями.

Вестибулярный аппарат любит закаливающие процедуры, активные игры и движение: кувырки, катание на качелях, раскачивание в гамаке и кресле-качалке. Кислые на вкус продукты способствуют стабилизации вестибулярной системы, поэтому, если ребенка начинает поташнивать в транспорте, можно дать пососать ему дольку лимона. А вот переедание, травмы головы и шеи, постоянное ношение наушников и длительная нагрузка на глаза на пользу вестибулярному аппарату не идут. Вредны для него также громкие звуки силой более 100 дБ. Они сильно раздражают микроскопические ворсинки, которыми он усеян.

ФУНКЦИИ ВЕСТИБУЛЯРНЫХ АППАРАТОВ У ДЕТЕЙ

Вестибулярный аппарат у детей созревает раньше других рецепторов и у 6-месячного плода развит почти как у взрослого. Возбудимость вестибулярного аппарата существует с рождения и тренируется у ребенка при его укачивании, вызывающем засы­пание. Однако новорожденный еще не может определять положе­ние тела во внешней среде. В раннем возрасте глазной нистагм слабо выражен.

У детей вестибулярный аппарат более возбудим, чем у взрослых. С возрастом хронаксия вестибулярного аппарата увеличивается: у детей 6—10 лет она меньше, чем в 10—15 лет, у 15—20-летних еще больше.
У здоровых детей вегетативные рефлексы при укачивании вы­зываются при значительно более сильных раздражениях вестибу­лярного аппарата, чем те, которые вызывают нормальные рефлек­торные трудовые, спортивные и другие движения. Под влиянием тренировки вестибулярных аппаратов эти вегетативные рефлексы уменьшаются и даже полностью исчезают. Например, развитие функций вестибулярного аппарата у детей, систематически зани­мающихся спортом, достигает уровня взрослых, не занимающихся спортом, у мальчиков к 13—14 годам, а у девочек — к 10—и и у подростков, систематически занимающихся спортом, на 2—3 года раньше, чем у не занимающихся спортом.
Наибольшая тренировка вестибулярных аппаратов происходит при упражнениях в качании головой, а также занятиях гимнасти­кой, плаванием, боксом, качании на качелях, прыжках в воду и прыжках с трамплина на лыжах. В состоянии невесомости возбу­димость вестибулярных аппаратов может изменяться.
При тренировке вестибулярных аппаратов одновременно про­исходит тренировка зон зрительной и кожно-мышечной чувстви­тельности в больших полушариях. Эта тренировка приводит к образованию и укреплению условнорефлекторных связей между этими зонами, что имеет решающее значение для точного ориен­тирования детей в пространстве во время ходьбы, бега, игр, трудо­вых и спортивных движений.
С возрастом возбудимость проприорецепторов у школьников увеличивается. Наименьшая возбудимость проприорецепторов у младших школьников, наибольшая — у старших. Наибольшая возбудимость проприорецепторов отмечена в дни и часы уроков труда, уроков физкультуры, внеклассных занятий в спортивных секциях, игр и прогулок вне школы, наименьшая — в часы с отно­сительной неподвижностью (на общеобразовательных уроках в школе, во время приготовления уроков). Возбудимость проприорецепторов повышается в первой половине дня и сни­жается к вечеру.
У старших школьников умственная деятельность (30-минутное чтение художественной литературы) в подавляющем большинстве случаев повышает возбудимость проприорецепторов.

Читать еще:  Анализы при бронхиальной астме

Уже у ребенка 3 лет безусловный проприорецептивный рефлекс на сердце играет значительную роль при непроизвольных движе­ниях, а условнорефлекторное учащение сердечной деятельности при сигнале предстоящей физической работы не всегда бывает у детей 3—6 лет и только с 7 лет наблюдается у всех.
У детей младшего возраста условные рефлексы на изменения работы сердца при физическом труде и физических упражнениях образуются быстрее, но они отличаются меньшим постоянством, чем у детей старшего возраста.
С возрастом роль рефлексов на внутренние органы увеличи­вается, и они все более совершенствуются в процессе формирования трудовых и спортивных двигательных навыков.

Развитие вестибулярного аппарата у детей

Вестибулярный аппарат – это орган равновесия, который находится во внутреннем ухе, а именно – височной кости. Его необходимо тренировать у детей с раннего возраста, потому что именно он позволяет координировать движения. Без правильного формирования вестибулярного аппарата невозможно нормальное развитие двигательной активности.

Вестибулярная система регулирует:

— распределение веса при ходьбе и других движениях;

— ощущения при переворотах;

Тренировка вестибулярного аппарата у детей

Развить вестибулярный аппарат у детей в раннем возрасте поможет комплекс несложных, специальных упражнений, которые нужно проводить регулярно. Отличная тренировка вестибулярного аппарата у детей постарше происходит при занятиях гимнасти­кой, плаванием, боксом, качании на качелях и прыжках в воду. Также одновременно про­исходит тренировка зон зрительной и кожно-мышечной чувстви­тельности в больших полушариях, что приводит к образованию и укреплению условно рефлекторных связей между этими зонами. Это имеет решающее значение для точного ориен­тирования детей в пространстве во время ходьбы, бега, игр, трудо­вых и спортивных движений.

У здоровых детей вегетативные рефлексы при укачивании вы­зываются при значительно более сильных раздражениях вестибу­лярного аппарата, чем те, которые вызывают нормальные рефлек­торные трудовые, спортивные и другие движения. Под влиянием тренировки вестибулярных аппаратов эти вегетативные рефлексы уменьшаются и даже полностью исчезают.

Тренировки для развития вестибулярного аппарата у детей с ДЦП

В медицинском центре «Кия» занимаются реабилитацией и абилитацией детей с ДЦП. Специалисты работают по индивидуальному плану с каждым малышом. Главная задача включить в работу весь вестибулярный аппарат. Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в пространстве.

Для улучшения работы вестибулярного аппарата у детей с ДЦП применяют специальные упражнения на тренажере Гросса, аэродинамическую гимнастику (полеты в аэродинамической трубе) и тренировки на иппотренажере. Эти современные технологии помогают малышу совершать передвижения по всему пространству и даже вращения вокруг своей оси. Также дети с ДЦП учатся удерживать свое равновесие на надувных матрасах и мячах, чувствовать и контролировать свое тело, привыкать к новому вертикальному положению.

Поднять голову, сесть, перевернуться — все это детям с ДЦП дается с большим трудом. Малыши проходят серьезный курс подготовки, чтобы, когда придет время делать первые шаги, сделать их уверенно, и ровно, не шатаясь.

Развитие координации и вестибулярного аппарата у ребенка. Обобщение

Добрый день, дорогие родители!

«Компания «Пилсан» приветствует Вас в своем блоге. Мы, как производитель развивающих игрушек и товаров для детей, считаем своей главной целью помочь детям по всему миру расти здоровыми и счастливыми. Наши игрушки, товары для детей и игровые комплексы абсолютно безопасны для здоровья детей, способствуют правильному физическому развитию и приносят настоящее детское счастье.»

Это первая статья из цикла материалов по развитию таких функций детского организма, как координация и вестибулярный аппарат. От поздних сроков беременности и до поступления в 1 класс школы. В ней мы рассмотрим ключевые аспекты развития чувства координации, развитие мозжечка, расскажем об упражнениях, помогающих развивать координацию и вестибулярный аппарат, а также порекомендуем игрушки, которые помогут Вашему малышу правильно развиваться.

Физиологический процесс развития мозжечка

Становление физиологического механизма координации ребёнка начинается еще в утробе матери и продолжается вплоть до того возраста, пока скелет человека не перестаёт расти, а это примерно до 18-20 лет. В этом процессе важнейшую роль играет развитие мозжечка, который начинает активно расти примерно с 6 месяцев от рождения. В возрасте 1 год и 3 месяца активное развитие мозжечка начинает постепенно ослабевать. Полное развитие мозжечка ребенка заканчивается примерно к 5-ти годам.

Мозжечок – это сегмент человеческого мозга, располагающийся в затылочной области черепа. Мозжечок состоит из двух отделов — древнего отдела или «червя», и эволюционно более позднего, более нового отдела. Древний отдел отвечает за обработку сигналов вестибулярной системы, поддерживающей равновесие и координацию движений. Новый отдел отвечает за связь с большими полушариями головного мозга. Интенсивный рост древнего отдела мозжечка происходит на поздних сроках беременности. Поэтому важно избегать преждевременных родов.

Процесс развития мозжечка после рождения прямо отражается в физических умениях малыша. Период активного развития можно условно разделить по внешним признакам на пять стадий:

  • возраст 5-6 месяцев — ребенок начинает садиться;
  • возраст 8-9 месяцев — ребёнок ползает;
  • возраст 9-10 месяцев – ребёнок уже встает на ножки;
  • возраст 11-12 месяцев – ребёнок делает свои первые шаги;
  • к возрасту полутора лет ребёнок уже уверенно ходит, а иногда даже бегает.

Важно помнить, что бывают случаи индивидуального графика развития мозжечка – в таких случаях ребёнок может немного задерживаться или наоборот опережать обычные сроки. Кроме того, бывают случаи, когда ребенок пропускает стадию ползания. В целом, к полутора-двум годам мозжечок ребенка успешно справляется со всеми базовыми функциями.

Развитие мозжечка в возрасте от 3 до 6 лет переходит на качественно новый этап, ребенок уже владеет всеми основными моторными функциями и начинает их качественно совершенствовать. Именно с этого возраста ребёнку становятся доступными выполнение принципиально новых задач и ускоряется процесс обучения.

Параллельно с развитием мозжечка у ребенка в возрасте от 6 месяцев развивается и вестибулярный аппарат — основа человеческого прямохождения. Вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе, состоит из двух перепончатых мешочков (круглого и овального), трех полукружных каналов. Развитие именно данного органа позволяет ребенку делать свои первые в жизни шаги. Нарушения же в развитии вестибулярного аппарата приводят к задержкам в развитии, «пьяной походке», а недоразвитие мозжечка – к гиперактивности и другим нежелательным для ребенка последствиям и синдромам.

Игры и упражнения для развития детской координации

Все виды упражнений и игр на развитие координации у ребенка являются активными физическими. Игры можно условно разделить на два вида – статичные и динамичные. Статичные игры направлены на развитие умения сохранять четко зафиксированное положение тела, а динамичные наоборот – на умение быстро, плавно или наоборот резко менять свое положение в пространстве.

В первую очередь рассмотрим самые простые упражнения на развитие координации. Это очень простые, но в то же время очень результативные упражнения:

  • Простое удержание баланса. Предложите ребенку пройтись по длинной палке или веточке, лежащей на земле, не касаясь подошвой земли. Также в качестве «спортивного снаряда» отлично подойдёт бордюр или поребрик вдоль тротуара у подъезда Вашего дома. Ежедневное использования этого простого приёма на прогулке с ребёнком отлично разовьет ровную походку, способность держать равновесие и управлять центром тяжести тела в более сложных упражнениях.
  • Удержание баланса на движущейся поверхности. Смысл и механика упражнения такие же, как и в упражнении на простое удержание баланса с одним существенным отличием – вместо дощечки или бордюра необходимо использовать качающуюся или движущуюся поверхность. Отлично подойдет лежащее бревно или толстая труба, которая немного поперечно покачивается из стороны в сторону. В усложненном варианте бревно или труба могут быть подвешены на небольшую высоту и покачиваются не только поперечно, но и продольно. Возможно на ближайшей детской площадке есть нечто похожее или небольшой подвесной мостик, который тоже отлично подойдет для тренировки координации.
  • Упражнение с большим мячом «Фитболом». Упражнения с большим мячом очень хорошо развивают координацию. На нем можно лежать на спине или животе, отпускать руки и ноги, стараясь не скатиться с мяча. Можно попытаться на нем усидеть, не касаясь ножками пола. Такие упражнения существенно влияют на улучшение координации и физической ловкости.
  • Прыжки на батуте – великолепное упражнение для продвинутой тренировки координации и вестибулярного аппарата как для детей, так и для подростков. Ритмичные прыжки с плавным ускорением и приземлением способствуют развитию органов внутреннего уха и мозжечка. Кроме того, прыжки на батуте тренируют центральную нервную систему, укрепляют опорно-двигательный аппарат.
  • Качели и горки – ключевой и важнейший и древнейший способ тренировки детской координации. Первые качели для ребенка начинаются сразу после рождения – это его покачивающаяся кроватка. Затем качающаяся коляска. Когда Ваш ребёнок еще не начал ходить, вы уже можете усадить его в специальные детские качели или прокатить его с детской горки. Эти упражнения, привитые с детства, уберегут ребенка от боязни высоты, приучат к частой смене положения тела, заложат важные основы развития координации и вестибулярного аппарата.
Читать еще:  Хронический геморрой

Вы можете приобрести качели, горки, а также полноценные игровые комплексы в интернет-магазине Пилсан, установить у себя на лужайке, на даче или даже в игровой комнате в городской квартире и будьте уверены в правильном развитии координации и вестибулярного аппарата Ваших детей.

После базовых упражнений мы бы хотели вкратце рассказать о развивающих координацию и вестибулярный аппарат физических играх. Такие игры можно разделить на два типа – статичные и динамичные.

Статичные игры предназначены в первую очередь для тренировки замираний, балансирования и удержания тела в равновесии в самых различных позах. К таким играм относятся: «Музыка стоп», «Море волнуется», «Статуи», «Штанлер-стоп», «Выбивной» и другие.

Динамичные игры напротив предназначены для тренировки вестибулярного аппарата в условиях постоянной смены положения тела. Эти игры как правило коллективные, для большого количества детей. В таких играх происходит нормальное правильное развитие координации ребенка. К динамичным играм можно отнести: «Мыши водят хоровод», «Солнышко и дождик», «Ручеёк», «Найди себе пару» и многие другие.

Большое количество игр для физического развития мы подробно рассмотрим в отдельной статье.

Игрушки для развития координации ребёнка

Для полноценного развития координации необходимо обеспечить ребенка игрушками, способствующими его развитию. Минимальный набор игрушек для развития координации включает в себя качалку и толокар или любую другую каталку. Рекомендованный набор состоит целого набора игрушек и принадлежностей для разного возраста:

  • Ходунки и прыгунки – подходят для малышей возрастом от 6 месяцев до года. Ходунки помогают быстрее ставить ножки на пол, ускоряют переход от ползания к стоянию и хождению. Прыгунки ускоряют развитие вестибулярного аппарата. Ритмичные плавные вертикальные движения способствуют правильному развитию мозжечка.
  • Качалки и качалки-каталки – необходимы для детей от 1-го года. Как только Ваш малыш научился держать спинку ровно и сидеть, смело сажайте его на качалку-лошадку. Ежедневные ритмичные покачивания ускорят развитие древней части мозжечка и вестибулярного аппарата.
  • Спортивный инвентарь – для детей от 2-х лет. Как только малыш начал бегать – смело закупайтесь разнообразным спортивным инвентарём. Принадлежности для футбола, баскетбола, боулинга, игра в кольца и любые другие спортивные принадлежности.
  • Сухой бассейн – для детей от 2-х лет. Игры в сухом бассейне значительно ускоряют развитие ориентации в пространстве.
  • Толокары (каталки) – необходимы для детей от 2-х лет. Первый собственный транспорт для Вашего малыша. Помогает развивать координацию и опорно-двигательный аппарат.
  • Веломобили – для детей от 3-х лет. Универсальный педальный детский транспорт, способствующий комплексному физическому развитию ребенка.
  • Качели и игровые комплексы – для детей от 3-х лет. Способствуют не только физическому, но и психологическому развитию, так как идеально подходят для сюжетно-ролевых игр.

Широкий ассортимент игрушек и товаров для детей от компании «Пилсан» способен полностью снять вопрос полноценного развития координации и вестибулярного аппарата ребенка с момента рождения и до поступления в школу.

Как вырастить космонавта, или 14 игр для развития вестибулярного аппарата у ребенка

Вестибулярный аппарат – это орган равновесия. Его важно тренировать с первых месяцев жизни ребенка, чтобы потом у него не было проблем с укачиванием в транспорте или, например, головокружением при физических упражнениях. В этом помогут специальные игры, разработанные с учетом возрастных особенностей малышей.

Анна Крайнова
врач-педиатр, г. Москва

Ребенок учится переворачиваться и садиться, затем вставать и падать, делать первые шаги, осваивает бег, прыжки… Кажется, что это происходит само собой. На самом деле уверенно перемещаться в пространстве ему позволяет целый ряд органов чувств и систем организма. Наиболее важная роль в данном «оркестре» принадлежит вестибулярному аппарату. Без его правильного формирования невозможно нормальное развитие двигательной активности малыша. Вот почему так необходимы специальные игры и ежедневные тренировки с самого раннего возраста.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: первооткрыватель (с рождения до 1 года)

Тренировать вестибулярный аппарат можно буквально с рождения. До 6 месяцев, пока ребенок не научится сидеть самостоятельно, важно, чтобы он занимал при качании на руках или в других приспособлениях лежачее или полулежачее положение. Впрочем, если малыш долго будет воспринимать мир только из «горизонтали», важная часть вестибулярного аппарата, отвечающая за восприятие верха и низа, не будет развиваться как положено. Поэтому носите малыша также «столбиком», положив его головку себе на плечо и поддерживая ее рукой. Вот несколько полезных упражнений.

«Бэби-диско» (от 0 до года). Ребенок располагается «столбиком», лицом к вам или полулежит на ваших руках. Под музыку или без нее вы можете совершать вращательные движения из стороны в сторону (вокруг вертикальной оси), или перемещать младенца вверх-вниз по прямой, или очерчивая полукруг. Начинайте с 2–3 оборотов, двигаясь плавно. Затем можно постепенно увеличивать продолжительность, скорость и количество вращений.

«Мой любимый мячик» (с 1 месяца до года). Упражнения на большом надувном мяче для фитнеса: выкладывайте малыша на животик или спинку и плавно качайте на мяче вперед-назад, вправо-влево. С 7–8 месяцев можно ставить ребенка на мяч, поддерживая за ручки или подмышки. Также при поддержке можно давать ему возможность попрыгать на мяче. Или попрыгать вместе с ним, посадив его на колени, а самой сев на мяч.

Читать еще:  Таблица ХГЧ по дням после ЭКО

«Папин тренажерчик» (с 3 месяцев до года). Как правило, это упражнение любят папы, которые не прочь подкачать свои бицепсы. Когда малыш начинает уверенно держать головку, его можно взять под мышки, повернув лицом к себе, и поднять над своей головой. Сначала это однократные подъемы-опускания до уровня глаз, потом по мере привыкания ребенка и тренировки ваших рук ребенка можно невысоко подбросить и поймать, со временем подкидывая его все выше и выше.

«По кочкам» (с 6–7 месяцев до года). Возьмите ребенка на колени, поддерживая под мышками и приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке, в ямку – бух!» Перемещайте его вверх и вниз, иногда резко смещая в сторону и позволяя свалиться в яму. Дети обожают внезапное падение с надежной страховкой.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: олимпиады годовичков (с 1 до 2 лет)

Как правило, в год дети уже начинают ходить или, как минимум, уверенно стоят на ногах. А значит, надо продолжать учить их прямохождению, прыжкам с поддержкой и без, кувыркам вбок и др.

Висим и качаемся. Малыш в возрасте от года до 2 лет обожает «летать», когда бежит к папе, а тот ловит его и подкидывает вверх. Или просто, стоя на месте, берет под мышки, поднимает, подбрасывает и ловит. Еще ребенок любит идти между взрослыми, взяв их за руки, и периодически «подвисать», поджав ноги, или раскачиваться вперед-назад на руках. Все это тренирует вестибулярный аппарат. С 1–1,5 лет можно оборудовать в детской спортивный уголок: с маленьким турником, кольцами (на уровне вытянутых вверх рук ребенка), канатом, качелями, прыгунками и лестницей.

Юный пловец. Если вы решили научить ребенка нырять и плавать, это пойдет на пользу. В воде малыш ощущает себя более легким, и воздействие на рецепторы вестибулярного аппарата будет иным, чем на суше. Это позволит ребенку улавливать более тонкие нюансы восприятия своего тела в пространстве.

«Танцуют все!» Дома стоит почаще устраивать «танцы». Включайте ребенку музыку, чтобы он скакал и кружился сам, либо вальсируйте с ним, взяв его на руки. Учите малыша стоять и прыгать попеременно то на одной, то на другой ножке.

Уличные развлечения. Прогулки на детских площадках тоже способствуют развитию вестибулярного аппарата. Пусть малыш катается с горки и качается на качелях. Можно освоить машинку-каталку, попробовать кататься на самокате или даже на трех- или четырехколесном велосипеде.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: в поисках баланса (с 2 до 3 лет)

На улице помогайте ребенку закреплять приобретенные навыки: разрешайте ему ходить по линиям, бортикам и бревну, кататься на качелях и каруселях. Примерно с 2 лет малыши обожают прыгать. Обычно они делают это дома на диване. Поддержите своего ребенка в этом занятии и за пределами квартиры.

Батут. В парках аттракционов есть детские батуты и даже целые надувные города, приспособленные для прыжков. Следите только за тем, чтобы в одежде малыша не было жестких деталей (пряжек, ремешков, заколок и т. д.), которые могут травмировать его при неудачном приземлении. А еще смотрите, чтобы по соседству от него не скакали дети, значительно старше и крупнее. При желании и явном увлечении малыша этим занятием можно купить на дачу или домой в детскую небольшой надувной или сеточный батут.

Спортивный уголок. Если до 2 лет наличие спортивного уголка в детской скорее желательно, чем обязательно, то после двух это приобретение – важное подспорье для физического развития ребенка. Малышам нравится раскачиваться на кольцах, висеть вниз головой, подтягиваться на турнике, кувыркаться на матрасе, залезать по канату и по лестнице (деревянной и веревочной, вертикальной и под наклоном).

Это факт
Вестибулярный аппарат располагается в костном лабиринте внутреннего уха. Его рецепторы воспринимают линейное и угловое ускорение, а также силу тяжести. Основная функция вестибулярного аппарата – поддержание равновесия. Полное развитие и формирование органа равновесия заканчивается примерно к 12 годам жизни ребенка. При слабости вестибулярного аппарата возникают «болезни движения». По данным статистики, ими страдают около 5 % населения Земли.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: юный экстремал (с 3 до 4 лет)

Малышу становятся доступны многие детские аттракционы: большие карусели, качели-лодочка, разнообразные машинки и другие забавы с кручением и вращением. Также не иссякает интерес к батуту и всевозможным лазаниям по разным поверхностям.

«Березки», «мостики» и другие. Ребенок способен делать более разнообразные упражнения: постоять в «березке», перекатиться назад, сделать «мостик», продолжительно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, походить на руках, когда кто-то его поддерживает за ноги.

«Замри, или Море волнуется раз…». Если детей много, можно сыграть в «Замри». Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура (далее называется любое животное или птица) на месте замри!» Игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего либо выбывает из игры. Игра развивает не только способность к долгому удержанию равновесия в неудобной позе, но и творческое начало, а также умение терпеть и контролировать свои действия. В этом возрасте детям нравится также играть в прятки, жмурки, салочки.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: отряд прыгунов (с 4 до 5 лет)

Батут, качели, парки аттракционов все еще актуальны для четырех- и пятилеток. Но улучшается координация и физические возможности ребенка, а потому ему становятся доступны более длительные, амплитудные вращения и кружения. Стоит продолжать лазание по лестнице и канату, хождение по бревну. Также настало время учить малыша кататься на двухколесном велосипеде.

«Юла». Это незамысловатое, но полезное упражнение, тренирующее вестибулярный аппарат. Вы раскручиваете ребенка на месте или он сам это делает. Сначала в среднем темпе, чтобы понять, насколько хорошо он перенесет «качку» после того, как откроет глаза: ему будет казаться, что стены, пол – в общем, вся комната потеряла устойчивость. Постепенно, по мере привыкания к нагрузке, стоит усиливать темп вращения вокруг себя. Так тренируется способность держать равновесие и контроль координации движений.

«Классики». Это упрощенный вариант игры нашего детства. Требуется нарисовать мелом поле для игры, разделенное на квадраты (каждый примерно по 50 см площадью), пронумерованные от 1 до 10. Смысл игры в том, чтобы прыгать в каждую клеточку и при этом не наступать на прочерченные линии. Сначала можно прыгать на двух ногах без биты (любой круглой металлической коробочки), затем немного усложнять задачу: на одной ноге, с битой, в компании. Все это великолепно тренирует координацию.

Вестибулярный аппарат отвечает за поддержание равновесия, координацию движений и ориентацию в пространстве. От того, насколько он развит, во многом зависит качество жизни человека. Тренируя его с младенчества, вы подарите своему крохе большие возможности для развития и активных игр со сверстниками.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector