Развитие двигательной активности у детей 1 2 лет

Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

Двигательная активность у детей просто впечатляет. Они готовы бегать, кататься на горках, прыгать чуть ли не круглосуточно. Конечно, это сильно выматывает родителей, но зато способствует развитию крупной моторики и расширяет круг возможностей для изучения окружающего мира.

Благодаря активным играм быстрее активизируются процессы формирования мышления и речи. Все это создает условия для гармоничного развития.

Как видим, двигательная активность у детей очень важна. Она позволяет малышу стать не только хорошим спортсменом, но и знаменитым художником или талантливым писателем. Поэтому вы должны всячески способствовать развитию двигательной активности у ребенка.

Считается, что двигательная активность и интеллект очень тесно связаны. В раннем детстве эта связь особенно важна. Кстати, потребность в движения у человека занимает второе место после потребности в дыхании.

Уже в год активность ребенка значительно возрастает. Он делает первые шаги, учится подниматься по ступенькам, пробует подпрыгивать. Каждое новое движение дается с трудом, поэтому ваша помощь необходима.

Для вас неумелые попытки малыша могут выглядеть забавно, но у него они вызывают чувство страха, который приходиться преодолевать. В такие минуты старайтесь быть рядом, чтобы вовремя его поддержать. Время от времени предлагайте новые интересные игры. Ваша уверенность передастся малютке, и у него все получиться.

Если ребенку не интересны ваши задания, заставить его их выполнять будет сложно. Да и зачем? Для эффективного развития двигательной активности у ребенка, нужно заинтересовать малыша, чтобы он сам захотел что-то сделать. Тогда это станет увлекательной игрой, в которую кроха будет играть с удовольствием. Используйте для этого любимые игрушки, которые будут попадать в «сложные» ситуации, а малыш должен будет их спасать.

В полтора года маленькому непоседе понравится повторять движения животных. Попрыгайте как лягушки или потопчитесь как медвежата.

В два года ребенок будет уже достаточно ловким, и можно устраивать соревнования на скорость. Например, кто быстрее проползет через комнату как паучок.

Чтобы развитие двигательной активности у детей приносило только пользу, не забывайте, что физическую нагрузку нужно увеличивать постепенно. Начните с простых упражнений, которые ребенок легко выполнит самостоятельно. И постепенно добавляйте новые. Но не чаще двух раз в неделю.

Показатели двигательной активности у детей.

1 год – малыш может пройти 10 – 15 метров не останавливаясь. Если вы поможете, может забраться на невысокую вертикальную лестницу и спуститься с нее.

1 год 4 месяца – идет по обозначенной дорожке шириной 25 см.

1год 6 месяцев – сам садится на стул или лавку высотой 15 см. может пройти по наклонной доске.

1 год 8 месяцев – с легкостью преодолевает невысокие препятствия. Умеет кидать мяч в мишень.

2 года – ножки стали достаточно сильными. Пришло время для покупки трехколесного велосипеда.

Двигательная активность детей 2–3 лет

Евгения Высоцкая
Двигательная активность детей 2–3 лет

В современном мире, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его здоровью и знаниям. Постоянно усиливающееся влияние на организм ребенка разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического состояния детей. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Ведь от состояния здоровья человека зависит качество и продолжительность его жизни. Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека.

В документе «Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ» в разделе «Физическое развитие и здоровье» говорится о том, какие в детском саду должны создаваться условия для полноценного физического развития:

1. Педагоги ДОУ создают условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

2. В организации физкультурных занятий и в подвижных играх педагоги реализуют индивидуальный подход к детям.

3. Педагоги ДОУ способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни.

4. Педагоги ДОУ создают условия творческого самовыражения детей в процессе физической активности.

5. Педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей.

6. В ДОУ ведется работа по профилактике и снижению заболеваемости детей.

Третий год жизни – важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито.

Первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте, компенсируется в дальнейшем с большим трудом.

В течение года происходит увеличение в показателях физического развития ребенка. Однако эти показатели не являются единственными, свидетельствующими об общем развитии движений и двигательной активности маленького ребенка.

В начале, как правило, новые движения дети выполняют неточно, с излишним напряжением. Поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования.

Движения ребенка данного возраста считаются правильными тогда, когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой. В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных.

Если на втором году жизни малыши умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности, способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке, но при этом они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых. То на третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается — развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну, а также игры с несложными правилами.

На третьем году жизни малышей уже можно постепенно приучать к правильному восприятию звуковых и зрительных сигналов, быстроте реакций на них, а также к самостоятельности. И опять же не будем забывать, что выполнение нового упражнения, которому обучают ребенка, должно вызывать у него определенные усилия, но быть доступным ему. Закрепление усвоенных навыков и их совершенствование достигаются путем повторения движений с обязательным усложнением (увеличение физической нагрузки, варьирование, изменение содержания).

Исходя из выше сказанного можно выделить 5 основополагающих принципов в развитии двигательной активности детей раннего возраста:

1. Принцип систематичности и последовательности. Этот принцип предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. При планировании устанавливается последовательность раскрытия темы, продумывается связь нового материала с ранее усвоенным знаниями, опытом детей.

Читать еще:  Как понять своего ребенка

2. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

3. Принцип наглядности. Этот принцип соответствует основным формам мышления дошкольников. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным — значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью.

4. Принцип координации деятельности педагогов и специалистов.

Предполагает сотрудничество и скоординированность действий медицинских работников, воспитателей, помощника воспитателей в достижении общей цели.

5. Принцип преемственности. Предполагает тесное взаимодействие детского сада с семьями воспитанников.

В целях развития и поддержания интереса детей к занятиям по физической культуре важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования и пособий. Рациональный подбор оборудования, его обновление путем смены и чередования деталей, внесение новых пособий, их перестановка – все это помогает реализовывать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, контрольно-проверочное).

Не следует так же забывать, что поощряя активность каждого ребенка, воспитатель развивает его стремление заниматься еще и еще. Самое главное каждому малышу следует дать почувствовать, что у него не только все получается, но каждый раз – все лучше и лучше.

Двигательные навыки, полученные на занятиях, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Этому способствует спортивный уголок созданный в группе. При его создании необходимо учитывать требования гигиены и безопасности. Уголок должен располагать так, чтобы дети могли заниматься в нем, не мешая друг другу. Уголок должен быть оснащен физическим оборудованием, соответствующим возрасту детей, направленным на развитие всех основных движений. В уголке доступно расположено как стандартное, так и нестандартное физкультурное оборудование. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования способствует воспитанию художественного вкуса у детей. При создании оборудования могут учитываться взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. В вечернее время педагог может уделить внимание руководству самостоятельной двигательной деятельностью детей и индивидуальной работой по развитию движений.

Вот, например, некоторые из игр с использованием нестандартного оборудования:

“Соберись в букет” — дети под музыку выполняют подскоки с листочками в руках, с окончанием музыки должны встать около “пенечка” (“таблетки” из оборудования “Альма”) того цвета, какого листочки.

“Найди себе пару” — у детей листочки в руках. Они выполняют подскоки под музыку, различные ритмические движения, кружатся, бегут по залу мелкими семенящими шагами. С окончанием музыки должны найти пару с такими же (по цвету) листочками в руках.

“Кто быстрее соберет” — игра-аттракцион. На полу в обруче рассыпаны капсулы от киндер-сюрпризов или цветные крышки от пластиковых бутылок. Дети по сигналу собирают их в ведерко – кто быстрее. Вариант 2: собирают капсулы или крышки с завязанными глазами.

“Собери зерно” — игра-аттракцион. Крышки или капсулы от киндер-сюрпризов разбросаны по всему залу. Собирают командой в ведерко или корзину. Одна команда крышки, другая – капсулы.

Таким образом, физкультурные занятия должны быть направлены на развитие движений, обеспечивающих передвижение в пространстве, ориентировку в нем, умение сохранять устойчивое положение тела, способствовать развитию координации движений, формируют потребность в двигательной активности, а широкое использование подвижных игр, нестандартного оборудования сделает занятия развивающими и эмоционально насыщенными.

«Физическое развитие детей от 1 до 2 лет»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

«Физическое развитие детей от 1 года до 2 лет»

МБДОУ детский сад №2 «Ромашка»

Кузнецова Ольга Владимировна

Физическое развитие детей 1-3 лет продолжается семимильными шагами. Освоив навык хождения, малыши ведут себя все активней и активней, в этом возрасте их ни на минуту нельзя оставить без присмотра. Серьезные изменения происходят во всех системах и органах. И очень многое зависит от того, как будут развивать ребенка в 1,2 и 3 года родители, каким навыкам и умениям они его обучат.

Как физически развивается ребенок в 1 год . Малыш, начиная с 1 года постоянно находится в движении, поэтому на скелет падает довольно большая физическая нагрузка. За детьми надо внимательно следить, чтобы они правильно сидели, спали не на слишком мягкой постели, носили обувь по размеру.

У ребенка в этом возрасте формируется процесс правильного теплообмена. Чтобы не нарушить его, ни в коем случае не следует допускать перегревания или переохлаждения малыша.

Поверхность кожи, приходящаяся на 1 кг веса тела, больше, чем у взрослых, поэтому дети могут легко перегреваться или переохлаждаться во время прогулок.

В процессе физического развития у ребенка 1 года совершенствуются органы дыхания и сердечно-сосудистая система, увеличивается их работоспособность. Дыхание становится более глубоким, число дыханий к трем годам составляет 28-30 дыхательных движений в минуту, пульс — до 110 ударов в минуту. Нормальное систолическое (верхнее) давление для ребенка в возрасте 1 года — 85-100 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) — 35-45 мм.

Особенностью физического развития ребенка в 1 год является замедленный рост волос и быстрая их смена. Толщина их постоянно увеличивается.

В этом возрастном периоде прорезываются первые коренные зубы. До 2-х лет количество зубов определяют так: возраст ребенка в месяцах минус 4. Таким образом, у ребенка в 18 месяцев должно быть 14 зубов. Но это, разумеется, усредненные данные. Чаще всего к двум годам у малыша прорезываются уже все 20 молочных зубов. Их должно быть в каждом ряду по 10:4 резца, 2 клыка, 4 коренных; в отличие от взрослых, малые коренные зубы отсутствуют. Развитие органов пищеварения у детей 1-3-х лет еще не завершено.

. В этом возрасте увеличивается ферментативная активность пищеварительных соков. Желудочно-кишечный тракт переваривает только хорошо обработанную пищу и недостаточно обезвреживает попавшие с пищей болезнетворные микробы.

На 2-м году жизни иммунитет, полученный ребенком при вскармливании грудным молоком, утрачивается, и вследствие этого малыши становятся более восприимчивыми к инфекции.

На втором году жизни в детском организме происходят значительные изменения. Начинается наиболее интенсивное развитие зрения, моторики движений и осязания.

Каждый месяц приносит прибавку в росте до 1 см, в весе -до 200 г. Ребенок интенсивно растет, у него развивается опорно-двигательный аппарат. Появляются новые двигательные навыки, совершенствуется координация движений рук. В результате ребенок много двигается и играет с предметами (кубики, пирамидки).

От 1 года до 1,5 лет ребенок дольше бодрствует (до 4-х часов). Он может обходиться без опоры, вставать и проходить небольшое расстояние, которое со временем увеличивается.

На развитие основных движений ребёнка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенная осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребёнку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку». Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность.

Совершенствуется ходьба ребенка. Он учится ходить по неровной поверхности (поросшим травой небольшим возвышенностям), пытается обходиться без помощи взрослых. Неизбежны и падения. Но упорству ребенка можно позавидовать. Ребенок уже в состоянии сам влезть на небольшой стул или диванчик, закрыть дверь. Он играет с пирамидками, пытается рисовать. Малыш понимает простые указания и выполняет их.

Читать еще:  Можно ли беременным заниматься йогой

Физическое развитие детей в этом возрасте уже позволяет им подниматься по лестнице – сначала с поддержкой, а потом и без неё. В год малыш пытается сам есть ложкой, одеться и раздеться без помощи родителей. Он охотно играет с мячом, строит из кубиков сложные сооружения.

Основной навык, который осваивает ребенок на втором году жизни, — ходьба. Его первые шаги еще неуверенные. Он часто падает и для скорости переходит на ползанье, чтобы быстрее достичь цели. Одна из особенностей физического развития ребенка этого возрастного периода – хождение, переваливаясь с ноги на ногу. Когда малыш пытается бежать, то наклоняет туловище вперед, вытягивает руки. Но ежедневная практика дает свои результаты.

В процессе того как развивается ребенок в 1 год, постепенно ему удается ходить прямо. Правда, он все еще широко расставляет ноги и руки для равновесия. Но зато для того, чтобы встать, он уже не хватается за опору. Малыш становится на четвереньки, затем приседает на корточки и из этого положения встает прямо. Со временем он делает это все более уверенно. Весь второй год дети тренируются в ходьбе, и она доставляет малышам огромное удовольствие. Дети чувствуют уверенность и начинают использовать свое новое умение. Ребенок бегает вперед, назад, по кругу, изображая самолетик.

Как физически развивать ребенка в 1 год? Нагрузки при физическом развитии детей старше 1 года должны строго соответствовать уровню развития жизненно важных органов. При проведении физических занятий надо, чтобы ребенок понимал обращенные к нему слова, правильно выполнял все движения и не задерживал дыхание. С этого возраста можно разрешать ребенку принимать недолгие солнечные ванны и купаться в открытых водоемах. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.

Для того чтобы помочь малышу освоить ходьбу, нужно учить его ходить по ограниченной поверхности (узкой дорожке), почаще гулять по пересеченной местности, так как это труднее, чем передвигаться по комнате.

Другой навык, который осваивает малыш, — это самообслуживание. Ребенок уже достаточно владеет своим телом и пытается сам одеваться и раздеваться, есть, и имитировать движения взрослых. Конечно, сначала это усложняет жизнь родителям. В процессе того как развивать ребенка в 1 год, нужно позволить малышу самому всовывать руки в рукава, надевать ботинки или снимать их. Пусть пытается самостоятельно причесываться. Можно сопровождать процесс одевания словами для обозначения действий, называть предметы одежды. Пускай ребенок возьмет ложку и пытается, есть сам. Для него это пока игра. Вам нужно запастись терпением, вытирать кашу, лужицы супа и собирать еду по всему столу, полу. Конечно, легче накормить ребенка из ложечки. Но сначала малышу нужно позволить вволю освоить процесс кормления самого себя, а затем его докормить. Со временем он будет владеть ложкой лучше и не придется больше уговаривать его съесть еще немного, ребенок сам съест столько, сколько нужно.

Необходимо убрать табуретки под стол, следить, чтобы рядом с газовой плитой их тоже не было. Можно соорудить ребенку горку из подушек и валиков.

Идеально подходит для освоения лазания горка. Здесь два удовольствия в одном — залезть и скатиться с горки вниз.

Не менее любимым занятием для малыша является «верховая езда». Для этого подходят и стульчик, и велосипед. Эти предметы должны быть устойчивы. Учитывая особенности физического развития детей 1-3 года жизни, нужно обеспечить безопасность малышей. Например, во время активных игр вокруг разложить подушки, чтобы неизбежные в первое время падения не имели серьезных последствий в виде травм.

Исходя из всего вышесказанного, необходимо определить ряд задач развития движений детей второго года жизни:

создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности;

содействовать развитию основных движений;

учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук;

влезать на стремянку и слезать с неё, подлезать, перелезать;

отталкивать предметы при бросании и катании

выполнять движения совместно с другими детьми.

Развитие двигательной активности у детей 1 2 лет

Формирование двигательной активности детей 1-2 лет

Чем больше и адекватно двигается ребенок, тем лучше у него формируется образ собственного тела, активнее развиваются мыслительные процессы и творческое начало, улучшается зрительное и слуховое внимание, тонизируется нервная система, появляется умение управлять своим поведением. Двигательные упражнения способствуют жизненной активности, уверенности в своих силах и полноценному психическому развитию личности ребенка.

Формирование двигательных способностей ребенка происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма, и требует от него умственного, физического и волевого напряжения.

Как правило, произвольные движения у младенцев формируются от центра тела к конечностям и сверху вниз: сначала укрепляются мышцы шеи (умение держать голову), затем – спины (умение приподнимать грудь), бедер (умение сидеть и ползать) и ног (умение стоять и ходить). Годовалый малыш уже достаточно свободно передвигается и многое умеет.

Однако в его движениях пока нет еще уверенности, раскованности, точности, ловкости и координации. Поэтому у детей второго года жизни следует тренировать мышечную систему, развивать моторику тела, рук и ног, укреплять дыхание, совершенствовать и расширять их двигательные возможности, помогать им осваивать более сложные движения, побуждая выполнять их быстро и четко.

Так же важно развивать у детей интерес и потребность в двигательных действиях.

Советы по формированию двигательной активности детей

• Будьте доброжелательны к малышу и искренне заинтересованы в общении с ним.

• Удовлетворяйте естественную потребность ребенка в движениях.

• Побуждайте малыша выполнять физические упражнения вместе с вами, наблюдая, подражая и творя.

• Малышам интереснее осваивать эмоционально окрашенные движения в играх, игровых упражнениях, сюжетно – ролевых занятиях.

• Желательно сопровождать физкультурные занятия и игры музыкой, песенками, потешками.

• Заинтересовать малыша можно и с помощью предметов (мячиков, обручей, ленточек, сюжетных игрушек и т.п.).

• Для закрепления полученных навыков, необходимо на последующих занятиях многократно повторять игры и упражнения, постепенно привнося в них новизну (повышение темпа, усложнение движений, смена последовательности и прочее).

• Маленькие дети, несмотря на их активность и подвижность, быстро устают от однообразных движений. Поэтому не заставляйте ребенка выполнять одно и то же упражнение несколько раз подряд и чередуйте задания.

• Играть с ребенком можно как дома, так и на улице.

• Поддерживайте, поощряйте и хвалите старания малыша.

• Предлагая игры и занятия, учитывайте индивидуальные, возрастные и физические особенности вашего ребенка.

Показатели развития крупной и мелкой моторики

1 год – 1 год 3 месяца

• Одни ребенок в годик ходит, с трудом удерживая равновесие, при ходьбе поднимает руки, широко расставляет ноги и переваливается из стороны в сторону, часто падает.

• При затруднительных переходах может переходить на ползанье на четвереньках.

• Другой малыш будет уже длительно ходить и переносить игрушку, держа её обеими руками.

• Вползает по наклонной поверхности, сползает, залезает на диван и спускается с него на пол.

• Устойчиво стоит, приседает, выпрямляется, наклоняется, поворачивается, пятится, подползает под препятствия.

• Поднимается по лесенке приставным шагом.

• Ходит по бревну или доске с поддержкой.

• Подражает движениям взрослого или сверстника (поднимает руки, топает ногами, вращает кистями рук и т.д.).

Читать еще:  Какую кашу давать ребенку

1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев

• Хорошо скоординировано ходит в разных направлениях (прямо, по кругу, огибая предметы, 2-3 шага спиной вперед, переступает через неровности).

• Ходит, перенося в руках предметы, размахивая ими, везя за собой машинку на веревочке или толкая перед собой каталку или кукольную коляску.

• Ходит по слегка наклонной доске.

• Поднимается и спускается по лестнице чередующимся шагом, залезает на шведскую стенку со страховкой.

• Катит мяч в нужном направлении, скатывает его с детской горки, бросает мяч вниз, вперед, вверх, пытается ловить его.

• Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.

1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев

• Выполняет разные упражнения по показу, словесной инструкции или самостоятельно.

• Ходит с разным ускорением (быстро, медленно), поворачивает в различных направлениях, бегает семенящим шагом.

• Перешагивает через небольшое препятствие на полу (игрушки, кубики и т.п.).

• Ходит на носочках.

• С поддержкой за руку ходит по гимнастической скамеечке, бревну или по другой ограниченной поверхности.

• Может забросить мяч в корзину, выполнить упражнения с флажками, лентами, кольцами, гимнастическими палками и т.п.

• Легко влезает на диван, стул, спускается на пол.

• С удовольствием выполняет физкультурные упражнения и играет в подвижные игры.

1 год 9 мес. — 2 года

• Уверенно ходит по неровной дорожке, перешагивает через несколько препятствия.

• Самостоятельно ходит по доске, лежащей на полу.

• Залезает со страховкой на лестницу с перекладинами.

• Бегает в разных направлениях, подпрыгивает.

• Стоит на одной ноге, держась за опору; ходит на носочках.

• Подпрыгивает на месте и с небольшим продвижением вперед.

• Удерживает мяч одной или двумя руками, бросает мяч в цель, ловит мяч двумя руками, скатывает мяч с горки, ударяет по мячу ногой.

• Самостоятельно передвигается на машинке-каталке, отталкиваясь ногами.

Формирование двигательной активности детей 1-2 лет

Пребывая в утробе матери, ребёнок постоянно совершает активные действия. У появившегося на свет ребенка движения продолжают оставаться главной и естественной потребностью, нарастающей день ото дня.

Чем больше и адекватно двигается ребенок, тем лучше у него формируется образ собственного тела, активнее развиваются мыслительные процессы и творческое начало, улучшается зрительное и слуховое внимание, тонизируется нервная система, появляется умение управлять своим поведением. Двигательные упражнения способствуют жизненной активности, уверенности в своих силах и полноценному психическому развитию личности ребенка.

Формирование двигательных способностей ребенка происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма, и требует от него умственного, физического и волевого напряжения.

Как правило, произвольные движения у младенцев формируются от центра тела к конечностям и сверху вниз: сначала укрепляются мышцы шеи (умение держать голову), затем – спины (умение приподнимать грудь), бедер (умение сидеть и ползать) и ног (умение стоять и ходить). Годовалый малыш уже достаточно свободно передвигается и многое умеет.

Однако в его движениях пока нет еще уверенности, раскованности, точности, ловкости и координации. Поэтому у детей второго года жизни следует тренировать мышечную систему, развивать моторику тела, рук и ног, укреплять дыхание, совершенствовать и расширять их двигательные возможности, помогать им осваивать более сложные движения, побуждая выполнять их быстро и четко.

Так же важно развивать у детей интерес и потребность в двигательных действиях.

Советы по формированию двигательной активности детей

• Будьте доброжелательны к малышу и искренне заинтересованы в общении с ним.

• Удовлетворяйте естественную потребность ребенка в движениях.

• Побуждайте малыша выполнять физические упражнения вместе с вами, наблюдая, подражая и творя.

• Малышам интереснее осваивать эмоционально окрашенные движения в играх, игровых упражнениях, сюжетно – ролевых занятиях.

• Желательно сопровождать физкультурные занятия и игры музыкой, песенками, потешками.

• Заинтересовать малыша можно и с помощью предметов (мячиков, обручей, ленточек, сюжетных игрушек и т.п.).

• Для закрепления полученных навыков, необходимо на последующих занятиях многократно повторять игры и упражнения, постепенно привнося в них новизну (повышение темпа, усложнение движений, смена последовательности и прочее).

• Маленькие дети, несмотря на их активность и подвижность, быстро устают от однообразных движений. Поэтому не заставляйте ребенка выполнять одно и то же упражнение несколько раз подряд и чередуйте задания.

• Играть с ребенком можно как дома, так и на улице.

• Поддерживайте, поощряйте и хвалите старания малыша.

• Предлагая игры и занятия, учитывайте индивидуальные, возрастные и физические особенности вашего ребенка.

Показатели развития крупной и мелкой моторики

1 год – 1 год 3 месяца

• Одни ребенок в годик ходит, с трудом удерживая равновесие, при ходьбе поднимает руки, широко расставляет ноги и переваливается из стороны в сторону, часто падает.

• При затруднительных переходах может переходить на ползанье на четвереньках.

• Другой малыш будет уже длительно ходить и переносить игрушку, держа её обеими руками.

• Вползает по наклонной поверхности, сползает, залезает на диван и спускается с него на пол.

• Устойчиво стоит, приседает, выпрямляется, наклоняется, поворачивается, пятится, подползает под препятствия.

• Поднимается по лесенке приставным шагом.

• Ходит по бревну или доске с поддержкой.

• Подражает движениям взрослого или сверстника (поднимает руки, топает ногами, вращает кистями рук и т.д.).

1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев

• Хорошо скоординировано ходит в разных направлениях (прямо, по кругу, огибая предметы, 2-3 шага спиной вперед, переступает через неровности).

• Ходит, перенося в руках предметы, размахивая ими, везя за собой машинку на веревочке или толкая перед собой каталку или кукольную коляску.

• Ходит по слегка наклонной доске.

• Поднимается и спускается по лестнице чередующимся шагом, залезает на шведскую стенку со страховкой.

• Катит мяч в нужном направлении, скатывает его с детской горки, бросает мяч вниз, вперед, вверх, пытается ловить его.

• Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.

1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев

• Выполняет разные упражнения по показу, словесной инструкции или самостоятельно.

• Ходит с разным ускорением (быстро, медленно), поворачивает в различных направлениях, бегает семенящим шагом.

• Перешагивает через небольшое препятствие на полу (игрушки, кубики и т.п.).

• Ходит на носочках.

• С поддержкой за руку ходит по гимнастической скамеечке, бревну или по другой ограниченной поверхности.

• Может забросить мяч в корзину, выполнить упражнения с флажками, лентами, кольцами, гимнастическими палками и т.п.

• Легко влезает на диван, стул, спускается на пол.

• С удовольствием выполняет физкультурные упражнения и играет в подвижные игры.

1 год 9 мес. — 2 года

• Уверенно ходит по неровной дорожке, перешагивает через несколько препятствия.

• Самостоятельно ходит по доске, лежащей на полу.

• Залезает со страховкой на лестницу с перекладинами.

• Бегает в разных направлениях, подпрыгивает.

• Стоит на одной ноге, держась за опору; ходит на носочках.

• Подпрыгивает на месте и с небольшим продвижением вперед.

• Удерживает мяч одной или двумя руками, бросает мяч в цель, ловит мяч двумя руками, скатывает мяч с горки, ударяет по мячу ногой.

• Самостоятельно передвигается на машинке-каталке, отталкиваясь ногами.

Автор: Дарья Колдина

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector