Содержание

Развитие речи у ребенка до года

Как развивается речь малыша до года: норма и возможные нарушения, профилактика

Родители удивляются, когда психолог говорит, что необходимо развитие речи до года у малыша. Новорожденный не может разговаривать, но это не мешает ему общаться с мамой и папой. Природой заложено, с рождения ребенок пытается выжить, существовать в непонятном мире. В первые сутки он находит опору и поддержку у родителей, понимает что с ними безопасно.

Психологи доказали, новорожденный общается с близкими уже с самого рождения с помощью крика. Это помогает понимать, что он не один, получать ответную реакцию родителей. С первых секунд жизни начинается развитие речи крохи, когда он восклицает о том, что пришел в этот мир.

Развитие ребенка по месяцам

С первых дней родители и новорожденный общаются при помощи жестов. Младенец говорит о своих потребностях с помощью мимики, крика, движений. С каждым месяцем родителям становится понятнее, что нахмуренные брови и открытый рот обозначают удивление или страх, спонтанный возглас и резкие движения руками и ногами − счастье, радость. Формируется процесс общения, взаимопонимания. Оно достигается посредством речевого развития малыша. Младенец научается каждый день чему-то новому. Важно поддерживать кроху, обогащать его внешний мир красками, яркими эмоциями, постоянным общением, играми.

Ученые и психологи проводили исследование, когда беременная женщина, перед тем как ложиться спать, включала определенную мелодию. После рождения малыша, когда знакомая музыка начинала играть, кроха быстрее засыпал. Общаться с младенцем нужно еще до его рождения, начиная с внутриутробного развития.

Речевое развитие по месяцам до года неразрывно связано с психологией. Без становления внимания, мышления, воображения, двигательной активности, моторики невозможно полноценное освоение речи. Ниже в таблице представлено развитие речи и психологических процессов ребенка до года по месяцам и нормам ВОЗ.

Стадии речевого развития

Развитие речи ребенка до года психологи делят на 4 стадии. Они отличаются рывком в освоении речи, длятся от одного до нескольких месяцев. Нужно понимать, что границы стадий стерты, каждый ребенок индивидуален. Если малыш отстает от какого-то периода на 1-2 месяца, можно говорить о патологии.

  1. От 0 до 8 недель − стадия крика. Новорожденный реагирует на все плачем, выкриком звуков, носящих носовой оттенок.
  2. От 2 до 5 месяцев − стадия гуления. Жизнь ребенка окрашивается в интонационные краски. Голос меняется в зависимости от состояния. Общение со взрослыми сводится к произношению и выкрику звуков: г, к, п, м, б, н. Появляются первые слоги: ба, па, ня, на, ля. Первый настоящий смех возникает в 3 месяца.
  3. От полугода до 7 месяцев − лепет. Физиологически малыш готов произносить отдельные звуки и формировать их в понятные только ему и родным короткие слова: баба, мама, папа, няня, тата, дай, пи и т. д. Стадия называется лепетом, потому что младенец произносит слоги несколько раз, как будто что-то пытается рассказать.
  4. От 8 месяцев до 12 − стадия первых слов. В норме к окончанию первого года жизни кроха должен произносить до 25 слов. Они не отличаются сложностью, состоят, как правило, из одних и тех же слогов. Малыши в этом возрасте любят придумывать «свои» слова, значение которых понятно только близким.

Как развивать речь младенца до года

Существует несколько правил в логопедии и психологии, которые способствуют раннему развитию речи. Они несложны и относятся к эмоциональной сфере общения с малышом. Если мама и папа будут следовать им с периода беременности, ребенок будет активно осваивать речь.

  • С момента внутриутробного развития нужно разговаривать с ребенком в животике, петь песни, читать стихи, слушать музыку, посещать театры, музеи и т. д.
  • С рождения малыша вовлекать его в процесс говорения, общаться с младенцем на прогулке, во время массажа, игры, пеленания.
  • При выполнении массажа, ЛФК эмоционально, с мимикой и жестами рассказывать ребенку потешки, стихи, какой-то сюжет из сказки.
  • Читать ребенку сказки с раннего детства, потешки, стихи.
  • Вовремя показывать ребенка неврологу для исключения патологий.
  • Больше играть с малышом, в процессе рассказывать какого цвета, формы предметы, рассказывать об их свойствах, особенностях.
  • Чаще гулять с малышом. После 4 месяцев, полугода будут полезны неспящие прогулки, чтобы малыш познавал окружающий мир. Важно показывать и рассказывать, что окружает кроху.

Занятия с логопедом в возрасте 1 года могут проводиться только совместно с родителями по показаниям невролога. Как правило, они сводятся к тому, что специалист показывает, как общаться с ребенком, какие упражнения и игры подойдут для развития говорения. Тревожиться стоит, если по достижении годовалого возраста ребенок не интересуется окружающим миром, не произносит простые слова из 1-2 слогов, нет ответной реакции на эмоциональную речь взрослого.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • (0)
  • АУДИО для детей (2)
  • АФИША и ОБЪЯВЛЕНИЯ (2)
  • АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ПРИТЧИ о детях (3)
  • БЕРЕМЕННОСТЬ. В ОЖИДАНИИ МАЛЫША (2)
  • БИБЛИОТЕКА ДЕТСКАЯ (346)
  • Английский язык для детей (12)
  • АППЛИКАЦИЯ (15)
  • Воспитание и общение (8)
  • Дидактические картинки и карточки (3)
  • Журналы для детей (6)
  • Загадки (1)
  • Книжные серии (22)
  • ЛЕПКА (7)
  • Математика для дошкольников (14)
  • Начальная школа (9)
  • Окружающий мир (8)
  • Опыты и Эксперименты (2)
  • Подготовка к школе (13)
  • Поделки из бумаги Оригами (8)
  • Познавательная литература (16)
  • Развивающие и творческие задания (22)
  • Развитие мелкой моторики (7)
  • Развитие Мышления Внимание Память (19)
  • Развитие речи Чтение Буквари (50)
  • ТЕСТЫ для детей (2)
  • Учимся писать Прописи (26)
  • Учимся рисовать (20)
  • Художественная литература (88)
  • Энциклопедии и справочники (8)
  • ВИДЕОЗАЛ (20)
  • Воспитание и развитие детей (3)
  • Мультфильмы (6)
  • Развивающие видеоуроки и видеоролики (11)
  • ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ (63)
  • ВСЕ О НОВОРОЖДЕННЫХ (1)
  • ГОЛОВОЛОМКИ и ФОКУСЫ (1)
  • ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (3)
  • ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ (0)
  • ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ (3)
  • ИГРОТЕКА (159)
  • Игра — драматизация (1)
  • Развивающие игры (70)
  • Дидактические карточки (5)
  • Игры и игрушки своими руками (53)
  • Компьютерные игры (2)
  • Кукольный театр (1)
  • Настольно-печатные игры и лото (19)
  • Пальчиковые игры (5)
  • Подвижные игры (9)
  • Сюжетно-ролевая игра (1)
  • ИСКУССТВО ЖИВОПИСЬ для детей (0)
  • КОПИЛКА РОДИТЕЛЬСКОГО ОПЫТА (52)
  • КРЕАТИВНОСТЬ ТВОРЧЕСТВО ТРиЗ (2)
  • ЛОГОПЕДИЯ (34)
  • Развитие и коррекция речи (20)
  • Советы логопеда (14)
  • МАСТЕР КЛАССЫ (27)
  • МАСТЕРОК (358)
  • Аппликация (41)
  • Аппликация Объёмная (12)
  • Квиллинг (1)
  • Клипарды и картинки (2)
  • Конструирование (2)
  • Лепка (52)
  • Оригами (8)
  • Поделки из бумаги (92)
  • Поделки из природных материалов (8)
  • поделки из различных материалов (88)
  • Рисование (54)
  • МЕТОДИКИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ (11)
  • Методика Монтессори (6)
  • МЕТОДИКА ТЕПЛЯКОВОЙ (3)
  • МУЗЫКА и ПЕСНИ для детей (0)
  • НАВИГАТОР ПО ДНЕВНИКУ (15)
  • НОВОСТИ и АНОНСЫ (1)
  • ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ (19)
  • Дошкольное образование (1)
  • Начальная школа (18)
  • Средняя школа (3)
  • ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (398)
  • Викторины и Конкурсы (1)
  • Выбор профессии (3)
  • География малышам (1)
  • Готовность к школе (18)
  • Загадки (14)
  • Иностранные языки (11)
  • Карточки обучающие (8)
  • Комплексные занятия (18)
  • Математика (27)
  • Окружающий мир (31)
  • Письмо Прописи Рабочие тетради (23)
  • Почемучка (7)
  • Развивающие задания (41)
  • Развитие Внимания (5)
  • Развитие Мелкой моторики руки (46)
  • Развитие Мышления (27)
  • Развитие Памяти (4)
  • Развитие Речи (39)
  • Сенсорное развитие (12)
  • Смекалочка (1)
  • Тематические недельки (25)
  • Чтение (71)
  • Экономика малышам (11)
  • Этикет малышам (1)
  • ОНЛАЙН ресурсы (16)
  • ОПЫТЫ и ЭКСПЕРИМЕНТЫ для детей (28)
  • Занимательная астрономия (1)
  • Занимательная биология (4)
  • Занимательная геология (1)
  • Занимательная математика (1)
  • Занимательная физика (16)
  • Занимательная химия (5)
  • ОТДЫХ и ПУТЕШЕСТВИЯ для детей (4)
  • ПОЛЕЗНЫЕ ПРОГРАММЫ (1)
  • ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ (6)
  • ПРАЗДНИКИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПОДАРКИ (162)
  • 23 февраля (19)
  • 8 марта (9)
  • День космонавтики (2)
  • День рождение (17)
  • День учителя (5)
  • Масленица (3)
  • Новый год (92)
  • Пасха (17)
  • ПРЕЗЕНТАЦИИ для детей (0)
  • ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ (17)
  • РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРУШКИ (14)
  • Конструкторы (3)
  • Мобили и подвески (3)
  • Мягкие развивающие игрушки (1)
  • Наборы для творчества (1)
  • Настольные игры (2)
  • Пазлы Сортеры (1)
  • Пирамидки Кубики (1)
  • РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ (53)
  • Внутриутробное развитие (1)
  • от 0 до 1 года (20)
  • от 1 до 2 лет (20)
  • от 2 до 3 лет (8)
  • от 3 до 4 лет (7)
  • от 4 до 5 лет (3)
  • от 5 до 7 лет (3)
  • РАСКРАСКИ (48)
  • Лабиринты (5)
  • Обводилки (2)
  • Раскраски «Сезоны года» (2)
  • Раскраски для малышей (11)
  • Раскраски для праздников (4)
  • Раскраски животных (4)
  • Раскраски здания и дома (1)
  • Раскраски из мультфильмов (1)
  • Раскраски обучающие (4)
  • Раскраски онлайн (4)
  • Раскраски по номерам (2)
  • Раскраски птиц (1)
  • Раскраски растительного мира (4)
  • Раскраски транспорта (2)
  • СЕРИИ книжек Раскрасок (3)
  • СКАЗКОТЕРАПИЯ (42)
  • ССЫЛКИ на дневники о детях (25)
  • ССЫЛКИ на сайты о детях (51)
  • ТЕСТЫ и ДИАГНОСТИКА для детей (3)
  • ТОВАРЫ для детей (0)
  • ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (4)
  • ФОТОГАЛЕРЕЯ (1)
  • ЭНЦИКЛОПЕДИИ и СЛОВАРИ (0)
Читать еще:  Хронический геморрой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Развитие речи ребенка до года. Упражнения и игры.

Развитие речи ребенка до года

Ребенок от рождения имеет все физиологические предпосылки для того чтобы заговорить. Однако для того, чтобы научиться пользоваться речевым аппаратом, а также для того, чтобы произошло развитие речи, ребенок должен пройти через несколько последовательных этапов. Как происходит развитие речи ребенка до года? Что делать взрослым, для того, чтобы стимулировать речевое развитие крохи? На что обратить пристальное внимание?

Как развивается речь ребенка в первый год жизни

Рассмотрим поэтапное развитие ребенка в так называемый доречевой период. Слов от малыша мы пока еще не слышим, зато он умеет издавать звуки. И это уже первые шаги к тому, чтобы заговорить!

Развитие речи в первые дни жизни младенца – крик, непроизвольные звуки

С самых первых дней жизни малыш упражняет твой голосовой аппарат. К таким упражнениям можно отнести крик, непроизвольные звуки (к концу первого месяца жизни они могут приобрести эмоциональные оттенки). Конечно, его первые голосовые эксперименты не являются речью, поскольку носят рефлекторный характер, однако они оказывают огромное влияние на последующее развитие речи. Они позволяют установить ассоциации между слуховым восприятием ребенка и нервными центрами речи. Позднее эти ассоциации обусловят появление подражательной речи. Другими словами, кроха произносит непроизвольные звуки, слушает их и постепенно тренируется управлять своим органом речи так, чтобы получилось произнести звук произвольно.

Что делать родителям? Помимо того, что кроха прислушивается к собственному голосу, он также слушает с удовольствием и взрослых. Поэтому так важно петь ребенку, вести с ним первые беседы, рассказывая обо всем вокруг.

Развитие речи ребенка в 1 – 3 месяца – стадия гуления

Первые звуки ребенка представляют собой нечленораздельные сочетания, который состоят главным образом из губных и гортанных звуков: б, бг, м, мг, гх, пх и т.п. Малыш упражняется в произнесении этих звуков практически постоянно – он гулит.

Что делать родителям? Поддерживать гуление ребенка! Обращать внимание на отдельные звуки в исполнении малыша, повторять их за ним, складывать в короткие слова. Эмоциональное реагируйте на гуление – кивайте, улыбайтесь. Всеми этими действиями Вы помогаете крохе быстрее произнести его первое слово!

Развитие речи ребенка в 4 – 5 месяцев – стадия лепета

Звуки меняют свой характер – теперь они похожи на элементы слова. Малыш старается произносить отдельные слоги и первичные корни слов: бу, на, га, ка… Поначалу они не имеют смысловой подоплеки, но к 8 – 9 месяцам они становятся все более четкими, громкими, и к 10 — 11 месяцам малыш начинает произносить первые упрощенные слова («га-га», «ав-ав», «мама», «баба»). Ребенок в этом возрасте различает ласковый и строгий тон.

Это важно: Крик, чаще всего выражает негативные эмоции. А вот гуление и лепет появляются, если малыш чувствует эмоциональный подъем, ему комфортно. Как было замечено исследователями, дети неблагополучные, страдающие от голода, холода или одиночества не гулят и не лепечут. Поэтому основным условием беспрепятственного развития речи ребенка до года является его удовлетворенное и веселое самочувствие.

Что делать родителям? Продолжаем разговаривать с малышом, поддерживаем отдельные слоги в лепете, поем песенки, заменяя слова любимыми слогами. Показываем крохе игрушки, называем их упрощенными именами («киса», «ав-ав»).

Развитие речи ребенка в 6 — 7 месяцев

Малыш в семь месяцев знает свое имя, умеет находить предметы, отвечая действиями на вопрос «где?» (например, ползет или поворачивает голову в сторону куклы, если родители спрашивают: «где кукла?»). Гуление становится все более продолжительным и певучим.

Развитие речи ребенка в 8, 9, 10 и 11 месяцев

Ребенок понимает и выполняет различные простые поручения, с удовольствием повторяет за взрослым слоги, которые уже есть в его лепете.

Что делать родителям? Поддерживайте лепет ребенка, старайтесь придать ему осмысленность. Например, постарайтесь научить кроху первым словам: «бах» (если что-то упало), «дай».

Развитие речи ребенка в 12 месяцев

Ребенок с радостью и готовностью повторяет за взрослым новые слова, а самостоятельно говорит от шести до десяти простых слов.

Игры для развития речи до года

Что нужно делать родителям, чтобы у малыша развивалась речь? Мы собрали самые эффективные игры для первых месяцев жизни ребенка! Используйте эти игры с указанного возраста, однако не отказывайтесь от них позднее. Некоторые игры (например, пение слогов) могут быть полезным занятием на протяжении всего первого года жизни крохи! Итак, вот какую «развивающую программу» можно предложить малышу.

Упражнения для развития речи новорожденного

«Споем, малыш»: спойте ребенку песенку, держа таким образом, чтобы он мог видеть Ваши губы. Если кроха будет пытаться потрогать их – исследовать источник звука, не препятствуйте! На помощь маме придут потешки, пестушки и колыбельные.

«Какие разные вещи»: возьмите несколько вещей с поверхностью разной текстуры (например, перо, кусочек бархатной ткани, вату), положите малыша раздетым на пеленальный столик и начинайте водить предметами по его животику, ручкам и ножкам. Если малышу понравится, он начнет издавать различные звуки – повторяйте некоторые из них за ним.

Упражнения для развития речи ребенка в 2 – 3 месяца

«Поем песенку»: малыш гулит, а Вы выбираете один из его любимых звуков и поете детскую песенку, заменяя все слова на этот звук. Такое занятие важно проводить несколько раз (чем больше, тем лучше). Не забываем и про потешки и пестушки.

«Ласковое общение»: улыбаемся крохе, тормошим его, беседуем. Стараемся эмоционально реагировать на звуки, издаваемые ребенком. Не забываем про тактильные ощущения во время общения.

Игра для развития речи ребенка в 4 – 5 месяцев

«Где киса?»: познакомьте кроху с игрушкой, называйте ее по имени несколько раз. А затем спрячьте игрушку за спину: «Где киса?». Покажите игрушку: «Воот где киса!». После игры посадите игрушку на столик и спросите кроху еще раз о том, где она находится.

Читать еще:  Как убрать растяжки после родов на животе и теле

«Пальчики»: используем пальчиковые игры для развития моторики и для обогащения словаря крохи новыми словами.

Упражнения для развития речи ребенка в 6 — 7 месяцев

Занятие «Маленький читатель»: читаем с малышом книжки. Пусть кроха выберет интересную для него книжку, прочитайте ее ему несколько раз, каждый раз показывайте и называйте объекты на иллюстрациях. После того, как книжка ребенку полностью знакома, попросите его показать тот или иной предмет на картинках.

Актуальны игры: «Прятки с игрушками», Ласковое общение».

Упражнения для развития речи ребенка в 8 – 9 месяцев

Развитие речи неразрывно от развития мелкой моторики рук ребенка. Поэтому вводите игры, которые позволят маленьким пальчикам познакомиться с новыми текстурами.

Игра «Прятки в манке». Насыпьте в поднос манку, спрячьте в нем несколько мелких игрушек (например, кошечку и птичку). Прятать игрушки следует на глазах у малыша. Спросите кроху: «А где киса?». Пусть запускает пальчики в манку и начинает поиски! Данную игру следует проводить только в случае, если Вы можете наблюдать за ребенком.

Подробнее об организации игры: Рисование манкой

Упражнения для развития речи ребенка 10 – 12 месяцев

«Малыш, я тебя прошу!»: давайте ребенку простые поручения, просите его о простых вещах. От «Дай маме ручку», до «Принеси мячик». Эта игра позволяет изучить сформированность пассивного словаря ребенка.

«Повтори, малыш за мной!»: учим кроху новым словам, инициируем его повторять их за взрослым по нескольку раз
.

Развитие речи ребенка до года

Многие мамы начинают общаться со своим малышом, еще когда он находится в животике. В первые месяцы жизни – в период от рождения до года – важно не прекращать активно разговаривать с ребенком, чтобы способствовать развитию речевых навыков.

Развитие речи с первого месяца

«Он еще такой кроха, какая там речь!» – скажете вы. Тем не менее, уже с момента появления на свет ваш ребенок активно старается заявить о себе своим криком. В первый месяц жизни он общается с родителями в основном при помощи плача. Например, плач голодного малыша отличается по интонации и звукам от крика ребенка, который замерз, или у которого болит животик.

Конечно, новорожденный еще не понимает значение слов, но уже активно прислушивается к интонации сказанного. На третьей неделе жизни малыш уже концентрируется на речи взрослого, и ему очень важно слышать тихие, успокаивающие слова в свой адрес.

Какие факторы влияют на появление речи ребенка

Спокойное адресное общение

В первые месяцы жизни кроха активно учится понимать мир. Ласковые интонации, услышанные от мамы, позволяют ему быстрее адаптироваться в незнакомой окружающей среде. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, склонясь над его кроваткой. Пусть он видит ваше лицо, осознает, что вы спокойны и веселы. Важно, чтобы малыш слышал не только разговоры, которые взрослые ведут между собой, но и речь, обращенную непосредственно к нему.

  • Отсутствие излишнего шума
  • Старайтесь не включать фоном музыку или телевизор в периоды ваших разговоров с ребенком. Сначала ему будет сложно выделить вашу речь на фоне посторонних звуков, а посторонние звуки будут мешать осознанию того, что с ним общается мама.

    Развитие тактильных ощущений

    Прикосновение – один из главных инструментов познания мира. Чаще давайте вашему малышу игрушки, погремушки из разных материалов, позволяйте знакомиться с разными фактурами, формами и свойствами предметов. Взаимодействуя с различными материалами, ребенок научится выражать свои эмоции относительно того, к чему прикасаться приятно, а к чему – не очень. Главное, следите за безопасностью.

    Даже во взрослом возрасте значительную часть эмоций и ощущений мы можем передать благодаря мимике. Не стесняйтесь кривляться перед малышом, стройте смешные рожицы, выражайте удивление, страх, радость. Сначала ребенок может заинтересованно смотреть, позже – будет улыбаться и смеяться в ответ, а потом научится повторять за вами.

    Стадии речевого развития

    Первая стадия – крик

    Криком человек заявляет о своем появлении на свет. На уровне безусловного рефлекса крик помогает ребенку требовать удовлетворения своих потребностей. Чаще всего у новорожденных крик служит сигналом о дискомфорте: холодно, хочется есть, мокро. С помощью крика кроха строит свой первый своеобразный диалог: вы можете заметить, что, покричав, он на какое-то время затихает, предоставляя маме возможность откликнуться на призыв. К третьему месяцу жизни, а часто и раньше, крик ребенка приобретает множество оттенков. Это может быть недовольное ворчание, резкий визг, удивленное «восклицание» и многое другое.

    С появлением следующих этапов в речевом поведении малыша, крик не исчезает, а продолжает активно развиваться. Даже с появлением в лексиконе слов, ребенок еще долго параллельно использует для общения крик.

    Вторая стадия – гуление

    Примерно со 2 – 3 месяца и до полугода в жизни младенца наступает период гуления. Он произносит фантастический своеобразный набор звуков, протяжно мелодично выпевая их. Гуление невозможно ни с чем перепутать. Дети всего мира гулят одинаково.

    Именно в этот период, особенно в возрасте 3 – 4 месяцев, малыш не только активно общается с вами, но и испытывает особую потребность в эмоциональной отдаче со стороны взрослого. Он так тянется к вам, рассказывая что-то на своем языке, но, не получив ответной реакции, этот импульс может затихнуть. Дети, которые в этом возрасте были по какой-либо причине изолированы от своих родителей, в будущем часто испытывали задержку речевого развития.

    Смотрите на своего малыша, стройте с ним диалог. В это время ребенок уже учится связывать голос и взгляд, что в будущем становится основой успешного общения. Можете разговаривать с ребенком на его языке, и вы увидите, как он потянется к вам. Постепенно сочетания звуков, которые будет воспроизводить малыш, станут все интереснее и длиннее.

    Третья стадия – лепет

    С 6 до 10 месяцев речь ребенка уже больше напоминает лепет. Именно в это время появляются первые слоги, задатки будущих слов – «ма», «ба», «па». Поначалу они будто случайно проскальзывают среди звуков, издаваемых малышом, но со временем складываются в цепочки: «ма-ма», «па-па-па».

    Чтобы на этой стадии лепет развивался более активно, постоянно разговаривайте со своим малышом, читайте ему потешки и ритмичные стишки. Произносите слоги, чтобы ребенок видел, как вы это делаете. Старательно растягивайте звуки, складывайте губы трубочкой, используйте все возможности артикуляции, чтобы у малыша появилось желание подражать вам.

    На этом этапе, примерно к десятому месяцу жизни, ребенок уже начинает ассоциировать слова с конкретными предметами или действиями.

    Четвертая стадия – первые слова

    После 10 месяцев установление взаимосвязи между словом и предметом уже происходит более прочно и осознанно. Появляются первые, самые важные и необходимые ребенку на данном этапе слова. Например, первыми могут стать слова «мама», «папа», «дать» и другие. Словарный запас пока мал, и одно слово в лексиконе малыша может приобретать десятки значений.

    Важно помочь ребенку в его желании осваивать новые слова. Чаще разговаривайте с ребенком, при этом используя для всех окружающих вещей и явлений правильные понятия.

    Дети очень часто стремятся повторять звуки за «говорящими» игрушками. В этом возрасте предмет, человек или животное часто ассоциируется у малыша со звуками, которые издает. Так, кот устами младенца превращается в «мяу», паровоз – «чух-чух», машина станет поначалу «бибикой». Не стоит с пренебрежением относиться к этому детскому языку, стремясь сразу научить ребенка названиям предметов. Это неизбежный этап развития – придет время, и «ав-ав» голосом вашего ребенка обязательно превратится в собаку.

    Некоторые возрастные нормы

    1 месяц. Малыш умеет сосредотачивать внимание на голосе взрослого.

    2 месяца. Голос родителя может успокоить плачущего малыша.

    3 месяца. Кроха может реагировать на разговор звуками или смехом.

    4 месяца. Активно развивается гуление, малыш может издавать звуки, даже когда родители находятся далеко.

    5 – 6 месяцев. В это время малыш уже может адресовать свое общение конкретному человеку, но пока еще более активно реагирует на жесты, а не на слова.

    Читать еще:  Профилактика геморроя у мужчин в домашних условиях

    7 – 8 месяцев. Ребенок уже может повернуться к предмету, если его спросить, к примеру: «Где машинка?». Однако, связь еще неустойчива, и если машинка будет находиться в непривычном месте, малыш может ее не найти. Ребенок часто уже может сесть, встать или помахать ручкой по просьбе взрослого.

    10 месяцев. Малыш может найти несколько знакомых предметов, если поменять их местами.

    11 месяцев. Может дать маме почти любую игрушку, которую она попросит. Хорошо реагирует на слова, призыв, даже не сопровождающийся жестами.

    12 месяцев. В лексиконе появляются новые слова, их запас понемногу расширяется. Малыш хорошо ассоциирует их с предметами, но может использовать одно слово для того, чтобы назвать несколько явлений или вещей.

    Помните, что ваш ребенок – это индивидуальность, и он не обязан развиваться строго по прописанным нормам в определенные сроки. Однако, стоит обратить внимание, если малыш:

    в первые полгода плачет постоянно одинаково, причину плача невозможно отличить;

    до 6 месяцев не реагирует на эмоциональную речь взрослых;

    после 6 месяцев не стремится повторить за мамой отдельные слоги и действия;

    после 10 месяцев не реагирует на простые просьбы;

    к году не пытается сложить отдельные слоги в слова (например, «мама»).

    Эти явления не обязательно служат сигналом о какой-либо патологии, тем не менее, если вы замечаете много тревожных «звоночков», это повод для того, чтобы поделиться своими наблюдениями с врачом, чтобы тот развеял ваши опасения и сомнения.

    Как способствовать речевому развитию ребенка

    Начиная с самого рождения, постоянно разговаривайте со своим малышом. Даже когда он не может понять смысл слов, он уже воспринимает их интонацию. Пусть сначала это будут тихие убаюкивающие слова, песенки.

    Когда вы занимаетесь домашними делами вместе с малышом, активно комментируйте свои действия, рассказывайте ему о происходящих процессах («Здесь у нас варится кашка, а здесь супчик»).

    Активно используйте не только названия, но и звуки, ассоциирующиеся с чем-либо. Всем знакома игра «Кто как говорит?». Разные животные будут связаны в памяти малыша со звуками, которые они издают.

    Интересуйтесь тем, что пытается рассказать вам малыш на этапе гуления и лепета. Вступайте с ним в диалог на его языке.

    Общайтесь не только словами, но и мимикой, жестами. Чем больше вы будете применять эти средства в вашем разговоре, тем активнее малыш будет стремиться повторить за вами.

    Рассматривая с малышом книжки, обращайте внимание на яркие картинки, показывайте и называйте животных, предметы и действия.

    Самые простые «шумелки» вы можете соорудить самостоятельно. Насыпьте в пластиковую баночку с крышкой горох, крупу или макароны и потрясите. В зависимости от содержимого баночка будет издавать разные звуки. Вскоре малыш и сам начнет интересоваться игрушкой, будет трясти ею, захочет самостоятельно воспроизвести звук.

    В первые месяцы жизни важно знакомить малыша с внешним миром через тактильные ощущения, делать пальчиковую гимнастику, массаж. Позже речевому развитию могут помочь всем знакомые игры в ладушки или потешка про сороку-белобоку.

    Некоторые важные правила таких игр:

    при занятиях не дотрагивайтесь до малыша холодными руками или острыми ногтями, чтобы не напугать его;

    при выполнении упражнений, в которых задействованы ручки и ножки, не применяйте силу, не заставляйте ребенка;

    занятия обычно продолжаются не более десяти минут, прекратите занятия, если малыш потерял интерес;

    проводите упражнения не в форме урока, а в форме игры;

    сохраняйте позитивный настрой, не кричите на ребенка.

    Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

    Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

    Развитие речи у малыша до года: рекомендации родителям

    Самое первое проявление речи у младенца — это крик. В 2-3 месяца на смену крику приходит гуление — малыш тянет гласные звуки (а-а-а, ы-ы-ы, у-у-у). В это время речевой аппарат младенца активно готовится к произношению. В возрасте от 7 месяцев малыш начинает лепетать — произносить серии повторяющихся слогов: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». Ребёнок подражает интонациям взрослой речи.

    Ближе к году малыш уже может произносить несколько осознанных слов. Чаще всего это слова из двух одинаковых слогов: «мама», «тётя» и т.д. После полутора лет количество произносимых слов значительно увеличивается и к двум годам достигает 200-300 слов. После полутора-двух лет малыш начинает составлять первые простые предложения: «Ляля бух», «мама ам». Речевой запас быстро растёт.

    Так происходит развитие речи у ребёнка в норме. Однако очень часто малыши значительно отстают от принятых норм. Как правило, родители начинают бить тревогу после трёх лет. Однако нужно обращать внимание на развитие речи у малыша с самого раннего возраста.

    Чем раньше будут выявлены нарушения, тем легче будет с ними справиться. Обратите внимание на своего трёхмесячного младенца — начинает ли он гулить, когда Вы с ним разговариваете, улыбаетесь ему? Повторяет ли девятимесячный малыш за взрослым звукосочетания, слоги? Лепечет ли он, подражая вашим интонациям? Произносит ли ваш годовалый малыш несколько осознанных слов? Играет ли он в «ладушки», машет ручкой «пока-пока», приносит по вашей просьбе игрушку?

    Если Вы заподозрили отставание речи — незамедлительно проконсультируйтесь со специалистами. Не стоит надеяться, что малыш «перерастёт» свою проблему и заговорит сам.
    В ваших силах сделать многое для того, чтобы речь малыша развивалась в соответствии с возрастом.

    Главное — уделять внимание развитию речи хотя бы несколько минут, но каждый день. Регулярно выполняемые простые игры и упражнения помогут предотвратить множество проблем.
    Начните с пальчиковой гимнастики.

    Начинать можно с двухмесячного возраста — поглаживание пальчиков, сгибание и разгибание каждого пальчика должны быть непременной частью ежедневного массажа и гимнастики. Поглаживайте головку младенца, «обведите» бровки, носик, ушки, ротик. После девяти месяцев добавляйте растирание пальчиков, постукивание по ним.

    Вкладывайте в ручку младенца различные предметы: колечки, кусочки меха, толстые фломастеры, мячики для настольного тенниса. Пусть малыш ощутит гладкие, шероховатые, мягкие прикосновения.

    Используйте игрушки с различным музыкальным звучанием. Перед покупкой игрушки проверьте ее — звук должен быть приятным, не слишком громким, чтобы не испугать младенца.

    Не забывайте и о потешках. Чётко произносите ритмичный стишок, покачивая малыша на коленях:

    А-ты, ба-ты — разбежалися коты,
    Птицы разлетелись,
    На забор уселись.
    Может, дождь пошёл?
    Может, снег пошёл?
    Снег и дождь тут ни при чем —
    Вышел Ванечка с мячом.

    Девятимесячному малышу читайте стишки, стимулирующие лепет, дающие возможность тренироваться в произношении слогов:

    Прибежали мы сюда — да, да, да.
    Здесь увидели кота — та, та, та.
    Котик спрятался в кусты — ты, ты, ты.
    Под кустом нашёл грибы — бы, бы, бы.
    Котик нам грибы вручил —
    Подружиться он решил.
    Мы грибы пожарим — м-м-м,
    Вместе с котиком съедим.

    Годовалому малышу предложите игры для развития мелкой моторики: собирайте матрёшку, пирамидку, позвольте ему пересыпать крупу из одной ёмкости в другую. Приобретите несколько массажных мячиков разных размеров и научите малыша катать их между ладошками. Насыпьте на поднос манную крупу и покажите малышу, как можно чертить пальчиками узоры и линии.

    Уделяйте внимание также и развитию общей моторики, она не менее важна для формирования речи. Научите малыша танцевать под музыку: хлопать в ладошки, топать ножками, поворачиваться из стороны в сторону, наклоняться и приседать.

    И, конечно, чаще разговаривайте с ребёнком. Переодевая, умывая малыша, комментируйте свои действия: «Сейчас мы помоем ручки», «Дай ножку, мама оденет носочек». Старайтесь, чтобы малыш видел, как двигаются Ваши губы — дети копируют звуки, произносимые взрослыми. Читайте стишки, коротенькие сказки. Показывайте малышу картинки, озвучивая их: «Это коровка — му», «Это машинка — би-би».

    Если Вы будете уделять внимание развитию речи у малыша с раннего возраста, вовремя выявлять возможное отставание в формировании речи, Вы сможете предупредить возникновение стойких нарушений, трудно поддающихся коррекции.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector